Профессиограмма (модель) учителя описывает требования к его педагогической компетентности.




Компетентность — личные возможности должностного лица, его квалификация (знания, опыт), позволяющие ему принимать участие в разработке определенного круга решений или решать вопросы самому благодаря наличию у него определенных знаний и навыков (А. С. Роботова и др.). Важнейшими составляющими профессиональной компетентности являются техно­логическая грамотность, профессиональная мобильность, способность к самовыражению и са­мосозиданию, высокая степень адаптации к изменяющимся условиям трудовой деятельности.

Под педагогической компетентностью понимают единство теоретической и прак­тической готовности педагога к осуществлению своей профессиональной деятельности. Содержание теоретической готовности составляют, во-первых, знания (общенаучные, психолого-педагогические, специальные); во-вторых, аналитические, прогностические, проективные и рефлексивные умения. Содержание практической готовности педагога включает две группы умений: организаторские и коммуникативные (см. схему 2).

Схема 2.

В профессиограмме учителя ведущее место занимает направленность его личности: социально-нравственная, познавательная и профессионально-педагогическая (см. схему 3).

Профессионально-педагогическая направленность личности учителя как ярко выраженное мотивированное отношение к педагогической деятельности включает интерес к профессии, профессионально-педагогические склонности и намерения, педагогическое призвание и другие компоненты. Интерес к профессии учителя выражается в положительном эмоциональном от­ношении к детям, к родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении овладеть педагогическими знаниями и умениями.

Педагогическое призвание означает склонность к педагогическому делу, основанную на осознании способности к нему. Педагогическое призвание формируется в процессе на­копления будущим учителем педагогического опыта и самооценки своих педагогических способностей. Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Профессио­нально значимыми качествами являются также педагогический долг и ответственность.

Данные качества позволяют учителю оказывать помощь всем тем, кто в ней нуждается, в пределах своих прав и компетенции и быть требовательным к себе, следуя кодексу педа­гогической морали. Во взаимоотношениях с учащимися, их родителями, коллегами учитель проявляет педагогический такт. Педагогический такт заключается, в частности, в способ­ности учителя выбрать соответствующие стиль и тон, время и место педагогического дей­ствия, провести своевременную их корректировку.

Основой познавательной направленности личности являются духовные потребности и познавательные интересы. Важной, наиболее общей характеристикой познавательной направленности является культура научно-педагогического мышления, проявляющаяся, например, в способности в каждом педагогическом явлении обнаруживать противоре­чия, проблемы и своевременно решать их.

Познавательная направленность личности имеет своим предметом профессиональные зна­ния педагога. Педагогическая эрудиция учителя предполагает его глубокие познания и осведом­ленность во многих науках (по тем или иным специальным научным дисциплинам, в области антропологических, гуманитарных, социальных наук), а также непрерывную систематическую работу по накоплению все новых и новых знаний. Вместе с тем, чтобы быть профессиональным педагогом, недостаточно быть энциклопедически образован­ным человеком. Психологи включают в профессиограмму педагога педагогические способности. Под педагоги­ческими способностями понимают определенные индивидуально-психологические особенности и свойства лич­ности, позволяющие ей достигнуть высоких результатов в педагогической деятельности. Назовем основные (базовые) педагогические способности.

о Гностические способности — способности к изучению, исследованию (диагностированию) педагогиче­ских объектов, явлений и т. п.

о Академические способности — способности к профессиональному росту и самосовершенствованию. Они связаны с усвоением знаний, формированием умений и навыков в соответствующей области науки.

о Дидактические способности — способности адаптировать учебный материал с целью успешного его по­нимания учащимися. Эти способности позволяют учителю успешно осуществлять отбор содержания и методов обучения, доступно излагать учебный материал, вызывая познавательную активность у самих учащихся.

о Коммуникативные способности — способности к эффективному общению с разными возрастными груп­пами людей. Эти способности способствуют установлению взаимопонимания, благоприятной атмосферы со­вместной деятельности.

о Речевые способности — способности адекватно своим желаниям выражать чувства и мысли; они вза­имосвязаны с экспрессивными способностями, позволяющими учителю найти наилучшую эмоционально-выразительную форму изложения материала.

о Перцептивные способности — способности, позволяющие понимать другого субъекта без вербальной ин­формации. Выражаются в психологической наблюдательности педагога по отношению к учащимся, проникно­вении в их внутреннее душевное состояние, понимании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Например, эмпатия — способность к сопереживанию, разделению интересов, забот, радостей и огорчений вос­питанника.

о Суггестивные способности — способности эмоционально-волевого влияния на личность; способно­сти к внушению.

о Конструктивные способности — способности планировать педагогическую деятельность в соответствии с целями и задачами (например, конструировать урок, занятие)

о Организаторские способности — способности организовать собственную деятельность и деятельность учащихся.

о Творческие способности — способности выдвигать новые идеи, принимать нестандартные решения, ис­пользовать оригинальные методы и технологии.

о Педагогическая интуиция — способность предугадывать ход педагогического процесса, его возможные результаты и осложнения.

оСпособности к саморегуляции — дают возможность проявлять эмоциональную устойчивость, самообла­дание, владеть собой в ситуации и этой ситуацией.

Педагогические способности проявляются интегрированно, компенсируя друг друга. Педагогические способности являются лишь предпосылкой к успеху. На основе знаний и способностей форми­руются необходимые педагогические умения, которые и составляют основу компетентности педагога.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: