Скоростные и механические характеристики системы ТП-Д.
Скоростные хар-ки ДПТ НВ описываются уравнением:
Внешняя хар-ка ТП в режиме непрерывного тока:
Получено из схемы замещения ТП
В зоне прерывистых токов:
р –число пульсаций выпр. ЭДС.
При
-имеет место гранично-непрерывный режим, для которого
при пренебрежении падения напряжения на активном сопротивлении питающей фазы. Механические и скоростные характеристики ТП-Д отличаются от внешних хар-ик преобразователя большим наклоном.
Принципы построения систем векторного частотно- токового управления АД
Система векторного управления асинхронным электроприводом в наиболее общем случае должна решать задачи регулирования и стабилизации момента и скорости двигателя.
Формирование момента АД в соответствии возможно за счет воздействий на абсолютные значения векторов потокосцеплений ,токов
и фазовых сдвигов между ними. От того, какие вектора выбраны в качестве регулируемых будет зависеть принцип построения и техническая реализация системы управления электроприводом.
а) б)
Рис.7.1. Векторные диаграммы АД при ориентации по потокосцеплениям ym (а) и y2 (б)
Если воспользоваться уравнением , то в качестве регулируемых будут выбраны вектора
и
. Анализ рис. 7.1, а позволяет интерпретировать АД как эквивалентную машину постоянного тока. Если ротор АД сопоставить якорю двигателя постоянного тока (ДПТ), а статорные обмотки – обмоткам возбуждения ДПТ, то составляющая тока статора I1х, синфазная потокосцеплению
, может интерпретироваться как ток возбуждения ДПТ, составляющая I1у – как ток его компенсационной обмотки, составляющая I2у – как поперечная составляющая поля якоря ДПТ, составляющая I2х – как размагничивающая продольная реакция якоря. Потокосцепление
определяется током
и, следовательно, в системе координат x, y, связанной с вектором потокосцепления
, составляющие I1у и I2у равны и имеют разные знаки, а встречно направленные составляющие I1х и I2х определяют модуль потокосцепления
В приведенной интерпретации отличительные особенности АД от ДПТ в том, что на статоре АД нет отдельно эквивалентной обмотки возбуждения и компенсации поперечной реакции якоря (эти обмотки как бы совмещены), а ось х, связанная с потокосцеплением вращается относительно статора со скоростью
. Эти особенности формирования момента определяют основные положения при технической реализации системы векторного управления. Так вектор
может быть определен измерением с помощью датчиков Холла его составляющих Yma и Ymb на неподвижные относительно статора оси a и b, как
. При этом модуль потокосцепления
, а угол между осями a, b неподвижной системы координат и осями x, y системы координат, вращающейся со скоростью
j0.эл = arc cos (Y m a / êY m ê). Составляющие вектора
в системе координат a, b могут быть определены через токи фаз статора I А, I В, I С как
;
.
В системе координат x, y проекции вектора тока I 1 a и I 1 b определяются как
;
. (7.1)
Они представляются сигналами постоянного тока и не зависят от частоты питания АД. Учитывая это, система векторного управления может строиться аналогично системам управления двигателями постоянного тока, где составляющая I 1 x тока статора определяет потокосцепление y m АД (магнитный поток ДПТ), а составляющая I 1 у является моментной составляющей тока статора (подобна току якоря ДПТ).
Таким образом система векторного управления с опорным вектором потокосцепления ym должна иметь два канала управления: канал управления модулем ym и канал управления угловой скорости ротора АД. По аналогии с ДПТ канал управления скоростью должен содержать внутренний контур управления составляющей тока статора I1у, эквивалентной току якоря ДПТ, и внешний контур управления угловой скоростью ротора. Канал управления модулем потокосцепления ym должен содержать контур управления составляющей тока статора I1x, эквивалентной току возбуждения ДПТ. На этот канал оказывает влияние и составляющая тока статора I 1 у в виде трансформаторных ЭДС, пропорциональных рассеяниям статора и ротора.
Важной особенностью системы управления с опорным вектором потокосцепления y m является возможность его прямого измерения с помощью датчиков, установленных в воздушном зазоре АД. Подобные системы имеют более высокие показатели качества управления по сравнению с системами, где используется косвенный (расчетный) путь определения сигналов обратных связей.
При стабилизации потокосцепления ротора (при Y2 =const) механические характеристики АД подобны характеристикам ДПТ независимого возбуждения. Поскольку теория и технические решения замкнутых систем управления электроприводом с ДПТ независимого возбуждения достаточно апробированы, то понятна привлекательность применения систем векторного управления с управлением по потоку ротора.
Векторная диаграмма токов и потокосцеплений АД при стабилизации потокосцепления ротора приведена на рис. 7.1, б. Здесь ось х совмещена с вектором . При этом
;
; I' 2 х = 0; I' 2 у = - Y2 w 0н sа / R'2, т.е. в установившемся режиме вектор тока ротора
перпендикулярен вектору
, а составляющие тока статора
;
,
где - электромагнитная постоянная времени цепи ротора.
В двигательном режиме (sa >0) вектор тока статора опережает вектор
на угол
.
При этом вектор тока ротора отстает от
на угол 90 эл. град. и при Y2 = const модуль тока ротора меняется пропорционально абсолютному скольжению.
Конец вектора скользит вдоль прямой 2, перпенд вектору
(рис. 7.1, б). При этом составляющая I 1 x определяет потокосцепление Y2, а I 1 у компенсирует влияние на него реакции ротора.
Результирующая составляющая токов статора и ротора по оси у создает составляющую потокосцепления . При этом конец вектора
будет скользить по прямой 3, перпендикулярной вектору
. Аналогично годограф вектора
характеризуется прямой 4 (рис. 7.1, б).
В соответствии с уравнением системы электромагнитный момент АД определяется взаимодействием ортогональных составляющих потокосцепления ротора Y2 = Y2 х = Lm I 1 x и тока статора I 1 y. Таким образом, при стабилизации Y2, как и при стабилизации Y m, система векторного управления будет подобна системам управления двигателями постоянного тока, где составляющая I 1 x тока статора определяет потокосцепление Y2 АД (магнитный поток ДПТ), а составляющая I 1 у является моментной составляющей тока статора (подобна току якоря ДПТ).