Тематика занятий по дисциплине
«Социология предпринимательства»
Тема 1. Развитие представлений о предпринимательской деятельности и становление института предпринимательства
1. Теоретические подходы к анализу предпринимательства. Сущность, основные характеристики и функции предпринимательства. Предпринимательство как социальный институт: типологические черты. Соотношение понятий «предпринимательство» и «бизнес».
2. Историческая эволюция концепций предпринимательства: Кантильон; Сэй; Шумпетер; Маркс; Вебер; Сорокин; Друкер и др.
3. Становление и развитие предпринимательства: исторический аспект. Развитие предпринимательства в мире. Опыт предпринимательства в разных странах.
4. Предпринимательство в России: дореволюционный период, в СССР и постсоветской России. Общая характеристика предпринимательской деятельности в современной России. Периодизация и характеристика каждого этапа.
Тема 2. Типология предпринимательства
1. Основные виды предпринимательства и предпринимательской деятельности: общая характеристика. (рассмотреть как можно больше классификаций)
2. Модели развития предпринимательства. Национальные особенности развития предпринимательства в разных странах.
3. Инновационное предпринимательство. Понятие новшества, нововведения, инновации. Виды инноваций. Ноу-хау. Проблемы развития инновационного предпринимательства. Поддержка инновационного предпринимательства: бизнес-инкубаторы, технопарки, наукограды и др.
4. Общая характеристика социального предпринимательства.
5. Общая характеристика женского предпринимательства.
6. Общая характеристика семейного предпринимательства.
|
7. Общая характеристика этнического предпринимательства.
8. Общая характеристика силового предпринимательства.
9. Интрапренерство в предпринимательской деятельности (с конкретными примерами).
Тема 3. Субъекты и культура предпринимательства
1. Субъекты предпринимательской деятельности: понятие и виды. Физические и юридические лица: общая характеристика (по ГК РФ). Индивидуальные предприниматели.
2. Коммерческие и некоммерческие организации: понятие и характеристика. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности (по ГК РФ): виды, участники, уставный капитал, ответственность и др.
3. Неформальное предпринимательство. Самозанятость и предпринимательство.
4. Личность предпринимателя. Психотипы предпринимателей.
5. Предпринимательский потенциал общества: основные понятия. Пирамида предпринимательского потенциала. Социально-демографические и психологические характеристики потенциальных предпринимателей в России. Типология потенциальных предпринимателей. Латентные предприниматели.
6. Социокультурные аспекты предпринимательской деятельности. Сущность предпринимательской культуры. Предпринимательская этика и этикет.
Тема 4. Предпринимательский слой в современной России
1. Место предпринимателей в социальной структуре современного российского общества.
2. Социальные источники формирования предпринимательского слоя. Структура и социальные параметры слоя. Бизнес-элита.
3. Социально-профессиональный состав российского среднего класса и предпринимательские слои. Роль предпринимательской деятельности в экономических стратегиях среднего класса.
|
4. Социальный портрет российского предпринимателя. Восприятие предпринимательства в общественном сознании россиян.
5. Мотивы и ценностные ориентации предпринимателей в России.
6. Досуг и стиль жизни российских бизнесменов.
Тема 5. Малое предпринимательство в современной России
- Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства. Преимущества и недостатки малого предпринимательства.
- Состояние и основные проблемы развития малого предпринимательства в современной России.
3. Создание собственного дела. Франчайзинг. Государственная регистрация предпринимательской деятельности. Постановка организации на налоговый учет. Лицензирование. Налогообложение. Договорные отношения.
- Направления и формы государственной поддержки малого предпринимательства. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства.
Тема 6. Предпринимательская среда в современной России
1. Бизнес и общество. Развитие концепции социальной ответственности бизнеса.
2. Бизнес-элита и власть: тенденции и перспективы взаимодействия. Регулирование отношений в сфере предпринимательства. Формальные институты предпринимательской среды (права собственности, правила корпоративного управления, правила обмена). Поведенческие реакции предпринимательства на государственное регулирование (лояльность, конфронтация, уход в «тень»).
3. Консолидация предпринимательских групп интересов для противодействия коррупции, административным барьерам и решения других проблем.
4. Основные методы, используемые при проведении прикладных исследований, их организация и сферы применения результатов. Конъюнктурные опросы предпринимателей.