Социальная антропология как наука и учебная дисциплина.
А) Возникновение и развитие антропологии.
Антропология появилась еще в древности (гр.- учение о человеке).
Цицерон ввел понятие культурного человека.
С 5 по 14 вв. Монотеизм. Новая культура- религиозная, человек в самом низу.
Нужно возвеличивать душу, тело грешно. Все приписывалось Богу. Культура безмолвствующего большинства.
14-15 вв. Возрождение. (Данте. Петрарка, да Винчи) Человек снова становится в центре внимания.
Появляются авторские работы, идеи о творческом характере человека. Человек- Богоподобное существо. Идея о чувственности и свободе.
Новое время. Завершение становления антропологии. Появились экспедиции по изучению малочисленных (и не только) народов. Психология, политология, антропология, экономика привели к формированию социальной антропологии и антропологии культуры.
В 18 веке появился национализм, в 19 веке расизм стал угасать. В конце 19 века Тейлор ввел термин «Социальная антропология».
Б) Предмет социальной антропологии.
Объект: человек как социальное единство.
Предмет: совокупность атрибутов человека как социального существа в их взаимодействии.
Ум(разум) стал приписываться человеку только в конце 18 века. Социальная антропология изучает человека в процессе исторического развития. В контексте культуры.
Культура- способ воспроизводства человека.
В) В системе других гуманитарных дисциплин.
Антропология как социальная наука о человеке находится рядом с психологией, историей, филологией и т. д.
Светские и религиозные науки. Социальная антропология выступает в качестве методологии по отношению к другим гуманитарным дисциплинам.
|
Г) Структура антропологического знания.
· Теоретическое (систематическое знание,доказательное)
1. Академический (сущностные проявления)
А)Общие (О человеке в целом)
Б) Отраслевые (политическая, экономическая и т. д.)
2. Прикладной (использование на практике)
· Эмпирическая (связано с фактами появления человека)
Д) Основные методы антропологического исследования.
1. Общенаучные. Используется во всех науках (индукция, дедукция, анализ, синтез, абстракция, конкретизация) Все эти методы нужно адаптировать.
2. Общие социогуманитарные. (опрос, сравнительный исторический метод).
3. Специальные антропологические. (кроскультурные, включенное наблюдение).
Социальная антропология возникла к концу 19 в. В 20 дифференцируется. Возникает идея о равенстве ввсех людей. Для этого предприняты попытки доказать единство всех рас.
Человек как система атрибутов.
Атрибут- наиболее важное свойство человека. Показывают, как человек возник.
А) Основные подходы к выделению и раскрытию атрибутов человека.
Исторический
Психологический
Социокультурный
Эти подходы дополняют друг друга.
Б) Типы атрибутов:
1. Простые (прямохождение и т д) Связывают нас с животными.
2. Сложные (труд: способность ставить цели+ орудие+ система коммуникаций+ разум; культура)
3. Интегральные (высшие). Их формирование не имеет завершенного характера. Формируется на основе предыдущих и развивается в зависимости от способностей человека и характера культуры, истории (свобода, ответственность, игра, любовь).
|
В) Деятельность как атрибут человека.
Социальная форма активности, которая отличает человека от других существ.
Активность: Физическая (присуща всему миру), Биотическая (животному миру), Социальная (общение людей).
Деятельность- активность, которая носит универсальный характер.: творческий, исторический, её содержание меняется от одной эпохи к другой.
Г) Разум как атрибут человека.
Человеку разумному около 50 тыс лет. Кант изучал разум, рассматривал его как способность к критическому суждению.
К. Линней ввел понятие «Хомо сапиенс».
Сознание- осознанное бытие.
3 структуры разума:
1. Практический (формируется опытом)
2. Критический(способность к суждениям)
3. Диалектический (способность преодолевать противоречия; цель- гармония).
Разум всегда носит индивидуальный характер.
Д) Общительность
Человек- общительные существо, тянется к себе подобным. Не может существовать без общения. Наиболее важный атрибут, особенно в современном социально- коммуникативном, информационном обществе.
Впервые заметил Аристотель, говоря, что человек- общительное существо (политическое).
Выражается по- разному. Развитая психика, наличие физиологических элементов.
Вырабатывает социальные средства общения. Бывают предмет, жесты, мимика, позы и т. д.
Каждый знак имеет свой смысл, является символом. Может иметь переносный характер. Способность к членораздельной речи, его понимают другие. Появляются смысл и понимание.
Существование культуры, в которой общительность как атрибут развивается. Есть атомарные культуры, где культивируется одиночество и наоборот.
|
Только культура развивает этот атрибут (поговорки, песни, фольклор).
Формы:
1. Непосредственное (через взаимодействие в малых социальных группах)
2. Опосредованное. Использует сложные системы знаков (дистанционное общение, не только в пространстве, но и во времени).
3. Поверхностное (передача простых смыслов)
4. Глубинное (передача сложных, противоречивых, но важных).
В 7 в до н.э. появились инструменты для записи, появились знаки.
Е) Эмоции.
Менее всего изучены. Эмоция- социальное чувство.
Страсти- наиболее яркие эмоции (Декарт)
Аффекты (Спиноза)-синоним эмоциям.
В античности эмоции были не развиты, спонтанно выражались, имели яркую окраску, не скрывались.
С появлением театра (1в до н.э.), театра масок, где маски использовали выражая эмоции.
Только в новом времени человек сам стал выражать эмоции, а не маска. Около 100 эмоций, они переплетаются, увеличивая количество.
В 20 в эмоции начинают трансформироваться в сторону омассовления и упрощения.
Выражаются в общении. Чем более широкий круг общения, тем больше способов выражения. Необходима соответствующая культура.
Ж) Развитие атрибутов человека в современной культуре.
1. Атрибуты развиваются
2. Появляются новые. Смеховая культура, игра как атрибут, они развиваются и вытесняют другие
3. Дефрагментируется культура. Появляется конфликт между атрибутами (разум и эмоции). Возникает кризис идентичности человека- антропологическая катастрофа. Растворение атрибутов, человек не понимает, кто он есть, что в нем главное.