Дидактические принципы
Дидактика
отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические основы образования в их наиболее общемвиде. Дидактика выявляет закономерности, принципы обучения, задачи, содержание образования, формы иметоды преподавания и учения, стимулирования и контроля в учебном процессе, характерные для всехучебных предметов, на всех возрастных этапах обучения. Д. изучает закономерности и спецификуобразования и непрерывного обучения в общеобразовательной, профессиональной, средней специальной ивысшей школах и других системах обучения.
( Моисеев В. Б. Информационные технологии в системе высшего образования. - Пенза, 2002. С. 94 )
— наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах и организационныхформах.
(Педагогика. Учеб. под ред. Л. П. Крившенко. - М ., 2005. С. 415 )
Педагогические технологии, их организация и реализация зависят от требований ведущих дидактических принципов. «Дидактика» — это раздел науки педагогики, представляющий собой теорию обучения и образования, отвечающий на вопрос: «Как обучать?».
Дидактические принципы или принципы обучения — это руководящие положения, принципиальные закономерности, которые называют определенную систему
исходных, основных дидактических требований к содержанию, процессу обучения, методам, приемам, средствам и формам его организации.
Руководствуясь принципами обучения при организации учебного процесса, каждый преподаватель должен знать, что их требования направляют всю его деятельность: они помогают определить содержание обучения, методы и формы обучения, они же диктуют и поведение преподавателя во время занятия.
|
К ведущим принципам обучения относятся следующие:
· принцип целенаправленности;
· научности;
· связи обучения с жизнью;
· систематичности и последовательности;
· сознательности и активности;
· наглядности обучения;
· доступности;
· интегративного подхода;
· воспитывающего и развивающего обучения;
· принцип прочности.
Преподавателю необходимо не только просто знать эти принципы, но и реализовать их требования при организации педагогических технологий. Каковы их
требования?
Вот одни из важнейших и главнейших:
Принцип целенаправленности
Принцип целенаправленности реализуется через главную цель основных направлений развития среднего профессионального образования, что выражается в
создании организационных, методических и содержательных основ проведения в жизнь государственной политики в области среднего профессионального образования, в ускорении его адаптации у изменяющимся условиям России.
Требования принципа целенаправленности:
· соответствие содержания обучения и воспитания, методов и форм организации;
· обучения главным задачам средних специальных учебных заведений;
· соответствие содержания обучения и воспитания, методов и форм организации;
· обучения учебному плану и программам по специальности.
Принцип научности
Требования принципа:
· наличие у студентов системы теоретических знаний;
· достоверность фактов, явлений, закономерностей;
· научная аргументация практических выводов, действий.
Принцип связи обучения с жизнью
Требования принципа:
· профессиональная направленность всего учебно-воспитательного процесса;
|
· получение ответа на вопрос где, когда и как можно использовать приобретенные знания и в жизни и на производстве.
Принцип систематичности и последовательности
Требования принципа:
· строгое, логичное расположение учебного материала как в учебной программе, так и в методах передачи знаний студентам;
· последовательное овладение студентами знаниями, умениями и навыками и одновременное их применение на практике.
Принцип сознательности и активности
Его требования:
· учет «двусторонности» характера учебного процесса;
· необходимость вызвать у студентов желание работать самостоятельно, творчески;
· эффективное включение в учебный процесс активных методов, форм обучения;
· включение студентов в процесс самостоятельного добывания знаний;
· развитие у студентов научного мышления и профессионального творческого подхода к приобретению знаний, умению самостоятельно и свободно использоваться ими для решения конкретных производственных задач.
Принцип наглядности
Его требования:
· четкое определение дидактической цели использования наглядности;
· порядок и методика показа;
· выбор целенаправленного количества наглядности;
· последовательность демонстрации;
· сочетание отдельных видов наглядности;
· включение студентов в самостоятельный анализ наблюдаемых объектов;
· соблюдение требований культуры показа;
· психологические требования к оформлению наглядности;
· наличие вывода преподавателя.
Принцип доступности
Его требования:
· учет образовательного уровня студентов;
· учет познавательных возможностей студентов;
· учет профессиональной подготовки, характера и опыта студентов;
· учет возрастных особенностей студентов;
· учет потребностей и интересов студентов.
Принцип интегрированного подхода
Его требования:
· одновременное использование различных форм и методов обучения в преподавании родственных предметов для решения профессиональных и жизненно важных проблем.