Фридрих Вильгельм Кристиан Карл Фердинанд фон Гумбольдт




(22 июня 1767 — 8 апреля 1835)

(3 слайд) Вильгельм фон Гумбольдт - немецкий филолог, один из основоположников языкознания как самостоятельной науки, государственный, общественно-политический деятель, дипломат, философ, крупнейшая фигура немецкого классического гуманизма.

(4 слайд) Он придерживался мысли о том, что высшая цель истории человечества - осуществление идеала «гуманности», который состоит в развитии индивидуальности отдельно взятого человека, максимально раскрывающей все его способности. Воззрения Гумбольдта оказали огромное влияние на развитие гуманитарной мысли его времени в масштабах не только страны, но и всей Европы.

(5 слайд) Родиной Гумбольдта был немецкий Потсдам, где он 22 июня 1767 г. появился на свет в семействе придворного саксонского курфюрста. Образованию Вильгельма уделялось большое внимание. В 1787 г. стал студентом Франкфуртского (на Одере) университета; учился и в Геттингенском университете, занимаясь историей, правом, политикой. Научная деятельность привлекала Вильгельма Гумбольдта, не меньше он интересовался реальными общественно-политическими процессами, но еще одним его большим увлечением были новые тенденции в философии и литературе.

После завершения образования в 1789 г. он ездил Париж. Впечатления и наблюдения, которые были накоплены в столице Франции, были положены в основу написанной по возвращении в 1792 г. книги «О границах деятельности государства». Однако провозглашавший свободу личности и ограничивавший функции государства лишь обеспечением внешней безопасности труд к опубликованию не допустила цензура. К этому периоду биографии Гумбольдта относится знакомство с Шиллером, и немного позднее – встреча с Гете, которые переросли в длительные дружеские отношения.

(6 слайд) Гумбольдт быстро прослыл человеком с острым умом, всесторонне образованным и стал желанным гостем самых известных салонов, где был фигурой заметной и влиятельной. В 1791 г. он женился; его супруга, Каролина фон Дахереден, считалась одной из умнейших и образованных представительниц прекрасного пола своего времени и стала для него прекрасной помощницей и единомышленницей. Устроенный в их берлинском доме салон приобрел блестящую репутацию в масштабах всей Европы и стал центром притяжения лучших умов. Вильгельм Гумбольдт не раз путешествовал по континенту, посещая Швейцарию, Испанию, Францию, надолго останавливался в итальянской столице.

(7 слайд) В 1801 г. он становится резидентом Пруссии при папском дворе в Ватикане и занимает эту почетную должность до 1810 г. В 1809 г. Гумбольдт выступает в роли отца-основателя Берлинского университета (в XIX веке университет был одним из крупнейших европейских научных центров) и с того же года становится главой столичного департамента вероисповеданий и просвещения в Берлине. Пребывание на этом посту убежденного сторонника гуманизма и просвещения было отмечено рядом образовательных реформ – в частности, он вывел из компетенции церкви начальную школу.

С 1810 по 1819 г. ум и энергия Гумбольдта посвящены службе на поприще дипломатии, на важных государственных постах. Король Фридрих-Вильгельм III именно ему доверил представлять Пруссию на Пражском и Венском конгрессах.

(8 слайд) Яркий след оставил Гумбольдт и в науке, в частности, в филологии. Его идеи о том, что язык любого народа представляет собой выражение его индивидуального мировоззрения, определяет отношение представителей народа к миру, является непрекращающимся процессом духовного творчества, заметно повлияли на развитие лингвистики.

(9 слайд) Лингвистическая концепция В. фон Гумбольдта была реакцией на антиисторическую и механистическую концепцию языка 17-18 вв. Она имела источником идеи И. Гердера о природе и происхождении языка, о взаимосвязи языка, мышления и "духа народа". На формирование взглядов В. фон Гумбольдта оказали также влияние идеи немецкой классической философии (И. Кант, И.В. Ггте, Г.В.Ф. Гегель, Ф. Шиллер, Ф.В. Шеллинг, Ф.Г. Якоби). В. фон Гумбольдт выступил вдохновителем одного из течений в немецкой философии 1-й половины 19 в. философской антропологии.

Система и структура языка: учение о форме языка. Согласно Гумбольдту, язык состоит из материи (субстанции) и формы. «Действительная материя языкаэто, с одной стороны, звук вообще, а с другой — совокупность чувственных впечатлений и непроизвольных движений духа, предшествующих образованию понятия, которое совершается с помощью языка». Говорить что-либо о языковой материи в отвлечении от формы невозможно: «в абсолютном смысле в языке не может быть никакой неоформленной материи»; в частности, звук «становится членораздельным благодаря приданию ему формы». Именно форма, а не играющая лишь вспомогательную роль материя составляет суть языка.

Форма языка не есть «плод научной абстракции». Она, как и материя, существует объективно и «представляет собой сугубо индивидуальный порыв, посредством которого тот или иной народ воплощает в языке свои мысли и чувства». Форму нельзя познать в целом, ее нам дано наблюдать «лишь в конкретно-единичных проявлениях».

Форму мы видим на любом уровне языка: и в области звуков, и в грамматике, и в лексике. Она

· оформляет обозначения понятий индивидуальных предметов (в лексике);

· определяет обозначения общих отношений, применимых к массе отдельных предметов (в грамматических и лексических категориях);

· определяет законы построения речи (в синтаксисе).

(10 слайд) Внутренняя и внешняя форма языка. Гумбольдт выделяет внешнюю и внутреннюю форму языка.

Внешняя форма языка–это МАТЕРИЯ языка:

– звуковая, это звук, ставший членораздельным;

– смысловая.

«Действительная материя языка — это, с одной стороны, звук вообще, а с другой — совокупность чувственных впечатлений и непроизвольных движений духа, предшествующих образованию понятия, которое совершается с помощью языка». «В членораздельном звуке проявляет себя мыслящая сущность, а в нечленораздельном — чувствующая».

(11 слайд) Внутренняя форма языка – это организация языковых структур, способ объективации мысли в языке, способ организации материи языка, выражение народного духа, способ соотнесения конкретных комплексов звуков с характерными для данного языка значениями. «Эта внутренняя и чисто интеллектуальная сторона языка и составляет собственно язык …».

Внутренняя форма, специфическая для каждого языка, проявляется как в членении мира в области лексики, так и в системе грамматических категорий.

Под формой языка понимается постоянное и единообразное начало в созидательной деятельности духа, взятое в совокупности своих системных связей и представляющее собой индивидуальный продукт данного народа. В языке различаются материя и форма, внешняя (звуковая и грамматическая) и внутренняя (содержательная) форма. Особое значение для последующих периодов развития языкознания имела трактовка внутренней формы языка, определяющей способ соединения звуков и мыслей, как собственно языка. Утверждалось, что у каждого языка наличествует своя внутренняя форма.

(12 слайд) Язык — это сложный синтез внешней и внутренней формы: «образование языка есть синтетический процесс,... когда синтез создает нечто такое, чего не было ни в одной из соединившихся частей. Поэтому полностью цель достигается только тогда, когда все строение звуковой формы прочно и единовременно сливается с внутренней структурой языка. Благотворным следствием этого является полная согласованность одного элемента с другим ».

Под языком понимается "каждый процесс говорения, но в истинном и существенном смысле... как бы совокупности всех говорений". Настойчиво подчеркивается творческая, "энергейтическая" (т.е. деятельностная) природы языка. Язык трактуется как деятельность, главная по отношению ко всем другим видам деятельности человека, как деятельность человеческого духа (energeia), в которой осуществляется сплавление понятия со звуком, превращение звука в живое выражение мысли, а не как мертвого продукта этой деятельности (ergon).

(13 слайд) Язык и действительность. Согласно Гумбольдту, язык является посредником между миром и человеком. Гумбольдт отвергает идею о том, что представления человека о мире независимы от его языка. Он считает, что язык – это форма отражения мира, в нем представлен субъективный образ объективного мира.

Гумбольдт утверждает то, что разные языки являются не различными обозначениями одной и той же вещи (каждое слово «не есть простой отпечаток предмета самого по себе, но его образ, который он создает в душе»), а различными видениями её.

Он считает, что «Каждый язык описывает вокруг народа, к которому он принадлежит, круг, из пределов которого можно выйти только в том случае, если вступаешь в другой круг. Изучение иностранного языка можно было бы уподобить приобретению новой точки зрения в прежнем миропонимании, до известной степени фактически так дело и обстоит, потому что каждый язык образует ткань, сотканную из понятий и представлений некоторой части человечества; и только потому, что в чужой язык мы в большей или меньшей степени переносим свое собственное миропонимание и свое собственное языковое воззрение, мы не ощущаем с полной ясностью результатов этого процесса».

(14 слайд) В. фон Гумбольдту принадлежит идея о построении "сравнительной антропологии", включающей в себя и теорию языка как орудия обозрения "самых высших и глубоких сфер и всего многообразия мира", "приближения к разгадке тайны человека и характера народов".

Ему присуще свое собственное понимание способов и целей лингвистического компаративизма, призванного, по его мнению, искать глубинные истоки языка не в материальных условиях жизни, а в духовной сфере. Языковая способность понимается им не только как уникальный дар человека, но и как его сущностная характеристика. Он утверждает изначальное единство языка и мышления, языка и культуры. В. фон Гумбольдт убежден в том, что язык не развивается постепенно по пути усложнения и совершенствования, а появляется сразу как целостная и сложная система, заложенная в человеке. Им высказывается идея существования языка как неосознаваемой формы и как интеллектуальной активности, проявляющихся в актах "превращения мира в мысли". Он утверждает, что мышление зависит от языка, образующего промежуточный мир между внешней действительностью и мышлением. Разные языки квалифицируются как разные мировидения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: