Гармония в архитектуре средних веков, включая садовое - это симметричные, центричные композиции. Строгое равновесие в виде соподчинение целого и всех элементов. Этого можно добиться выделением главной оси композиции Чор-бага и пропорциональным делением территории, используя повторяющийся модуль, динамичный квадрат.
Главный композиционный принцип - Чор-бак, что в переводе означает 4 сада, четыре элемента: вода, огонь, воздух и земля. В соответствии с этим принципом территория сада делилась на крупные квадраты, каждый из которых в свою очередь делился на еще более мелкие. Отдельные квадраты, из которых состоял сад, были подобны мозаичному панно, из которого складывалась целостная картина. Они отделялись друг от друга дорожками и рядами растений, а иногда и каналами с водой. В центрах квадратов частенько устраивались небольшие фонтаны или даже целые бассейны, от которых вода по системе каналов расходилась в разные стороны. Лиричные, тихо журчащие фонтаны, легкие струи воды, текущие по мраморному ложу, создавали особую атмосферу. Ее усиливали экзотические деревья и благоухающие цветы, гуляющие павлины и поющие в золоченых клетках птицы. Пение птиц очень любили на Востоке. Оно наполняло сад весельем и радостью.
Центральный бассейн или фонтан с четырьмя водными каналами, идущие от центра к периметру стен служит исходной основой планировки сада. Поэтому традиционный сад Чор-баг трактуется скрытым, таинственным, как райский сад. Основы озеленения сада Чор-баг, где центральное место отводится воде, тени и созерцательности, состояли как из плодовых, так и из декоративных деревьев, кустарников и цветов. Кипарисовые аллеи подчеркивают строгую планировку сада и, вместе с проточными водными каналами, создают дух сада Чор-баг. Декоративные кусты посаженые в виде изгороди, усиливали, совместно с водными каналами геометрию планировки сада, его симметрию.
|
В традиционном саду Чор-баг не должно быть статуй людей и животных, фигурная стрижка кустов должна быть ограничена созданием геометрических узоров или форм. Поскольку идея Чор-бага вытекает из противопоставления экстремальной наружной среде, создания оазиса для отдыха среди прохлады, тени зелени и проточной воды, включение дикого сада полностью чуждо концепции озеленения Чор-бага. Поэтому растения пустыни, такие как Кактус, Опунция, Агава и другие растения с шипами и колючками не уместны для Чор-бага.
В традиционных среднеазиатских садах Чор-баг цветы подбирались с учетом непрерывности цветения: одни отцветали, другие начинали цветение. Растительный орнамент в исламском искусстве выражает природу не в конкретной реалистической форме, он не идентифицируется на конкретном виде растения или цветка, а избегая натурализма, обхватывают благоухающую сущность.
Как отмечалось ранее, в Чор-баге важнейшим элементом является вода и строгая планировка геометрического плана. Однако, последнее не должно излишне распространяться на посадку растений. В противном случае сад будет выглядеть заорганизованным. В традиционном саде Чор-баг прямолинейные дорожки совместно с каналами являются составной частью порядка и геометрии плана, обеспечивая четкую планировку. По классическому традиционному канону, криволинейные, изгибающиеся, а также органической формы дорожки не свойственны садам.
|
Основными принципами стиля садов Чор-баг являются порядок, пропорции, гармония и единство, служащие основой для дизайна, для практического, технического и эстетического решения, где польза, красота и символические формы тесно связаны между собой. Различные составляющие сада Чор-баг — вода, растения, архитектура и их планировочное решение объединяются концепцией Единства, (принцип, на котором покоятся все исламское искусство, архитектура и садовый дизайн), которая служит основой создания гармоничной композиции, предающей саду особый созерцательный характер. Решающее значение при проектировании традиционного сада Чор-баг имеет точный геометрический рисунок основного плана, где не должно быть извилистых дорожек, а достижению разнообразия служат пластические элементы природы в форме листьев растений и цветов. Единство проявляется через порядок и гармонию между геометрическим планом и посадками растений, водоёмами и архитектурой. Композиция исламских садов достаточно узнаваема. Прежде всего обращает на себя внимание строгая геометричность планировки, которая подчеркивается с помощью дорожек, растений и канальцев с водой.
В садах Востока декоративные растения соседствовали с плодовыми. Деревья айвы, груши, персика не только радовали глаз в пору цветения, но и услаждали посетителей вкусными плодами. Из цветов особой любовью мусульман пользовалась роза. Ее лепесткам приписывалась очистительная сила, но очень любили на Востоке и красиво цветущие луковичные растения – тюльпаны и гиацинты.
В заключении можем отметить, что сад Чор-бак имеет определенный пропорциональный строй в соразмерности и соответствии частей и целого, уравновешенность масс, все это самым теснейшим образом было связано с понятием гармонии и воссоздании в саду Чор-бак.