а) между ними нет принципиального отличия;
б) агностицизм – это абсолютизированный, т.е. доведенный до предела скептицизм;
в) агностицизм в принципе отрицает возможность познания, скептицизм же признает его возможным, но в ограниченных пределах;
г) агностицизм свойствен философским учениям XVIII – XIX вв., а скептицизм присущ современной философии;
д) агностицизм свойствен только философским учениям, а скептицизм присущ всей науке?
14. Что такое иррационализм:
а) противоположное рационализму учение об опыте как источнике познания;
б) учение, ограничивающее возможности рационального познания;
в) учение, противопоставляющее рационализму созерцание, веру, интуицию, бессознательное;
г) учение о принципиальной непознаваемости мира таким, каким он объективно существует;
д) учение о примате истин, даруемых в откровении;
е) идеалистическое учение об абсолютном духе?
15. Кто из ниже перечисленных философов создал учение о сверхчеловеке:
а) Кьеркегор; г) Энгельс;
б) Ницше; д) Соловьёв?
в) Шопенгауэр;
16. Что такое диалектика в материалистической философии:
а) искусство вести спор, беседу;
б) теория познания;
в) учение о системной организации мира;
г) учение о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления;
д) теория общественного развития?
17. Какая категория выражает согласно диалектике движущую силу развития:
а) борьба противоположностей;
б) переход количественных изменений в качественные;
в) отрицание отрицания;
г) взаимосвязь необходимости и случайности;
д) принцип всеобщей причинной обусловленности?
18. Что такое детерминизм:
а) учение об однозначной, жесткой связи между причиной и следствием;
|
б) направление, абсолютизирующее необходимое в явлениях действительности и исключающее случайность;
в) учение о всеобщей закономерной связи и причинной обусловленности явлений действительности;
г) учение о неотвратимой предопределенности событий в мире;
д) концепция вероятностного характера связи между причиной и следствием?
19. Чем сознание человека отличается от психики животного:
а) памятью; г) абстрактным мышлением;
б) активностью; д) долгом?
в) интуицией;
20. Что является критерием истины:
а) наблюдение;
б) логическое следование из исходных принципов;
в) простота, экономная организация знания;
г) практика;
д) согласованность знаний?
21. Что такое мышление:
а) способность к аналитической деятельности;
б) способность определять наиболее рациональные способы деятельности и поведения;
в) способность образовывать представления о предметах и явлениях действительности;
г) языковая деятельность;
д) обобщённое, опосредованное отражение действительности в понятиях и чувственно-конкретных образах?
22. Что такое общество:
а) совокупность человеческих индивидов, объединившихся для защиты своих прав и свобод;
б) обособившаяся от природы система, представляющая собой совокупность исторически сложившихся способов совместной деятельности людей и форм их объединений;
в) организация для обеспечения порядка в отношениях между людьми;
г) человеческие группы и объединения, связанные общими культурными ценностями;
д) человечество на определённой ступени своего развития?
23. Когда образовалось человеческое общество:
|
а) с образованием человеческих объединений для совместной целесообразной деятельности по преобразованию окружающей среды;
б) в эпоху открытия железа;
в) вместе с возникновением государства;
г) с появлением первобытного человека;
д) с формированием семьи?
24. Что является источником коренных качественных изменений в обществе согласно материалистической теории исторического процесса:
а) моральное совершенствование общества;
б) географическая среда;
в) развитие материального производства;
г) распространение религиозности;
д) эффективное политическое руководство?
25. Что обусловливает преобразования в обществе согласно цивилизационной концепции исторического процесса:
а) культурная традиция;
б) вызовы внешней и внутренней среды;
в) изменения в системе ценностей;
г) развитие науки и техники;
д) деятельность выдающихся политических деятелей?
26. Что составляет основу формации в формационной концепции исторического процесса:
а) система ценностей; г) технико-технологический базис;
б) государство; д) религия?
в) способы производства;
27. Что такое личность:
а) конкретный человеческий индивид;
б) человек как субъект сознательной деятельности и общественных отношений;
в) характеристика отдельного человека в плане присущих ему индивидуальных неповторимых черт;
г) совокупность социальных характеристик индивида;
д) индивид, достигший успеха, известности, исторически значимая фигура?
28. Какую роль играет личность в истории:
а) определяет ход исторических процессов;
б) только выдающиеся личности действительно влияют на ход истории. Простой человек бессилен что-либо изменить в обществе;
|
в) все крупные исторические преобразования совершаются не отдельными личностями, а народом, народными массами;
г) выдающаяся личность способна ускорять (замедлять) ход исторических процессов и изменять их форму. Обычные личности оказывают сильное влияние на исторические процессы и события, объединяясь в организации;
д) история идет по своим законам, и человек ничего в ней изменить не может?
29. Чем отличается наука от идеологии:
а) наука дает объективное, истинное знание, идеология – пристрастное, заинтересованное представление о действительности;
б) наука понятна только специалистам, идеология всем;
в) наука создается только специалистами, идеология – людьми самых разных специальностей;
г) развитие науки требует больших материальных затрат, затраты для развития и распространения идеологии – минимальны;
д) научное знание всегда убедительно. Идеологические взгляды обычно вызывают сомнение?
30. Что такое идеализм в философии:
а) жизненный принцип, предполагающий ориентацию на высокие идеалы;
б) направление в философии, утверждающее, что подлинной реальностью является дух;
в) методология, ориентированная на использование идеализации в научном познании;
г) стиль жизни, характеризующийся отвлеченностью от реальных, практических проблем;
д) социальная теория, придающая особое значение влиянию идеологии на общественную жизнь?
31. Какое философское направление XX в. сделало своей главной проблемой смысл жизни человека:
а) неотомизм; г) герменевтика;
б) экзистенциализм; д) прагматизм?
в) неопозитивизм;