Г. (понедельник)
Дисциплина: «Безопасность жизнедеятельности»
Группа № 84
Урок № 5
Тема: «Чрезвычайные ситуации, причины их возникновения, территориальное расширение, объемы ожидаемого ущерба. Социальные опасности. Безопасность в условиях криминальной преступности. Терроризм как общественное явление на современном этапе. Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника, при обнаружении подозрительных предметов или подозрительных действий людей. Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий.»
Цели урока:
-сформировать понятие чрезвычайной ситуации;
- развить и систематизировать знания по обеспечению безопасности в условиях криминальной преступности, при угрозе террористического акта и военных действии;
-воспитать правила поведения населения оказавшегося на территории военных действий.
Оборудование: Э.А. Арустамов, Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко Г.В.
Гуськов Безопасность жизнедеятельности: учеб. для студ. учреждений сред. проф.
образования –М.: Издательский центр «Академия», 2010. -176с.
Материалы урока
ПРИЧИНЫИ ПРОФИЛАКТИКА ЧС
Основные причины возникновения ЧС:
• внутренние: сложность технологий, недостаточная квалификация персонала, проектно-конструкторские недоработки, физический и моральный износ оборудования, низкая трудовая и технологическая дисциплина;
• внешние: стихийные бедствия, неожиданное прекращение подачи электроэнергии, газа, технологических продуктов, терроризм, войны.
ЧС могут произойти при следующих обстоятельствах:
• наличие источника риска (давление, взрывчатые вещества, радиоактивные вещества);
• действие факторов риска (выброс газа, взрыв, возгорание);
• нахождение в очагах поражения людей, сельскохозяйственных животных и угодий.
Анализ причин и хода развития ЧС различного характера выявил их общую черту — стадийность. Можно выделить пять стадий (периодов) развития ЧС:
• накопление отрицательных эффектов, приводящих к аварии;
• период развития катастрофы;
• экстремальный период, при котором выделяется основная доля энергии;
• период затухания;
• период ликвидации последствий.
В ДНР действует много крупных производств, потенциально опасных для населения и окружающей среды, а уровень технологий, контроля и дисциплины на них в результате стремительного падения производства снизился до критической черты. Экономический кризис только усугубил ситуацию, а к проблеме безопасности присоединились экологические.
Анализ чрезвычайных ситуаций, имевших место в ДНР за последние годы, позволил выделить причины аварийности и травматизма:
• человеческий фактор — 50,1%;
• оборудование, техника — 18,1%;
• технология выполнения работ — 7,8%;
• условия внешней среды — 16,6%;
• прочие факторы — 7,4%.
В табл. 1 показано распределение факторов аварийности и травматизма.
Как видно из данных табл. 1, в настоящее время заметно возрос удельный вес аварий, происходящих из-за неправильных действий обслуживающего технического персонала (более 50%). Часто это связано с недостаточностью профессионализма, а также неумением принимать оптимальные решения в сложной критической обстановке в условиях дефицита времени.
Аварии и катастрофы нередко являются следствием ведомственно-технократической стратегии, приводящей к сооружению объектов с заведомо отсталой технологией, и экономии средств на обеспечение необходимой безопасности. Довольно часто такая стратегия предопределяет строительство предприятий в местах, уязвимых в социально-экономическом отношении (например, близость населенных пунктов, особая хрупкость экосистем).
В итоге ДНР ежегодно тратит на ликвидацию последствий различного рода ЧС 1-2% валового продукта. В будущем эта доля может вырасти до 4-5%, что превысит такие статьи расходов, как здравоохранение и охрана окружающей среды, вместе взятые.
Таблица 1
Распределение факторов аварийности и травматизма
Факторы | Доля, % |
Человеческий фактор для работающих (всего): | 50,1 |
слабые навыки действия в сложной ситуации | 12,7 |
неумение оценивать информацию о состоянии процесса | 12,3 |
слабое знание сущности происходящего процесса | 7,3 |
отсутствие самообладания в условиях стресса | 5,6 |
технологическая недисциплинированность | 8,0 |
прочие факторы работающих | 4,2 |
Оборудование, техника (всего): | 18,1 |
не учет особенностей работоспособности человека | 1,5 |
высокая энергоемкость | 0,7 |
опасные отказы | 8,0 |
низкое качество конструкции рабочих мест | 6,0 |
прочие факторы | 1,9 |
Технология выполнения работ (всего). | 7,8 |
неудобство подготовки и выполнения работ | 2,0 |
неудобство ремонта и технологического обслуживания | 3,8 |
сложность алгоритма деятельности человека | 1,2 |
необходимость нахождения в опасной зоне | 0,8 |
Условия внешней среды (всего): | 16,6 |
дискомфорт | 2,8 |
низкое качество информационных моделей о внешней среде | 4,8 |
опасные природные воздействия на систему | 9,0 |
Прочие факторы | 7,4 |
Очевидно, что решить эти проблемы помогут знания в области безопасности жизнедеятельности и поведения в чрезвычайных ситуациях, которые должны:
• повысить подготовку всего населения;
• обеспечить учет всех видов ЧС и их последствий;
• дать полное представление населению о способах защиты от опасностей;
• обеспечить режимы личной и коллективной безопасности в обычных условиях и условиях ЧС