Билеты
Билет №1
- Назовите основные группы социально- гуманитарных наук, выделяемых по предмету исследования.($1)
- Какова структура познания как вида деятельности?($21)
Билет №2
1. Сравните взгляды Платона и Аристотеля на общество и государство. Выделите общее, укажите различия .(Учение о государстве
Аристотель подверг критике учение Платона о совершенном государстве, и предпочитал говорить о таком политическом устройстве, которое может иметь у себя большинство государств. Он считал, что предлагаемая Платоном общность имущества, жён и детей приведёт к уничтожению государства. Аристотель был убеждённым защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи, а также сторонником рабства.
Осуществив грандиозное обобщение социального и политического опыта эллинов, Аристотель разработал оригинальное социально-политическое учение. При исследовании социально-политической жизни он исходил из принципа: «Как и всюду, наилучший способ теоретического построения состоит в рассмотрении первичного образования предметов». Таким «образованием» он считал естественное стремление людей к совместной жизни и к политическому общению.
По Аристотелю, человек — политическое существо, то есть социальное, и он несёт в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству».
Первым результатом социальной жизни Аристотель считал образование семьи — муж и жена, родители и дети… Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство. Государство создаётся не ради того, чтобы жить вообще, а жить, преимущественно, счастливо.
Согласно Аристотелю государство возникает только тогда, когда создаётся общение ради благой жизни между семьями и родами, ради совершенной и достаточной для жизни самой себя.
|
Природа государства стоит «впереди» семьи и индивида. Так совершенство гражданина обуславливается качествами общества, которому он принадлежит — кто желает создать совершенных людей, должен создать совершенных граждан, а кто хочет создать совершенных граждан, должен создать совершенное государство.
Отождествив общество с государством, Аристотель был вынужден заняться поисками целей, интересов и характера деятельности людей от их имущественного положения и использовал этот критерий при характеристике различных слоёв общества. Он выделял три главных слоя граждан: очень зажиточные, средние, крайне неимущие. По мысли Аристотеля, бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, что в зависимости от перевеса того или иного из элемента устанавливается и соответствующая форма государственного строя». Будучи сторонником рабовладельческой системы, Аристотель тесно связывал рабство с вопросом собственности: в самой сути вещей коренится порядок, в силу которого уже с момента рождения некоторые существа предназначены к подчинению, другие же — к властвованию. Это общий закон природы и ему подчинены и одушевлённые существа. По Аристотелю, кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом всё-таки человек, тот по своей природе раб.
Наилучшее государство — это такое общество, которое достигается через посредство среднего элемента (то есть «среднего» элемента между рабовладельцами и рабами), и те государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеет большее значение сравнительно с обоими крайними элементами. Аристотель отмечал, что, когда в государстве много лиц лишено политических прав, когда в нём много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы.
|
Основным общим правилом, по идее Аристотеля, должно служить следующее: ни одному гражданину не следует давать возможности чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры[10].)(Политические идеи в «Государстве»
Основная статья: Государство (Платон)
Происхождение государства вполне правдоподобно: разделение труда приводит к обмену между людьми, а обмен удобен, если жить вместе. Мысль о разделении труда и лежит в основе платоновской утопии.
Всё не так в мире идей. Разделение труда порождает необходимость различных добродетелей в каждой из профессий. Изначально это добродетели земледельца, строителя и ткача (вытекают из первичных по Платону потребностей в еде, доме и одежде). Затем с ростом государства-полиса возникают конфликты с другими государствами, формируется профессиональная общность воинов. Итак, два класса уже есть: производители и воины. Ну и третий, правители-философы, создают наилучшие законы для недопущения круговорота государственных форм — аналогия с «правлением знающих» Сократа. Так что политический идеал Платона — это стабильность государства. Чтобы оно было стабильным, требуется стабильность в обществе, каждый выполняет собственную работу — это справедливо. Неравенство сословий — это тоже нормально, ведь счастье отдельного человека для счастья полиса не значит ничего.)
|
- В чём выражается объективность истины?($22)
Билет №3
- Охарактеризуйте основные положения экономического учения А. Смита($3)
- В чём проявляется многообразие путей познания мира человеком?($23)
Билет №4
- Раскройте философский смысл спора западников и славянофилов?(взять из книги)
- Особенности научного познания.(???)
Билет №5
- Чем привлекательна профессия преподавателя?(???)
- Основные принципы научного социального познания.
Билет №6
- Что такое профессия? Чем профессия отличается от специальности. Приведите различия на примерах.
- Сущность и особенности общественного сознания.
Билет №7
- Укажите основные признаки понятия «человечество».
- Что такое самосознание.
Билет №8
- Какие отличительные особенности человека выделяют антропологи?
- Какие признаки характеризуют понятие «личность»?
Билет №9
- Что отличает общество от социума?
- Какую роль в развитии личности играют возрастные кризисы?
Билет №10
- Каковы важнейшие компоненты общества какие темы?
- Что такое социальное поведение?
Билет №11
- Становление индустриального общества.
- Особенности общения в современном мире.
Билет №12
- Контуры современного общества.
- Особенности общения в юношеском возрасте.
Билет №13
- Две ветви стадиального подхода к истории: общее и различия.
- Как происходит восприятие.
Билет №14
- Типы социальной динамики.
- Опишите виды отношений в малой группе.
Билет №15
- Критерии прогресса
- Что такое конформность.
Билет №16
- Почему невозможна абсолютная свобода?
- Что такое лидерство?
Билет №17
- Виды деятельности.
- Особенности семьи как малой группы.
Билет №18
- Какова роль духовных ценностей в жизни человека?
- Криминальные группы.
Билет №19
- Труд как вид человеческой деятельности.
- Как успешно разрешать конфликты.
Билет №20
- Чем характеризуются основные типы легитивности.
- Поведение личности в конфликте.
Билет №21
- Марксистское учение об обществе.
- Формы юношеского общения.
Билет №22
- Профессиональные требования и конкуренция на рынке труда.
- Что такое социальная установка?
Билет№23
- Социальная сущность деятельности.
- Структура личности