Кафедра эпидемиологии
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
со студентами медико-профилактического факультета
ТЕМА: Антропонозы с аэрозольным механизмом передачи
(для студентов)
Омск 2015
Цель занятия: Усвоение общей характеристики антропонозов с аэрозольным механизмом передачи, общей характеристики и этиологии болезни, источников инфекций, механизмов передачи, проявлений эпидемического процесса, профилактических и противоэпидемических мероприятий при возникновении антропонозов.
В результате изучения темы студенты должны знать:
· Общую характеристику группы. Определение. Распространенность, эпидемиологическую, социальную и экономическую значимость. Бактериальные инфекции: дифтерию, коклюш и паракоклюш, стрептококковую инфекцию, менингококковую инфекцию, инфекцию гемофилус инфлюэнца. Вирусные инфекции: грипп и ОРВИ, корь, эпидемический паротит, ветряную оспу, краснуху, герпетическую инфекцию, инфекционный мононуклеоз,цитомегаловирусную инфекцию и др.
· Эколого-биологические свойства возбудителей и особенности взаимодействия с организмом человека. Эпидемиологическое значение гетерогенности и изменчивости возбудителей (грипп и ОРВИ, стрептококковая инфекция, герпетическая инфекция, менингококковая инфекция, дифтерия, инфекция гемофилус инфлюэнца и др.).
· Особенности аэрозольного механизма передачи в различные стадии инфекционного процесса. Своеобразие эпидемиологии болезней с передачей возбудителей при участии разных фаз аэрозоля. Возможность реализации бытового и алиментарного путей передачи при ряде инфекций дыхательных путей (стрептококковая инфекция, дифтерия, туберкулез, инфекционный мононуклеоз и др.). Вертикальную передачу возбудителя (краснуха, цитомегаловирусная инфекция, герпетическая инфекция и др.).
|
· Восприимчивость населения и характеристика постинфекционного иммунитета. Многообразие клинических форм болезни, первичные формы и персистенция возбудителя (краснуха, корь, герпетическая инфекция, цитомегаловирусная инфекция), генерализованные и хронические формы болезни (стрептококковая и менингококковая инфекции, туберкулез и др.) Приобретенные и врожденные формы болезни.
· Зависимость заболеваемости от социально-экономических условий жизни населения. Тенденции развития эпидемическогопроцесса в современных условиях. Возможные причины нестабильности эпидемической ситуации. Проявления эпидемического процесса в допрививочный период и в настоящее время.
· Основные направления эпидемиологического надзора.Основные подходы к выбору главного направления профилактики инфекции.Роль неспецифической профилактики.
· Значение серологического (корь, краснуха, эпидемический паротит, дифтерия и др.) и бактериологического (дифтерия, стрептококковая и менингококковая инфекции, и др.) мониторинга. Особенности эпидемиологического надзора при управляемых средствами иммунопрофилактики и неуправляемых болезнях с аэрозольным механизмом передачи. Значение оценки охвата прививками и качества иммунопрофилактики при управляемых инфекциях.
· Нормативную документацию, регламентирующую организацию и проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий и надзора за инфекциями.
|
Студенты должны уметь:
· Анализировать проявления эпидемического процесса, организовывать и проводить своевременные, полноценные профилактические и противоэпидемические мероприятия, оценивать эффективность и качество проводимых профилактических и противоэпидемических мероприятий.
· Выбирать направления профилактики. Прогнозировать интенсивность развития эпидемического процесса. Составлять карту эпидемиологического обследования. Определять границы эпидемического очага.
· Пользоваться нормативной документацией для составления плана мероприятий в очаге.
Время проведения. 16 часов (720 минут) – 4 занятия
- 1 занятие. Дифтерия, коклюш: этиология, патогенез, клинические проявления, профилактические мероприятия – 4 часа (180 минут)
- 2 занятие. Корь, паротит, краснуха, ветряная оспа: этиология, патогенез, клинические проявления, профилактические мероприятия – 4 часа (180 минут)
- 3 занятие. Скарлатина, менингококковая инфекция, грипп: этиология, патогенез, клинические проявления, профилактические мероприятия – 4 часа (180 минут)
- 4 занятие. Итоговый контроль (решение ситуационных задач и тестовый контроль) – 4 часа (180 минут)
Содержание и структура занятия.
1. Введение 15 мин
2. Определению исходного уровня знаний 20 мин
3. Решение ситуационных задач 40 мин
4. Обсуждение решений ситуационных задач 75 мин
5. Итоговый контроль (тесты) 20 мин
6. Заключение 10 мин
──────────────────────────────
|
Итого: 180 минут
Вопросы для самоподготовки отражены в разделе «Студенты должны знать».
Для выяснения исходного уровня знаний студентам предлагаетсяответить на 5 вопросов тест-контроля.
Вопросы для контроля знаний:
1. Необходимость проведения прививок против дифтерии, прежде всего, вызвана
а) высокой заболеваемостью
б) высокой летальностью
в) легкостью реализации механизма передачи
г) большими экономическими потерями от заболеваемости.
2. В борьбе с дифтерией наибольшее значение имеет
а) своевременное выявление больных дифтерией
б) своевременное и полное выявление носителей токсигенных штаммов
в) заключительная дезинфекция
г) плановая иммунопрофилактика населения
3.У привитого против дифтерии носительство возбудителя развивается по
следующим причинам
а) неспособность к выработке антитоксического иммунитета (рефрактерность)
б) наличие антитоксического иммунитета при отсутствии антимикробного
в) снижение (отсутствие) иммунитета в связи с большим сроком после прививки
г) отсутствие антимикробного иммунитета к данному варианту возбудителя
дифтерии
4.При вскрытии коробки с коревой вакциной в ней не оказалось наставления по применению препарата, поэтому следует
а) воспользоваться наставлением из другой коробки той же серии
б) взять наставление у другого врача
в) отказаться от использования вакцины
г) использовать без наставления, зная технику проведения прививки
5.При выполнении плана профилактических прививок против дифтерии необходимо добиться
а) 70% охвата детей вакцинацией в возрасте 12 месяцев
б) 80% охвата детей первичной ревакцинацией в возрасте 24 месяцев
в) 50% охвата прививками взрослого населения
г) 95% охвата прививками контингентов, подлежащих вакцинации
6.В борьбе с коклюшем наибольшее значение имеет
а) своевременное выявление больных
б) своевременное и полное выявление носителей
в) заключительная дезинфекция во всех очагах коклюша
г) плановая иммунопрофилактика населения
7.Вакцинация при менингококковой инфекции
а) не проводится
б) проводится по эпидемическим показаниям
в) осуществляется в плановом порядке
8.В очаге кори экстренная профилактика
а) не проводится
б) проводится только коревой вакциной
в) проводится только противокоревым иммуноглобулином
г) проводится коревой вакциной или противокоревым иммуноглобулином
9. Больной корью заразен
а) только в последние дни инкубационного периода
б) только в продромальный период
в) только в течение 5 дней после высыпаний
г) в периоде реконвалесценции
д) в последние дни инкубационного периода, продромальный период и 5 дней после высыпаний
10. Выберите средства профилактики гриппа в предэпидемический период
а) гриппозная вакцина
б) человеческий лейкоцитарный интерферон
в) ремантадин
г) иммуномодуляторы
11. Выберите средства специфической профилактики гриппа
а) гриппозная вакцина
б) ремантадин
в) оксолиновая мазь
г) арбидол
д) человеческий эритроцитарный интерферон
Вид занятия - семинар с решением ситуационных задач.
Место проведения - учебная комната.
Оснащение: таблицы, нормативная документация, задачи тест- контроля, ситуационные задачи, презентация видеофильма.
Самостоятельная работа студентов.
Решите следующие задачи в тетрадях:
1. Заболеваемость эпидемическим паротитом в районе «С» на 100000 колебалась в пределах 930,7-811,50/0000 в годы эпидемических подъемов и 279,0-192,60/0000 в годы эпидемического благополучия. После внедрения массовой иммунопрофилактики паротита показатель заболеваемости составил 154,2-134,80/0000 и 28,0-19,90/0000 соответственно. Сравнивая самый высокий (930.7) показатель заболеваемости в допрививочный период и самый низкий (19,9) в послепрививочный, эпидемиолог сделал вывод, что заболеваемость эпидемическим паротитом снизилась в 47 раз, и на основании этого дал заключение об эффективности иммунизации против этой инфекции.
1. Укажите,является ли такое заключение убедительным, обоснуйте свое мнение.
2. Как можно определить эффективность иммунопрофилактики?
2. Школьнику 15-лет поставлен диагноз «Корь». Больной госпитализирован. В семье в контакте с ним были брат 8 лет (привит коревой вакциной) школьник и сестра 2 лет (не привита против кори по медицинским противопоказаниям), посещает ясли. Родители переболели корью в детстве.
Укажите, что следует предпринять в связи с возникновением данного очага?
3. Достаточно ли проведение следующих профилактических мероприятий в целях защиты медицинского персонала поликлиники в период эпидемиологического неблагополучия по дифтерии:
- обязательное использование защитных масок,
- периодическое кварцевание и профилактическая дезинфекция врачебных кабинетов,
- тщательный осмотр ротоглотки
Необходимо лидополнить их какими-либо иными мероприятия или все перечисленныезаменить другими?
Литература:
1.Зуева Л.П., Яфаев Р.Х. Эпидемиология.- СПб, 2005
2. Н.Д. Ющук, Ю.В.Мартынов. Эпидемиология, М 2003.
3. Покровский В.И. с соавт. Инфекционные болезни и эпидемиология инфекционных болезней.-ГЭОТАР-МЕД, 2003
4. Контрольные тестовые задания для самоподготовки (приложение к учебнику "Инфекционные болезни и эпидемиология"). В.И.Покровский с соавт.ГЭОТАР-МЕД, 2003
5. Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В., ЖоговаМ.А., Бушуева М.М., Колесова В. Н. Эпидемиология: тесты, задачи и упражнения. М.- 1997
6. Шкарин В.В. Дезинфектология.- Н-Новгород, 2005
7. Власов В.В. Эпидемиология (учебное пособие для ВУЗов). ГЭОТАР-МЕД, 2004.
8. Медуницын Н.В., Покровский В.И. Основы иммунопрофилактики и иммунотерапии инфекционных болезней. Учебное пособие, ГЭОТАР-МЕД, 2005
Дополнительная литература:
1. Беляков В.Д., Яфаев Р.Х. Эпидемиология. М., 1989
2. Атлас "Окружающая среда и здоровье населения России" (под ред.М.Фешбаха).- Изд-во Паиме, М., 1995
3. Беляков В.Д. Избранные лекции по общей эпидемиологии инфекционных и неинфекционных заболеваний.- М., "Медицина", 1995
4. Беляков В.Д., Семененко Т.А., Шрага М.Х. Введение в эпидемиологию инфекционных и неинфекционных болезней.- М., 2001
5. Бигхол Р., Бонита Р., Кьельстрем Т. Основы эпидемиологии.- ВОЗ, Женева, 1994
6. Вихерт A.M., Чаклин А.В. (под ред.). Эпидемиология неинфекционных болезней.- М., "Медицина", 1990
7. Власов В.В. Эпидемиология (учебное пособие для ВУЗов). ГЭОТАР-МЕД, 2004
8. Громашевский Л.В. Избранные труды (в трех томах).- Киев, 1987
9. Дезинфекционные средства. Часть 1 и 2 (справочник).- М.,1996
10. Лекционный материал кафедры
11. СП 3.1.2.1319-03 «Профилактика гриппа»
12. СП 3.1.2.1382-03 «Профилактика гриппа»,дополнения и изменения кСП 3.1.2.1319-03,
13. МУ 3.1.1885-04 «Эпидемиологический надзор и профилактика стрептококковой (группы А) инфекции»
14. МУ 3.1.2.1177-02«Эпидемиологический надзор за корью, краснухой и эпидемическим паротитом»
15. МУ 3.1.2.2160-07 «Эпидемиологический надзор за коклюшной инфекцией»
16. МУ 3.1.1082-01 «Эпидемиологический надзор за дифтерийной инфекцией»
17. СП 3.1.2.1203-03 «Профилактикастрептококковой (группы А) инфекции»
18. СП 3.1./3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней»
19. СП 3.1.2.2156-06 «Профилактика менингококковой инфекции» (утв. постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2006г.№34)
20. СП 3.1.2.1108-02 «Профилактика дифтерии»
21. СП 3.1.2.1176-02 «Профилактика кори, краснухи, эпидемического паротита»
22. МУ 3.1.1082-01 «Эпидемиологический надзор за дифтерийной инфекцией»