Инструменты симфонического оркестра. Ударные инструменты.
Семейство ударных инструментов очень разнообразно и многочисленно. Ударные инструменты отличаются друг от друга формой, величиной, материалом и характером звучания. Но главное их назначение – подчёркивать ритм, усиливать общую звучность оркестра, украшать музыку, делать ее яркой, эффектной, запоминающейся.
Название этой группы произошло от способа извлечения звука – удара по натянутой коже или металлическим пластинкам, деревянным брускам и т.д. В целом все ударные инструменты делятся на инструменты с неопределенной высотой (издающие шум) и инструменты с определенной высотой (издающие музыкальный звук). Помимо этого, принято различать идиофоны и мембранофоны.
Ударные инструменты: | |
Идиофоны, или самозвучащие | Мембранофоны |
Источником звука является само тело инструмента или его часть. | Источник звука является натянутая мембрана. |
Мембранные инструменты
Корпус мембранных инструментов (мембранофонов) изготавливается из дерева, металла, пластика, стекловолокна, а также из глины. Главный источник звука – мембрана – изготавливается из кожи или пластика. Чем сильнее её натяжение и меньше диаметр, тем выше звучание, и наоборот.
Барабан – один из самых распространенных ударных инструментов. Две разновидности барабана – большой и малый – уже давно входят в состав симфонического и духового оркестров. Звук барабана не имеет определенной высоты, поэтому его партию записывают не на нотном стане, а на «нитке» – одной линейке, на которой обозначен только ритм.
Большой барабан звучит мощно. Его голос напоминает раскаты грома или пушечные выстрелы. Поэтому его часто используют в изобразительных целях. Например, в Шестой симфонии Бетховен с его помощью передал звук грома. А в Одиннадцатой симфонии Шостаковича большой барабан изображает выстрелы пушки. Играют на большом барабане с помощью деревянных палок с мягкими колотушками на конце.
Малый барабан имеет сухой и отчетливый звук. Его дробь хорошо подчеркивает ритм, оживляет музыку, иногда вносит тревогу. Многие считают, что играть на барабане – проще простого, но это мнение ошибочно. Например, в произведении Мориса Равеля «Болеро» музыкант, играющий на малом барабане, должен выдержать единый ритм и темп, несмотря на постепенное нарастание динамики и мощности звучания.
Литавры – обязательный участник симфонического оркестра. У многих народов с древности встречались инструменты, состоящие из полого сосуда, отверстие которого обтянуто кожей. Именно от них произошли современные литавры. По устройству литавры сложнее барабанов. Литавры имеют металлический корпус в виде котла. Высота звука зависит не только от размера корпуса, но и от степени натяжения мембраны. У литавр огромный диапазон силы звучания: от подражания раскатам грома до тихого, еле уловимого шороха или гула. В оркестре котлы располагаются полукругом возле исполнителя.
Самозвучащие инструменты (идиофоны)
Простое устройство и звуковоспроизведение имеют такие инструменты как тарелки, треугольник, кастаньеты.
Тарелки – это ударные металлические самозвучащие инструменты в форме диска, издающие яркий звенящий звук.
Треугольник – это стальной прутик, изогнутый треугольником, при ударе по нему металлическим стержнем издающий прозрачный, нежный, приятный звук.
Кастаньеты – это пара деревянных пластинок-«ракушек», связанных шнурком. Кастаньеты издают сухой, щёлкающий звук.
Более сложное устройство и воспроизведение звука у ксилофона, маримбы, вибрафона, челесты.
Ксилофон – слово «ксилофон» можно перевести с греческого языка как «звучащее дерево». Устройство инструмента: на стойке в два ряда по принципу фортепианной клавиатуры закрепляются деревянные бруски разной длины, снабженные резонаторными трубочками. Играют на ксилофоне двумя деревянными палочками. Звучание ксилофона сухое, цокающее.
Маримба – разновидность ксилофона. Маримба больше по размеру, чем ксилофон; трубки-резонаторы у маримбы увеличены. По сравнению с ксилофоном маримба имеет более объемный и мягкий звук.
Вибрафон – инструмент, близкий ксилофону и маримбе. Как ясно из названия, он дает вибрирующий звук. Отличительные детали вибрафона – металлические пластины (а не деревянные); наличие педали, продлевающей звук; наличие пропеллеров внутри трубок, приводимых в движение электрическим мотором. Вибрафон обладает обволакивающим, колокольным тембром.
Челеста – (в переводе с итальянского – «небесная») внешне напоминает пианино, но отличается от него тем, что при нажатии на клавишу молоточек бьёт по металлической пластине, а не по струнам. Челеста обладает нежным, «серебристым», «хрустальным» звучанием.
Состав группы ударных инструментов может легко варьироваться в зависимости от композиторского замысла. Перечислим также и другие ударные инструменты, которые часто появляются в составе симфонического оркестра:
трубчатые колокола – набор металлических трубок разной длины, подвешенных в два ряда на специальной раме.
колокольчики (глокеншпиль) – набор металлических пластин, расположенных в деревянном ящике в два ряда по принципу фортепианной клавиатуры.
гонг – это свободно подвешенный в вертикальном положении большой диск (тарелка) с загнутыми краями.
тамтам – разновидность гонга. Обладает долго не затухающим, раскатистым звуком с мрачным, зловещим тембром.
Ответь на вопросы: (записать в тетрадь вопрос + ответ)
1. В чем разница между самозвучащими и мембранными инструментами?
2. Какие виды барабанов включены в симфонический оркестр?
3. Как записывают партию барабана?
4. Из чего сделана мембрана?
5. От чего зависит высота звука литавры?
6. Что такое кастаньеты?
7. Какой инструмент переводится как «небесный»?
8. В чем разница между звучанием ксилофона и вибрафона?
9. По какому принципу располагаются металлические пластины у челесты?
Найди и запиши значения следующих терминов:
Перкуссия – это…
Тутти – это….
Партитура – это…