Плоскость симметрии корабля должна совпадать с плоскостью симметрии дока (т.е. корабль должен находиться в центре).




Правдоподобная картина затопления дока ПД-50.

 

Кратко

В тему анекдот-байка

(с 50-летней давностью, аранжированный в ХХI веке)

***

Моряк, загулявший на 2-е суток, пришёл абсолютно трезвый домой. Где ты шлялся? - спросила жена. Был на судне. Ты же пришёл с рейса, стоишь в ремонте у пирса и не мог позвонить? Нет! Хотел, но не мог! Нас ставили в док. В какой док? В плавучий! И давай ей объяснять всё о доке и о том, для чего туда ставят суда. И более 2-х суток ставили? Давай ей объяснять всё о постановке в док: как это медленно происходит, какая это «ювелирная» работа. Уточнила у соседей-моряков. Те смекнули и подтвердили, что это – обычное дело, бывает, что больше 2-х суток уходит на постановку с плавучий док. Поверила.

Проходит время, получил моряк премию за рейс и загулял на 5-ть суток. Пришёл абсолютно трезвый домой. Ты такой-сякой 5-ть суток где-то шлялся и не соизволил позвонить. Я хотел, но не мог. Где ты был? На судне. Почему не мог позвонить? Нас ставили в док. Ты помнишь, что говорил мне о постановке вас в плавучий док? Помню! И что? А сейчас нас вместе с плавучим доком ставили в сухой док. Какой сухой док? И давай ей всё рассказывать о сухом доке. А почему вдруг вас туда ставили? На плавучем доке погорело электрооборудование, он остался без электроэнергии. Другого выхода не было. И целых 5-ть суток ставили? Давай ей объяснять, как это долго буксировать док вместе с судном, а потом ожидать постановки в сухой док. А потом – сама постановка. Кругом вода, не вырваться на берег, чтобы позвонить домой любимой жене. И верится ей, и не верится. Стала уточнять у моряков. А те и говорят: «Обычное дело. Радуйся, что муж пришёл цел и не вредим. Бывают случаи, что плавучие доки тонут, и достаётся судам, которые в них стоят. Поверила.

***

Я работал электромехаником на судах, а в судостроительном техникуме изучил предмет «Устройство судов». Приходилось стоять и в плавучем доке, и в сухом (во Владивостоке). Приходилось видеть, как тонут суда, как одно судно совершает навал на другое.

О плавучем доке следует сказать следующее.

1. Затопление и подъём дока происходят медленно, чтобы не допустить крена и дифферента.

2. Док и танкер сами по себе не могут утонуть. Они устроены так, что при заполнении всех балластных цистерн (у дока) и танков (у танкера) они находятся в притопленном состоянии, но остаются на плаву с необходимым запасом плавучести.

Башни дока имеют внутренние палубы безопасности, выгораживающие непроницаемый объем, что гарантирует непотопляемость плавучего дока при затоплении всех балластных отсеков.

Рассмотрим две ситуации.

а) Док без судна затапливается, кингстоны открыты, через них вода поступает в балластные цистерны. Вдруг обнаруживается, что цистерны одной из сторон дока заполняются быстрее. Возникает крен, который растёт. Возможности, выровнять крен, нет. Ну и что? Наступит момент, когда балластные цистерны этой стороны заполнятся полностью, а крен достигнет своего предела. Цистерны же другой стороны продолжают заполняться, и крен начнёт уменьшаться до ноля. Док затоплен, но остаётся на плаву за счёт непроницаемых объёмов в башнях дока.

б) Док затапливается с кораблём. Возникает крен. Он опасен и для дока, и для судна. Всё зависит от обстоятельств (какой крен, стадия затопления и др.). Худший вариант – корабль упадёт на борт, разрушит башню и вместе с доком затонет. Другой вариант - корабль массой в десятки тысячи тонн с ускорением наваливается на башню. Она получает определённое разрушение, водой заполняются объёмы, которые были непроницаемыми. Крен увеличивается, утопление дока может стать реальностью. Кораблю следует срочно покидать док. Не исключено, что после навала одна из его частей (кормовая или носовая) пойдёт в противоположную сторону, навалится на другую башню и сделает разрушение.

Третий вариант – когда при небольшом крене, при отсутствии электроснабжения затопление дока проходит гладко.

Плоскость симметрии корабля должна совпадать с плоскостью симметрии дока (т.е. корабль должен находиться в центре).

Корабль удерживается различными способами (например, швартовыми канатами), естественно, с использованием электроэнергии, которая обеспечивает работу механизмов (например, шпилей).

Всевозможные разрушения корабля и башен дока – это результат столкновения корабля с этими башнями. Он не был удержан строго по центру.

Попробую «пофантазировать»: «Открыли кингстоны, вода поступает в балластные цистерны. Через некоторое время обнаружился крен дока (накренился с ним и корабль), стали принимать меры к его выравниванию, а в это время отключилось электроэнергию. Его можно было бы восстановить, как делалось прежде, но авария случилась за сотни км на высоковольтной линии. Док погружается. Кингстоны не закрыть, насосы не запустить. Остаётся одно – ждать. Крен увеличился – упал кран. Принято решение, как только корабль будет на плаву и встанет на ровный киль, сразу вывести его из дока. Наконец, настал такой момент. Освободился от крена, закачался и двинулся к башне, совершив навал. Затем был навал на другую башню, после чего буксиры вывели его из тонущего дока».

 

Владимир Панкратов

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: