1762-1796г.г. – правление Екатерины II.
Это было время «просвещенного абсолютизма» - политика союза абсолютной монархии и идей просвещения (свобода, разумность, законность). В своих «Записках» сама Екатерина так видела задачи просвещенного монарха:
1. Просвещать нацию, которой управляешь.
2. Заставить людей соблюдать законы, для контроля создать хорошую полицию.
3. Сделать государство изобильным, заботиться о развитии хозяйства.
4. Сделать государство таким, чтобы его уважали соседи.
Екатерина стремилась стать хорошей императрицей, продолжательницей дела Петра I.
Основные направления деятельности Екатерины II.
I. Имперские мероприятия внутренней и внешней политики – это ни одной проигранной войны (две русско-турецкие) и расширение территории России за счет трех разделов Польши, перехода под покровительство России Восточной Грузии, за счет приобретения территорий после русско-турецких войн и русские начинают расселяться на Аляске.
II.Реформы государственного устройства:
1. Реформа Cената - При Екатерине II Cенат остался высшим судом и органом контроля за деятельностью государственного аппарата, но потерял право издавать законы. Это могла делать только императрица.
2. Екатерина сократила число коллегий до пяти: военная, морская, иностранных дел, коммерц коллегия, Cинод. Число коллегий было сокращено, т.к. возвысилась роль местного управления.
3. Реформа местного управления: Россия была разделена на пятьдесят губерний, а губернии делились на уезды, во главе губернии – губернское правление – губернатор, вице-губернатор, два губернских советника, губернский прокурор. Губернское правление занималось всеми делами в губерниях.
4. Судебная реформа – создание сословного суда, т.е. каждое сословие судилось своим судом (дворяне, духовенство, горожане, государственные крестьяне).
5. В целом усиливается личная власть императрицы и ее фаворитов (граф Орлов, князь Потемкин и другие).
III.Реформы в целях усиления дворянского сословия – при Екатерине II дворяне получали новые земли с крепостными крестьянами и многочисленные привилегии, которые были закреплены в изданной в 1785г. «Жалованной грамоте дворянству»:
только дворяне могли владеть крестьянами, землями, недрами.
дворяне освобождались от обязательной службы дворянству.
дворяне освобождались от налогов и телесных наказаний.
дворяне получили право на торговлю и предпринимательство.
дворянский титул передавался по наследству.
уездные и губернские предводители дворянства могли напрямую обращаться к императрице.
Таким образом, дворянство превратилось в господствующее сословие в государстве.
IV.Просветительские начинания Екатерины II.
Была сделана попытка создать новое законодательство на основе идей просвещения. С этой целью была создана Уложенная комиссия, но неудачно: создать законодательство не удалось.
Неудачей закончилась попытка Екатерины создать в России по образцу Западной Европы третье сословие из горожан, которое имело бы власть в государстве наряду с дворянами – не удалось из-за противодействия дворянства.
Создаются новые школы, училища (училище при Академии художеств, Смольный институт благородных девиц).
При Екатерине была большая градостроительная программа: отстраиваются такие города как Тверь, Одесса, Севастополь, Петербург и другие. Возводились архитектурные шедевры (Эрмитаж, Таврический дворец и другие).
Проводятся первые художественные выставки, аукционы картин, широким было увлечение театром.
Таким образом, проводя в жизнь политику просвещения абсолютизма, Екатерина II сделала следующий шаг после Петра I в продолжение отставания России от стран Запада.
II. Хозяйство России второй половины XVIII в. – это продолжение модернизации России, т.е. развитие в недрах феодального строя капиталистических отношений:
Промышленность.
Идет дальнейший рост мануфактур: к концу XVIII в. в их стало 1200. Растет число частновладельческих мануфактур. Растет применение на мануфактурах вольнонаемного труда. Таким образом, рост мануфактур способствовал формированию капиталистического уклада в промышленности.
Сельское хозяйство.
Во второй половине XVIII в. идет процесс разложения крепостнической системы хозяйства, который выразился в:
рост старых повинностей (барщины и оброка);
появляются новые повинности: отходничество – это уход крестьян на заработки, форма денежного оброка; и месячина – крестьянин теряет свой надел и все время трудится на барской пашне, получая от господина месячное пропитание и одежду.
Торговля.
Продолжает развиваться всероссийский рынок: в 1754г. были отменены все внутренние таможни и пошлины. Растут ярмарки. Власть продолжает политику протекционизма. Растет внешняя торговля, т.е. торговля с другими странами.
Изменения в положении сословий.
1. Изменение в положении дворянского сословия(смотри «Жалованную грамоту дворянству»)
2. Изменение в положении крестьян.
Идет усиление крепостного права: дворяне получили право отдавать своих крепостных на каторжные работы и крестьянам запретили жаловаться на своих помещиков. Помещики крестьян покупали и продавали, переводили из одного имения в другое, дарили и выдавали замуж, разбивали крестьянские семьи при продаже. Таким образом, положение крепостных мало чем отличалось от положения рабов.
3. Городские обыватели.
Екатерина даровала городскому сословию «Жалованную грамоту городам», в которой разрешалось создавать органы городского самоуправления. Городские обыватели получили право заниматься торговлей и предпринимательством.
4. Духовенство.
В XVIII в. в истории русской православной церкви – это синодальный период, когда во главе церкви стоит Синод, а значит она под контролем государства.
5. Казачество в XVIII в.
Продолжается борьба между правительством и казачеством, правительство пытается подчинить казаков, а они отстаивают свои вольности.
ВОПРОСЫ:
1. Назовите основные направления просвещенного абсолютизма Екатерины II и соотнесите их с задачами просвещенного монарха, которые сама Екатерина II определила в своих «Записках»и их проявлениями ы её конкретных действиях (указы, мероприятия и т.п.)
Эти данные занесите в таблицу:
Задачи просвещенного монарха | Направления просвещенного абсолютизма Екатерины II | Конкретные мероприятия (действия) по данному направлению |