Понятие политического режима. Принципы, формы и методы осуществления политической власти. Типология политических режимов. Структура и принципы функционирования политических режимов.
Исторические формы демократии. Теоретические концепции демократии в истории политической мысли и в современной политологии. Демократия и свобода. Демократия и права человека. Основные разновидности современных демократических режимов. Современная политология о сущности и генезисе тоталитарных режимов. Основные признаки тоталитаризма. Авторитарный тип политического режима. Отличие авторитаризма от демократии и тоталитаризма. Основные модели авторитарных режимов.
Тема 9. Гражданское общество.
Становление концепции гражданского общества. Происхождение гражданского общества. Гражданское общество и его признаки: саморегулируемость, экономическая и социальная свобода индивидов. Институты гражданского общества. Соблюдение прав и свобод граж- дан – неотъемлемая функция гражданского общества.
Политическое общество как официальное выражение гражданского общества и его атрибутов. Формы взаимодействия гражданского и политического обществ. Особенности становления гражданского общества в России.
Тема 10. Политические партии и электроальные системы.
Возникновение политических партий. Внутренняя структура и закономерности функционирования. Типология и функции политических партий. Понятие партийной системы. Особенности партогенеза в современном российском обществе.
Сущность и назначение выборов. Основные принципы демократических выборов. Избирательные системы. Основные процедуры избирательного процесса. Опыт избирательных кампаний в России.
|
Тема 11. Политическая культура.
Культура и политика. Формирование концепций политической культуры в политологии. Концепция Г. Алмонда и С. Вербы. Три уровня политической культуры: когнитивный, эмоциональный и ценностный.
Политические традиции. Политический опыт. Политическая символика и политические ритуалы. Политический язык. Политические мифы и стереотипы. Основные типы политической культуры. Смешанные политические культуры. Политические субкультуры. Особенности политической культуры в современной России.
Политическая социализация.
Тема 12. Политическая идеология.
Место и роль идеологии в общественной жизни. Концепции идеологии. Генезис идеологии. Мировые идеологии: либерализм, консерватизм, социализм, фашизм.
Зарождение либеральной идеологии. Пути эволюции либерализма в Западной Европе и США. Либерализм в России. Понятие консерватизма. Социально-психологические и социально-политические аспекты консерватизма. Генезис и эволюция консерватизма. Неоконсерватизм и его взаимосвязь с неолиберализмом. Генезис и исторические судьбы социалистических идей. Левый радикализм и его основные разновидности. Особенности фашистской идеологии. Фашизм и современный правый радикализм.
Тема 13. Политический процесс и политическое развитие.
Политические отношения и процессы. Понятие и типы политических процессов. Основные стадии политического процесса. Управление политическим процессом. Политические конфликты и способы их разрешения. Понятие политического “изменения” и “развития”. Основные условия политического развития. Политическая модернизация. Особенности политического процесса в России.
|
Тема 14. Мировая политика и международные отношения.
Международные отношения: субъекты и формы взаимодействия. Основные теории международной политики. Современные тенденции развития международных отношений. Особенности мирового политического процесса. Россия в системе международных отношений. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.
Тема 15. Познание политической реальности.
Основные направления и методы современного политического знания. Структурно-функциональный анализ социальных общностей и политических институтов. Системный подход к общественно-политическим структурам. Сравнительно-исторический метод. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика. Сравнительная политология.
ТЕСТ
1. С необходимостью теоретического обоснования организации государственной, правовой и политической жизни людей в соответствии с выводами и требованиями философии (философского разума) в Древней Греции (VI до н.э.) выступили:
а) Пифагор и пифагорейцы;
б) Ксенофан и элеаты;
в) Милетская школа.
2. Политический проект Платона рассматривает разделение труда в государстве:
а) только между его свободными гражданами;
б) между свободными гражданами и рабами;
в) только между рабами.
3. Достоинства наилучшей формы правления, по мысли Цицерона, могут и должны быть представлены:
|
а) в смешанной форме государства;
б) аристократической форме государства;
в) демократической форме государства.
4. Поскольку идея общественного договора, возникшая в Новое время, представляла собой умозрительную модель, способ аргументации, то она могла быть поэтому использована для того, чтобы:
а) защищать абсолютную власть монархов;
б) утверждать идею народного суверенитета;
в) все из вышеуказанного.
5. Власть как механизм обуздания, связывания человеческой агрессивности, укоренённой в наиболее глубоких, фундаментальных инстинктах человека как биосоциального существа, рассматривается в рамках:
а) биологической интерпретации власти;
б) социокультурной парадигмы;
в) психологического подхода.
6. Основную причину генезиса власти, обнаружившуюся в социально-экономическом неравенстве и расколе общества на враждующие классы, в необходимости обеспечить управление социальной целостностью в условиях нарастающей социальной дифференциации и борьбы, видят представители:
а) марксистской традиции;
б) представители фрейдистской традиции;
в) биологической интерпретации власти.
7. Кому принадлежит теоретическое исследование и обоснование проблемы легитимности власти:
а) М. Веберу; б) Ш. Монтескье; в) К. Марксу?
8. Определение власти как “особенного интегративного свойства социальной системы, имеющего целью поддержание её целостности, координацию общих коллективных целей с интересами отдельных элементов, а также обеспечивающего функциональную взаимозависимость подсистем общества на основе консенсуса граждан и легитимизации лидерства” характерно для:
а) инструментально-силовых концепций;
б) коммуникативных концепций;
в) структурно-функциональных концепций.
9. Если констатируется факт способности одного субъекта (А) влиять на других (В и С) и добиваться поставленных целей, несмотря на сопротивление (со стороны В и С), то можно утверждать, что субъект (А) имеет власть (над В и С). Такое понимание власти соответствует:
а) античной традиции;
б) позитивистскому подходу (бихевиоризм);
в) марксистской традиции.
10. Учение и общественно-политическое течение, провозглашающее свободу личности и других гражданских и политических прав индивида и ограничение сферы деятельности государства, это:
а) социализм; б) консерватизм; в) либерализм.
11. Идейно-политическое учение и течение, ориентированное на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной жизни, в особенности ее ценностных устоев, воплощенных в семье, нации, религии, собственности:
а) социализм; б) консерватизм; в) либерализм.
12. Высказывание о том, что “тоталитарные тенденции одномерного общества сделали традиционные пути и средства выражения протеста неэффективными, возможно далее опасными, поскольку в этом случае сохраняется иллюзия народного суверенитета”, принадлежит:
а) Г. Маркузе; б) Г. Еллинеку; в) М. Веберу.
13. В чём причины возникновения национальных движений в XX в.:
а) реакция на интернализацию (угроза потери национального суверенитета);
б) историко-цивилизационные проблемы (мир развивается по разным законам);
в) все из вышеуказанного?
14. Идеи ненависти против тех, чей цвет кожи, культура, религия, проявления образа жизни, сексуальной ориентации или образ мышления – иной, объединяют:
а) праворадикальные идеологии;
б) леворадикальные движения;
в) экологические движения.
15. Политический режим, в котором источником легитимности служит религиозная санкция, приписывающая существующему порядку “богоданный характер “, называется:
а)традиционным; б) демократическим; в) тоталитарным.
16. Ломка отношений собственности, приводящая к полному устранению землевладельческой и частно-предпринимательской элит, в результате чего экономическая жизнь ставится под контроль государства, а властвующая элита становится экономически привилегированным классом, является характерным признаком:
а) эгалитарно-авторитарного политического режима;
б) военного политического режима;
в) демократического политического режима.
17. Какое из нижеприведенных определений соответствует нормативному понятию “демократия”:
а) форма устройства любой организации, основанной на равноправном участии её членов в управлении и принятии в ней решений большинством;
б) основанный на определённой системе ценностей идеал общественного устройства и соответствующее ему мировоззрение;
в) социальное и политическое движение за народовластие, осуществление демократических целей и идеалов?
18. Отождествление народа как субъекта власти с собственниками, признание личности первичным и главным источником власти, приоритет прав индивида над законами государства, ограничение власти большинства над меньшинством, соответствует:
а) коллективистской модели демократии;
б) либеральной модели демократии;
в) плюралистической модели демократии.
19. Демократический политический режим, в котором заинтересованная группа является центральным элементом политической системы, гарантирующий реализацию интересов, прав и свобод личности, называют:
а) коллективистской моделью демократии;
б) плюралистической моделью демократии;
в) партиципаторной моделью демократии.
20. Понимание демократии как компетентного и ответственного перед народом представительного правления, в рамках которого отношения между обществом и его представителями строятся на основе электорального контроля, соответствует:
а) коллективистской модели демократии;
б) репрезентативной модели демократии;
в) плюралистической модели демократии.
21. Идеи всесторонней демократизации общества, социальной эмансипации, общественной самореализация личности, децентрализации управления, прямого участия в нем широких народных масс, присущи:
а) коллективистской модели демократии;
б) партиципаторной модели демократии;
в) плюралистической модели демократии.
22. Советскому периоду развития нашего общества соответствовал:
а) представительский тип политической системы;
б) модернизационный тип политической системы;
в) постмодернистский тип политической системы.
23. В какой период исторического развития обществ западноевропейского типа представительский тип политической системы отражает их реальные тенденции и установки:
а) ХV – ХVIII вв.;
б) XIX – середина XX в.;
в) конец XX в.
24. Кибернетическая модель политической системы как “черного ящика”, который, с одной стороны, имеет “входы”, т.е. воспринимает импульсы окружающей среды (физической, биологической, социальной и психологической), с другой – “выходы”, т.е. решения и действия, принадлежит:
а) Г. Алмонду; б) У. Митчеллу; в) Д. Истону.
25. С точки зрения системно-политического анализа можно сделать вывод, что в основе политических революций лежит конфликт между:
а) подсистемой производства новых массовых требований и подсистемой политических решений;
б) производственными силами и производственными отношениями;
в) конкурирующими политическими элитами.
26. Политическую систему, которая сначала принимает решения – некий инновационный проект, являющийся для гражданского общества принудительным “входом”, и на который этому обществу предстоит реагировать, называют:
а) представительной;
б) модернизационной;
в) постмодернистской.
27. Какое понимание политической системы соответствует постмодернистской парадигме:
а) призвание политической системы отражать и представлять разнообразный мир гражданских интересов;
б) политическая система вправе командовать обществом, но не от своего собственного имени, а от имени высшей необходимости (прогресса, развития, роста, модернизации);
в) события, происходящие в политическом поле, не отражают ни волю гражданского общества, ни волю высшего исторического разума или прогресса, а выступают как чистое и самоценное производство власти?
28. Господствующие либо доминирующие слои или группы общества, определяющие и осуществляющие экономическую, социальную, культурную и государственную политику, это традиционное для политологии определение:
а) политической партии;
б) политической элиты;
в) государства.
29. Назовите автора, который в работе “Социология политических партий в условиях демократии” (1911) проанализировал конкретный механизм, ведущий к возникновению олигархической структуры власти, названный им “железным законом олигархии”:
а) Р. Михельс; б) Г. Дорсо; в) В. Парето.
30. Меритократия, как понятие современной теории элит, означает:
а) что элита может быть ассамблеей лучших, достойнейших;
б) что элита с необходимостью вырождается в олигархию;
в) необходимость сменяемости элит.
31. В современной теории элит существуют различные позиции по проблеме решения соотнесения элит и масс в обществе. Радикальный элитизм утверждает, что:
а) демократии как народовластия по существу быть не может;
б) элита – это угроза демократии;
в) политические системы развитых стран (прежде всего США) являются идеалом, вершиной демократии.
32. Деление политических партий на революционные, реформаторские, консервативные и реакционные основано:
а) по характеру реализации собственных идеологических доктрин;
б) месту и роли партий в политической системе;
в) участию в осуществлении власти.
33. Идеологическая функция партии проявляется:
а) в поддержании связи различных социальных групп и слоев между собой;
б) овладении государственной властью;
в) разработке партийной идеологии, воплощенной в ее программе, а также в осуществлении пропаганды.
34. Теорию заинтересованных групп, или “групп интересов”, разрабатывал в западной политологии:
а) А. Бентли; б) К. Маркс; в) М. Дюверже.
35. “Группы интересов”, построенные по семейно-родственному принципу, это:
а) “политические кланы”;
б) “лоббистские группы”;
в) “группы давления”.
36. Политической культуре свойственны определенные функции в политической жизни. Какая из функций помогает человеку реализовать потребность в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности:
а) коммуникативная;
б) идентификационная;
в) интеграционная?
37. Линия аналитического расчленения конфликтов связана с тем, в какой из сфер жизнедеятельности общества развертывается данный конфликт. Речь идёт о трёх сферах: экономической, политической и культурной. В сфере политики конфликты и вся совокупность жизненных интересов:
а) связаны с внутренним миром человека, характером свободы, типом культуры и интерпретацией высших ценностей: добра, справедливости, высшего блага;
б) вращаются вокруг способов организации обществам уровня его сплоченности и характера властных отношений;
в) сопряжены с вариантами распределения ресурсов, функционированием институтов распределения, противоположностью экономических установок разного типа.
38. По вопросу о том, какие страны следует принять в НАТО в первую очередь после развала Восточного блока, обострились противоречия между членами организации. США выступали исключительно за принятие в альянс:
а) Польши, Чехии и Венгрии;
б) Болгарии, Румынии и Словении;
в) Словакии, Хорватии и Литвы.
39. В основном из-за жесткой позиции западноевропейских стран в итоговом документе Мадридской встречи в качестве основных кандидатов “второй волны “ вступления в НАТО указаны:
а) Румыния, Словения, Литва, Латвия и Эстония;
б) Хорватия, Болгария;
в) Россия.
40. Обеспечение внешнеполитических интересов России в связи с проблемой Северного Кавказа требует координации усилий:
а) федерального центра и северокавказских республик;
б) регионов, которые имеют наиболее широкие международные связи (Татарстан, Башкортостан, Москва, Санкт-Петербург и др.);
в) все из вышеуказанного.
41. К социальным ресурсам власти относятся:
а) вооружение и аппарат принуждения;
б) человек как ресурс, создающий другие ресурсы;
в) способность повышения статуса
42. Какой тип личности, по Веберу, признает республиканское правление:
а) традиционная личность;
б) харизматическая личность;
в) легальная или рационально-правовая личность?
43. Главной целью создания конфедерации является:
а) достижение общих внешнеполитических или военных интересов;
б) создание единой системы и власти в управлении;
в) объединение территорий.
44. Правильные формы государства, по Аристотелю:
а) тирания, олигархия, демократия;
б) монархия, аристократия, политая;
в) охлократия, бюрократия, технократия.
45. Сущность социал-демократической политики – это:
а) политика экономии бюджетных средств:
б) политика накопления богатства обществом;
в) политика перераспределения общественного богатства.
46. Политический режим, который представляет собой функцию конкурирующих между собой экономических элит при пассивной социальной базе, которую элиты “покупают”, классифицируется как:
а) соревновательная олигархия;
б) либеральная демократия;
в) традиционный.