Тема 8. Политический режим.




Понятие политического режима. Принципы, формы и методы осу­ществления политической власти. Типология политических режимов. Структура и принципы функционирования политических режимов.

Исторические формы демократии. Теоретические концепции де­мократии в истории политической мысли и в современной политологии. Демократия и свобода. Демократия и права человека. Основные разно­видности современных демократических режимов. Современная полито­логия о сущности и генезисе тоталитарных режимов. Основные признаки тоталитаризма. Авторитарный тип политического режима. Отличие ав­торитаризма от демократии и тоталитаризма. Основные модели автори­тарных режимов.

Тема 9. Гражданское общество.

Становление концепции гражданского общества. Происхождение гражданского общества. Гражданское общество и его признаки: саморегулируемость, экономическая и социальная свобода индивидов. Инсти­туты гражданского общества. Соблюдение прав и свобод граж- дан неотъемлемая функция гражданского общества.

Политическое общество как официальное выражение граждан­ского общества и его атрибутов. Формы взаимодействия гражданского и политического обществ. Особенности становления гражданского обще­ства в России.

Тема 10. Политические партии и электроальные системы.

Возникновение политических партий. Внутренняя структура и за­кономерности функционирования. Типология и функции политических партий. Понятие партийной системы. Особенности партогенеза в совре­менном российском обществе.

Сущность и назначение выборов. Основные принципы демократи­ческих выборов. Избирательные системы. Основные процедуры избира­тельного процесса. Опыт избирательных кампаний в России.

Тема 11. Политическая культура.

Культура и политика. Формирование концепций политической культуры в политологии. Концепция Г. Алмонда и С. Вербы. Три уровня политической культуры: когнитивный, эмоциональный и ценностный.

Политические традиции. Политический опыт. Политическая сим­волика и политические ритуалы. Политический язык. Политические мифы и стереотипы. Основные типы политической культуры. Смешанные по­литические культуры. Политические субкультуры. Особенности полити­ческой культуры в современной России.

Политическая социализация.

Тема 12. Политическая идеология.

Место и роль идеологии в общественной жизни. Концепции идео­логии. Генезис идеологии. Мировые идеологии: либерализм, консерва­тизм, социализм, фашизм.

Зарождение либеральной идеологии. Пути эволюции либерализма в Западной Европе и США. Либерализм в России. Понятие консерватизма. Социально-психологические и социально-политические аспекты кон­серватизма. Генезис и эволюция консерватизма. Неоконсерватизм и его взаимосвязь с неолиберализмом. Генезис и исторические судьбы социа­листических идей. Левый радикализм и его основные разновидности. Особенности фашистской идеологии. Фашизм и современный правый радикализм.

Тема 13. Политический процесс и политическое развитие.

Политические отношения и процессы. Понятие и типы политиче­ских процессов. Основные стадии политического процесса. Управление политическим процессом. Политические конфликты и способы их разре­шения. Понятие политического “изменения” и “развития”. Основные ус­ловия политического развития. Политическая модернизация. Особенно­сти политического процесса в России.

Тема 14. Мировая политика и международные отношения.

Международные отношения: субъекты и формы взаимодействия. Основные теории международной политики. Современные тенденции развития международных отношений. Особенности мирового политиче­ского процесса. Россия в системе международных отношений. Нацио­нально-государственные интересы России в новой геополитической си­туации.

Тема 15. Познание политической реальности.

Основные направления и методы современного политического зна­ния. Структурно-функциональный анализ социальных общностей и по­литических институтов. Системный подход к общественно-политическим структурам. Сравнительно-исторический метод. Парадигмы политичес­кого знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика. Сравнительная политология.

ТЕСТ

 

1. С необходимостью теоретического обоснования организации государственной, правовой и политической жизни людей в соответствии с выводами и требованиями философии (философского разума) в Древ­ней Греции (VI до н.э.) выступили:

а) Пифагор и пифагорейцы;

б) Ксенофан и элеаты;

в) Милетская школа.

2. Политический проект Платона рассматривает разделение тру­да в государстве:

а) только между его свободными гражданами;

б) между свободными гражданами и рабами;

в) только между рабами.

3. Достоинства наилучшей формы правления, по мысли Цицерона, могут и должны быть представлены:

а) в смешанной форме государства;

б) аристократической форме государства;

в) демократической форме государства.

4. Поскольку идея общественного договора, возникшая в Новое вре­мя, представляла собой умозрительную модель, способ аргументации, то она могла быть поэтому использована для того, чтобы:

а) защищать абсолютную власть монархов;

б) утверждать идею народного суверенитета;

в) все из вышеуказанного.

5. Власть как механизм обуздания, связывания человеческой агрес­сивности, укоренённой в наиболее глубоких, фундаментальных ин­стинктах человека как биосоциального существа, рассматривается в рамках:

а) биологической интерпретации власти;

б) социокультурной парадигмы;

в) психологического подхода.

6. Основную причину генезиса власти, обнаружившуюся в соци­ально-экономическом неравенстве и расколе общества на враждующие классы, в необходимости обеспечить управление социальной целостно­стью в условиях нарастающей социальной дифференциации и борьбы, видят представители:

а) марксистской традиции;

б) представители фрейдистской традиции;

в) биологической интерпретации власти.

7. Кому принадлежит теоретическое исследование и обоснова­ние проблемы легитимности власти:

а) М. Веберу; б) Ш. Монтескье; в) К. Марксу?

8. Определение власти как “особенного интегративного свойства социальной системы, имеющего целью поддержание её целостности, координацию общих коллективных целей с интересами отдельных элемен­тов, а также обеспечивающего функциональную взаимозависимость подсистем общества на основе консенсуса граждан и легитимизации ли­дерства” характерно для:

а) инструментально-силовых концепций;

б) коммуникативных концепций;

в) структурно-функциональных концепций.

9. Если констатируется факт способности одного субъекта (А) влиять на других (В и С) и добиваться поставленных целей, несмотря на сопротивление (со стороны В и С), то можно утверждать, что субъект (А) имеет власть (над В и С). Такое понимание власти соот­ветствует:

а) античной традиции;

б) позитивистскому подходу (бихевиоризм);

в) марксистской традиции.

10. Учение и общественно-политическое течение, провозглашающее свободу личности и других гражданских и политических прав индивида и ограничение сферы деятельности государства, это:

а) социализм; б) консерватизм; в) либерализм.

11. Идейно-политическое учение и течение, ориентированное на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государ­ственной жизни, в особенности ее ценностных устоев, воплощенных в семье, нации, религии, собственности:

а) социализм; б) консерватизм; в) либерализм.

12. Высказывание о том, что “тоталитарные тенденции одномерного общества сделали традиционные пути и средства выражения протеста неэффективными, возможно далее опасными, поскольку в этом случае сохраняется иллюзия народного суверенитета”, принадлежит:

а) Г. Маркузе; б) Г. Еллинеку; в) М. Веберу.

13. В чём причины возникновения национальных движений в XX в.:

а) реакция на интернализацию (угроза потери национального суверенитета);

б) историко-цивилизационные проблемы (мир развивается по раз­ным законам);

в) все из вышеуказанного?

14. Идеи ненависти против тех, чей цвет кожи, культура, рели­гия, проявления образа жизни, сексуальной ориентации или образ мыш­ления – иной, объединяют:

а) праворадикальные идеологии;

б) леворадикальные движения;

в) экологические движения.

15. Политический режим, в котором источником легитимности служит религиозная санкция, приписывающая существующему порядку “богоданный характер “, называется:

а)традиционным; б) демократическим; в) тоталитарным.

16. Ломка отношений собственности, приводящая к полному уст­ранению землевладельческой и частно-предпринимательской элит, в ре­зультате чего экономическая жизнь ставится под контроль государства, а властвующая элита становится экономически привилегирован­ным классом, является характерным признаком:

а) эгалитарно-авторитарного политического режима;

б) военного политического режима;

в) демократического политического режима.

17. Какое из нижеприведенных определений соответствует нор­мативному понятию “демократия”:

а) форма устройства любой организации, основанной на равноправном участии её членов в управлении и принятии в ней решений боль­шинством;

б) основанный на определённой системе ценностей идеал обществен­ного устройства и соответствующее ему мировоззрение;

в) социальное и политическое движение за народовластие, осуще­ствление демократических целей и идеалов?

18. Отождествление народа как субъекта власти с собственни­ками, признание личности первичным и главным источником власти, при­оритет прав индивида над законами государства, ограничение власти большинства над меньшинством, соответствует:

а) коллективистской модели демократии;

б) либеральной модели демократии;

в) плюралистической модели демократии.

19. Демократический политический режим, в котором заинтере­сованная группа является центральным элементом политической сис­темы, гарантирующий реализацию интересов, прав и свобод личности, называют:

а) коллективистской моделью демократии;

б) плюралистической моделью демократии;

в) партиципаторной моделью демократии.

20. Понимание демократии как компетентного и ответственно­го перед народом представительного правления, в рамках которого от­ношения между обществом и его представителями строятся на основе электорального контроля, соответствует:

а) коллективистской модели демократии;

б) репрезентативной модели демократии;

в) плюралистической модели демократии.

21. Идеи всесторонней демократизации общества, социальной эмансипации, общественной самореализация личности, децентрали­зации управления, прямого участия в нем широких народных масс, присущи:

а) коллективистской модели демократии;

б) партиципаторной модели демократии;

в) плюралистической модели демократии.

22. Советскому периоду развития нашего общества соответ­ствовал:

а) представительский тип политической системы;

б) модернизационный тип политической системы;

в) постмодернистский тип политической системы.

23. В какой период исторического развития обществ западноевро­пейского типа представительский тип политической системы отра­жает их реальные тенденции и установки:

а) ХV ХVIII вв.;

б) XIX середина XX в.;

в) конец XX в.

24. Кибернетическая модель политической системы как “черного ящика”, который, с одной стороны, имеет “входы”, т.е. воспринимает импульсы окружающей среды (физической, биологической, социальной и психологической), с другой – “выходы”, т.е. решения и действия, при­надлежит:

а) Г. Алмонду; б) У. Митчеллу; в) Д. Истону.

25. С точки зрения системно-политического анализа можно сделать вывод, что в основе политических революций лежит конфликт между:

а) подсистемой производства новых массовых требований и подси­стемой политических решений;

б) производственными силами и производственными отношениями;

в) конкурирующими политическими элитами.

26. Политическую систему, которая сначала принимает реше­ния – некий инновационный проект, являющийся для гражданского обще­ства принудительным “входом”, и на который этому обществу пред­стоит реагировать, называют:

а) представительной;

б) модернизационной;

в) постмодернистской.

27. Какое понимание политической системы соответствует по­стмодернистской парадигме:

а) призвание политической системы отражать и представлять разнообразный мир гражданских интересов;

б) политическая система вправе командовать обществом, но не от своего собственного имени, а от имени высшей необходимости (прогресса, развития, роста, модернизации);

в) события, происходящие в политическом поле, не отражают ни во­лю гражданского общества, ни волю высшего исторического разума или прогресса, а выступают как чистое и самоценное производство власти?

28. Господствующие либо доминирующие слои или группы обще­ства, определяющие и осуществляющие экономическую, социальную, куль­турную и государственную политику, это традиционное для полито­логии определение:

а) политической партии;

б) политической элиты;

в) государства.

29. Назовите автора, который в работе “Социология политиче­ских партий в условиях демократии” (1911) проанализировал конкрет­ный механизм, ведущий к возникновению олигархической структуры вла­сти, названный им “железным законом олигархии”:

а) Р. Михельс; б) Г. Дорсо; в) В. Парето.

30. Меритократия, как понятие современной теории элит, означает:

а) что элита может быть ассамблеей лучших, достойнейших;

б) что элита с необходимостью вырождается в олигархию;

в) необходимость сменяемости элит.

31. В современной теории элит существуют различные позиции по проблеме решения соотнесения элит и масс в обществе. Радикальный элитизм утверждает, что:

а) демократии как народовластия по существу быть не может;

б) элита это угроза демократии;

в) политические системы развитых стран (прежде всего США) яв­ляются идеалом, вершиной демократии.

32. Деление политических партий на революционные, реформатор­ские, консервативные и реакционные основано:

а) по характеру реализации собственных идеологических доктрин;

б) месту и роли партий в политической системе;

в) участию в осуществлении власти.

33. Идеологическая функция партии проявляется:

а) в поддержании связи различных социальных групп и слоев меж­ду собой;

б) овладении государственной властью;

в) разработке партийной идеологии, воплощенной в ее программе, а также в осуществлении пропаганды.

34. Теорию заинтересованных групп, или “групп интересов”, разра­батывал в западной политологии:

а) А. Бентли; б) К. Маркс; в) М. Дюверже.

35. “Группы интересов”, построенные по семейно-родственному принципу, это:

а) “политические кланы”;

б) “лоббистские группы”;

в) “группы давления”.

36. Политической культуре свойственны определенные функции в политической жизни. Какая из функций помогает человеку реализовать потребность в понимании своей групповой принадлежности и опреде­лении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаива­нии интересов данной общности:

а) коммуникативная;

б) идентификационная;

в) интеграционная?

37. Линия аналитического расчленения конфликтов связана с тем, в какой из сфер жизнедеятельности общества развертывается данный конфликт. Речь идёт о трёх сферах: экономической, политической и культурной. В сфере политики конфликты и вся совокупность жизненных интересов:

а) связаны с внутренним миром человека, характером свободы, типом культуры и интерпретацией высших ценностей: добра, справедли­вости, высшего блага;

б) вращаются вокруг способов организации обществам уровня его сплоченности и характера властных отношений;

в) сопряжены с вариантами распределения ресурсов, функционированием институтов распределения, противоположностью экономиче­ских установок разного типа.

38. По вопросу о том, какие страны следует принять в НАТО в первую очередь после развала Восточного блока, обострились противо­речия между членами организации. США выступали исключительно за принятие в альянс:

а) Польши, Чехии и Венгрии;

б) Болгарии, Румынии и Словении;

в) Словакии, Хорватии и Литвы.

39. В основном из-за жесткой позиции западноевропейских стран в итоговом документе Мадридской встречи в качестве основных канди­датов “второй волны “ вступления в НАТО указаны:

а) Румыния, Словения, Литва, Латвия и Эстония;

б) Хорватия, Болгария;

в) Россия.

40. Обеспечение внешнеполитических интересов России в связи с проблемой Северного Кавказа требует координации усилий:

а) федерального центра и северокавказских республик;

б) регионов, которые имеют наиболее широкие международные связи (Татарстан, Башкортостан, Москва, Санкт-Петербург и др.);

в) все из вышеуказанного.

41. К социальным ресурсам власти относятся:

а) вооружение и аппарат принуждения;

б) человек как ресурс, создающий другие ресурсы;

в) способность повышения статуса

42. Какой тип личности, по Веберу, признает республиканское прав­ление:

а) традиционная личность;

б) харизматическая личность;

в) легальная или рационально-правовая личность?

43. Главной целью создания конфедерации является:

а) достижение общих внешнеполитических или военных интересов;

б) создание единой системы и власти в управлении;

в) объединение территорий.

44. Правильные формы государства, по Аристотелю:

а) тирания, олигархия, демократия;

б) монархия, аристократия, политая;

в) охлократия, бюрократия, технократия.

45. Сущность социал-демократической политики – это:

а) политика экономии бюджетных средств:

б) политика накопления богатства обществом;

в) политика перераспределения общественного богатства.

46. Политический режим, который представляет собой функцию конкурирующих между собой экономических элит при пассивной соци­альной базе, которую элиты “покупают”, классифицируется как:

а) соревновательная олигархия;

б) либеральная демократия;

в) традиционный.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: