Тема 8. Нормативный аспект культуры речи.




Разновидности нормы: орфографическая, пунктуационная, орфоэ­пическая, лексическая, грамматическая (морфологическая и синтакси­ческая). Основные направления совершенствования навыков грамотно­го письма и говорения. Нормативное произношение и ударение: стили произношения, особенности произношения в русском языке гласных и согласных; особенности русского ударения. Правильность и точность словоупотребления: значение слова и лексическая сочетаемость, плео­назм и тавтология, паронимы, функционально-стилевая окраска слова, фразеологические средства русского языка. Нормативное использова­ние грамматических (морфологических) форм: употребление форм суще­ствительных (род, падежные окончания, склонение фамилий, окончания множественного числа); употребление форм прилагательных (образова­ние краткой формы, форм сравнительной и превосходной степеней); упот­ребление форм числительных (склонение количественных числительных, собирательные числительные); употребление местоимений (личные, воз­вратные и притяжательные местоимения); употребление форм глаголов (“недостаточные” и “изобилующие” глаголы, варианты видовых форм, формы причастий и деепричастий). Нормативные связи слов в словосо­четании и предложении, нормативное строение русского предложения: согласование (подлежащего и сказуемого; определений, приложений и определяемых слов); управление (предложное, беспредложное; управле­ние при однородных членах предложения; нанизывание одинаковых форм); порядок слов в русском предложении (структура простого пред­ложения; однородные члены предложения; причастные и деепричастные обороты; сложное предложение).

Тема 9. Коммуникативный аспект культуры речи.

Речевая деятельность и ее виды (единицы общения): говорение, пи­сание, слушание, чтение; их коммуникативные особенности. Речевое вза­имодействие и виды коммуникации: контактное/дистантное; непосред­ственное/опосредованное; устное/письменное; диалогическое/моно­логическое; межличностное/массовое; частное/официаль-ное. Общие коммуникативные требования к использованию речи: информативность, значимость, истинность, оптимальность способа выражения мысли, по­нятность. Оратор и его аудитория: особенности дискутивно-полемической речи; основные виды аргументов. Устное сообщение (доклад): под­готовка речи (выбор темы, цель речи, поиск материала); особенности композиции (начало, развертывание, завершение речи); фонетические, лексические, синтаксические особенности речи; этика ораторского вы­ступления.

Тема 10. Этический аспект культуры речи.

Культура поведения, культура общения и речевой этикет. Нацио­нальная специфика речевого поведения. Понятие “речевой имидж”: виды речевой стратегии, “речевые маски”. Основные этические требования к речевому поведению государственного служащего: вежливость, беспри­страстность, соблюдение правил аргументации, учет национальных осо­бенностей адресата.

ТЕСТ

 

Вариант I выполняют студенты, фамилии которых начинаются с букв А Ж, вариант II студенты, фамилии которых начинаются с З О, вариант III студенты, фамилии которых начинаются с П Т, вариант IV студенты, фамилии которых начинаются с У Я.

Вариант I

1. К какой ветви славянских языков относится русский язык:

а) южнославянской;

б) восточнославянской;

в) западнославянской?

2. Выберите правильный ответ:

а) русский литературный язык форма национального языка;

б) русский литературный язык и русский национальный язык – это тождественные понятия;

в) русский национальный язык это форма литературного языка.

3. К какой форме национального языка относятся выделенные слова в предложении:

Эй, чувак, как бросить кости на Пешков-стрит?

а) территориальный диалект;

б) жаргон;

в) просторечие.

4. Какой из признаков не характерен для литературного языка:

а) нормированность;

б) наличие устной и письменной формы;

в) факультативность употребления?

5. Что такое старославянский язык?

а) предок славянских языков;

б) первый письменный язык славян;

в) древнерусский язык.

6. Какой из факторов не является стилеобразующим для разговорного стиля:

а) объективность речи;

б) экспрессивность;

в) спонтанность речи.

7. Найдите и укажите языковые особенности, связанные с устной речью, “переведите” фразу в письменную форму:

Много сейчас в бюджет не выжмешь.

8. Какой аспект культуры речи определен следующим образом: этот аспект культуры речи предполагает умение общаться и добиваться своей цели с помощью средств языка.

а) нормативный;

б) коммуникативный;

в) этический?

9. Правильность произношения регулирует... норма:

а) орфографическая;

б) орфоэпическая;

в) лексическая.

10.К какому словарю следует обратиться, если требуется уточнить значение слова:

а) толковый;

б) орфографический;

в) энциклопедический.

11. Неверным является произношение:

а) д’осок; б) ’отраслей; в) облегч’ить.

12. Верным является произношение:

а) афёра; б) т[э]рмин; в) осуждённый.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: