Разновидности нормы: орфографическая, пунктуационная, орфоэпическая, лексическая, грамматическая (морфологическая и синтаксическая). Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения. Нормативное произношение и ударение: стили произношения, особенности произношения в русском языке гласных и согласных; особенности русского ударения. Правильность и точность словоупотребления: значение слова и лексическая сочетаемость, плеоназм и тавтология, паронимы, функционально-стилевая окраска слова, фразеологические средства русского языка. Нормативное использование грамматических (морфологических) форм: употребление форм существительных (род, падежные окончания, склонение фамилий, окончания множественного числа); употребление форм прилагательных (образование краткой формы, форм сравнительной и превосходной степеней); употребление форм числительных (склонение количественных числительных, собирательные числительные); употребление местоимений (личные, возвратные и притяжательные местоимения); употребление форм глаголов (“недостаточные” и “изобилующие” глаголы, варианты видовых форм, формы причастий и деепричастий). Нормативные связи слов в словосочетании и предложении, нормативное строение русского предложения: согласование (подлежащего и сказуемого; определений, приложений и определяемых слов); управление (предложное, беспредложное; управление при однородных членах предложения; нанизывание одинаковых форм); порядок слов в русском предложении (структура простого предложения; однородные члены предложения; причастные и деепричастные обороты; сложное предложение).
Тема 9. Коммуникативный аспект культуры речи.
Речевая деятельность и ее виды (единицы общения): говорение, писание, слушание, чтение; их коммуникативные особенности. Речевое взаимодействие и виды коммуникации: контактное/дистантное; непосредственное/опосредованное; устное/письменное; диалогическое/монологическое; межличностное/массовое; частное/официаль-ное. Общие коммуникативные требования к использованию речи: информативность, значимость, истинность, оптимальность способа выражения мысли, понятность. Оратор и его аудитория: особенности дискутивно-полемической речи; основные виды аргументов. Устное сообщение (доклад): подготовка речи (выбор темы, цель речи, поиск материала); особенности композиции (начало, развертывание, завершение речи); фонетические, лексические, синтаксические особенности речи; этика ораторского выступления.
Тема 10. Этический аспект культуры речи.
Культура поведения, культура общения и речевой этикет. Национальная специфика речевого поведения. Понятие “речевой имидж”: виды речевой стратегии, “речевые маски”. Основные этические требования к речевому поведению государственного служащего: вежливость, беспристрастность, соблюдение правил аргументации, учет национальных особенностей адресата.
ТЕСТ
Вариант I выполняют студенты, фамилии которых начинаются с букв А – Ж, вариант II – студенты, фамилии которых начинаются с З – О, вариант III – студенты, фамилии которых начинаются с П – Т, вариант IV – студенты, фамилии которых начинаются с У – Я.
Вариант I
1. К какой ветви славянских языков относится русский язык:
а) южнославянской;
б) восточнославянской;
в) западнославянской?
2. Выберите правильный ответ:
а) русский литературный язык – форма национального языка;
б) русский литературный язык и русский национальный язык – это тождественные понятия;
в) русский национальный язык – это форма литературного языка.
3. К какой форме национального языка относятся выделенные слова в предложении:
Эй, чувак, как бросить кости на Пешков-стрит?
а) территориальный диалект;
б) жаргон;
в) просторечие.
4. Какой из признаков не характерен для литературного языка:
а) нормированность;
б) наличие устной и письменной формы;
в) факультативность употребления?
5. Что такое старославянский язык?
а) предок славянских языков;
б) первый письменный язык славян;
в) древнерусский язык.
6. Какой из факторов не является стилеобразующим для разговорного стиля:
а) объективность речи;
б) экспрессивность;
в) спонтанность речи.
7. Найдите и укажите языковые особенности, связанные с устной речью, “переведите” фразу в письменную форму:
Много сейчас в бюджет не выжмешь.
8. Какой аспект культуры речи определен следующим образом: этот аспект культуры речи предполагает умение общаться и добиваться своей цели с помощью средств языка.
а) нормативный;
б) коммуникативный;
в) этический?
9. Правильность произношения регулирует... норма:
а) орфографическая;
б) орфоэпическая;
в) лексическая.
10.К какому словарю следует обратиться, если требуется уточнить значение слова:
а) толковый;
б) орфографический;
в) энциклопедический.
11. Неверным является произношение:
а) д’осок; б) ’отраслей; в) облегч’ить.
12. Верным является произношение:
а) афёра; б) т[э]рмин; в) осуждённый.