Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Философия как форма теоретического мировоззрения.
Сравнительный анализ исторических типов мировоззрения. Философия как форма самосознания культуры.
Место философии в системе культуры.
Предметная область философии. Разделы философского знания.
Философия и наука. Проблема научности философского знания.
Специфика религиозного сознания. Основные черты религиозной духовности: буддизм, христианство, ислам (по выбору отвечающего).
Общая характеристика античной философии.
Основные идеи философии Гераклита.
Этический рационализм Сократа. Сократические школы.
Философские системы Платона и Аристотеля – вершина античной классики.
Общая характеристика средневековой философии.
Средневековая схоластика: Фома Аквинский.
Философия Возрождения. Антропоцентризм и пантеизм как специфические черты философии Возрождения.
Философия и наука Нового времени. Новоевропейский тип рациональности (Ф. Бекон, Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. В. Лейбниц).
Философия Просвещения. Французское Просвещение.
Особенности философских взглядов И. Канта. Учение Канта о познании. Учение Канта о нравственности.
Объективный идеализм и диалектика Гегеля.
Антропологический материализм Л. Фейербаха.
Философское учение К. Маркса. Реалистические и утопические черты в со21. Философское учение о бытие.
Циально-философской доктрине К. Маркса.
Особенности философии России конца XIX-начала XX вв., ее роль в развитии культуры, современное значение.
Философское учение о бытие.
|
Пространство, время, движение как свойства бытия.
Сущность процесса развития. Направленность развития.
Проблема сознания в науке и философии. Сознание как существенное свойство и отличительный признак человека.
Язык и мышление. Проблемы искусственного языка и искусственного интеллекта.
Общественное сознание и его структура. Массовое сознание.
Идеология и идеологические формы общественного сознания. Особенности функционирования идеологии в современном мире.
Сознание и бессознательное.
Познание как предмет философского анализа. Теория познания как философская дисциплина.
Формы и уровни познания.
Проблемы истины в философии. Объективность, абсолютность и относительность истины.
Познание и практика. Основные функции практики.
Формы и методы научного познания.
Наука как деятельность, как система знаний, как арсенал методов и средств, как социальный инструмент. Наука и нравственная ответственность ученого.
Природа как важнейший объект философского осмысления. Диалектика общества и природы.
36.Общество как целостная саморазвивающаяся система. Специфика общества как социальной целостности. Различные подходы к определению основы бытия общества и его истории.
Государство как важнейший элемент политической системы.
Проблема человека в философии и его различные трактовки.
Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества. Смысл человеческого существования.
Свобода как глубочайшая ценность человечества. Свобода и ответственность. “Бегство от свободы”.
|
Человек как единство биологического и социального.
Человек, индивид, личность, индивидуальность.
Социальные типы личности.
Культура как предмет философского рассмотрения. Типы культур.
Дискуссия о самобытности русской культуры в мировой и отечественной науке.
Массовая культура и личность.
Понятие цивилизации и ее место в анализе и описании исторического процесса.
Культура и цивилизация. “Цивилизация как смерть культуры” (основные идеи О.Шпенглера по работе “Закат Европы”).
Проблемы и перспективы современной цивилизации. Человечество перед лицом глобальных проблем.
Основные философские направления и парадигмы XX века.
Вопросы к экзамену по философии.
Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Философия как форма теоретического мировоззрения.
Наши представления о мире и месте человека в нем, наши знания, убеждения, чувства, настроения, надежды существуют как более или менее целостное понимание людьми мира и себя. В каждую историческую эпоху люди имеют определенное мировоззрение - предельно общие убеждения, принципы познания, идеалы, нормы жизнедеятельности, то есть общие черты интеллектуального, эмоционального, духовного настроя той или иной эпохи. При этом в реальной жизни мировоззрение формируется и живет в сознании отдельных конкретных людей. И каждый человек имеет собственные, не во всем совпадающие с другими, а иногда и сильно отличающиеся от них самые общие представления о мире и жизненные программы.
|
В мировоззрение входят знания - повседневные, профессиональные, научные. Чем солиднее запас знаний в ту или иную эпоху у народа или отдельного человека, тем более серьезную опору может получить соответствующее мировоззрение. Кроме знаний, в мировоззрение входят ценности - отношение людей ко всему происходящему в соответствии с их интересами, тем или иным пониманием смысла жизни. Это и идеалы, и понятия добра и зла, понятия прекрасного и безобразного и т.д. В мировоззрение входят разум и чувства, а также воля, убеждения. Кроме того, в мировоззрение входит и сомнение. Сомнение - обязательный момент самостоятельной, осмысленной позиции в области мировоззрения.
Жизнь рождает у человека сложную гамму чувств, переживаний: чувства благоговения и восхищения природой, оптимистическую любознательность и желание познать мир и в то же время пессимистические настроения неуверенности, беспомощности, одиночества, беспросветной горестной тоски. Душевный настрой человека зависит от многих причин; условия жизни людей, социальное положение, национальные особенности, тип культуры, темперамент, возраст.
состояние здоровья - эти и многие другие факторы влияют на каждого из нас по-разному.
Характерная особенность мировоззрения состоит в том, что оно включает в себя и взгляды, основанные на здравом смысле, повседневном опыте людей. Это так называемая "жизненная философия", которая складывается стихийно и является массовым и реально работающим сознанием. "Жизненная философия" проявляется в обыденных, массовых, повседневных формах, включает жизненный опыт, навыки, традиции, веру предшествующих поколений, "память веков", а также ошибки, националистические предрассудки, иллюзии и заблуждения своей среды.
Итак, мировоззрение - система взглядов на мир в целом. Это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места человека в нем и вместе с тем жизненные принципы, позиции, программы поведения.
В мировоззрении выделяют два уровня: чувственно-эмоциональный и теоретический. Чувственно-эмоциональное мировоззрение - это цельное осознание действительности в виде ощущений, восприятий, эмоций. Теоретический уровень - интеллектуальный аспект мировоззрения (действительность через призму законов).
Исторические формы мировоззрения: миф - священное придание, сложенное о деянии богов, в которой повествуется о том, как устроен мир. Мифология - самая первая форма осознания действительности. Она связана с обрядами, ритуалами. Миф воплощает в себе коллективный надежный опыт осмысления действительности предков. Мифологическое сознание существует и сейчас. Религия - это форма общественного сознания, смысл которой заключается в фантастическом, иллюзорном, искаженном представлении. Религия основана на вере в богов, точнее на существовании одного или нескольких богов (монотеизм, политеизм). Отличие от мифа в том, что у религии существуют свои книги и организационные органы.
А каково же место философии в мировоззрении, как связаны философия и мировоззрение? Теоретический уровень миропонимания, теоретическая обоснованность взглядов присущи философии.
Соотношение философии и мировоззрения может быть схематично представлено в виде двух концентрических кругов, где больший круг - мировоззрение, а входящий в него меньший круг - философия.