Под товарными потерями в торговле понимаются уменьшение физической массы товара? Полная или частичная их порча (утрата потребительских свойств) при транспортировке, хранении, реализации и т.п.
К товарным потерям в пределах норм в розничной торговле относятся потери от естественной убыли и потери товаров, продаваемых по методу самообслуживания. К потерям в пределах норм естественной убыли относят: естественную убыль товаров при перевозке, хранении и продаже, потери от боя при перевозке, хранении и продаже в стеклянной посуде и непродовольственных товаров (фарфоровых, керамических, стеклянных изделий, хозяйственных, товаров бытовой химии и др.)
Определяют сумму естественной убыли по каждому товарному документу в процессе его обработки. Списание естественной убыли производится только на день инвентаризации товаров по фактическим ее размерам (в пределах выявленной недостачи).
Расчет естественной убыли на реализованные товары за межинвентаризационный период составляется так. К сумме естественной убыли на фактические остатки товаров на начало отчетного периода прибавляют сумму естественной убыли на поступившие товары за этот же период и вычитают убыль на выбывшие товары и на фактический остаток товаров на конец отчетного периода.
В магазинах с устойчивой структурой товарооборота применяют средние (общие) нормы естественной убыли в процентах к товарообороту магазина за межинвентаризацинный период. Эти нормы утверждает вышестоящая организация в зависимости от ассортимента товаров и подтоварных норм естественной убыли. Сумму естественной убыли определяют умножением розничного товарооборота на средний процент естественной убыли и делением на 100. Если на складе магазина и в торговом зале материальная ответственность разделена, то распределяют нормы естественной убыли бригадами на месте по приказу руководителя предприятия.
|
Розничные торговые предприятия должны принимать товары массой нетто (чистой массой). Но товар, поступивший в таре, не всегда целесообразно перевешивать в момент приемки, так как это может привести к снижению его качества.
Завесом тары называется превышение фактической массы тары после освобождения из- под товара над ее условной массой по тарифу (по документам поставщика).
Завес тары - это недостача товаров, происшедшая за счет уменьшения их массы в результате впитывания в тару, налипания (примаза) товара к стенкам тары или ошибки поставщика, допущенной при ее маркировке.
По мере освобождения тары, требующей завеса, на торговом предприятии создается комиссия в составе директора магазина, представителя общественности, материально ответственного лица, а в случаях расхождения в массе тары- представителя поставщика или другого лица, предусмотренного договором поставки. Перевешивание порожней тары может быть сплошным и выборочным (по договору с поставщиком), что оформляется актом о завесе тары в одном экземпляре, который материально ответственное лицо передает в бухгалтерию с товарным отчетом. Если же фактическая масса тары превышает массу, указанную по трафарету, то акт составляют в двух экземплярах. Второй экземпляр направляют поставщику с претензионным письмом о возмещении суммы завеса тары. Завес тары определяют в количественно - суммовом выражении и списывают с материально ответственного лица после утверждения акта руководителем предприятия за счет поставщика, которому предъявляется претензия по покупной стоимости недостающего товара. Во избежание повторного определения и списания завеса тары комиссия несмываемой краской указывает на таре дату и номер акта. Акты о завесе из- под рыбы и рыботоваров (кроме икры) не составляют. Завес тары по этим товарам списывают за счет дополнительной скидки, предоставляемой поставщиком под завес тары, на день инвентаризации и пределах выявленной недостачи товаров сверх нормы естественной убыли.
|
Необходимость в переоценке товаров возникает при изменении розничных цен. Цены могут быть изменены как в сторону снижения (уценка), так и повышения (дооценка). Распоряжение о проведении переоценки дается правительственными и местными органами власти, которым предоставлено право вносить изменения в действующие прейскуранты розничных цен. Переоценка проводится в следующих ценах:
· -при изменении розничных цен по постановлению правительственных органов за счет бюджета;
· -при изменении сезонных цен на картофель, овощи и фрукты за счет валового дохода торгового предприятия (объединения, организации);
· -при уценке непродовольственных товаров, пользующихся ограниченным спросом у населения, за счет фонда уценки, а при его недостаточности - за счет доходов, остающихся в распоряжении предприятия;
· -при понижении качества товаров за счет виновных лиц.
Для проведения переоценки распоряжением вышестоящей организации создается комиссией, в состав которой входят: руководитель торгового предприятия или его заместитель (председатель комиссии); специалисты (товароведы, бухгалтеры), материально ответственное лицо. Комиссия в ходе переоценки определяет фактическое наличие товаров и сразу же их перемаркировывает, зачеркивает старые цены и указывают новые, удостоверяя их подписью председателя комиссии. Результаты переоценки, проведенной комиссией, оформляют составлением инвентаризационной описи - акта товаров и других материальных ценностей, подлежащих переоценке в связи с изменением розничных цен, и акта о переоценке товаров при переоценке по другим причинам. Описи- акты составляют отдельно по местам хранения товаров и материально ответственным лицам в трех экземплярах. В них указывают старые и новые цены со ссылками на номера прейскурантов и позиций в них, артикулы, сорта, полное наименование и количество товаров, стоимость товаров до и после переоценки, сумму разницы от переоценки. Все члены комиссии и материально ответственное лицо после взаимной сверки описи- акта и исправления обнаруженных расхождении подписывают каждую ее страницу. В конце описи- акта делают запись о правильности указанных в ней цен согласно товарным ярлыкам и новым прейскурантам. В остальном порядок оформления описи- акта по переоценке товаров такой же, как при обычной инвентаризации. Опись- акт передают в вышестоящую организацию, в бухгалтерию предприятия, материально ответственному лицу.
|
В процессе движения и хранения товаров на оптовых предприятиях возможны нормируемые и ненормируемые товарные потери. К нормируемым относятся потери, образующиеся при транспортировке, фасовке, хранении и реализации товаров. К ненормируемым относятся потери от боя, брака и порчи товаров, а также потери по недостачам, растратам и хищениям, списанные на уменьшение доходов предприятия в связи с отказом суда за необоснованностью иска. Такие потери являются результатом бесхозяйственности, запущенности в учете, поэтому они не нормируются и, как правило, возмещаются виновным лицами.
На предприятиях нормы естественной убыли установлены в зависимости от зоны, условий, сроков и сезона хранения товаров. Естественная убыль списывается на день инвентаризации в пределах фактически выявленной недостачи товара[5].
Каждое торговое предприятие располагает большим количеством тары и несет значительные расходы, связанные с ней, причем нередко в результате бесхозяйственности, недооценки ее роли в товарообороте, особенно при переходе на хозрасчет. Расходы по содержанию тары увеличивают издержки, а потери тары относятся непосредственно в уменьшение хозрасчетного дохода предприятия. Приемка, оприходование, возврат и внутреннее перемещение тары осуществляется одновременно с товарами на основании одних и тех же документов, (счет - фактур, товарно - транспортных накладных, расходных накладных, актов и т.д.), в которые ее вписывают отдельной строкой. При приемке тары материально ответственные лица должны проверять соответствие фактического количества и качества тары, правильность ее маркировки данным, указанным в документах поставщика. Тару ветхую и испорченную (кроме мешков) списывают в присутствии товароведа по таре по акту, составляемую в двух экземплярах: первый передают руководителю предприятия на утверждение, второй- материально ответственному лицу для списания на издержки или в уменьшение дохода предприятия. Тару, используемую многократно, называют многооборотной. Многооборотную тару, принадлежащую торговому предприятию, учитывают по инвентарной стоимости в составе основных средств.
Аналитический учет тары по видам, ценам, количеству и сумме чаще всего ведут материально ответственные лица в отчетах о движении тары и режиме - в товарных книгах. Движение тары по каждому документу поставщика в суммовом выражении показывается в отдельной графе товарного отчета.
Все документы, отражающие движение товаров и тары на торговом предприятии, материально ответственные лица прикладывают к своим товарным (товарно- кассовым) отчетам и в строго установленные сроки по графику сдают в бухгалтерию предприятия или в учетно- контрольную группу. Важное значение в учете имеет качественное и своевременное составление отчетности материально ответственными лицами. Отчетность используется администрацией для контроля за их деятельностью, сохранностью товарно- материальных ценностей, ходом выполнения плана поставки товаров и состояния товарных запасов.
Материально ответственные лица складов на основании приходных и расходных документов составляют товарные отчеты или сопроводительные реестры сдачи документов. Форма отчетности зависит от специализации оптового предприятия, ассортимента товаров, объема документооборота и организации аналитического учета товаров в бухгалтерии. Там, где используется оперативно- бухгалтерский (сальдовый) метод аналитического учета товаров, материально ответственные лица составляют товарные отчеты. На предприятиях, применяющих количественно- суммовой метод учета, имеющих большой документооборот, составляются сопроводительные реестры, представляющие собой простой перечень документов с указанием их наименования, номеров и количества (отдельно по приходу и расходу).Отчеты материально ответственных лиц используют для отражения товарных операций в учете, контроля за сохранностью, своевременностью оприходования и списания товаров и тары, ходом выполнения плана товарооборота, соблюдением лимита товарных запасов и других целей. Срок сдачи отчетности материально ответственными лицами утверждает руководитель торговой организации. Этот срок в зависимости от размеров и специализации предприятия, объема документооборота и других конкретных условий составляет от 1 до 10 дней. Сроки предоставления отчетности в бухгалтерию устанавливают руководитель и главный бухгалтер в зависимости от размера предприятия и других конкретных условий. Товарные отчеты и сопроводительные реестры составляют в двух экземплярах. Первый экземпляр с первичными документами передают в бухгалтерию под расписку на втором экземпляре, который остается у материально ответственного лица. Материально ответственные лица розничных торговых предприятий составляют товарные отчеты единой типовой формы. Перед составлением товарного отчета все приходные и расходные документы должны быть тщательно проверены (цены, таксировка, подсчет итогов, правильность оформления), подобраны по датам, видам операции, поставщикам и вписаны в отчет в определенной последовательности, удобной для дальнейшей бухгалтерской обработки. Вначале в отчет вписывают документы промышленных, затем оптовых предприятий по внутренней переработке и прочему поступлению (излишки при инвентаризациях, суммы от дооценки товаров и др.). Последовательность записей в расходной части товарных отчетов такова: вначале отражается выручка за реализованные товары за наличный расчет и в кредит, мелким оптом, затем возврат товаров и тары промышленным и оптовым предприятиям, отпуск в порядке внутренней переброски и прочее выбытие (списание завеса тары, боя, брака и порчи, уценки и др.). В товарных отчетах указываются лимит товарных запасов и остатки товаров и тары на начало дня (эти данные берут из предыдущего отчета). Затем в приходную и расходную его части последовательно вписывают соответствующие документы с указанием, от кого поступили или кому отпущены товары, номера и даты документов, стоимость товаров и тары (по каждому документу в отдельности). Подсчитываются итоги по приходной и расходной части отчета и выводится остаток на конец дня по формуле товарного баланса:
Он+ П= Р+ Ок
Он+ П- Р= Ок,
где Он- остаток на начало отчетного периода; П- поступление товаров и тары за этот период; Р- расход за отчетный период; Ок - остаток на конец отчетного периода.
К товарному отчету прилагают все документы в той последовательности, в какой они внесены в отчет. В конце отчета указывают общее число приложенных к нему документов. Отчет подписывают материально ответственное лицо и один из членов бригады. На оборотной стороне товарного отчета (или отдельно) составляют отчет о движении тары в натурально-стоимостном выражении. Товарные отчеты составляют в двух экземплярах: первый с приложенными к нему документами передают в бухгалтерию под расписку на втором экземпляре, который остается у материально ответственного лица. Бухгалтер должен проверить отчет по форме, по существу и арифметически в присутствии материально ответственного лица, сверить документы по сумме выручки с кассовыми отчетами, по поступлению и выбытию товаров с документами складов торговых организаций, поставщиков и других магазинов. Обнаруженные в ходе проверки ошибки бухгалтер исправляет в обоих экземплярах отчета и доводит до сведения материально ответственного лица под расписку в отчете. Небольшие торговые предприятия, а также в мелкорозничной сети составляют товарно - кассовые отчеты, где выручку отражают отдельно по каждому расходному документу, подтверждающему сдачу выручки или использование ее части на месте.
Одновременно с товарным отчетом материально ответственные лица составляют отчет о движении тары в количественно- стоимостном выражении. Итоговая строка данного отчета должна быть сверена с суммами остатков, прихода и расхода тары, отраженными в графе «Тара» товарного отчета (суммы должны совпадать). Проверенные и принятые к учету товарные отчеты проходят бухгалтерскую обработку, отражают на счетах бухгалтерского учета и регистрируют в журнале ордере по счету «Товары на складах». Сальдо, полученное по данным бухгалтерского учета, сверяют с остатком товаров и тары по товарному отчету.