Иоанно-Предтеченский некрополь в Порхове: избранные эпитафии.




 

На краткий миг, о холм, ты мой,

потом навек я буду твой…
Людвиг Генрих Кристоф (1748–1776), немецкий поэт

 

Некрополь в переводе с греческого означает «город мёртвых». Так обычно называют место большого количества захоронений. В России некрополи известны под наименованием кладбищ (кладбище по В. Далю «кладенец», «кладь»; «класть» — т. е. «полагать, помещать лежмя, укладывать»).

Со времени распространения христианства на Руси появился обычай отмечать места захоронений различными знаками: ограды из камней на жальниках, каменные кресты, в более поздние времена: надгробия — скульптуры, архитектурные сооружения малых форм, надгробные плиты, кресты.

Надгробные памятники часто имеют региональные различия, по которым можно определить наличие центров по их производству. Так, например, в Петрозаводске на Зарецком кладбище более половины надгробий отлито из чугуна, ибо они изготовлялись на местном Александровском чугунно-литейном заводе. Таким образом, надгробия сами являются историческим источником.

В Порхове мы наблюдаем «расторженный» крест, который основанием уходит в могилу. Ибо по евангельской заповеди он «объемлет Землю», и «хранит вселенную». Здесь же преобладают четырёхконечные и округлые по граням кресты, относящиеся ко второй половине XIX в.

Надгробие устанавливается на могиле с целью увековечивания памяти умершего и несёт дополнительную информацию: на нём обычно пишется имя покойного, даты рождения и смерти, иногда присутствует эпитафия.

Слово «эпитафия» в переводе с греческого дословно «надгробный» — это изречение (часто стихотворное), сочиняемое на случай чьей-либо смерти и используемое в качестве надгробной надписи. Точная дата начала традиции написания эпитафий учёными к настоящему времени не определена.

Несмотря на то, что в советский и постсоветский периоды истории России происходили грандиозные разрушения исторических памятников, в том числе кладбищ, хозяйственной деятельностью, в некоторых русских городах всё же сохранились старые некрополи. К их числу относится и Иоанно-Предтеченский в Порхове.

Мы не претендуем на полноту его описания. Наша задача — привлечь внимание к возможностям его исследования и проблеме сохранения как объекта культурного наследия.

Иоанно-Предтеченское кладбище в Порхове появилось, вероятно, в конце XVIII в. в связи с указом Екатерины II, которая после эпидемии холеры в 1771 г. запретила погребение умерших на городских территориях. С этого времени в российских городах повсеместно появляются загородные кладбища.

Чётко датированных могил начального периода кладбища к настоящему времени не выявлено, хотя у северной стены церкви имеются перемещённые и перевёрнутые каменные плиты, по-видимому, начала XIX в. Обследованные нами надгробия датируются 1831–1916 гг. Для сравнения мы привлекли одно надгробие с эпитафией 2003 г.

Самая ранняя из выявленных нами эпитафий датируется 1833 г. Она посвящена дочери подполковника Николая Васильевича Посникова — Варваре:

«В объятиях земли
Покойся милoй прах
Небесная душа ликуй
на небесах».

Понятно, что поставить памятник на могиле родственника могли позволить себе люди состоятельные. По этой причине сохранившиеся памятники Иоанно-Предтеченского некрополя стоят на могилах, в основном, купеческого сословия. Их дополняют памятники духовенству, почётным гражданам и высшим военным чинам.

Среди погребённых на кладбище немало известных и выдающихся в масштабах Порхова людей. В их числе (мы перечисляем только тех, чьи надгробия сохранились) купец Иван Ларионович Ардамацкий (1780–1838), его супруга — потомственная почётная гражданка Феодосия Семёновна (ок. 1797–1879), купцы Тарасовы, Маслениковы, осташковский купец Иван Пантелеевич Карпов, генерал-лейтенант Яков Дмитриевич Фёдоров (1840–1903), протоиерей Александр Андреевич Красноумов (скончался в 1893).

В основном памятники представляют собой гранитные колонны или кресты на постаментах, плиты, стелы. Надгробие В. Н. Посниковой представлено чугунной плитой, а Ф. С. Ардамацкой — крестом с металлической пластиной в основании; на могиле Тарасовых — мраморная колонна.

Ряд стихов эпитафий содержит прямые аналогии библейским и богослужебным текстам. При этом подчёркивается прямое соотношение, казалось бы, на первый взгляд, несовместимых явлений. В то же время обозначается принадлежность одного другому: «земля земное приняла», или «небесная душа на небесах».

На надгробии Тарасовых в посвящении Елизавете Николаевне, скончавшейся в возрасте 15 лет в 1841 г., в словах брата («от брата сестре»):

«Она, как роза разцвела
Взросла, и тотчас помертвела,
Земля земное приняла
Душа на небо улетела».

содержатся следующие аналогии:

ü «…как роза разцвела…» — стиху 15 из 102-го псалма Давида: «Дни человека, как трава: как цвет полевой, так он цветёт»;

ü «земля земное приняла…» — икосу по кондаке «Со святыми упокой…» из последования заупокойного богослужения: «…земнии убо от земли создахомся и в землю туюжде пойдем…», «…яко земля еси и в землю отыдеши…».

Подобное мы видим и в стихах на надгробии Варвары Николаевны Посниковой, скончавшейся в 1833 г. Однако, здесь ангельское состояние души покойной особо подчёркнуто и не вызывает сомнений:

«Небесная душа ликуй
на небесах».

И это не удивительно, ибо на момент смерти ей исполнилось всего полтора года.

Наиболее ёмко и кратко выражена тема вечной жизни и «Вечной памяти» прописными буквами «S P» — «Святая память» на надгробии полячки Пелагии Следзиевской, скончавшейся в 1916 г.

В отличие от них, эпитафии XX в. полны скорби и неуверенности. Так, наиболее яркая — на могиле Светланы Николаевны Буровой, умершей в 2003 г., несёт недоуменные рассуждения:

«О чём ты думаешь, о чём?
У взора мыслей глас невнятный.
О том, что в имени твоём
Какой-то привкус горько-сладкий…»,

«Сердце всё не верит
В горькую утрату,
Будто дверь открылась
И ты ушла куда-то».

Человеку XIX в. свойственно особое отношение ко времени. Помимо точного указания даты смерти, на надгробиях, иногда не содержащих даты рождения, а лишь указание числа прожитых лет, как нечто важное, отмечается час кончины. Часы смерти указаны на надгробии купцов Тарасовых: Николая Семёновича – «в 10 часов вечера», Алексея Семёновича – «в 7 часов вечера», Елизаветы Николаевны Тарасовой – «в 12 часов вечера», купца Ивана Ларионовича Ардамацкого – «в 4 часа утра».

Заслуживают внимания и посвящения, определяющие не только заказчиков памятников и эпитафий, но, прежде всего, отношение их к покойным и даже мотивы: «от брата сестре», «от сетующих благодарных наследниц», «дражайшему супругу и родителю от сетующих супруги и детей», «от духовных его детей и почитателей», «воздвигнул истинному другу муж», «от мужа жене», «от сына родителям», «друзья».

Современные памятники, чаще всего, содержат надпись «Помним, любим, скорбим» и выражают скорбь по поводу утраты близких:

«Скорбь наша чрезмерна
Память о вас вечна
Спите спокойно».

Интерес, возникший и возрастающий у людей в постсоветский период к своей генеалогии, вызвал ряд публикаций материалов различных некрополей как в печатных материалах, так и в сети Интернет. Список литературы на эту тему (в т.ч. и Иоанно-Предтеченского) можно найти в интернет-публикации С. Ю. Шокарева по адресу https://necropolis.genealogia.ru/. Однако, исследователи при фиксации часто допускают неточности, которые потом отображаются в статьях и, вероятно, будут кочевать из одной публикации в другую.

Вот один из примеров (документ приведён в статье С. Ю. Шокарева): «На сем месте / погребено тело рабов / Божиих Филипа Иванова / Расчухаева скончавшиися / 1830м году маия 24 дня жития / его было 20 лет и двух / жен его Елену и Матну / и сыновей его двух Григо / рьев и Василья и невестки / его Матрены Ивновои сконча / шися 1832 года маия 13 / дня». (Г. Порхов, Псковской обл., Иоанно-Предтеченское кладб.).

Как мог человек, умерший в 20 лет, успеть обзавестись двумя жёнами (ну это ещё полбеды), но заметьте, что через 2 года умирают ещё два его сына и невестка(!). Тут явная ошибка в фиксации количества лет жизни умершего. При обследовании намогильной плиты нами установлено, что Расчухаев скончался 90 лет от роду, а жена его — в 1839 г.

Поэтому, на наш взгляд, актуальна паспортизация могил известных людей, которые внесли вклад в историю родного края, специалистами (археологами, архитекторами), способными выполнять чертёжные работы и качественную фотофиксацию. Необходимо составление паспортов на такие надгробия с целью придания им статуса памятников истории (хотя бы местного значения). Гораздо труднее потом, спустя годы, после сноса могил, восстанавливать по материалам архивов имена известных людей, которые были захоронены на конкретном кладбище. Хотя примеры подобной реконструкции имеются.

В 2008 г. в Великом Новгороде на месте бывшего кладбища Десятинного монастыря, снесённого в 1920-е гг., был открыт памятный знак в виде камня с мемориальной доской, на которой перечислены имена известных новгородцев, захороненных здесь. По документам архивов было выявлено 28 имён. Среди них — дед известного художника и сценографа Мстислава Валериановича Добужинского — протоиерей Тимофей Егорович Софийский (1818–1894), бабушка композитора Сергея Васильевича Рахманинова — София Александровна Бутакова (1823–1904), инспектор Новгородского реального училища, литературовед Сергей Захарович Бураковский (1843–1898), краевед и литературовед Иван Павлович Можайский (1830–1893).

С другой стороны, ни для кого не секрет, что старые кладбища практически везде, где они сохранились, со временем приходят в запустение, зарастают кустарником, а нередко просто превращаются в помойки. И Порхов здесь не исключение. На Иоанно-Предтеченском кладбище старые памятники разрушаются, многие из них сохранились фрагментарно. Включение в реестр памятников истории и культуры позволило бы содержать их хотя бы в относительном порядке, привлечь к ним внимание властей, возможно, включить в программы экскурсионного показа. В конечном итоге эти мероприятия могли бы способствовать патриотическому воспитанию подрастающего поколения и быть увязаны с выполнением государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.», которая, скорее всего, будет продолжена в последующие годы.

История кладбищ и мемориальной архитектуры является частью истории человечества. Мировая культура обогатилась произведениями искусства, посвященными памяти людей. Надгробия на ряде кладбищ взяты под государственную охрану как памятники истории и культуры. Задача краеведов в настоящее время — взять под охрану подобные памятники, или хотя бы как можно точнее и полнее зафиксировать то, что ещё сохранилось.

Приложение
(записано в сентябре 2004 и 2009 гг.)

 

1. На сем месте / погребено тело раба Божия / Порховского купца / Ивана Ларионовича / Ардамацкого[1] / Скончался марта 30 дня / в 4 часа утра 1838 года / жития его было 58 лет. Надпись с южной стороны: И сестры его девицы / Ульяны Ларионовны / Ардамацкой / Скончалась 1837 года […] (дальнейшая надпись закрыта землёй) (Колонна на постаменте типа обелиск, постамент — гранитный красный куб) Надпись с западной стороны: Дражайшему Супругу / и родителю от сетующих / Супруги и детей.
2. Здесь покоится / прах / Порховской пот[омственной] поч[ётной] гражданки / Феодосии Семёновны / Ардамацкой / Сконч. 18 июля 1879 / На 82 от рож / дения (Круглая металлическая пластина диаметром 25 см в основании металлического креста)[2].
3. Бурова / Светлана / Николаевна / 17.02.1982 — 27.09.2003 Сердце всё не верит в горькую утрату, будто дверь открылась и ты ушла куда-то. Любимой доченьке / И сестрёнке / От родных. (На оборотной стороне:) О чём ты думаешь, о чём? У взора мыслей глас невнятный. О том, что в имени твоём какой-то привкус горько-сладкий. Ты собирать любила дождь по мелким каплям, по кристаллам И прикрепляла, словно Брошь, рукою нежною хрустальной. А может, ты ждала звезду, которая упасть собралась. А это только лишь в пруду её сиянье отражалось. Ты не такой как все была, и этим всех друзей прельщала. Ну отчего тогда вчера твоя свирель вдруг замолчала. Друзья. (Фигурная плита чёрного габродиабаза с портретом).
4. Мария Генриховна Василевская / Скончалась в г. Тихвине / 6 Сентября 1896 г. / на 62 году жизни Воздвигнул истинному / другу муж. (Четырёхконечный крест на постаменте чёрного габродиабаза. С восточной строны (лицевой) почти та же надпись на польском (?) языке, кроме последней фразы).
5. На сем месте по / ложено тело / Псковскаго ме / щанина / Александра / Андреева / Васильева / скончавшаго / ся 25 нояб / 1853 года на / 32 […]. (Четырёхконечный крест у юго-западного угла храма).
6. Здесь покоится прах / Отсташковского купца / Ивана Пантелеева / Карпова[3] / Скончался 1838 года маiя / 9 дня на 62-м году отроду. (Колонна чёрного габродиабаза с кубом посередине).
7. Иван Иванович / Карабанов / скончался 14 Ноября 1891 г. / на 56 году от рождения. (Склеп у северо-восточного угла церкви; четырёхгранный мраморный постамент, крест сломан).
8. На сем месте по/ гребены тела Порх / овскокаго […] Михаи / лова Каробянова / и [ж]ены его Ольги / Алексеевны Кароб […] 1850 […]. (Перевёрнутая каменная плита у северо-восточной стены церкви).
9. Г[оспо]ди упокой раба твоего / Протоиерея / Александра / Андреевича / Красноумова[4] / от духовных / его детей / и почитателей / сконч. 6 ноября 1893 г. (Гранитная плита).
10. Кассиан Степанович / Маслеников [5]/ ск. 8 н. 1882 г. / Жена его / Агапия Петровна / ск. 25 июня 1900 г. / и дочь их девица / Серафима Кассиановна / ск. 8 н. 1906 г. / Господи / да будет воля / Твоя.
11. В объятиях земли Покойся милой прах небесная душа ликуй На небесах. Под камнем сим / покоится прах / младенца Варвары / дочери подполков / ника Николая Васи / льевича Посникова[6] / родившеися 1831 года / 9-го ноября скончавше / ися 1833 года 22 марта. (Чугунная плита у юго-восточного угла церкви).
12. На сем месте / погребено тело рабов / Божиих Филипа Иванова / Расчухаева[7] Скончавшиися / 1832 году маия 24 дня жития / его было 90 лет и двух / жен его Елену и Матну / и сыновей его двуг Григо / рьев и Василья и невестки / его Матрены Ивановои сконча / шися 1839 года маия 13 / дня. (Каменная плита).
13. Надпись с восточной стороны: Под сим камнем погребены / тела рабов Божиих / Порховских купцов братьев / Тарасовых / Николая Семёнова / скончавшагося 1834 года / Августа 21 в 10 часов вечера / жития его 39 лет / Алексея Семёнова / скончавшагося 1841 года /октября 6-го в 7 часов вечера / жития его 67 лет. Надпись с северной стороны: Дочь Николая Семёнова / Елизавета / Скончавшейся 1841 года / февраля 12 в 12 часов вечера / жития ея 15 лет. Надпись с западной стороны: от Брата Сестре Она, Как роза разцвела Взросла, и тотчас помертвела, Земля Земное приняла Душа На небо улетела П. А. Надпись с южной стороны: От Сетующих Благодарных наследниц Ф. А. и У. П. (Постамент гранитный квадратный, навершие в виде мраморной колонны у юго-западного угла храма).
14. Здесь погребено тело / порховскаго купца / Иллие Андреевича / Федорова / сконч. 22 сентября 1884. / на 39 году от роду В руци / Твои / Господи / предаю/ дух мой. (Чугунный памятник в форме готической часовни к востоку от церкви).

 

15. Генерал-Лейтенант / Яков Дмитриевич / Фёдоров / род. 18 ноября 1840 сконч. 13 сентября 1903 года. (Стела чёрного габродиабаза с крестом на постаменте).
16. SP[8] Tu spoczuwa / Pelagija / Sltdziewska / umarla 1 kwietnia 1916 г. От мужа жене. (Четырёхконечный крест с постаментом чёрного габродиабаза).

[1] С. Ю. Шокарев — https://necropolis.genealogia.ru/posobie5.htm

[2] Ардамацкие, в т.ч. потомственный почётный гражданин Порхова Владимир Петрович Ардамацкий упоминаются в книге: Маркова М.Т. Очерки истории народного образования Псковской губернии. 1900-1927 гг. Псков, 2004. В 1885 году на средства купца Ардамацкого была построена домовая церковь Александра Невского при Порховском духовном училище. Церковь была освящена в декабре 1886 года. (См.: https://revolution.allbest.ru/religion/00040366_0.html).

[3] Упоминается в статье С. Ю. Шокарева на https://necropolis.genealogia.ru/posobie5.htm

[4] Упоминается на сайте педагогического сообщества Псковской области: https://wiki.pskovedu.ru/

[5] Упоминается в ст.: Григорьева И. Л., Салоников Н. В. Николай Сергеевич Масленников — историк-медиевист // Краеведческие чтения. Порхов: материалы X науч. конф. 19-21 сент. 2008 г. — Псков, 2009. — С. 200.

[6] Упоминается на https://forum.vgd.ru/28/15660/10.htm

[7] Упоминается в статье С. Ю. Шокарева на https://necropolis.genealogia.ru/posobie5.htm

[8] Святая память (польск.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: