Методика изучения и анализа степени сформированности эмоционально-ценностного отношения к миру
Выделяемые уровни сформированности эмоционально-ценностного отношения:
Низкий уровень:
неустойчивый опыт положительного поведения, который регулируется требованиями старших, или другими внешними стимулами.
Средний уровень:
самостоятельная регуляция деятельности. Поведение с разной эмоциональной окраской соответстветствует в целом нормам и требованиям социума.
Высокий уровень:
устойчивое социально привлекательное поведение, позитивная, эмоционально окрашенная деятельность, активная гражданская позиция.
Максимальное количество баллов, которое может получить учащийся, равно 24.
С помощью методики диагностируются три уровня сформированности эмоционально-ценностного отношения к миру:
Низкий уровень 0 - 12 баллов
Средний уровень 13 - 18 баллов
Высокий уровень 19- 24 балла
Критерии оценки
Отношение к Отечеству
3. Высокая степень интереса к истории и культуре большой и малой Родины, активная, позитивно окрашенная деятельность на благо родного города.
2. Неустойчивый интерес к истории и культуре, невысокая активность в созитательной деятельности.
1. Низкий интерес и равнодушие
0. Пренебрежительное отношение к истории, культуре. Негативно окрашенные поступки
Отношение к семье
3. Гордость и уважение по отношению к семье, знание “корней”, стремится проводить больше времени с семьей, любит рассказывать о семье, семейных праздниках, традициях, родных. Любит приглашать к себе в гости товарищей.
2. Уважает, любит родных, но не стремится рассказывать о семье, редко приглашает в гости товарищей. Плохо знает историю семьи.
|
1.Демонстрация материальной зависимости от родителей, нет искреннего уважения к родным, отношения с родитерями неровные.
0.Негативные эмоции по отношению к семье, избегание взаимодействия с родителями, яркий “конфликт поколений”.
Отношение к природе
3. Демонстрирует созидательное, эмоционально ценностное отношение к природе и активную природоохранную деятельность, является участником экологических кружков, обществ.
2.Принимает участие природоохранной деятельности, но не демонстрирует при этом высокой мотивации.
1.Равнодушен к миру миру, природоохранная деятельность регулируется взрослыми
0. Разрушительное поведение по отношению к природе
Политическая и правовая культура
3. Высокая степень информированности в политических и правовых вопросах, позитивное принятие правовых норм и законов. Высокая степень интереса, чувства сопричастности и личной ответственности за присходящие события в стране, городе, школе.
2. Хорошая осведомленность в политических и правовых вопросах, наличие собственных суждений, оценок по отношению к политическим событиям.
1.Невысокая осведомленность, допускает отклонения в соблюдении правопорядка, требует контроля взрослых.
0. Низкий интерес и правовая грамотность, асоциальное поведение.
Отношение к собственности
3. Уважает свою и чужую собственность, бережно относится к школьному имуществу, активен в поддержании порядка и побуждает к этому других, демонстрирует эстетическое восприятие мира.
2. Внимателен, бережлив, ценит красоту, но не побуждает других. но других не побуждает к сохранению и преумножению богатства и красоты окружающего мира.
|
1. В реализации позитивного отношения к собственности требует контроля взрослых.
0. Негативное, разрушительное отношение к своей и чужой собственности.
Отношение к учебной деятельности
3. Высокий интерес и мотивация, позитивная эмоциональная окраска учебной деятельности, творчество, выход за рамки урока в изучении материала,сотрудничество в процессе деятельности
2. Успешен в учебе, достаточная мотивация, направленная на собственное усвоение предмета, нет выхода за рамки урока.
1. Не проявляет выраженного интереса к учебной деятельности, “интеллектуальная лень”, неустойчивые успехи в учебе.
0. Не успешен, ленив, отсутствие учебной мотивации.
Отношение к людям
3.Дружелюбие, эмоциональная насыщенность контактов, высокая культура общения, сотрудничество, уважение прав другого человека.
2. Вежлив, ровное, спокойное отношение к чужим интересам. Невысокая интенсивность контактов.
1. Отношения с другими неустойчиво, процесс общения требует контроля взрослых.
0. Эгоистичен, бестактен, драчлив.
Отношение к себе
3. Сформированная положительная самооценка, знает свои сильные и слабые стороны,оптимистичен, настроен на самосовершенствование, высокая степень саморегуляции, мотивация достижения, развитые рефлексивные способности, чувство собственного достоинства.
2. Неустойчивая самооценка, мотивация достижения, стремление к самосовершенствованию, невысокие рефлексивные способности.
|
1. Заниженная самооценка, тревожность, мотивация избегания неудачи, низкие рефлексивные способности.
0. Безволие, низкая самооценка, зависимость от чужого мнения, остановка в личностном развитии.
Критерии оценки степени сформированности эмоционально-ценностного отношения к миру
| ||||||||||||||||||||||||
1. Отношение к Отечеству | ||||||||||||||||||||||||
Отношение к семье | ||||||||||||||||||||||||
Отношение к природе | ||||||||||||||||||||||||
Политическая и правовая культура | ||||||||||||||||||||||||
Отношение к собственности | ||||||||||||||||||||||||
Отношение к учебе | ||||||||||||||||||||||||
Отношение к людям | ||||||||||||||||||||||||
Отношение к себе |
0 - критерий не выражен;
1 - критерий выражен частично;
2 - критерий выражен достаточно хорошо;
3 - выражен в высокой степени.