ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ




2.1. Задачи исследования.

 

Перед исследованием нами были поставлены следующие задачи:

1. Изучить возрастные особенности воспитания двигательных качеств по имеющимся литературным данным.

2. Исследовать особенности проявления двигательных качеств в лёгкой атлетике, волейболе, гимнастике.

3. Выявить и сопоставить уровень общей и специальной физической подготовленности в исследуемых видах спорта.

4. Определить взаимосвязь уровня общей и специальной физической подготовленности в исследуемых видах спорта.

 

2.2. Методы исследования.

 

1. Ретроспективный анализ литературных источников.

2. Педагогическое наблюдение

3. Тестирование.

4. Метод математической статистики.

Ретроспективный анализ литературных источников проводился нами с целью создания представления о физических качествах проявляемых в занятиях различными видами спорта в возрасте 17-22 лет.

Педагогические наблюдения проводились на тренировочных занятиях по волейболу, лёгкой атлетике и гимнастике.

Цель наблюдения – выявить особенности проявления физических качеств в исследуемых видах спорта.

Тестирование - проводилось в феврале 2003г. – начальное и повторное в марте 2004г.

Цель тестирования – выявить уровень общей и специальной физической подготовленности волейболистов, гимнастов и легкоатлетов.

Метод математической статистики. Для этого из данных полученных в результате тестирования (см. приложение 1) необходимо было:

1. Вычислить среднюю арифметическую величину.

Вычисления этого показателя производилось путем сложения всех полученных значений (которые называются вариантами) и деления вычислительной суммы на количество вариант:

,

где - (сигма) знак суммирования;

V – полученные в исследовании значения (варианты);

n - количество вариант.

По этой формуле вычисляется так называемая простая средняя арифметическая величина. Применяется она во тех случаях, когда имеется небольшое количество вариант.

2. Вычислить среднее квадратическое отклонение.

Величина среднего квадратического отклонения является показателем рассеивания, то есть отклонения вариант, которые получены в исследовании, от них средней величины, и тем самым призвана дополнять характеристику группы явлений.

На основе теории распределения размаха для статистических совокупностей (К. Пирсон, 1901; Л. Типпет, 1925; С.С. Ермолов, 1959; Н.А. Толоконцев 1961; и другие) разработан элементарный способ очень быстрого определения среднего квадратического отклонения по формуле:

,

где Vмакс – наибольшее значение варианты;

Vмин – наименьшее значение варианты;

К – табличный коэффициент, соответствующий определенной величине размаха.

Коэффициент К определяется по таблице Л. Типпета (см. приложение 2). Необходимость упрощения диктовалась тем, что характер педагогических исследований, как уже говорилась, позволяет производить математические вычисления с меньшей точностью. Поэтому все показатели таблицы Л. Типпета были округленны по правилу четного числа, до второго знака после запятой.

В таблице значения К вычислены для количества вариант от 2 до 1000.

3. Вычислить среднюю ошибку среднего арифметического.

Следует помнить, что под «ошибкой» в статистике понимается не ошибка исследования, а мера представительства данной величины, то есть насколько средняя величина, полученная на выборочной совокупности, отличается от истинной средней арифметической величины, которая была бы получена на генеральной совокупности.

Оно вычисляется по формуле:

4. Вычислить среднюю ошибку разности.

Среднюю ошибку разности мы вычисляем по формуле:

где С – число степеней свободы вариаций от 1 до , которые равны числу наблюдений без единицы ().

Далее определения достоверности различия происходит по таблице вероятностей Р(t) ≥ (t1) по распределению Стьюдента (см. приложение 3).

В данной таблицы столбец t является нормированным отклонением и содержит числа, которые показывают, во сколько раз разница больше по сравнению со средней ошибкой. По вычисленным показателям t и С в таблице определяется число Р. Число Р показывает вероятность разницы между М1 и М2. Чем больше Р, тем менее существенна разница, тем меньше достоверность различий. Р должно быть ≤0,05, тогда изменения будут достоверными.

2.3. Организация исследования

 

Первым этапом являлся подбор, изучение и анализ литературных источников. На основании просмотра литературных источников, можно сделать следующие выводы. Развитию физических качеств студентов факультета физической культуры никто из авторов не уделяет достаточного внимания. На втором этапе проводилось начальное тестирование испытуемых по общей и специальной физической подготовке.

Содержание тестов общей физической подготовки.

Динамометрия кисти (сильнейшей), проводилась ручным динамометром (с тарировкой на 90 кг.).

Положение исследуемых – основная стойка, поднять прямую руку в сторону на уровень плеча.

Фиксирование результата происходит при максимальном сжатии динамометра, даётся одна попытка.

Бег 30 метров. Стартуя с положения низкого старта, испытуемый пробегает, с максимальной скоростью, 30 м. Даётся две попытки, лучший результат засчитывается.

Результат фиксируется секундомером с точностью, до 0.1 сек.

Челночный бег. Отрезок в 10 метров отметили двумя линиями. На старте лежит два малых мяча, на линии 10 метров лежит третий. Бег выполняется из положения низкого старта.

По команде марш испытуемый берёт мяч, пробегает отрезок 10 метров кладёт мяч, берёт другой, возвращается обратно, так же кладёт мяч, берёт третий мяч и бежит третий отрезок в 10 метров и кладёт мяч рядом с первым. Когда мячи оказываются на месте секундомер останавливается. Даётся две попытки, регистрируется лучший результат. Пробегая 10 метров необходимо каждый раз забегать за линию.

Результат бега на 30 метров и челночного бега 3х10 метров сравниваются, и определяется разность, в результате чего можно определить ловкость испытуемого.

Угол в упоре выполняется на брусьях. Даётся одна попытка. Испытуемый фиксирует упор углом, при этом руки и ноги абсолютно выпрямлены, ноги параллельны жердям. Угол выполняется на время. Контролируется правильность выполнения (визуально), время фиксируется секундомером с точностью до 0.1 секунды.

Бег 1000 метров. Результат фиксируется секундомером с точностью до 0.1 секунды.

Прыжок в длину с места. Исходное положение – полу присед, стопы параллельны друг другу, руки назад. Выполняются три попытки подряд. Регистрируется лучший результат (в сантиметрах).

Прыжок в длину с места. Исходное положение – полу присед, стопы параллельны друг другу, руки назад. Выполняются три попытки подряд. Регистрируется лучший результат.

Определение величины наклона туловища вперёд (тест на гибкость) из положения стоя на гимнастической скамейке, к которой прикреплена измерительная линейка. Шкала линейки отградуирована таким образом, что «ноль» соответствует плоскости скамейки, сантиметры со знаком «-» идут выше плоскости скамейки, а со знаком «+» - ниже. Не сгибая ног в коленных суставах (ноги на ширине плеч), испытуемый максимально наклоняется вперёд, касаясь линейки вытянутыми пальцами обеих рук.

Оценка в сантиметрах производится визуально. Даётся три попытки, лучший результат фиксируется.

Подтягивание в висе. Выполняется из виса на перекладине, хватом сверху. Испытуемый сгибает и разгибает руки, при положении виса на согнутых руках подбородок испытуемого должен быть выше грифа перекладины, любые движения туловищем или ногами запрещаются. Регистрируется, визуально, количество правильных повторений. (Б.А. Ашмарин, 1973.)

Содержание тестов специальной физической подготовки.

Волейбол.

Виды используемых тестов:

Нападающий удар с разбега из зоны 2 (4) в течении 3 минут.

Бег ёлочкой на одной стороне площадки.

Прыжок в высоту с разбега толчком обеими ногами.

Тест 9 – 3 – 6 – 3 – 9.

Выпрыгивание из приседа, прогибаясь, в течении 20 секунд.

Бросок набивного мяча.

Сила мышц брюшного пресса и спины.

Броски теннисного мяча.

Содержание тестов.

Нападающий удар с разбега из зоны 2 (4) в течении 3 минут с интенсивностью 12 нападающих ударов в минуту (оценивается попадание мяча в мишень – квадрат 3х3 метра). Разбег для нападающего удара на исходную позицию для разбега две мишени устанавливают по боковым линиям за линией нападения. Нападающие удары проводят поочерёдно в обе мишени. Потерей мяча считают удары в сетку, за пределы площадки, мимо мишени.

Бег ёлочкой на одной стороне площадки. На боковых линиях через 3 метра от лицевой линии устанавливают набивные мячи (по три мяча на линии). Старт – от середины лицевой линии, на которой также лежит набивной мяч. Испытуемый касается ближнего к нему мяча с правой стороны, возвращается к месту старта, касается мяча, лежащего на лицевой линии, касается рукой ближнего к нему мяча с левой стороны, возвращается к месту старта. Далее перемещается по этой же схеме с касанием следующих мячей. Оценивается время перемещения в секундах.

Прыжок в высоту с разбега толчком обеими ногами с касанием метрической разметки возможно выше из трёх попыток.. высота прыжка оценивается в см. определяется разница между максимальной высотой выпрыгивания и высотой, зафиксированной у игрока с вытянутой рукой, стоящего на носках перед прыжком.

Тест 9 – 3 – 6 –3 – 9 (цифры означают дистанцию бега по волейбольной площадке). Старт – от лицевой линии, коснуться рукой средней линии, коснуться рукой линии нападения на «стартовой» стороне площадки, коснуться рукой линии нападения на противоположной стороне площадки, коснуться рукой средней линии и сделать рывок до лицевой линии, противоположной месту старта. Перемещаться с максимальной скоростью. Регистрируется время пробегания в секунду с точностью до 0.1 сек.

Выпрыгивание из приседа, прогибаясь, в течении 20 сек. (количество прыжков).

Бросок набивного мяча (1 кг) на дальность одной рукой с места (в метрах).

Сила мышц брюшного пресса и спины: поднимание туловища до прямого седа из положения лежа на спине (руки за головой) в течении 10 сек. (количество раз).

Бросок теннисного мяча. На высоте составляющей 80% от максимального прыжка испытуемого, и на расстоянии 80 – 100 см от средней линии натягивают веревочку. В середине противоположной площадки маркируется мишень размером 1х1м. Спортсмен выполняет 10 бросков теннисного мяча в мишень, преодолевая препятствие (попадания).

 

Гимнастика.

Виды используемых тестов.

Лазание по канату 7 метров (на время).

Запрыгивания на возвышенность (высота 40 см.)

Отжимания в упоре стоя согнувшись на брусьях.

Стойка на руках силой из упора углом на брусьях на брусьях (количество повторений).

Стойка на руках (на время).

Круги двумя на коне с ручками.

В висе на гимнастической стенке поднимание ног в течении 10 сек. (количество раз).

«Мост»

Содержание тестов:

Лазание по канату (на время). Лазание выполняется без помощи ног, измерение производится секундомером.

Запрыгивание на возвышенность. В течении 1ой минуты испытуемый запрыгивает на возвышение 40см и спрыгивает с него. Выполнять с максимальной скоростью, на количество повторений.

Отжимания в упоре стоя согнувшись на брусьях. Испытуемый стоит в упоре стоя согнувшись на параллельных брусьях, выполняет сгибание и разгибание рук в локтевых суставах до касания плечами жердей. Засчитывается максимальное количество повторений, при этом у испытуемого ноги при выполнении упражнения должны быть постоянно прямые, а руки при разгибании выпрямлять полностью.

Стойка на руках силой на брусьях. Выполняется из положения упора углом на брусьях. Испытуемый из исходного положения выполняет силой стойку на руках. При этом у испытуемого при выполнении упражнения ноги должны быть вместе, руки выпрямлены, засчитывается максимальное количество правильных повторений.

Стойка на руках. Испытуемый принимает положение стойки на руках (силой), сохраняя это положение максимального количества времени, при выполнении упражнения не должно быть угла в плечевых суставах и прогиба в пояснице.

Круги двумя на коне с ручками. На коне с ручками испытуемый выполняет максимальное количество повторений, при этом учитывается качество выполнения упражнения.

В висе на гимнастической стенке поднимание ног в течении 10 сек. Испытуемый выполняет сгибание до касания ногами перекладины. Упражнение выполняется абсолютно прямыми ногами сгибание происходит только в тазобедренных суставах и позвоночнике. Засчитывается количество повторений за 10 секунд.

«Мост». Испытуемый выполняет упражнение «Мост» из положения, лёжа на спине. При выполнении упражнения ноги и руки должны быть полностью выпрямлены. Оценивается чистота выполнения и расстояние от места постановки стоп до места постановки кистей. Расстояние измеряется в сантиметрах.

Лёгкая атлетика.

Виды используемых тестов:

Бег 60 метров.

Тройной прыжок с места.

Бег 800 метров.

Бег 3000 метров.

Прыжок в высоту с места.

Пятерной прыжок в длину с места.

Бег 100 метров с ходу.

Прыжок в длину с разбега.

Содержание тестов:

Бег 60 метров. Выполняется с низкого старта. Результат фиксируется секундомером, с точностью до 0.1 сек.

Тройной прыжок с места. Исходное положение – полу присед, стопы параллельны друг другу. Выполняется, скачок шаг и прыжок. Даётся три попытки, фиксируется лучший результат.

Бег 800 метров. Выполняется с высокого старта. Результат фиксируется секундомером.

Прыжок в высоту. Прыжок выполняется с толчком обеими ногами с касанием метрической разметки возможно выше из трёх попыток.. высота прыжка оценивается в см. определяется разница между максимальной высотой выпрыгивания и высотой, зафиксированной у испытуемого с вытянутой рукой, стоящего на носках перед прыжком.

Бег 3000 метров. Выполняется с высокого старта. Результат фиксируется секундомером.

Бег 100 метров с ходу. Результат фиксируется секундомером с точностью до 0.1 сек.

Пятерной прыжок в длину. Исходное положение – полу присед, стопы параллельны друг другу. Выполняется пять прыжков в шаге с ноги на ногу.

Прыжок в длину с разбега. Даётся три попытки, фиксируется лучший результат.

В результате обработки результатов тестирования мы получили следующие данные: самый высокий уровень развития основных двигательных качеств у студентов специализирующихся в гимнастике, несколько ниже показатели у легкоатлетов, а самый низкий уровень общей физической подготовленности у студентов специализирующихся в спортивных играх (волейбол). В специальной физической подготовке испытуемые показали такой же уровень развития физических качеств, что говорит о взаимосвязи общей и специальной физической подготовленности.

На третьем этапе исследования проводилось повторное тестирование (по прошествии одного года тренировок). В итоге повторного тестирования мы получили следующие результаты.

Уровень общей и специальной физической подготовленности изменился в лучшую сторону, но наибольшая динамика развития физических качеств просматривается у студентов, специализирующихся в волейболе. Несколько ниже показатели прироста результатов у легкоатлетов. Самые низкие изменения в общей и специальной физической подготовленности у студентов специализирующихся в гимнастике.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: