Дыхательная система членистоногих




Вариант № 14

Задания Д1 C1 № 24

Применение какого научного метода иллюстрирует сюжет картины голландского художника Я. Стена «Пульс», написанной в середине XVII в.?

1) моделирование

2) измерение

3) эксперимент

4) абстрагирование

 

Объясните свой выбор ответа.

Пояснение.

1. Указание научного метода: 2, измерение.

2. Объяснение, например: измерение — определение количественных характеристик изучаемого объекта. Т.е. суть этого метода заключается в фиксировании данных и свойств с помощью измерительных приборов.

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
Специальность учёного-зоолога не указана независимо от наличия объяснения. ИЛИ Ответ неправильный  
Правильно указана специальность учёного-зоолога, объяснение не дано / дано неправильно. ИЛИ Правильно указана специальность учёного-зоолога, в объяснении не приведено название науки  
Правильно указана специальность учёного-зоолога, дано объяснение  
Максимальный балл  

Задания Д2 № 81

Рассмотрите изображённое на фотографии животное и опишите его, выполнив задания. Укажите тип симметрии животного.

Пояснение.

Тип симметрии — двусторонне-симметричное животное (или двусторонняя симметрия).

 

Ответ: двусторонне-симметричное животное.

Ответ: двусторонне-симметричное животное|двусторонне-симметричное|двусторонняя симметрия

Задания Д2 № 82

Рассмотрите изображённое на фотографии животное и опишите его, выполнив задания. Укажите среду обитания животного.

Пояснение.

Среда обитания — водная.

 

Ответ: водная.

Ответ: водная

Задания Д2 № 83

Установите последовательность расположения систематических групп изображённого животного, начиная с самой крупной. Используйте слова и словосочетания из предложенного списка. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

СПИСОК СЛОВ И СЛОВОСОЧЕТАНИЙ:

1) Многощетинковые (Полихеты)

2) Кольчатые черви

3) Животные

4) Зелёный нереис

5) Нереиды

 

Ответ:

Царство Тип Класс Семейство Вид
         

Пояснение.

3) Животные — Царство.

2) Кольчатые черви — Тип.

1) Многощетинковые (Полихеты) — Класс.

5) Нереиды — Семейство.

4) Зелёный нереис — Вид.

 

Ответ: 32154.

Ответ: 3&2&1&5&4

Задания Д2 C2 № 84

Укажите одно из значений, которое имеют зелёные нереисы в жизни человека.

Пояснение.

Правильный ответ, например: искусственное заселение (разведение) для прикорма рыб. В научных целях — изучение феромонов.

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
Ответ неправильный  
Правильно указано значение зелёного нереиса в жизни человека  
Максимальный балл  

Задания Д3 № 85

Известно, что обыкновенный (речной) бобр — полуводное млекопитающее из отряда грызунов, питающееся растительной пищей. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1) Длина тела бобра 100−130 см, а масса до 30 кг.

2) Бобры могут жить поодиночке, семьями и колониями.

3) Бобр валит деревья, подгрызая их стволы острыми и крупными резцами.

4) На дне запруды бобр запасает корм на зиму: молодые ветки.

5) Строит «хатки» и плотины из веток, стволов и земли на мелких речках и ручьях.

6) К началу XX века бобры были почти истреблены, но сейчас их численность восстанавливается.

Пояснение.

Обыкновенный (речной) бобр — полуводное млекопитающее из отряда грызунов, питающееся растительной пищей: 3) Бобр валит деревья, подгрызая их стволы острыми и крупными резцами. 4) На дне запруды бобр запасает корм на зиму: молодые ветки. 5) Строит «хатки» и плотины из веток, стволов и земли на мелких речках и ручьях.

 

Ответ: 345.

Ответ: 345

Задания Д4 № 86

Определите тип питания организмов, приведённых в списке.

 

СПИСОК ОРГАНИЗМОВ:

1) палочка Коха

2) лев

3) ряска

4) сосна

5) белый гриб

6) ромашка

 

Запишите цифры, под которыми указаны организмы в списке, в соответствующую ячейку таблицы.

Ответ в каждую ячейку запишите в виде последовательности цифр, в порядке их возрастания.

 

Ответ:

Автотрофный тип питания Гетеротрофный тип питания
   

Пояснение.

Автотрофы — сами производят органическое вещество: 3) ряска; 4) сосна; 6) ромашка.

Гетеротрофы — питаются готовым органическим веществом: 1) палочка Коха; 2) лев; 5) белый гриб.

Ответ: 346 125

Задания Д4 C3 № 87

Какой тип питания характерен для хламидомонады, изображённой на рисунке? Обоснуйте свой ответ.

Пояснение.

1) Указание типа питания животного: смешанный тип питания — и автотрофный (на свету) и гетеротрофный (в темноте или когда много органических веществ); или ответ — миксотрофный тип питания.

2) Обоснование, например: на свету фотосинтезирует — значит, автотрофный тип питания. В темноте или когда много органических веществ — питается готовыми органическими веществами — всасывая их всей поверхностью, значит, гетеротрофный тип питания. Такой тип питания называется — миксотрофный.

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
Тип питания не указан независимо от наличия обоснования. ИЛИ Ответ неправильный  
Правильно указан тип питания, обоснование не представлено / представлено неправильно  
Правильно указан тип питания, представлено обоснование  
Максимальный балл  

Задания Д5 № 88

Рассмотрите рисунок, на котором представлен цикл развития аскариды, и ответьте на вопрос.

Какой цифрой обозначен на рисунке промежуточный хозяин?

Пояснение.

Основной хозяин — организм, в котором паразит размножается половым путем.

Промежуточный хозяин — животное, в организме которого паразит обитает в личиночном состоянии (многие гельминты), размножается бесполым путём.

В жизненном цикле аскариды и основным и промежуточным хозяином является человек,

Цифры 1, 2, 3, 4 - показывают пути перемещения личинки по организму человека (значит, в данном случае человек — промежуточный хозяин.

 

Ответ: 1, или 2, или 3, или 4.

 

Примечание.

 

Можно засчитывать ответы 1, 2, 3, 4 как верные.

Неверными являются ответы:

6 — т.к. это яйцо в окружающей среде.

5 — яйца появляются как результат полового размножения.

Ответ: 1|2|3|4

Задания Д5 C3 № 89

Как человек может заразиться аскаридой? Опишите механизм одного из способов заражения.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать описание механизма одного из способов заражения, например:

Правильный ответ должен содержать описание механизма одного из способов заражения, например:

1) яйца аскариды оказываются на поверхности овощей или фруктов.

ИЛИ

Заражение – через грязные руки, грязные овощи-фрукты, яйца могут переносить мухи.

 

2) Человек может заразиться, если плохо помыл овощи и поел их

ИЛИ

Яйца могли попасть на продукты, если по ним ползали мухи, а человек потом съел этот продукт.

 

----------

Дублирует задание 67.

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
Ответ неправильный  
В описании содержится одна негрубая ошибка  
Правильно дано указание на места, где личинки и цисты встречаются в природе, и указаны условия их попадания их в организм человека  
Максимальный балл  

Задания Д6 № 90

В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь.

 

Животное Орган
... Трахеи
Речной рак Жабры

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) кузнечик

2) беззубка

3) дождевой червь

4) жаба

Пояснение.

Трахеи — орган дыхания кузнечика; жабры — орган дыхания речного рака.

 

Ответ: кузнечик.

Ответ: кузнечик|1

Задания Д6 C4 № 91

Какую функцию выполняют жабры у речного рака?

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать указание функции, которую выполняют жабры у речного рака: жабры — орган дыхания, ИЛИ жабры обеспечивают газообмен между тканями краба и окружающей средой.

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
Функция не указана / указана неправильно  
Правильно указана функция  
Максимальный балл  

Задания Д7 № 92

Мозг представителя какой систематической группы изображён на рисунке?

1) Птицы

2) Земноводные

3) Млекопитающие

4) Рыбы

Пояснение.

На рисунке изображён мозг млекопитающих (хорошо развит передний мозг — имеет извилины).

 

Ответ: млекопитающие.

Ответ: млекопитающие|3

Задания Д8 № 93

Установите соответствие между признаком рыб и классом, для которого он характерен.

 

ПРИЗНАК РЫБ   КЛАСС
A) жаберные щели открываются наружу Б) рот смещён на брюшную сторону тела B) большинство представителей имеют плавательный пузырь Г) костный скелет Д) жабры прикрыты жаберными крышками   1) Хрящевые рыбы 2) Костные рыбы

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

Ответ:

А Б В Г Д
         

Пояснение.

Хрящевые рыбы (например, акулы и скаты): жаберные щели открываются наружу и рот смещён на брюшную сторону тела. Костные рыбы (например, сельдь, окунь): большинство представителей имеют плавательный пузырь, костный скелет, жабры прикрыты жаберными крышками.

 

Ответ: 11222.

Ответ: 1&1&2&2&2

Задания Д8 C5 № 94

Приведите по три примера животных, относящихся к указанным классам. Запишите их названия в таблицу.

 

Хрящевые рыбы Костные рыбы
   
   
   

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать по три примера животных, относящихся к классам хрящевые рыбы и костные рыбы.

 

Например:

Хрящевые рыбы: скат, акула, рыба молот.

Костные рыбы: сельдь, окунь, карп.

Принимаются любые верные примеры.

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
Все иные ситуации, не соответствующие правилам выставления 2 и 1 балла. ИЛИ Ответ неправильный  
Правильно указано три примера животных, относящихся к одному классу, и два примера животных, относящихся к другому классу. ИЛИ Правильно указано по два примера животных в каждом классе  
Правильно указано по три примера животных в каждом классе  
Максимальный балл  

Задания Д9 № 95

Вставьте в текст «Дыхательная система членистоногих» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

Дыхательная система членистоногих

Речной рак дышит при помощи жабр. Растворённый в воде кислород проникает через тонкие стенки жабр в ___________ (А). У паука-крестовика имеются ___________ (Б) и два пучка трахей, которые сообщаются с внешней средой через ___________ (В). При дыхании насекомых с помощью ___________ (Г) кровь не участвует в переносе кислорода и углекислого газа и транспортирует только питательные вещества.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) внешняя среда

2) кровь

3) полость тела

4) лёгочные мешки

5) трахея

6) жабра

7) дыхательное отверстие

8) ротовое отверстие

 

Ответ:

А Б В Г
       

Пояснение.

Речной рак дышит при помощи жабр. Растворённый в воде кислород проникает через тонкие стенки жабр в кровь (2). У паука-крестовика имеются легочные мешки (4) и два пучка трахей, которые сообщаются с внешней средой через дыхательные отверстия (7). При дыхании насекомых с помощью трахей (5) кровь не участвует в переносе кислорода и углекислого газа и транспортирует только питательные вещества.

 

Ответ: 2475.

Ответ: 2475

Задания Д10 № 96

Основное значение слизи, выделяемой кожными железами рыбы, заключается в

 

1) усилении чувствительности органов боковой линии

2) защите чешуи от поселения на ней одноклеточных водорослей

3) снабжении чешуи питательными веществами

4) уменьшении трения тела рыбы о воду

5) препятствие проникновению бактерий

 

Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные характеристики.

Пояснение.

Слизь обеспечивает скольжение рыбе, создает на её поверхности изолирующий слой, препятствующий проникновению бактерий, грибов и паразитов, вредных веществ, способствует быстрому свертыванию крови при повреждении кожи, участвует в осморегуляции, уменьшает трение при плавании и способствует коагуляции взвешенных частиц.

 

Ответ: 45.

Ответ: 45

Задания Д10 C6 № 97

Какие функции выполняют имеющиеся у рыб органы боковой линии?

Пояснение.

Пример ответа:

Боковая линия — у рыб чувствительный орган, ощущения направления и силы течения воды, воспринимающий движение и вибрации окружающей воды. Используется для ориентации, а также для охоты.

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
Функции органов боковой линии не указаны / указаны неправильно  
Правильно указаны функции органов боковой линии  
Максимальный балл  

Задания Д11 № 98

Верны ли следующие суждения о доказательствах эволюции?

А. У человека на определённом этапе развития формируются хвостовой отдел и жаберные щели, что служит палеонтологическими доказательствами эволюции.

Б. Находки в Центральной Африке примитивных орудий труда и останков скелета человека служат палеонтологическими доказательствами эволюции.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

А — эмбриологические доказательства, закон зародышевого сходства (К. Бэр).

Б — отпечатки, окаменелости — это палеонтологические доказательства

 

Следовательно, верно только Б.

 

Правильный ответ указан под номером 2.

Ответ: 2

Задания Д12 C7 № 99

В таблице отражены данные по мировому улову рыбы с 1950 по 1980 г. Проанализируйте таблицу и ответьте на вопросы. В какие годы был наиболее успешный улов? Назовите возможные причины увеличения улова. Какой прогноз можно было сделать по данной таблице? Оправдался ли он?

Пояснение.

1) Наиболее успешным промысел был в 80-е годы.

2) Промысел рос из-за того, что ловить рыбу становилось легче, использование рыбы в питании населения возрастало, критического истощения рыбных запасов не происходит.

3) Прогноз мог касаться дальнейшего увеличения улова. Он оправдался.

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
Ответ неправильный  
Ответ включает в себя только один любой элемент  
Ответ включает в себя только два любых элемента  
Ответ включает в себя все три элемента  
Максимальный балл  

Задания Д13 № 100

Рассмотрите фотографии собаки породы миттельшнауцер. Выберите характеристики, соответствующие её внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

А. Окрас

Б. Форма ушей

В. Форма хвоста

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В
     

Пояснение.

Характеристика породы миттельшнауцер. Окрас собаки — однотонный, форма головы — клинообразная, форма ушей — стоячие (уши треугольной формы, высоко посаженные, заломлены вперед; традиционно, могут быть симметрично купированными), положение шеи — среднее, форма хвоста — купированный (хвост высоко посажен в зоне крупа, держится высоко, как правило, купируется, может быть коротким от рождения, в случае традиционного купирования, оставляется 2 или 3 позвонка).

 

Ответ: 117.

Ответ: 117

Задания Д13 C8 № 101

Андрей решил выяснить, соответствует ли изображённая на фотографии собака породы Миттельшнауцер стандартам для использования её в целях чистопородного размножения в клубе собаководства. Помогите Андрею решить эту задачу, воспользовавшись фрагментом описания стандарта данной породы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: