Вопрос 82. Книга пророка Осии.




Книга пророка Осии стоит самой первой в собрании книг малых пророков. О жизни пророка известно немного. В книге пророка говорится, что он пророчествовал во времена Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии, царей Иудейских и Иеровоама II, царя Израильского. Преподобный Ефрем Сирин указал в своем толковании, что служение этого пророка продолжалось около ста лет.

Историческая обстановка. Пророк Осия пророчествовал на территории Израильского царства. Там шла постоянная смена династий, и прогрессировало нравственное и политическое разложение. Царство Иеровоама II было достаточно сильным. Его границы раздвинулись от Мертвого моря до Емафа, как во времена Соломона. Но это процветание не сопровождалось процветанием религиозным и нравственным. Продолжалось идолопоклонство, продолжалось отступление от Закона Божьего. Поэтому следует падение, династия обрывается, и дальше идут одно убийство за другим. Царь Захария убит Селлуном, Селлум сменяется Менаимом. Затем сын его Факия убит через 2 года Факеем. Затем правил царь Осия, при котором была разрушена Самария, когда он в очередной раз отложился от Ассирии, и вошел в союз с Египтом.

Нравственное состояние страны. В храмах Иеровоам I стал ставить священников не из числа левитов. Левиты на это никак не могли согласиться. Более того, вводятся культы Сидонских божеств. Иногда их служители истребляются как бы ради восстановления истинного богопочитания, которое, тем не менее, не восстанавливается. Эти изменения не слишком благоприятно воздействовали на религиозность населения. С другой стороны у пророков говорится о священниках Израильских, они были заняты 2-мя главными делами:1) это поддержание величественности культов, и 2) это угождение князьям и сильным мира сего, т.е. обеспечение их и своего комфорта. Это тоже сказывалось на том, что они не особенно заботились о народе и его религиозной жизни.

В исторических книгах изображается, в основном, жизнь царей. Пророческие книги позволяют заглянуть в гущу повседневной жизни.

Книга пророка Осии может быть разделена на 2 части: 1)символическая часть с 1-ой по 3-ю главы; 2) пророческая часть с 4-ой по 14-ю главы.

Символическая часть. Брак Осии - обличение неверности Израиля. В этой части говорится о браке пророка Осии с женщиной по имени Гомерь, которая называется блудницей. У них рождается трое детей. То, что Осия женится на блуднице, иногда можно протолковать так, что Господь дал просто символическое повеление, но реально Осия этого брака не заключал. Через некоторое время Гомерь оставляет пророка Осию, куда-то убегает от него. По повелению Божию он вынужден ее еще и выкупать за деньги для того, чтобы вернуть в свой дом. Но после этого - подвергнуть ее испытанию, чтобы проверить, собирается ли она в будущем хранить верность. И вот, Господь дает через Осию разъяснение: Израиль изменял Богу, как жена изменяет своему мужу, и духовно прелюбодействовал с идолами. За это он будет наказан, но после этого наказания, после покаяния, он снова будет возвращен в союз с Богом.

Господь вывел из Египта израильтян, даровал закон, спасал от врагов, воздвигал пророков, изливал щедрые милости, но Израиль постоянно нарушает брачный союз.

Пророческая часть. 4-ая глава начинается словами: «Слушайте слово Господне, сыны Израилевы; ибо суд у Господа с жителями сей земли, потому что нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле. Клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием. За то восплачет земля сия, и изнемогут все живущие на ней, со зверями полевыми и птицами небесными, даже и рыбы морские погибнут» (Ос. 4:1-3). Умножение греха и неправды распространяется не только на людей, вся земля и природа изображается погибающей под тяжестью этого греха, показывается роль человека в жизни всей вселенной. Суд у Господа с людьми из-за того, что нет истины, нет милосердия, нет Богопознания.

В Евангелии проповедано апостолами, что Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что «Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим.5:8). Господь любит этот несчастный, грешный, неверный Израиль и этой Своей любовью делает все, чтобы их исцелить и спасти.

В 6-ой главе говорится о том, что Израиль будет уврачеван. Нравственное состояние израильтян неисправимо. И поэтому невозможно обойтись без суда, без потрясений, и только в бедствии и в плену израильтяне взыщут Бога.

В 11-ой главе показывается полная безуспешность разными благодеяниями привлечь израильтян к покаянию. Здесь снова изображается то, что Израиль был выращен, спасен Господом, и уклоняется от Него.

В самом конце пророк Осия обличает израильтян в их замыслах выпутаться из своего бедственного и гибельного положения путем каких-то политических действий, путем каких-то с иноплеменниками.

Защитить их может один Бог, Который ими оставлен, Который ими забыт, но Который их не забыл и не оставил.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: