Кроманьонцы и гримальдийцы




Предмет и место антропологии в системе наук о человеке

 

Термин "антропология" греческого происхождения (антропос - человек, логос - наука) и означает "наука о человеке". Считают, что впервые это слово употребил Аристотель (384-322 до н. э), крупнейший натуралист и философ древности, изучая духовное начало человека. Первые ростки научных знаний о человеке мы находим в трудах античных философов: Анаксимандра, Демокрита, Эмпедокла, Сократа. Вопросы морфологии и анатомии человека, его места в системе природы, телесные различия в физическом типе отдельных народов, нравы и быт многочисленных племен и народов, с которыми сталкивались путешественники во время своих странствий, волновали и были предметом исследований многих ученых Древней Греции и Рима. Становление же антропологии как науки в ее современном понятии относится к новому времени, к середине XIX в. [6; с. 93]

В трудах западноевропейских ученых термин "антропология" имел двоякое значение - как науки анатомической (о человеческом теле) и о духовной сущности человека. В начале XVIII в., когда слово "антропология" только начинало входить в научный обиход, оно означало "трактат о душе и теле человека". Впоследствии этот термин в общей форме расшифровывался так же, объединяя всестороннее изучение человека, его биологические, социальные и духовные свойства. В течение XIX в. и до наших дней во многих зарубежных странах (Англия, Франция, США) принято широкое понятие антропологии как общей науки о человеке.

Антропология в таком понимании подразделяется на "физическую", или "соматическую" антропологию, "социальную", или "культурную" - т.е. этнографию.

Антропология это - отрасль естествознания, которая занимает особое место среди биологических наук. Она изучает происхождение и эволюцию физической организации человека и его рас. Это наука об изменчивости человеческого организма в пространстве и времени, законах этой изменчивости и факторах, ею управляющих. Антропология как бы венчает собой естествознание. Но так как жизнь человека неразрывно связанна с общественной средой, то и антропология, изучая человека, вступает в ту область, где существуют социально-исторические закономерности. В этом специфика антропологии, сложность ее исследований, в этом отличие ее от других биологических наук, ее непосредственная связь с историческими науками - археологией, этнографией, историей.

 

Методы антропологии

 

Антропология отличается своими главными методами (основанными на долгосрочном включенном наблюдении и лингвистической компетентности), микроисследованиями, и расширением за пределы строго социальных явлений в сторону культуры, искусства, индивидуальности и познания.

Методы антропологии - антропоскопия (описательная методика), антропометрия (измерительная методика), краниология (изучение черепа), остеология (изучение костного скелета), одонтология (изучение зубной системы), дерматоглифика (изучение кожного рельефа), пластическая реконструкция (восстановление лица человека по черепу), исследование крови, микроанатомия и др. [3; с. 153]

 

История антропологии

 

Как самостоятельная область науки антропология возникла поздно - в конце XVIII - в начале XIX столетия. Однако наиболее ранние попытки понять место человека в природе, его сходство с другими организмами, его своеобразие, вариации человеческого типа по разным странам, возрастные изменения, объяснить его происхождение являются, по-видимому, столь же древними, как само научное знание вообще. Основные этапы формирования антропологических знаний совпадают с поворотными периодами истории человеческого общества. Переходы от одной социально-экономической формации к другой, сопровождавшиеся бурной переоценкой ценностей, борьбой между старым и новым мировоззрением, подъемом или крушением тысяч индивидуальных судеб не могли не вести к глубокому раздумью о сущности человеческой природы. Люди хотели знать о “назначении” человека, о силах, которые привели человека в мир и которые, вооружив его разумом, подняли над всеми живыми существами и в то же время сделали жертвой неисчислимых бедствий и социальной несправедливости. Зачатки научных знаний о человеке возникли в недрах античной философии. В творениях философа милетской школы Анаксимандра (610-546 гг. до н. э), стремившегося познать происхождение и развитие всего сущего из первоосновы бытия - беспредельного, или “апейрон”, излагаются идеи о возникновении человека путем ряда превращений его предков - животных. Зачатки эволюционного взгляда на человека можно найти у Демокрита (около 470-380 гг. до н. э) и у Эмпедокла (490-430 гг. до н. э). Античные философы стремились определить главные источники отличий человека от животных. Анаксагор (500-428 гг. до н. э), Сократ (469-399 гг. до н. э) высказывали мысль, что человек обязан своим высоким положением в мире наличию у него руки. Мысли об огромной роли слова (речи) для человека развивал знаменитый афинский учитель красноречия Исократ (436 - 338 гг. до н. э.).

Наблюдения путешественников знакомили античных людей с племенными, расовыми отличиями людей. Таким образом, накапливались знания, которые в дальнейшем ходе развития науки помогали освещать вопросы о происхождении человека (философия, зоология), о морфологических вариациях у человека (медицина), о человеческих расах (география).

Большое значение для расширения географического кругозора в античном мире имели путешествия Геродота (484-406 гг. до н. э). До наших дней его сочинения - один из важнейших источников для изучения быта и нравов древних народов, а в некоторой степени и их физического типа. Так, описывая колхов (предков грузин, жителей Колхиды), Геродот указывал, что они темнокожи и курчавы, причем обращал внимание на то, что и среди других соседних с ними народов имеются обладатели таких же примет. Описывая жителей северного Причерноморья, Геродот сообщал, что большое и многочисленное племя, обитавшее между верхним Доном и средним течением Волги, - будины - “все голубоглазы и рыжеволосы”. Свидетельства такого рода весьма ценны, так как они дополняют данные палеоантропологии и позволяют составить представление о распространении некоторых антропологических типов до эпохи “переселения народов”.

Изучение человека достигает в античное время своей вершины у Аристотеля (384-322 гг. до н. э.). В своих трудах “Истерия животных”, “О частях животных”, “О возникновении животных”, “О душе” Аристотель закладывает основы изучения животных. Он разрабатывает классификацию, рассматривает функциональную роль частей тела, а также механизмов их возникновения, анализирует корреляции (связи) частей. Он широко использует сравнительный метод изучения и вводит в биологию принцип аналогии. Аристотелю принадлежит идея “лестницы существ” или ряда постепенного v повышения организации. Следует иметь в виду, что хотя взгляды Аристотеля были далеки от идей эволюции, однако его принцип ступенеобразного расположения существ сыграл в XVIII в. большую роль в развитии эволюционного учения.

Из ученых древнего Рима наибольшее значение в истории антропологических знаний имеет Лукреций Кар (99-55 или 95-51 гг. до н. э.), автор поэмы “О природе вещей”, в которой он развивал идеи о естественном происхождении органического мира и человека и дал замечательную по яркости картину развития культуры от первобытной дикости до цивилизации. Другой крупнейший римский ученый - Клавдий Гален (131-200 гг.) н. э) - завоевал себе славу и непререкаемый авторитет в течение почти' четырнадцати столетий как медик и анатом. Гален произвел многочисленные вскрытия трупов животных, главным образом собак и низших обезьян.

Эпоха средних веков в Европе - период застоя во всех областях знаний. - В это время традиции античных авторов находят свое продолжение в Передней и Средней Азии, где жили и творили такие гиганты научной мысли, как Ибн-Сина и Бируни. От этого времени в анатомической современной номенклатуре сохранилось немалое количество арабских терминов.

Эпоха Возрождения ознаменовалась крупными успехами в области анатомии человека. Замечательно, что Леонардо да Винчи предлагал изучать как можно больше вариантов строения и выбирать в качестве нормы средний. Он же поместил рисунок руки человека рядом с рисунком руки обезьяны.

На первом месте среди анатомов следует назвать реформатора анатомии Везалия (1514-1564), важнейший труд которого “Фабрика человеческого тела” был основан на тщательном изучении тела человека. Большой вклад в анатомию внесли Фаллопий, Евстахий, Фабриций. Среди зоологических работ большое значение имели труды Клузия, описавшего различных экзотических животных, Геснера, автора пятитомной энциклопедии животных и множества других работ, Белона, изучавшего птиц и давшего поучительное изображение скелета птицы рядом со скелетом человека в одинаковых позах и с одинаковыми буквенными обозначениями гомологичных частей. Особого упоминания заслуживает Улисс Альдрованди (1522-1605), сделавший попытку построить классификацию животных по степени их родства. Альдрованди также принадлежит заслуга правильной оценки значения каменных стрел, находимых в земле; он считал их изделиями древних людей. Следует напомнить, что в средние века в каменных стрелах видели метательные орудия ведьм. Правильное истолкование каменных топоров как изделий человеческих рук давал также натуралист конца XVI в. Меркати.

Огромное значение для развития знаний о расах имели великие географические открытия XV и XVI столетий. Им предшествовали путешествия венецианца Марко Поло (1254-1323), познакомившего европейцев с высокой культурой китайского народа и сообщившего первые сведения о населении многих азиатских стран.

Одним из важных для антропологии научных результатов дальних путешествий было первое непосредственное ознакомление европейцев с обезьянами. Так, спутник Магеллана Пигафетта (1598) писал, что на африканских берегах “водится множество обезьян, которые подражаниями человеческим движениям доставляют великое удовольствие знатным особам”. Знания об африканских антропоморфных обезьянах в XVII в. накапливались благодаря путешественникам (например, англичанин Пуркас - 1625) и анатомам (голландец Тульпиус-1641, англичанин Тайсон-1699). Возможно, что описанный Пуркасом “понго” - это горилла, а “энджеко” - шимпанзе. Объектами исследований Тульпиуса и Тайсона были шимпанзе.

Важнейшим периодом в развитии антропологии и в ее формировании как особой науки была середина прошлого столетия.60-е и 70-е годы XIX в. характеризуются ростом интереса к вопросам систематики человеческих рас, их происхождения и расселения. В Париже, по инициативе Поля Брока, в 1859 г. основывается Антропологическое научное общество, при котором были организованы музей и Антропологическая школа. В 1863 г. основывается Антропологическое общество в Лондоне, в 1864 г. - антропологический отдел Общества любителей естествознания в Москве. Позднее аналогичные организации возникают в Германии, Италии и других странах. [2; с. 39]

В числе основных задач этих обществ значится изучение человеческих рас. Внимание широких кругов общества к расовым различиям у человека характерно для эпохи империализма - эпохи окончательного территориального раздела мира между крупнейшими капиталистическими державами и обострения противоречий между небольшой горстью господствующих наций и порабощенными народами колониальных и зависимых стран. Колониальная экспансия европейских держав, резкие национальные противоречия в самой Европе в связи с объединением Германии и ее победой в франко-прусской войне, обострение национального вопроса в царской России, война Северных и Южных штатов Америки и связанный с ней негрский вопрос - все эти обстоятельства чрезвычайно усиливают интерес различных групп общества к проблеме расовых особенностей у человека.

 

Заключение

 

Антропология это - отрасль естествознания, которая занимает особое место среди биологических наук. Она изучает происхождение и эволюцию физической организации человека и его рас. Это наука об изменчивости человеческого организма в пространстве и времени, законах этой изменчивости и факторах, ею управляющих. Антропология как бы венчает собой естествознание. Но так как жизнь человека неразрывно связанна с общественной средой, то и антропология, изучая человека, вступает в ту область, где существуют социально-исторические закономерности. В этом специфика антропологии, сложность ее исследований, в этом отличие ее от других биологических наук, ее непосредственная связь с историческими науками - археологией, этнографией, историей.

Традиционно выделяют физическую антропологию, основной предмет которой составляют человек как биологический вид и его ближайшие родственники — современные и ископаемые человекообразные приматы, а также социальную и культурную антропологию, основным предметом которых является сравнительное изучение человеческих обществ (нередко выделяют также политическую и экономическую антропологию, но обычно их рассматривают как специализированные разделы социальной и культурной антропологии). Особняком стоит так называемая философская антропология, представляющая собой не столько эмпирическую науку, сколько смесь религиозно-философских учений о природе человека.

Первое использование термина восходит к античности. Аристотель (384—322 гг. до н. э.) первым употребил его для обозначения области знания, изучающей преимущественно духовную сторону человеческой природы (в настоящее время этим занимается психология).

История антропологических открытий

Питекантропы

Август 1891 года. Остров Ява. Молодой голландский врач Евгений Дюбуа нашёл в вулканических слоях на берегу горной реки коренной зуб, напоминающий зуб шимпанзе, а несколько позднее — странную черепную крышку: лоб очень покатый, довольно большой объем мозговой коробки, большой надглазничный валик.

На следующий год Дюбуа нашёл бедро, напоминающее бедро человека, и зуб — такой же, как первый, только жевательный.

Уже в наше время доказали, что и бедренная кость, и черепная коробка, найденные Дюбуа, принадлежали одному и тому же существу. Более того, сочетание примитивного черепа и относительно прогрессивного развития костей как раз и является характерной особенностью ископаемых людей.

Но тогда исследования только ещё начинались. И нужны были уверенность в собственной правоте и незаурядное мужество для того, чтобы заявить: «Это одно из недостающих звеньев».

Находки, сделанные Дюбуа, предоставили в распоряжение сторонников эволюционной теории убедительные доказательства справедливости их взглядов. Перед учёными были останки обезьянолюдей, живших 600—700 тысяч лет тому назад. Природа выдала один из своих «секретов» и подтвердила правильность теоретических взглядов сторонников эволюционного учения.]

Синантропы

Затем последовали и другие находки. В Китае, в широкой расселине холма Драконовых гор, в декабре 1929 года был найден первый экземпляр так называемого синантропа. Своим внешним видом череп напоминал череп питекантропа, найденного Дюбуа, хотя и казался чуть-чуть более «цивилизованным». Обнаружили учёные и орудия труда синантропов: одни из самых ранних — грубообработанные, с широким овальным лезвием, из песчаника, кварца, кварцита; и во множестве отщепы и кости. Не исключено, что их использовали как режущие инструменты.

Уже в самом начале большинство исследователей считало, что синантропы были сродни питекантропам, во всяком случае, находились где-то на близкой к ним ступени. Сейчас признано: и тот и другой — питекантропы. Найденные на Яве — яванские, в Китае — пекинские.

Гейдельбергский человек

Возле города Гейдельберга, в Германии, учёные-археологи нашли челюсть первобытного человека. И хотя зубы у гейдельбержца были больше похожи на человеческие, чем у синантропа и питекантропа, его, очевидно, наиболее правильно тоже причислить к питекантропам.

Останки питекантропов найдены в Европе, Азии, Африке.

Они были ещё очень примитивны, эти люди. И много изменений предстояло им претерпеть, чтобы приблизиться к современному человеку.

Но они уже отличались от обезьян, даже самых высокоразвитых: у них были свободны руки и по земле они ходили прямо. Пусть не так прямо, как мы, зато и, не становясь на четвереньки, как обезьяны

Неандертальцы

К 20-м годам нашего столетия уже никто из учёных не сомневался, что природе понадобилось много времени, чтобы сотворить это поразительное существо — человека. В его становлении до определённой поры решающую роль играли чисто биологические факторы. Но именно с осознанного и необходимого для жизни применения орудий, с изготовления орудий труда, даже самых примитивных, начался тот принципиально новый отрезок пути, который привёл нашего обезьяноподобного предка к вершинам современной культуры.

Наука установила, что, помимо древнейших людей — питекантропов, в более близкие к нам времена землю населяли так называемые неандертальцы. Ещё в 1856 году в Германии, в долине Неандерталь, были найдены черепная крышка с массивным надглазничным валиком и низким черепным сводом и верхняя часть бедренной кости. Вокруг этой находки сразу же разгорелись споры. И не очень верным казалось мнение, что эти кости принадлежат какой-то древней человеческой расе. Но потом учёные убедились в этом.

Останки неандертальцев находят во Франции, в Югославии, в Италии, в России и в других местах.

Коренастый, сутулый, с очень крепкими руками и короткими ногами, так называемый «классический» неандерталец пользовался огнём, знал цену орудиям труда и оружию, совершенствовал их.

Кроманьонцы и гримальдийцы

...Прошло ещё время. И примерно 40—50 тысяч лет назад землю заселили кроманьонцы и гримальдийцы, люди современного типа. Обезьяньи черты исчезли. Завершилось создание самой сложной и самой тонкой в животном мире нервной системы. Различные участки коры мозга объединились в единую функциональную систему. У кроманьонцев и гримальдийцев был человеческий тип мышления и соответственно человеческая речь. У этих первых современных людей были прямые ноги, достаточно выпрямленный позвоночник, лицо современного человека. Практически не отличался от современного и мозг.

Австралопитеки

Сегодня мы можем уже почти точно сказать, и кто был первым предпредком человека: учёным удалось выяснить истоки расхождения путей эволюции человека и высших обезьян, живших двадцать, а может быть, и более миллионов лет назад.

Очень похоже, что найденные ещё в 1924 году в Южной Африке австралопитеки (что в переводе означает «южная обезьяна») уже примерно пять миллионов лет назад миновали главную веху на пути своей эволюции: они более или менее свободно передвигались на ногах. Правда, австралопитеки не были нашими прямыми предками. Это какая-то боковая ветвь, но, видимо, именно от неё уже на очень ранней стадии отделился тот пока ещё не найденный вид, чьё развитие завершило длительный процесс очеловечивания обезьяны.

Зинджатропы

Сейчас известно несколько видов австралопитеков, из которых самый прогрессивный — так называемый зинджантроп, живший полтора миллиона лет назад на территории современной Танзании (Восточная Африка). И там же в 1960 году был найден первый череп существа, которое жило за 250—300 тысяч лет до зинджантропа и названо поэтому презинджантропом. Существо это, по мнению большинства учёных, было уже человеком!

Олдувайское ущелье находится в Северной Танзании. Мощная толща отложений с прослойками вулканических пеплов и туфов необыкновенно удобна для датировки. Более сорока лет назад сюда в поисках следов первобытного человека прибыл молодой тогда ещё учёный Луис Лики. Он и его жена Мэри — вот и вся экспедиция.

Лики был уверен, что озеро, занимавшее когда-то место нынешнего Олдувайского ущелья, должно было привлекать животных, а значит, и охотившихся на них людей. И действительно, скоро он начал находить остатки охотничьих стоянок с костями животных и австралопитеков (на которых тоже охотились).

Презинджатропы

Но самое интересное открытие ждало учёного в нижних слоях ущелья. Это открытие 1960 года, о котором мы уже говорили, — презинджантроп. Маленькое двуногое существо ростом 122—140 сантиметров, по крайней мере, сантиметров на тридцать ниже питекантропа, и с объёмом мозга, в полтора раза меньшим, зато с рукой, более близкой по своему строению к человеческой, чем у питекантропов и яванского и пекинского.

Не сразу признал учёный мир за этим существом право называться человеком.

Умение создавать орудия труда отличает даже самый примитивный человеческий коллектив от стада обезьян. Доказать, что у презинджантропа были орудия, понимал Лики, — значит доказать неопровержимо: презинджантроп — человек. И Лики нашёл их. Сотни каменных орудий, сваленных в груды, напоминающие кучи гальки. Камни, похожие на морскую гальку, слегка обработанные по краю, превращались в универсальные скоблящие и режущие орудия. «Но подождите! — возражали учёному. — Уверены ли вы, что к этим круглым камням прикоснулась рука человека, а не волна била их друг о друга?»

Да, действительно, олдувайские изделия бесформенны. На первый взгляд — простые камни. Но очень скоро, находя все новые и новые «галечные кучи», учёные убеждались: удары, нанесённые по каждому из этих камней, планомерны. Значит, все-таки человек, а не природа!

Миллениум мэн

Открытия дали толчок для организации поисков к северу от Танзании — в Кении и Эфиопии. В юго-западной Эфиопии были обнаружены олдувайские каменные орудия древностью от 1 900 000 до 2 200 000 лет, а в Кении в 1970 году удалось открыть те же олдувайские орудия и разбитые людьми кости животных возраста около 2 600 000 лет. Двумя годами позднее на севере Кении сын Луиса Лики Ричард нашёл череп и бедренные кости самого древнего из известных до сегодняшнего дня людей. Учёные сразу назвали найденное существо «миллениум мэн» - «человек тысячелетия». Их удивило то, что он стоял на более высокой ступени развития, чем наши предки, которые моложе «человека тысячелетия» на 1,5 млн. лет. Его череп напоминал череп современного человека. У него не были сильно выражены надглазничные валики, и челюсть была менее тяжёлой и массивной, чем у питекантропа. Этот человек жил 5—5,5 миллионов лет назад.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: