ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНОГО АКТИВА ОРГАНАМИ ВЛКСМ В 60-80-хх гг. ХХ ВЕКА




Выпускная квалификационная работа

По педагогике

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫПО ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНОГО АКТИВА ОРГАНАМИ ВЛКСМ В 60-80-хх гг. ХХ ВЕКА

студентки 5 курса

Лексиной Анастасии Владимировны

Научный руководитель:

преподаватель общественных дисциплин Минаев А.Л.

 

ВОЛОГДА 2010


Содержание

 

Введение

Глава 1. Общественные молодежные организации и движения в Советской России

1.1 Развитие и становление молодежных организаций в Советской России

1.2 Развитие и формирование комсомольских организаций в СССР

Глава 2. Воспитание школьного комсомольского актива органами ВЛКСМ 60-80-е годы ХХ века

2.1 Основные направления деятельности органов ВЛКСМ по воспитанию комсомольского актива в 60 – 80 –е годы ХХ века

2.2 Опыт работы Вологодской областного комитета ВЛКСМ по воспитанию школьного комсомольского актива

Заключение

Список литературы

Приложения

 


Введение

 

От того какая сегодня воспитывается молодежь, зависит будущее страны, наше будущее. Но нельзя забывать и о прошлом, ведь именно там, в советском времени, были заложены корни многих важных явлений в молодежной среде. Сегодня важно использовать весь позитивный опыт в воспитании молодежи.

В осуществлении воспитания молодежи в СССР участвовали все звенья социально-политической системы,— коммунистическая партия, профсоюзы, и другие общественные организации, но особое место в этой системе принадлежало комсомолу.

Осмысливая прошлое, нельзя перечеркнуть в нем положительные аспекты, подменить научный подход бессознательным отрицанием. Следовательно, изучение педагогического опыта комсомольских организаций по воспитанию молодежного актива и извлечение из него уроков представляет интерес для сегодняшней практики.

Все вышесказанное определило объект исследования, это педагогический опыт государственных и общественных молодежных организаций по воспитанию молодежи в 60 - 80-хх годах ХХ века.

Предметом исследования является деятельность органов ВЛКСМ Вологодской области по воспитанию школьного актива в 60-80-хх годах ХХ века.

Хронологические рамки исследования ограничены периодом 60 - 80-х годов. Данный период охватывает три десятилетия отечественной истории, практически завершающие годы советского этапа в жизни общества. Этот период, во-первых, впитал в себя предшествующий опыт формирования молодого поколения. Во-вторых, на протяжении длительного исторического временного отрезка показывал эволюцию развития советской системы воспитания молодежи. В-третьих, подводил к перестроечным годам, когда вместе с изменением общественно-политической системы общества; возникли новые условия, цели, задачи, формы проявления воспитания молодого поколения.

Цель работы – исследование педагогической деятельности комсомольских организаций по воспитанию школьного актива в 60 - 80-х годов XX в.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

-охарактеризовать тенденции развития государственных и общественных молодежных организаций в России;

-показать становление и развитие комсомольских организаций;

-изучить практический опыт органов ВЛКСМ по воспитанию актива среди молодежи;

-описать педагогическую деятельность структур (органов) комитета комсомола Вологодской области по воспитанию школьного актива.

Выпускная квалификационная работа выполнена с привлечением значительного круга источников, включающих архивные материалы, документальные издания, публикации в периодической печати.

Важными источниками стали директивные документы (постановлений съездов, пленумов, Бюро и Секретариата ЦК ВЛКСМ). Это, прежде всего, постановления ЦК КПСС за период 1960-1988 годы по организации гражданско-патриотического воспитания. Для нашего исследования наибольший интерес представляет постановление ЦК КПСС о 50-летии ВЛКСМ и задачах коммунистического воспитания молодежи (1968 г.). КПСС о комсомоле и молодежи: Сборник резолюций, решений съездов, конференций партии, постановлений ЦК КПСС и других партийных документов (1917-1961 г). М., 1962; XXV съезд КПСС и актуальные проблемы коммунистического воспитания молодежи. М., 1976. В них были отражены некоторые аспекты партийного руководства комсомолом в условиях развитого социализма и директивные положения по руководству и воспитанию молодежи. Основное внимание в этих изданиях уделялось повышению идейного воспитания и трудовой активности молодых людей.

Особое место принадлежит периодическим печатным изданиям обкома комсомола, в частности газете «Вологодский комсомолец». Нами были проанализированы газеты за период 60-80 годов, в которых отражалась не только жизнь страны и области, но и деятельность комсомольских органов. В основном комсомольская пресса активно пропагандировала решения партии по подъёму сельского хозяйства и развитию промышленности, освещала трудовые подвиги молодежи, направленной по путевкам комсомола на освоение целинных земель.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы публицистики; анализ, синтез, обобщение, сравнение.

 


Глава 1. Общественные молодежные организации и движения в Советской России

 

1.1 Развитие и становление молодежных организаций в Советской России

 

В начале ХХ столетия из-за повышения внимания общества к детям, обрела популярность идея создания гармонически развитой личности. Не упускалось также из виду, что воспитанная таким образом молодежь сможет со временем преодолеть классовый антагонизм. В здоровом, полноценном подрастающем поколении были заинтересованы и государственные структуры - ведь это будущая рабочая сила, армейский резерв.

В теории и практике воспитания и образования произошли серьезные сдвиги. Сокращение продолжительности рабочего дня для детей и подростков привело к увеличению их свободного времени и проблеме его конструктивной занятости. Обучение стало делом государственной важности. Во многих странах появились законы об обязательном образовании. Государство взяло на себя отчасти и бремя воспитания. Совсем иначе стала решаться проблема детской преступности [11].

Социально-экономическое положение (условия жизни и труда, изолированность сословий), традиции воспитания (патриархальность), школьный официоз (правила для учащихся), контроль со стороны Русской православной церкви не позволяли детям и подросткам выйти за пределы устоявшейся системы.

Одной из попыток создать общественные молодежные организации в дореволюционной России было возникновение скаутов. Возникнув в начале ХХ века, это движение использовало и объединило в себе по крупице опыт существовавших до этого детских и молодежных организаций, некоторых гимнастических обществ и спортивных клубов [37].

1917 год, расколовший Россию на красных и белых, прошел глубокой трещиной и по скаутингу. Большинство скаутов предпочли сторону белых, но были и красные скауты. Вчерашние братья по патрулю становились порой смертельными врагами.

Новая власть настороженно восприняла существующие скаутские отряды, а затем, руками комсомола и правоохранительных органов, начала целенаправленное уничтожение скаутинга в России. Можно сказать, что государство пыталось подчинить себе молодежные организации.

Часть скаутмастеров была вынуждена заняться организацией отрядов «нового типа», так стали появляться первые группы, впоследствии названные «пионерскими» [18].

Пионерская организация рождалась и развивалась в нашей стране в условиях революционных преобразований в России, в мире в целом, связанных с распространением идей коммунизма, социализма, обострением классовых противоречий в капиталистических странах и особенно в России.

Пионерская организация — часть пионерства — ветви детского движения, специфического социально-педагогического, культурологического феномена XX века [12].

В отличие от других направлений, видов, форм детского движения пионерское в своей основе имеет несколько истоков.

Первый исток это международное рабочее, революционное, коммунистическое движение, в которое, оказались втянуты и дети.

Второй исток это собственно детское движение (в мире и России), проявившееся в опыте создания и деятельности самых различных детских сообществ (скауты, соколы, потешные, ученические организации, сельскохозяйственные союзы, самодеятельные клубы, кружки различной содержательной направленности).

Третий исток это конкретные социально-политические условия России в начале XX века (после событий 1917 года) [9].

Рождение и развитие пионерства отразились на своеобразии его структур, форм, характере его отношений с государственными и общественно-политическими институтами, способствовала превращению его в органичную часть Советского государства, его политической системы и его истории.

Именно новая идеология движения, его цели, принципы, направленность содержания стали в эти годы предметом острых дискуссий комсомола, партии, органов образования, педагогической общественности. Для проработки этих вопросов была создана специальная государственно-общественная комиссия, в которую вошли Н. К. Крупская, Е. М. Ярославский, В. А. Зорин, В. Ф. Васютин и другие.

Важную роль в создании детской организации сыграл III съезд комсомола (1920 г.), на котором с программной речью выступил В. И. Ленин, определив задачи союзов молодежи [42].

Детское движение рассматривалось как «настоятельная необходимость самоорганизации пролетарских детей», ставящая целью сплочение, воспитание и подготовку масс к борьбе за интересы пролетариата.

Все группы объединялись в «организацию юных пионеров» при местной организации Российского Комсомольского Союза Молодежи (РКСМ), во главе которой стоял совет, назначаемый комитетом РКСМ. В целях реализации самодеятельности детям предлагалось избирать из своей среды различные комиссии, и даже товарищеский суд.

В материалах V съезда РКСМ закреплялось положение о пионерах — смене комсомола. Временное бюро было преобразовано в Центральное бюро детских коммунистических групп юных пионеров (ЦБ ЮП). В него вошли С. Тарханов, В. Зорин, И. Жуков, А. В. Луначарский, Н. К. Крупская. Растет число пионеров. Продолжаются серьезные дискуссии по важным вопросам: о руководстве, о целевой направленности деятельности, о базировании отрядов и т.д. [35].

Присвоение организации юных пионеров имени В. И. Ленина в 1924 году (до этого отряды юных пионеров носили имя Спартака) дало мощный толчок росту ее рядов.

К 1924 году пионерские организации были созданы во всех союзных республиках. Было принято единое «Организационное положение Детской Коммунистической Организации юных пионеров имени тов. Ленина» (август, 1924 год), закрепившее факт создания и организационного оформления единой пионерской организации, как средства воспитания нового поколения строителей социалистического общества [20].

В марте 1926 года пионерская организация стала именоваться - Всесоюзная пионерская организация им. В.И.Ленина. Первые пионерские отряды, объединявшие детей рабочих и крестьян, работали при комсомольских ячейках заводов, фабрик, учреждений; участвовали в субботниках, помогали в борьбе с детской беспризорностью, в ликвидации неграмотности [23].

К концу 30-х гг. завершилась перестройка Всесоюзной пионерской организации по так называемому школьному принципу: класс - отряд, школа - пионерская дружина. В пионерских коллективах развернулась военно-оборонная работа; создавались кружки юных стрелков, санитаров, связистов, проводились военно-спортивные игры [9].

В конце 40-х - начале 50-х гг. Всесоюзная пионерская организация участвовала в восстановлении разрушенных городов и сёл, началось пионерское движение «Украсим Родину садами», прошли всесоюзные экспедиции по изучению родного края. Пленум указал, что главная задача пионерской организации - широкое привлечение пионеров к активной общественно-политической работе и, прежде всего, к общественно полезному труду. Пленум подчеркнул, что формы и методы деятельности пионерской организации должны отличаться от форм и методов учебной работы в школе, деятельность пионерских дружин не должна ограничиваться рамками школы [37].

В 1962 Всесоюзная пионерская организация за большую работу по коммунистическому воспитанию детей и в связи с 40-летием была награждена орденом Ленина.

16-й съезд ВЛКСМ (1970) принял обращение ко всем пионерам СССР в связи с подготовкой к 50-летию Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина. В обращении, резолюции съезда, в рекомендациях секции «Комсомол, пионерская организация и школа» дана конкретная программа деятельности пионерской организации на современном этапе, намечены пути повышения роли пионерских коллективов в совершенствовании учебно-воспитательного процесса в школе. Съезд уделил особое внимание вопросам подготовки кадров пионерских работников [5].

Конкретным воплощением самодеятельного характера пионерской организации является пионерское самоуправление (совет отряда, дружины, районный, городской штабы юных пионеров, периодически проводимые слёты). Каждый отряд имел своих представителей в активе дружины, дружина - в городских и районных штабах [14].

Весьма заметным явлением в сфере детского досуга конца 30-х и начала 40-х годов стало "тимуровское движение". Оно развернулось в СССР среди пионеров и школьников вначале 1940-х гг. под влиянием повести А. П. Гайдара "Тимур и его команда". Тимуровцы оказывали помощь семьям военнослужащих в годы Великой Отечественной войны, престарелым, колхозам и совхозам в сельскохозяйственных работах, детсадам, благоустройство насел, пунктов, уход за могилами погибших воинов и др [37].

По утверждению исследователя тимуровского движения В. П. Татаровой, тимуровская команда была задумана А. П. Гайдаром в качестве "альтернативы пионерской организации, тогда, в 30-е годы, уже намертво пристегнутой к школе, обюрокраченной, унылой. Он, по собственному признанию, готовил - и приготовил! - под нее "бомбу" [41].

Предложенная А. П. Гайдаром детям (в форме повести) методика организации самодеятельного инициативного объединения "самих детей", осуществляющих заботу о старших, для конца 30-х годов выглядела подозрительно. Однако повесть удалось напечатать благодаря взявшему на себя ответственность секретарю ЦК ВЛКСМ Н. А. Михайлову.

На годы войны приходится массовый размах движения. В 1942 г. газета "Московский большевик" писала, что в Москве пионерская организация расформировалась, а ее роль фактически подменена тимуровскими командами. Комсомол был озабочен ситуацией. По воспоминаниям Н. А. Михайлов, движение приобретало настолько широкий характер, что комсомольским организациям приходилось задумываться, как сделать, чтобы это движение органически вливалось в работу пионерской организации [31]?

Сами тимуровцы особого желания "вливаться" в пионерскую организацию не испытывали, но это движение попытался использовать как "форму работы" комсомол. Как пишет Татарова, "комсомольские, пионерские органы поспешили прибрать их к рукам. Вогнать в пионерские формирования, приковать к школе; отдать во власть спускаемым сверху циркуляров и "научных рекомендаций". И, увы, получилось. Движение тихо угасает, тлеют лишь отдельные очаги. Надежды на возрождение затеплились при "оттепели" 50-60-х годов, когда тимуровцы вырвались, было из школ во дворы..." [41].

Тимуровское движение не погибло в конце 50-х гг., а "передало эстафету" коммунарскому движению.

Коммунарское движение это возникшая в 60-х годах XX века неформальная ассоциация, связывающая коммунарские клубы - неформальные коллективы, в той или иной мере являющиеся последователями определенной педагогической методики, которая известна в педагогической литературе под названиями: коммунарская методика, методика коллективных творческих дел, методика И.П.Иванова, орлятская методика и пр. Термин "коммунарское движение" появился в прессе примерно в 1963 году, когда в стране появились сотни "секций клуба Юных коммунаров" (клуба ЮК, КЮКа). "Инкубационный период" этого движения начался значительно раньше - в середине 50-х годов. По инициативе ленинградского философа и педагога-исследователя И. П. Иванова в 1956 г. в Ленинграде было создано небольшое молодежное инициативное субкультурное объединение педагогов "Союз энтузиастов" ("СЭН"). Первоначально это был кружок преимущественно пионерских вожатых (Л. Г. Борисова и другие), которые были крайне не удовлетворен современной им отечественной педагогикой, господствовавшей в пионерской организации системой воспитательной работы [38].

"Инкубационный период" продолжался до марта 1959 г., т. е. до того времени, когда "сэновцы" создали при Доме пионеров Фрунзенского района Ленинграда сводную районную пионерскую дружину, названную "Коммуной юных фрунзенцев" (КЮФ).

Для обозначения нового типа внешкольного воспитательного коллектива был взят термин "коммуна". С самого начала КЮФ стала самодеятельным инициативным самоуправляемым субкультурным объединением детей и их "старших друзей". По существу - объединением неформальным, хотя и считавшимся официально "районной школой пионерского актива".

Но по сути своей КЮФ стала антиподом "школ пионерского актива", которые "натаскивали" "выборный пионерский актив" обычными для общеобразовательных школ методами "учебной практики". КЮФ, прежде всего, обеспечивала условия "жизненной практики", условия для самореализации. Недаром, "кюфовцы" любили подчеркнуть, что "в коммуне никто никогда не учит, в коммуне живут".

Объективно в КЮФе происходило и воспитание и обучение, но это осуществлялось в соответствии с принципом "скрытой педагогической позиции" и делалось не средствами "открытого воспитательного воздействия", а косвенно через организацию "воспитывающих ситуаций", через воспитывающую "коллективную творческую деятельность" [40].

"Был опыт коммуны юных фрунзенцев в Ленинграде - хорошая школа идейной закалки пионерского и комсомольского актива. Однако создаваемые по её примеру другие коммуны превратились в своеобразные секции внутри школьных комсомольских организаций, противопоставляли себя им, пытались чуть ли не в полном объёме подменять школьный комсомол. Члены секций юных коммунаров, не стараясь улучшать содержание работы школьных комсомольских организаций, огульно критиковали их. Это приводило к неправильному, упрощённому пониманию устава комсомола. Вместо него - свои законы, отличающиеся пустой фразеологией, отсутствием конкретного содержания. Вполне естественно, что эта форма работы умерла так же скоро, как и родилась..." [17].

Руководящие комсомольские функционеры все больше и больше склонялись к тому, чтобы рассматривать Клуб ЮК как "форму работы школьного комсомола", как "школу комсомольского актива". Стали предприниматься попытки объявить весь "школьный комсомол" коммунарами. Лидеры движения стали сопротивляться попыткам комсомола подчинить его и формализовать. Руководители отдела учащейся молодежи ЦК ВЛКСМ настаивали на унифицировании форм жизнедеятельности коммунарских объединений. Большинство лидеров движения на унификацию не соглашались и им было объявлено, что в таком случае дальнейшая судьба коммунарских объединений будет зависеть от их взаимоотношений с комсомольскими органами "на местах". "Оттепель" заканчивалась и к концу 60-х желания быть "гвардией комсомола" в среде юных коммунаров оставалось все меньше [21].

Важным событием не только для "коммунарского движения", но для всего "общественно-педагогического движения" оказался январский сбор 1968 г. клуба ЮК Свердловска "Алый парус". Участники сбора пришли к выводу, что опыт "коммунарского движения" способствует профилактике отчуждения и разностороннему воспитанию. Однако для большей эффективности освоения культуры было признано целесообразным внести в, ставшую традиционной "коммунарскую методику", ряд изменений [38].

Можно сказать, что происходил процесс педагогизации. Если первое десятилетие "коммунарского движения" ознаменовалось резким противопоставлением "жизненной практики" "учебной практике", воспитания опосредованного воспитанию "открытому", то его новое десятилетие предполагалось, прогнозировалось и проектировалось как сочетание "жизненной практики" с "практикой учебной", сочетание педагогики "скрытых педагогических воздействий" с педагогикой "открытой педагогической позиции".

И действительно, 70-е годы ознаменовались "движением педагогических отрядов", к которому позже примкнули и те, кто сперва выступал против "открытой педагогической позиции". Переход от коммунарского движения" к "движению подотрядов" был не простым, болезненным, но в условиях "эпохи застоя" необходимым. Этот "переходный период" был по отношению к "движению педотрядов" и своего рода "инкубационным периодом", во время которого шла своего рода "лабораторная" (опытно-экспериментальная) работа по преобразованию "модели" "коммунарского объединения" в "модель" "педагогического отряда" [38].

В конце 1970 г., когда было выращено первое поколение "культармейских комиссаров", юные культармейцы "Ориона" были приглашены кафедрой педагогики и комитетом комсомола МГПИ им.В.И.Ленина для создания первого в Москве и стране "Экспериментального педагогического отряда". Из трёх "форпостов" этого ЭСПО, созданных в "красных уголках" разных московских микрорайонов, "выжил" (и отметил своё 30-летие) один. И "выжил", вероятно, прежде всего по причине наиболее последовательного проведения "командирской педагогики" и "культармейской методики".

ЭСПО "положил начало" массовому движению студенческих педагогических отрядов [40].

В самом начале движения педотрядов по инициативе московского ЭСПО начались регулярные встречи педотрядовцев и лениградского КИМа, на одной из которых было решено назвать (по предложению И.П.Иванова) это сообщество "Коммунарским-макаренковским содружеством" (КМС). Под этим названием (и при поддержке Педагогического общества РФ) КМС провело 13 всероссийских слётов и ещё несколько после смены названия на "Творческое содружество макаренковских комсомольских педагогических отрядов".

Дальнейшая история движения педагогических отрядов показала, что дольше других прожили именно те отряды, которые сохранили "командирскую педагогику". А вот КИМ сам оказался на долгое время в глубоком кризисе, прекратил существование в качестве студенческой коммуны и имеет "последействие" совсем в ином качестве - в форме ассоциации "Педагогика социального творчества". Эта общественная организация имеет большое значение в качестве "хранителя и толкователя научно-методического наследия И.П.Иванова". Но в этом качестве сообщество "кимовцев" в значительной степени утратило роль "школы педагогов-организаторов" и, тем более, "бригады энтузиастов коммунистического воспитания" [40].

После того, как в 1976 г. было принято Постановление ЦК ВЛКСМ о создании педагогических отрядов, они стали создаваться в обязательном порядке повсеместно. Взялся комсомол руководить и организацией слетов педотрядов. Скоро самодеятельное движение было "заформализовано" и скомпрометировано. Через несколько лет от организованных по команде комсомола педотрядов ничего не осталось. Некоторые отряды (возникшие еще до Постановления) продолжали работать [23].

Таким образом, можно отметить, что все молодежные организации в Советское время создавались для осуществления воспитания подрастающего поколения и рассматривались как часть системы коммунистического воспитания. В эту систему входили пионерство, коммунары и педагогические отряды. Но, для того чтобы не разрасталась чуждая политике идеология, и для того чтобы в стране существовала единая система воспитания и коммунарское движение, и педагогические отряды комсомол пытался подчинить себе. Таким образом, главными молодежными организациями, существовавшими в СССР оставались пионерство и комсомол, деятельность которых регламентировалась Коммунистической партией.

1.2 Развитие и формирование комсомольских организаций в СССР

 

Под воздействием рабочего движения в конце 19 и начале 20 вв. в стране активизировалось студенческое движение. Большевистские организации в высших учебных заведениях помогли партии сплачивать демократическое студенчество, пропагандировать идеи марксизма.

Большевики вели работу с молодёжью на заводах и фабриках, в деревнях, в легальных обществах, воскресных школах, в солдатских казармах, в нелегальных кружках, боевых дружинах, при подготовке стачки или демонстрации — везде вовлекали ее в борьбу за коммунизм. В революционных боях формировалось молодое поколение рабочего класса и трудового крестьянства. После победы Февральской буржуазно-демократической революции 1917 на заводах и фабриках Петрограда, Москвы и других промышленных центров стали возникать кружки, комитеты рабочей молодёжи, а затем союзы [15].

В ходе Великой Октябрьской революции произошел перелом в жизни советских людей. Декретами Советской власти был установлен 6-часовой рабочий день для подростков, запрещён труд детей до 14-летнего возраста, установлена охрана труда, введено производственное обучение молодёжи за счёт государства. Перед детьми рабочих и трудящихся крестьян были открыты двери средней и высшей школы [26].

Социалистическое преобразование страны ставило перед партией задачу создания единой молодёжной организации, призванной вовлечь молодое поколение в строительство социализма, воспитывать людей новой, коммунистической эпохи. В то же время юношеские союзы стремились к сплочению на большевистской платформе. [19].

1-й Всероссийский съезд союзов рабочей и крестьянской молодёжи (29 октября — 4 ноября 1918) объединил разрозненные союзы в общероссийскую организацию с единым центром, работающую под руководством Российской Коммунистической Партии большевиков. На съезде были приняты основные принципы программы и устав РКСМ. В тезисах, утверждённых съездом, говорилось: «Союз ставит себе целью распространение идей коммунизма и вовлечение рабочей и крестьянской молодежи в активное строительство Советской России» [1].

Новая молодежная организация носила коммунистические задачи, она была призванная обеспечить в системе диктатуры пролетариата роль «приводного ремня», связывающего партию с самыми широкими слоями трудящейся молодёжи, быть проводником партийного влияния на массы, играл роль резерва Коммунистической партии [13].

В связи с образованием комсомола ЦК РКП (б) в ноябре 1918 направил всем партийным организациям циркулярное письмо, в котором указывалось, что РКСМ являлся школой, подготавливающей новые сознательные кадры коммунистов. Для укрепления комсомола ЦК РКП (б) рекомендовал членам партии комсомольского возраста вступать в РКСМ и принимать активное участие в работе его организаций. 8-й съезд РКП (б) (1919) принял специальную резолюцию «О работе среди молодёжи». Съезд признал РКСМ организацией, выполняющей громадную работу по сплочению и коммунистическому воспитанию молодёжи вовлекающей пролетарское юношество в строительство коммунизма и организующей его на защиту Советской Республики. Съезд подчеркнул необходимость идейной и материальной поддержки комсомола со стороны партии [6].

Весь смысл своей деятельности комсомол видел в осуществлении решений партии и Советского правительства, претворения в жизнь великой Программы построения коммунистического общества в СССР. Отсюда следовало, что комсомол выполнял политические задачи, хотя по уставу он назывался общественной организацией. Определять ВЛКСМ как политический или общественно-политический союз означало бы придавать ему официально роль политического субъекта, который будет не только участвовать в решении политических задач партии, но и принимать политические решения [29].

Комсомол рос и развивался как многонациональная организация советской молодёжи, стоящая на принципах пролетарского интернационализма. Уже на 1-м его съезде в числе делегатов были посланцы из оккупированных иностранными интервентами районов Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии. После съезда стали оформляться организации в советских социалистических республиках. Они объединяли комсомольцев всех национальностей, проживающих на их территориях, и входили составной частью в РКСМ [43].

Комсомол боролся за сплочение международного рабочего юношеского движения. 2-й съезд РКСМ (октябрь 1919) обратился к пролетарской молодёжи всего мира с призывом создать Коммунистический интернационал молодёжи (КИМ). При активном участии РКСМ в ноябре 1919 в Берлине был созван Международный юношеский конгресс, который явился Учредительным конгрессом КИМа. Советский комсомол был его активным членом [16].

Следуя принципам, заложенным В.И.Лениным, решения 14-го (1925) и 15-го (1927) съездов ВКП (б), 7-й (март 1926; РЛКСМ был переименован в ВЛКСМ) и 8-й (1928) съезды ВЛКСМ выдвинули перед комсомольцами задачи борьбы за индустриализацию страны, социалистическое переустройство сельского хозяйства, за овладение наукой и техникой.

Комсомол активно участвовал в культурной революции, 8-й съезд ВЛКСМ объявил Всесоюзный культпоход по ликвидации неграмотности. Были созданы «ударные отряды по ликбезу», тысячи комсомольцев влились в ряды «культармейцев». Они обучали неграмотных, создавали новые школы ликбеза, открывали читальни и библиотеки. В 1930 комсомол взял шефство над всеобучем, выступил инициатором создания двухгодичных вечерних школ для малограмотных. В ходе социалистического строительства возникли неотложные проблемы подготовки квалифицированных кадров, создания новой, социалистической интеллигенции. Комсомол объявил поход молодёжи в науку [2].

В суровые годы Великой Отечественной войны особенно большая роль принадлежала ленинскому комсомолу. ВЛКСМ, насчитывавший в годы войны более 9 млн. членов, дал Красной Армии и Флоту 3 500 тыс. человек. Школьный комсомол трудился, помогая фронту. Десятки тысяч комсомольцев-старшеклассников вместе со своими учителями уходили на фронт, вступали в партизанские отряды, становились разведчиками.

Всего за годы войны 7 тысяч членов ВЛКСМ стали героями СССР. Сам комсомол был награжден в 1945 год – Орденом Ленина – за выдающиеся заслуги перед Родиной в годы Великой Отечественной войны и в

1948 год – Орденом Ленина – в честь 30-летия и за заслуги в восстановлении разрушенного войной народного хозяйства [37].

После 8-го съезда комсомол, не ослабил участия в хозяйственном и государственном строительстве, особое внимание уделял идеологическому воспитанию молодёжи, организации её обучения, физическому развитию юношей и девушек.

Особое внимание комсомол уделял идеологическому воспитанию молодежи и повышению общеобразовательного и культурно-технического уровня, ведь это являлось основным назначением и центральной задачей ВЛКСМ молодежи. Комсомол был призван, как об этом записано в Программе КПСС, помогать КПСС и Советскому государству «воспитывать молодежь в духе коммунизма, вовлекать ее в практическое строительство нового общества, готовить поколение всесторонне развитых людей, которые будут жить, работать и управлять общественными делами при коммунизме» [44]. По линии воспитания и подготовки молодежи к жизни и работе в коммунистическом обществе и к управлению его делами развертывается вся деятельность комсомола и его практическое трудовое участие в коммунистическом строительстве

Не располагая какими-либо отдельными функциями государства или же, как, например, профсоюзы и некоторые другие общественные организации, функциями отдельных государственных органов, комсомол, тем не менее — преимущественно по своей собственной инициативе — принимает в их осуществлении самое активное участие. Это участие, как и его возможности, значительно возросли и расширились, что связано, прежде всего, с качественными изменениями в самом комсомоле, ростом его воспитательной работы [19].

Большое значение в деятельности ВЛКСМ имели 20-й съезд КПСС (1956) и последующие мероприятия Коммунистической партии и Советского правительства 20-й съезд КПСС, отметив заслуги ВЛКСМ, в то же время вскрыл серьёзные недостатки в идейно-воспитательной работе комсомола. Съезд отметил, что комсомольские организации подчас не умели приобщить молодёжь к практическому делу и подменяли живую организаторскую работу резолюциями, парадностью и шумихой. 13-й съезд ВЛКСМ (апрель 1958) выработал на основе решений 20-го съезда КПСС мероприятия по активизации комсомола в коммунистическом строительстве, по расширению комсомольской демократии [7].

Немаловажное значение в истории комсомола имел 22-й съезд КПСС (1961), принявший новую Программу партии. Съезд уделил большое внимание молодёжи. Программа КПСС стала боевой программой деятельности комсомола. 14-й съезд ВЛКСМ (апрель 1962) выработал конкретные пути решения задач коммунистического строительства. 15-й съезд ВЛКСМ (май 1966), исходя из решений 23-го съезда КПСС (1966), определил дальнейшие задачи по коммунистическому воспитанию молодёжи, по осуществлению нового пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР на 1966—70. 16-й съезд ВЛКСМ (май 1970) подвёл итоги работы комсомола по решению поставленных задач, определил направление дальнейшей деятельности по воспитанию юношей и девушек в духе ленинских заветов, 16-й съезд призвал комсомольцев, всю молодёжь СССР принять массовое участие в научно-технической революции, совершенствовании организации производства и его управления. Велика роль молодёжи в политической и хозяйственной жизни страны. [3, 4].

ВЛКСМ участвовал в управлении делами Советского государства. Его представители работали в государственных, профсоюзных органах, в органах народного контроля, культуры и спорта [28].

Вопросы работы комсомола регулярно обсуждались на съездах, конференциях партии, пленумах ЦК КПСС. Утвержденный еще при Ленине порядок взаимоотношений партии и комсомола оставался незыблемым весь период существования ВЛКСМ, за исключением последнего года, Менялись формы руководства, степень вмешательства, уровень опеки, но сущность оставалась неизменной. Содержание принципа партийного руководства комсомолом состояло в том, что исходя из своей политической программы, КПСС определяла комсомолу его основные задачи по осуществлению государственных планов развития народного хозяйства, коммунистического воспитания подрастающего поколения. Воспитание включало в себя не только выработку коммунистического мировоззрения, но формирование гармонически развитой личности – активного строителя нового общества.

Партия оказывала практическую помощь (материальную, финансовую административную) в решении текущих задач комсомола, а так же осуществляла подбор и расстановку кадров в комсомоле снизу до верху. Выборы руководящих органов на комсомольских собраниях, конференциях и съездах на деле представляли собой формальный акт, так как вопрос о персональном составе был предрешен партийный инстанциями. Тем самым по существу отменялась внутрисоюзная демократия, важнейшим элементом которой являются выборы.

Партия на всех уровнях осуществляла контроль за реализацией директив партийных комитетов и принимает организационные и прочие меры в случае их неисполнения [28].

В Уставе КПСС был специальный р



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: