ТО-1 электрических машин.




Дисциплина МДК.02.01Конструкция и управление тепловозом

Преподаватель Вовк В.В.

Гр.№46 Машинист локомотива

Занятие №37

Тема программы: Тема№4 Техническое обслуживание тепловоза.

Тема занятия: Техническое обслуживание электрических машин

Цель занятия: изучить методы технического обслуживания (ТО-1)электрических машин.

План урока

I. Работа над новым теоретическим материалом

ТО-1 электрических машин.

Неисправности электрических машин в эксплуатации обнаруживают осмотром, наблюдением за их работой, а также по показанию контрольно-измерительных приборов и срабатыванию защитных реле.

Механические неисправности (рис. 26). Ослабление болтовых креплений частей машин к остову, а также креплений остова к месту посадки проверяют легким обстукиванием болтов. Покачиванием от руки выявляют ослабление креплений щеткодержателей, щеточных шунтов, собирательных шин, межполюсных перемычек и кабелей. Неплотное крепление полюсов двигателей заметно по нарушению заливочной мастики над головками болтов. При хроническом расстройстве указанных соединений определяют и устраняют причины повышенной вибрации или ударной работы частей машин. К ним относят чрезмерные зазоры в моторно-осевых подшипниках, нарушение плавности зацепления в тяговой передаче, обрыв балансировочных грузов якоря, нарушение соосности вала генератора с валом дизеля или чрезмерный перекос приводного вала двухмашинного агрегата. Обрыв лап подшипникового щита главного генератора и двухмашинного агрегата происходит в местах приварки и характеризуется увеличенной вибрацией щита, а также биением коллектора при работе.

Первоначальные признаки разрушения бандажа в виде поджогов, оплавлений олова, ослабления витков и выпучин можно заметить на доступных частях бандажа в процессе осмотра коллекторной камеры.

Ослабление затяжки и деформация коллектора вызывают подпрыгивание, изломы и сильное искрение щеток. При осмотре такую неисправность коллектора можно заметить по вспучиванию и выступанию пластин. Места коллектора, потерявшие правильную форму, подгорают. Форма коллектора нарушается также при сильных его перегревах.

Разрушение якорных подшипников электрических машин сопровождается сильным скрежетом, ударами, нагревом, выбросом дыма и смазки. В тяговых двигателях при этом часто заклинивается якорь в остове, а колесная пара идет юзом. Разрушение подшипника не происходит внезапно. Внимательный осмотр и прослушивание работы подшипника позволяют установить начальные признаки повреждения, такие, как неровная работа, хруст и содрогание подшипника, заметные при остановке вращения якоря; смещение лабиринтного кольца и подтеки смазки; ненормальный нагрев подшипника до 80° и более.

При приемке тепловоза (с охлажденными неработающими машинами) поврежденный подшипник можно выявить по следам перегрева корпуса и крышки подшипника (копоть, обгорание краски и смазки, запах горевшего масла).

К механическим неисправностям машин относятся также задиры рабочей поверхности коллектора посторонними предметами, попадающими под щеткодержатель. Глубокие задиры вызывают межвитковые замыкания и выход машины из строя.

Электромеханические неисправности. Повреждения межкатушечных соединений в виде излома выводов полюсов или потери контакта в соединении вызываются ослаблением крепления и подгоранием наконечников, а также ослаблением посадки катушек полюсов на сердечниках. Обрыв межполюсных перемычек является одной из характерных неисправностей двухмашинных агрегатов.

При частичной потере контакта из-за окисления или подгорания межполюсного соединения тягового двигателя нарушается равенство сопротивлений параллельных ветвей обмоток полюсов. Вследствие очень малого сопротивления самих обмоток происходит резкое перераспределение тока между параллельными парами полюсов и искажение магнитного потока машины. Ухудшение контакта в соединениях между главными полюсами тяговых двигателей можно заметить по ложному срабатыванию реле боксования в момент трогания тепловоза.

Нарушение контакта в межкатушечных соединениях выявляют в доступных местах, ощупыванием после снятия нагрузки. Поврежденное соединение перегревается, а место вокруг него обычно закопчено. Неработающие полюсы определяют по нагреву сердечников сразу после кратковременной нагрузки. Сердечники таких полюсов менее нагреты.

Повреждения коллектора и щеток являются следствием многих неисправностей электрических машин. Состояние коллектора служит показателем работоспособности машины. Коллектор должен иметь очень гладкую полированную поверхность правильной цилиндрической формы. О хорошем состоянии коллектора свидетельствует равномерная пленка коричневого цвета, образующаяся под щетками при внедрении частиц графита в медь пластин и от окисления меди. Указанная глянцевая пленка улучшает работу щеток и коллектора.

Совершенно недопустимо местное биение коллектора, наличие на рабочей поверхности задиров, западаний и выпучин пластин, следов подгорания и перебросов дуги, а также отложений щеточной пыли, грязи, масла и влаги. Щетки должны плотно прилегать к коллектору, иметь установленное усилие нажатия и легко, но без перекосов перемещаться в гнездах щеткодержателя. Соседние пластины коллектора должны быть четко разделены дорожками без затягивания медью и скоплений грязи.

Необходимо помнить, что коллектор и щетки не выходят из строя внезапно. Незначительные на первый взгляд неисправности

Обращают внимание на равномерность выхода воздуха из отдельных двигателей, плотность брезентовых рукавов и смотровых люков. Вентиляторы охлаждения выходят из строя вследствие: разрушения подшипников, обрыва лопаток рабочего колеса и повреждения его привода.

В пути следования прекративший подачу воздуха вентилятор можно обнаружить по отсутствию существенной разницы температур корпуса вентилятора и окружающего оборудования, а в ряде случаев по перегреву корпуса. При нормальной работе корпус вентилятора всегда более холоден.

Устранение и предупреждение неисправностей электрических машин. Работа машины недопустима в случаях обрыва бандажа якоря; разрушения якорного подшипника, неисправностей, вызывающих сильный нагрев ее частей, появления дыма и ненормального шума, значительного выгорания коллектора и разрушения щеток. Поврежденную машину выключают из работы с необходимым приспособлением тепловоза к следованию до депо.

Если в пути следования замечены признаки, предшествующие неисправности, но работа машины не нарушена, то до прибытия в оборотное или основное депо бригада действует сообразно с условиями следования: устанавливается тщательный надзор за работой машины и по возможности уменьшается нагрузка на нее или машину отключают и вводят в работу лишь временно на тяжелых участках профиля.

При первой возможности бригада выполняет зависящие от нее работы по поддержанию работоспособного состояния машины. В любом случае тепловозная бригада не должна действовать в ущерб безопасности движения.

Перед подтягиванием ослабших болтов и гаек необходимо убедиться в наличии и исправности замковых или пружинных шайб. Допустимо только безударное крепление болтовых соединений. Серьезное внимание следует обращать на плотность затяжки контактных шурупов шунтов щеток и особенно шурупов шунтов нажимных пальцев щеткодержателей тяговых двигателей. Перед креплением ослабшего щеткодержателя проверяют и регулируют зазор между щеткодержателем и коллектором.

Контролируя нагрев якорных подшипников, проверяют также плотность крышки и лабиринтного уплотнения.

Если нагрев подшипника вызван потерей смазки, производят внеочередное добавление чистой смазки УТВ 1-13 в количестве, не допускающем переполнения полости подшипника. По прибытии в депо такой подшипник вскрывают и тщательно осматривают.

Генератор осматривают при остановленном дизеле. Осмотр тяговых двигателей выполняют при первой возможности. Копоть, щеточную пыль и грязь с коллектора, изоляционной манжеты и изоляторов щеткодержателей удаляют чистой тканью. Отдельные следы подплавлений и брызги металла аккуратно снимают с коллектора, а пластины в районе подплавления продороживают. Заусенцы на кромках пластин счищают ножом или шабером. Затем с помощью жесткой волосяной щетки тщательно очищают дорожки и рабочую поверхность коллектора от частиц меди и остатков щеточной пыли.

Недопустимо выводить подгары коллектора вручную с помощью наждака или стеклянной бумаги. Из-за нарушения правильной формы коллектора при ручной обработке работа щеток резко ухудшается. При обнаружении неустранимых повреждений отдельных щеткодержателей (разрушение изоляторов, оплавление или деформация корпуса, повреждение пружин или нажимных пальцев) на период следования до депо щетки удаляют из гнезд.

Контрольные вопросы:

1. Каким способом определяют неисправности электрических машин?

2. Как проверяют ослабление болтовых креплений частей машин к остову, а также креплений остова к месту посадки?

3. По каким первоначальным признакам можно обнаружить разрушения бандажа?

4. По каким признакам можно выявить при приемке тепловоза (поврежденный подшипник?

5. Что нужно сделать перед осмотром генератора?

 

 

IV. Домашнее задание:

Проработать текст С.П. Присяжнюк Управление тепловозом и его обслуживание стр. 161- 165.

Ответить на контрольные вопросы. Фото вопросов с ответами на вопросы отправить сообщением в группе в Вконтакте https://vk.com/club194189853

( Гр.46 ЯЦПТО. Дистанционное обучение) или отправить на электронный адрес vvovk1964@gmail.com или выложить сообщением в здесь в группе

Литература:

1. С.П. Присяжнюк Управление тепловозом, М.Транспорт,1987. 312с.;

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: