I. Вопросы для самоподготовки
1. Понятие о ВНС, её функции.
2. Анатомические и физиологические отличия ВНС от соматической нервной системы.
3. Отличия симпатического и парасимпатического отдела.
4. Надсегментарный и сегментарный отделы ВНС.
5. Строение симпатического и парасимпатического отделов.
6. Строение вегетативных нервных сплетений.
7. Строение метасимпатического отдела.
8. Взаимодействие и координация деятельности отделов ВНС.
II. Тестовое задание. Выберите один или два правильных ответа.
1. Укажите, какие органы иннервирует ВНС.
а) Кости.
б) Суставы.
в) Мышцы.
г) Железы.
2. Укажите, какие органы иннервирует соматическая нервная система.
а) Внутренние органы.
б) Сосуды.
в) Железы.
г) Мышцы.
3. Где расположены сегментарные симпатические центры?
а) В спинном мозге (в сегментах CYIII-LII-III)
б) В стволе головного мозга.
в) В конусе спинного мозга.
г) В больших полушариях
4. Где расположены первые вставочные симпатические нейроны?
а) В боковых рогах спинного мозга.
б) В симпатических стволах.
в) В спинальных ганглиях.
г) В конусе спинного мозга.
5. Какое влияние оказывает блуждающий нерв на мышцу сердца?
а) Возбуждающее влияние.
б) Тормозное влияние.
в) Нормализующее влияние.
г) На сердце не влияет.
6. Укажите, какой отдел нервной системы называют «вегетативным мозгом».
а) Таламус.
б) Гипоталамус.
в) Мозжечок.
г) Средний мозг.
7. Где расположены первые чувствительные вегетативные нейроны?
а) В спинальных ганглиях.
б) В боковых рогах спинного мозга.
в) В периферических вегетативных сплетениях.
г) В пограничном симпатическом стволе.
8. Где расположены сегментарные парасимпатические центры?
|
а) В крестцовых сегментах спинного мозга SI_IY
б) В стволе головного мозга.
в) В шейно-грудных сегментах спинного мозга.
г) В коре больших полушарий.
9. Какое влияние оказывает парасимпатический отдел ВНС?
а) Повышает тонус гладких мышц пищеварительного тракта.
б) Ослабляет тонус гладких мышц пищеварительного тракта.
в) Стимулирует секрецию пищеварительных желёз.
г) Тормозит секрецию пищеварительных желёз
10. Какое влияние оказывает симпатический отдел ВНС?
а) Расслабляет гладкую мускулатуру бронхов.
б) Тонизирует гладкую мускулатуру бронхов.
в) Вызывает выделение железами бронхов обильной жидкой слизи
г) Вызывает отделение железами бронхов густой вязкой слизи
III. Составить верные утверждения, используя данные правого и левого столбцов.
Таблица 1
Отделы ВНС | Функции ВНС | |
Симпатический | Обеспечивает состояние покоя; регулирует анаболические процессы, стимулируя накопление веществ и энергии; поддерживает гомеостаз | |
отдел | ||
Парасимпатический отдел | Обеспечивает состояние активности, физической и психической деятельности; регулирует катаболические процессы распада веществ и расхода энергии; способствует адаптации организма к внешней среде | |
Метасимпатический отдел | Обеспечивает саморегуляцию (автоматизм) внутренних органов, имеющих двигательную активность (сердце, пищеварительный тракт и др.) |
Таблица 1
Отделы нервной системы | Функции нервной системы |
Соматический отдел нервной системы | Регулирует работу органов, сосудов и систем органов, обмен веществ |
Вегетативный отдел нервной системы | Регулирует работу скелетных мышц, органов чувств; осуществляет процессы, относящиеся к высшей нервной деятельности |
|
Лабораторная работа № 1. Глазосердечный рефлекс (рефлекс Ашнера).
Исследование проводят на человеке.
Алгоритм выполнения работы.
1. Подсчитать у обследуемого пульс.
2. Указательный и большой пальцы одной руки расположить на глазных яблоках исследуемого и нерезко плавно надавливать на них в течение 10-30 с.
3. Другой рукой считать пульс.
Через 10-30 с от начала надавливания должно произойти урежение частоты сердечных сокращений (ЧСС) на 8-10 в минуту. Пульс рекомендуется подсчитывать в течение 30 с (3-4 раза), продолжая подсчёт и после прекращения надавливания.
Оформление протокола.
1. Записать ход наблюдения, занести полученные данные в таблицу.
2. Построить по полученным данным график.
3. Объяснить происхождение и механизм глазосердечного рефлекса.
Примечание: глазосердечный рефлекс может быть положительным (замедление пульса); отрицательным (давление на глазные яблоки не вызывает изменений сердечной деятельности); извращенным (учащение пульса на 15-20 в минуту).
Лабораторная работа № 2. Симптом дыхательной аритмии (рефлекс Геринга). Исследование проводят на человеке.
Алгоритм выполнения работы.
1. Подсчитать у исследуемого пульс.
2. После этого предложить подопытному сделать серию глубоких и усиленных дыхательных движений (до чувства дискомфорта).
3. В течение всего времени наблюдения считать пульс, сравнивая его с исходным.
У большинства людей пульс несколько урежается. При вегетативных нарушениях рефлекс может резко усиливаться.
|
Оформление протокола.
1. Записать ход исследования, полученные данные оформить в виде таблицы.
2. Объяснить происхождение и механизм рефлекса Геринга.
IV. Ситуационные задачи
1. У мальчика 2 лет с рождения отсутствует самостоятельный стул, не отходят газы. Опорожнение кишечника возможно только после клизмы. При рентгенологическом исследовании обнаружено выраженное сужение сигмовидной и прямой кишки. Какое заболевание можно заподозрить у ребёнка? Какое исследование может подтвердить диагноз?
2. Что такое аксон-рефлексы и какова их роль в регуляции деятельности внутренних органов?
3. Какой отдел ЦНС называют «вегетативным мозгом» и почему?
4. У женщины 35 лет в течение 10 лет отмечают периодические головные боли в области правой половины головы, преимущественно в лобно-височной области. Боли интенсивные, сопровождаются тошнотой, иногда рвотой, во время приступа больная не переносит резких звуков, света. Длительность приступов боли чаще 1-2 ч. после приступа больная вялая, сонлива. Какое заболевание можно заподозрить у пациентки?