Тема 6. Предпринимательская среда в современной России




Тематика занятий по дисциплине

«Социология предпринимательства»

Тема 1. Развитие представлений о предпринимательской деятельности и становление института предпринимательства

1. Теоретические подходы к анализу предпринимательства. Сущность, основные характеристики и функции предпринимательства. Предпринимательство как социальный институт: типологические черты. Соотношение понятий «предпринимательство» и «бизнес».

2. Историческая эволюция концепций предпринимательства: Кантильон; Сэй; Шумпетер; Маркс; Вебер; Сорокин; Друкер и др.

3. Становление и развитие предпринимательства: исторический аспект. Развитие предпринимательства в мире. Опыт предпринимательства в разных странах.

4. Предпринимательство в России: дореволюционный период, в СССР и постсоветской России. Общая характеристика предпринимательской деятельности в современной России. Периодизация и характеристика каждого этапа.

 

Тема 2. Типология предпринимательства

1. Основные виды предпринимательства и предпринимательской деятельности: общая характеристика. (рассмотреть как можно больше классификаций)

2. Модели развития предпринимательства. Национальные особенности развития предпринимательства в разных странах.

3. Инновационное предпринимательство. Понятие новшества, нововведения, инновации. Виды инноваций. Ноу-хау. Проблемы развития инновационного предпринимательства. Поддержка инновационного предпринимательства: бизнес-инкубаторы, технопарки, наукограды и др.

4. Общая характеристика социального предпринимательства.

5. Общая характеристика женского предпринимательства.

6. Общая характеристика семейного предпринимательства.

7. Общая характеристика этнического предпринимательства.

8. Общая характеристика силового предпринимательства.

9. Интрапренерство в предпринимательской деятельности (с конкретными примерами).

Тема 3. Субъекты и культура предпринимательства

1. Субъекты предпринимательской деятельности: понятие и виды. Физические и юридические лица: общая характеристика (по ГК РФ). Индивидуальные предприниматели.

2. Коммерческие и некоммерческие организации: понятие и характеристика. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности (по ГК РФ): виды, участники, уставный капитал, ответственность и др.

3. Неформальное предпринимательство. Самозанятость и предпринимательство.

4. Личность предпринимателя. Психотипы предпринимателей.

5. Предпринимательский потенциал общества: основные понятия. Пирамида предпринимательского потенциала. Социально-демографические и психологические характеристики потенциальных предпринимателей в России. Типология потенциальных предпринимателей. Латентные предприниматели.

6. Социокультурные аспекты предпринимательской деятельности. Сущность предпринимательской культуры. Предпринимательская этика и этикет.

Тема 4. Предпринимательский слой в современной России

1. Место предпринимателей в социальной структуре современного российского общества.

2. Социальные источники формирования предпринимательского слоя. Структура и социальные параметры слоя. Бизнес-элита.

3. Социально-профессиональный состав российского среднего класса и предпринимательские слои. Роль предпринимательской деятельности в экономических стратегиях среднего класса.

4. Социальный портрет российского предпринимателя. Восприятие предпринимательства в общественном сознании россиян.

5. Мотивы и ценностные ориентации предпринимателей в России.

6. Досуг и стиль жизни российских бизнесменов.

 

Тема 5. Малое предпринимательство в современной России

  1. Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства. Преимущества и недостатки малого предпринимательства.
  2. Состояние и основные проблемы развития малого предпринимательства в современной России.

3. Создание собственного дела. Франчайзинг. Государственная регистрация предпринимательской деятельности. Постановка организации на налоговый учет. Лицензирование. Налогообложение. Договорные отношения.

  1. Направления и формы государственной поддержки малого предпринимательства. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства.

 

Тема 6. Предпринимательская среда в современной России

1. Бизнес и общество. Развитие концепции социальной ответственности бизнеса.

2. Бизнес-элита и власть: тенденции и перспективы взаимодействия. Регулирование отношений в сфере предпринимательства. Формальные институты предпринимательской среды (права собственности, правила корпоративного управления, правила обмена). Поведенческие реакции предпринимательства на государственное регулирование (лояльность, конфронтация, уход в «тень»).

3. Консолидация предпринимательских групп интересов для противодействия коррупции, административным барьерам и решения других проблем.

4. Основные методы, используемые при проведении прикладных исследований, их организация и сферы применения результатов. Конъюнктурные опросы предпринимателей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: