Социальный характер – проблема культурной антропологии, связанная с влиянием общества на личность.
Понятие социального характера -набор поведенческих реакций, ценностей,которые присущи определенному обществу.
Понятие о социальном характере введено К. Юнгом, но заслуга создания основ современной типологии социальных характеров принадлежит Э. Фромму.
Карл Густав Юнг - швейцарский психолог и философ культуры - главным понятием своей концепции культуры делает коллективное бессознательное. Главным в развитии культуры, по Юнгу, является взаимодействие бессознательно-архетипических и сознательных компонентов психики.
В связи с этим культуре угрожают две опасности:
А) С одной стороны, это растворение личностного начала в стихии "коллективного бессознательного.
Б) С другой - абсолютизация человеческого "я", при которой архетипически-бессознательное подавляется и игнорируется.
Элементы коллективного бессознательного никогда не были в сознании и, следовательно, никогда не обретались индивидуально, а своим существованием обязаны исключительно наследственности. Содержание коллективного бессознательного' составляют в основном архетипы.
Подлинной задачей культуры, считает Юнг, является индивидуация, т.е. определенное уравновешивание сознательного и бессознательного начал. Цель культуры состоит в том, чтобы осуществлять толкование архетипической символики и тем самым облегчать процесс индивидуации.1 - социум;2 - культура;3 – природа.
Характер, типичный для общества, Фромм называет социальным характером, подразумевая под ним «ядро структуры характера, которое присуще большинству членов одной и той же культуры в отличие от индивидуального характера, который различен у людей той же самой культуры».
|
В любом обществе независимо от его социальной природы существует единая присущая только ему структура характера, общая для большинства групп и классов этого общества.
Значение социального характера для самого индивида, по мнению Фромма, состоит в том, что он позволяет индивиду психологически безболезненно и наиболее эффективно приспособиться к требованиям общества.
Отдельный индивид овладевает социальным характером в процессе так называемой «социализации». При этом структура социального характера меняется от эпохи к эпохе, обеспечивая, согласно Фромму, органическую связь между экономикой, политикой и идеологией исторического времени.
Э.Фромм вводит понятие "социального характера" как связующего звена между психикой индивида и социальной структурой общества и описывает следующие социальные типы характера:
А) Рецептивная ориентация (берущая) – человек представляет, что источник всех благ лежит вовне; он зависим и пассивен, всегда ищет помощника, а если помогает другим, то ради лишь того, чтобы добиться их расположения.
Б)Эксплуататорская ориентация (овладевающая) – человек также считает, что источник благ вовне, но не надеясь получить их в дар, стремится добыть их силой или хитростью; добивается любви, обладания, идей или эмоций, заимствуя их у других; такой человек агрессивен, надменен, самонадеян, эгоцентричен, уверен в себе, импульсивен.
В)Стяжательская ориентация (сберегающая) – в отличие от предыдущих типов, человек не верит, что может получить что-то из внешнего мира; его безопасность основывается на экономии, а траты воспринимаются как угроза; его скупость распространяется как на вещи и деньги, так и на мысли и чувства; он тяготеет к прошлому, его отпугивает все новое; он маниакально чистоплотен, подозрителен, упрям, предусмотрителен, лоялен и сдержан.
|
Г)Рыночная ориентация (обменивающая) – личность рассматривается как товар, выставляемый на продажу. Успех зависит от того, насколько хорошо человек может подать и продать себя, насколько он способен вступить в состязание с другими для достижения жизненных целей. Самооценка человека зависит от мнения других людей, поскольку его ценность определяется не его человеческими качествами, а успехом в рыночной конкуренции.
Человек. природа, техника. Место чел-ка в Космосе. Телесное и духовное в чел-ке. Технократическое мышление, парадигма господства чел-ка над природой. Последствия.
Человек, с одной стороны, существо физическое, телесное, подчиненное законам биологии и физиологии, обуреваемое влечениями и страстями, легко впадающее в гнев и страх. Но с другой стороны, человек – это разумное существо, умеющее подниматься над своими страстями, проявлять нравственность, делать свободный выбор.
Космос – живой и разумный. Он «проявляется» и «растворяется» по циклическому закону вечно. Проявление Космоса сопровождается возникновением структурно-организованной живой и одухотворенной Природы, вершиной которой является человек, поскольку именно он в своей индивидуальной форме объединяет все принципиальные уровни Космоса, за что и получил название микрокосм. Мы существуем именно такими потому, что такова Вселенная. Вселенная такова, какова она есть, какой она создана. Мы существуем в ней — на планете Земля, а она — часть мироздания. Космос как бы задуман с учетом зарождения и существования человека.
|
Человек-микрокосм.
Всё что было раньше не случайно.
Чел-к ответственен за свое мироздание.
Телесное и духовное. Рассмотрим на примере Шелера:
В чел-ке заложен конфликт. С точки зрения биологии чел-к ущербный,он беспомощен, имеет слабые органы чувств, прямохождение(на 2х ногах-делает уязвимее), у чел-ка сбиты инстинкты.
Чел-к вынужден создавать вторую природу-культуру.
Чел-к приспосабливается и творит.
Наличие самосознания, ставит перед собой вопросы, рефлексия.
Человек существует в системе взаимодействия всех сил природы и испытывает самые разные их воздействия. Душевное равновесие возможно только при условии физиологической и психологической адаптации человека к природному миру. Невозможно анализировать общество,(в том числе и человека) не принимая в соображение его взаимодействие с природой, поскольку оно живет в природе. Воздействие общества на природу обусловливается развитием материального производства, науки и техники, общественных потребностей, а также характером общественных отношений.
Осознавая все в большей степени законы природы и на их основе преобразуя ее, человек увеличивает свою власть над ней; вместе с тем общество в ходе своего развития вступает во все более широкий и глубокий контакт с природой.
В прошлом использование человеком сил природы и ее ресурсов носило преимущественно стихийный характер: он брал у природы столько, сколько позволяли его собственные производительные силы. Но научно-техническая революция столкнула человека с новой проблемой — с проблемой ограниченности природных ресурсов.
Человечество стремиться к уничтожению самого себя и природы. Современ.чел-к слишком испорчен цивилизацией.
До последнего времени в понимании человечеством своего отношения к природе преобладала парадигма господства над ней, ее насильственного преобразования средствами техники ради удовлетворения бесконечно растущих потребностей людей и их обществ. Истощение природных ресурсов, загрязнение среды обитания ставят перед всеми людьми дилемму — либо пассивно продолжать действовать по прежнему «алгоритму» ограбления природы, либо резко менять общее отношение к ней.
Чел-к и техника: Техника заменяет биолог. недостатки строения тела чел-ка. Тех-ка меняет представление о чел.телесности. Возникает масса спорных моментов в результате развития науки и техники:
Биоэтика- этич. мировоззрение, явл-тся последствием изменении чел.телестности.
Трансплантология
Сурагатное материнство
Генетич.измеенение чел-ка
Клонирование
Аборты,права эмбрионов
Эвтаназия
Отношение к врачеб. тайне
Смена пола и др.
19.Личность и общество: конфликт и гармония. Личность в «массовом обществе». Социализация и индивидуализация личности. Девиантное поведение. Конформизм. Взаимосвязь личности и общества в процессе исторического развития существенно изменялась. В древних обществах личность была зависима от родового коллектива, от племени, а также от природы. Современное общество стремится к утверждению соответствующего человеческому в человеке статусу личности. Большое внимание уделяется провозглашению прав и свобод личности, гарантиям их реализации на практике. Меньше обсуждаются вопросы об обязанностях и ответственности личности перед собой, природой и обществом.
Исторически сложились три основных типа взаимоотношений человека и общества:
1) отношения личной зависимости (характерны для доиндустри-ального общества);
2) отношения вещной зависимости и личной независимости, которые возникают с образованием индустриального общества;
3) отношения свободных индивидуальностей, которые формируются в постиндустриальном обществе.
Углубление противоречия между личностью и обществом — одна из коренных причин разбалансированности социального пространства, таящая в себе еще большие возможности нарастания социальных взрывов и катастроф.
Каждая личность должна выбрать свою роль, функцию но никто не знает, какие они. Выбор делает каждый человек общество только создает возможности для свободы выбора и помогает человеку достойно пройти свой жизненный путь. Организация общества, лишающая личность свободы выбора, возможности реализовать себя, защитить жизненный смысл существования, не только нецелесообразна, неконкурентоспособна, но и взрывоопасна, а потому бесперспективна.
Массовое общество — теоретическая модель, описывающая социальные преобразования, вызванные модернизацией.
Согласно данной теории, главные особенности массового общества заключаются в следующем:
- в разрыве социальных связей и обособленности отдельных индивидов, ведущей к атомизации общества
- в массификации, т.е. недифференцированности, усреднённости составляющих его индивидов, отсутствии у них индивидуальности
- в отсутствии у атомизированных масс устойчивых и общезначимых нравственных ценностей и связанной с этим склонности к идеологическому фанатизму
-в неограниченных возможностях манипулирования атомизированными массами со стороны элит.
Наиболее детально проблема массового общества исследуется в работе Х. Ортега-и-Гассета "Восстание масс" (1930 г.). Средний человек, который чувствует себя "как все" и зная, что он посредственность, "имеет наглость утверждать везде и всем навязывать свое право на посредственность". Приобщаясь к благам цивилизации очень быстро, он не только не усваивает культуры прошлого, но и отрицает ее.
Человек масса, человек как все - и получение удовольствия от бытия частью всей массы. Потеря массы, личности. Обезличивание. Массовый человек-современный варвар.
Социализация и индивидуализация — это равноценные и необходимые процессы для целостного образования человека, это природно-социально-духовные феномены его бытия.
Социализация (от лат. «общественный») — процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта — трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, накапливаемых и передаваемых от поколения к поколению, процесс включения индивида в систему общественных отношений и формирования у него социальных качеств.
Индивидуализация (от лат. «неделимое») — процесс порождения и рефлексии индивидом собственного опыта, в котором он признает себя в качестве субъекта, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты как следствие своей целенаправленной деятельности.
Социализация - приобщение человека к обществу. Происходит в течении всей своей жизни. Первичная (до школы) и вторичная (после школы).
Инкультурация - приобщение человека к культуре.
фрейдовская концепция социализации. Ребенок - это принцип удовольствия, это вид Оно. Но в течении социализации принцип удовольствия сменяется реальностью, складывается структура супер эго.
Конформизм. Диагноз нашего времени. Это приспособленчество, когда в человеке стирается личность, он живет по правилам.
Ортега-и-Гассет «Восстание масс» 1929 год.
в это книге: Человек массы. Человек испытывает счастье от того, что он такой как все. Это инфантильное существо, хочет быть счастью этой биомассы.
Г.Маркузе «Одномерный человек». Человек живет, чтобы производить, производит чтобы жить. Потребитель. Изначально сформирован быть как все.
Девиантное поведение. Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.
Если есть нормы, то есть и бунтари.
Роберт Мертон. Девиантное поведение - нормальная реакция нормального человека на ненормальные условия.
Лаврозе «Гениальность и помешательство»
Мишель Фуко «Надзирать и наказывать», «История безумия в классическую эпоху».