Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Философия как форма теоретического мировоззрения.




Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Философия как форма теоретического мировоззрения.

Сравнительный анализ исторических типов мировоззрения. Философия как форма самосознания культуры.

Место философии в системе культуры.

Предметная область философии. Разделы философского знания.

Философия и наука. Проблема научности философского знания.

Специфика религиозного сознания. Основные черты религиозной духовности: буддизм, христианство, ислам (по выбору отвечающего).

Общая характеристика античной философии.

Основные идеи философии Гераклита.

Этический рационализм Сократа. Сократические школы.

Философские системы Платона и Аристотеля – вершина античной классики.

Общая характеристика средневековой философии.

Средневековая схоластика: Фома Аквинский.

Философия Возрождения. Антропоцентризм и пантеизм как специфические черты философии Возрождения.

Философия и наука Нового времени. Новоевропейский тип рациональности (Ф. Бекон, Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. В. Лейбниц).

Философия Просвещения. Французское Просвещение.

Особенности философских взглядов И. Канта. Учение Канта о познании. Учение Канта о нравственности.

Объективный идеализм и диалектика Гегеля.

Антропологический материализм Л. Фейербаха.

Философское учение К. Маркса. Реалистические и утопические черты в со21. Философское учение о бытие.

Циально-философской доктрине К. Маркса.

Особенности философии России конца XIX-начала XX вв., ее роль в развитии культуры, современное значение.

Философское учение о бытие.

Пространство, время, движение как свойства бытия.

Сущность процесса развития. Направленность развития.

Проблема сознания в науке и философии. Сознание как существенное свойство и отличительный признак человека.

Язык и мышление. Проблемы искусственного языка и искусственного интеллекта.

Общественное сознание и его структура. Массовое сознание.

Идеология и идеологические формы общественного сознания. Особенности функционирования идеологии в современном мире.

Сознание и бессознательное.

Познание как предмет философского анализа. Теория познания как философская дисциплина.

Формы и уровни познания.

Проблемы истины в философии. Объективность, абсолютность и относительность истины.

Познание и практика. Основные функции практики.

Формы и методы научного познания.

Наука как деятельность, как система знаний, как арсенал методов и средств, как социальный инструмент. Наука и нравственная ответственность ученого.

Природа как важнейший объект философского осмысления. Диалектика общества и природы.

36.Общество как целостная саморазвивающаяся система. Специфика общества как социальной целостности. Различные подходы к определению основы бытия общества и его истории.

Государство как важнейший элемент политической системы.

Проблема человека в философии и его различные трактовки.

Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества. Смысл человеческого существования.

Свобода как глубочайшая ценность человечества. Свобода и ответственность. “Бегство от свободы”.

Человек как единство биологического и социального.

Человек, индивид, личность, индивидуальность.

Социальные типы личности.

Культура как предмет философского рассмотрения. Типы культур.

Дискуссия о самобытности русской культуры в мировой и отечественной науке.

Массовая культура и личность.

Понятие цивилизации и ее место в анализе и описании исторического процесса.

Культура и цивилизация. “Цивилизация как смерть культуры” (основные идеи О.Шпенглера по работе “Закат Европы”).

Проблемы и перспективы современной цивилизации. Человечество перед лицом глобальных проблем.

Основные философские направления и парадигмы XX века.

Вопросы к экзамену по философии.

Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Философия как форма теоретического мировоззрения.

Наши представления о мире и месте человека в нем, наши знания, убеждения, чувства, настроения, надежды существуют как более или менее целостное понимание людьми мира и себя. В каждую историческую эпоху люди имеют определенное мировоззрение - предельно общие убеждения, принципы познания, идеалы, нормы жизнедеятельности, то есть общие черты интеллектуального, эмоционального, духовного настроя той или иной эпохи. При этом в реальной жизни мировоззрение формируется и живет в сознании отдельных конкретных людей. И каждый человек имеет собственные, не во всем совпадающие с другими, а иногда и сильно отличающиеся от них самые общие представления о мире и жизненные программы.

В мировоззрение входят знания - повседневные, профессиональные, научные. Чем солиднее запас знаний в ту или иную эпоху у народа или отдельного человека, тем более серьезную опору может получить соответствующее мировоззрение. Кроме знаний, в мировоззрение входят ценности - отношение людей ко всему происходящему в соответствии с их интересами, тем или иным пониманием смысла жизни. Это и идеалы, и понятия добра и зла, понятия прекрасного и безобразного и т.д. В мировоззрение входят разум и чувства, а также воля, убеждения. Кроме того, в мировоззрение входит и сомнение. Сомнение - обязательный момент самостоятельной, осмысленной позиции в области мировоззрения.

Жизнь рождает у человека сложную гамму чувств, переживаний: чувства благоговения и восхищения природой, оптимистическую любознательность и желание познать мир и в то же время пессимистические настроения неуверенности, беспомощности, одиночества, беспросветной горестной тоски. Душевный настрой человека зависит от многих причин; условия жизни людей, социальное положение, национальные особенности, тип культуры, темперамент, возраст.

состояние здоровья - эти и многие другие факторы влияют на каждого из нас по-разному.

Характерная особенность мировоззрения состоит в том, что оно включает в себя и взгляды, основанные на здравом смысле, повседневном опыте людей. Это так называемая "жизненная философия", которая складывается стихийно и является массовым и реально работающим сознанием. "Жизненная философия" проявляется в обыденных, массовых, повседневных формах, включает жизненный опыт, навыки, традиции, веру предшествующих поколений, "память веков", а также ошибки, националистические предрассудки, иллюзии и заблуждения своей среды.

Итак, мировоззрение - система взглядов на мир в целом. Это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места человека в нем и вместе с тем жизненные принципы, позиции, программы поведения.

В мировоззрении выделяют два уровня: чувственно-эмоциональный и теоретический. Чувственно-эмоциональное мировоззрение - это цельное осознание действительности в виде ощущений, восприятий, эмоций. Теоретический уровень - интеллектуальный аспект мировоззрения (действительность через призму законов).

Исторические формы мировоззрения: миф - священное придание, сложенное о деянии богов, в которой повествуется о том, как устроен мир. Мифология - самая первая форма осознания действительности. Она связана с обрядами, ритуалами. Миф воплощает в себе коллективный надежный опыт осмысления действительности предков. Мифологическое сознание существует и сейчас. Религия - это форма общественного сознания, смысл которой заключается в фантастическом, иллюзорном, искаженном представлении. Религия основана на вере в богов, точнее на существовании одного или нескольких богов (монотеизм, политеизм). Отличие от мифа в том, что у религии существуют свои книги и организационные органы.

А каково же место философии в мировоззрении, как связаны философия и мировоззрение? Теоретический уровень миропонимания, теоретическая обоснованность взглядов присущи философии.

Соотношение философии и мировоззрения может быть схематично представлено в виде двух концентрических кругов, где больший круг - мировоззрение, а входящий в него меньший круг - философия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: