Касаткина Галина Михайловна директор МБОУ «ИМЦ по ФКиС»




Основании Приказа Минспорта России от 12.09.2013г. №730,п.38)

 

 

Автор-составитель:

Чеснокова Татьяна Витальевна инструктор-методист

МБУ ДО ДЮСШ

 

Рецензент:

Касаткина Галина Михайловна директор МБОУ «ИМЦ по ФКиС»

кандидат педагогических наук, доцент

 

Федюнин Владимир Александрович

Декан факультета спорта и безопасностижизнедеятельности НТГСПИ (ф) РГППУ

Кандидат биологических наук

 

 

Горноуральский городской округ

2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Данная предпрофессиональная программа по лапте (далее – Программа) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ, Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 14 декабря 2007г. № 329-Ф3, приказом Министерства спорта Российской Федерации от 12.09.2013 г. № 730 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам», приказом Министерства спорта Российской Федерации от 12.09.2013 г. № 731 «Об утверждении Порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта», приказом Министерства спорта Российской Федерации от 27.12.2013 г. № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта» и учитывает требования Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «лапта» (утвержден Приказом Минспорта России от 26.12.2014 № 1076), Примерной программы спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР (этапы СС), ШВСМ по русской лапте (М.: Советский спорт, 2004), а также возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при занятиях лаптой.

Игра в лапту зародилась в глубокой древности, более тысячи лет тому назад. Во многих исторических памятниках письменности сохранилось упоминание об этой игре. При раскопках древнего Новгорода, датируемых XIV веком, были найдены деревянные биты и самодельные мячи. Причем, игру в лапту называли по-разному: «шибка», «битка», «хлопка», игра «в беглые», «в шары» и т.д. Лапта – это палка-бита, давшая название игре.

Автор игры неизвестен, это игра народная. Ни один праздник на Руси, наряду с кулачными боями, без игры в лапту не обходился. Известно, что во времена Петра I лапта пользовалась большой популярностью, была любимейшей молодецкой забавой.

В годы гражданской войны в лапту с удовольствием играли солдаты для поддержки «боевой формы». В Красной армии по инициативе тогдашнего председателя Высшего совета физической культуры Н. И. Подвойского эта игра использовалась в качестве одного из элементов физической подготовки.

Более широкому развитию игры до последнего времени препятствовало отсутствие единых правил. Первая попытка создания единых официальных правил по русской лапте была предпринята в 1926 г. Высшим Советом по физической культуре при ВЦИК РСФСР. Но тогда лапта так и не была признана видом спорта, хотя ее популярность в народе была по-прежнему высока. И только в 1958 г. благодаря усилиям энтузиастов состоялось первое официальное соревнование по лапте. Первый чемпионат Российской Федерации прошел в Воронеже и послужил существенным стимулом к дальнейшему развитию этой народной игры в городах и областях страны. Лапта завоевала признание. В России были созданы тысячи команд. Уже в 1959 г. лапту включают в программу Спартакиады народов РСФСР.

Однако в 60-70-х гг. развитие лапты приостанавливается, физкультурные организации страны не проявляют к ней интереса. Развитие русской лапты почти прекратилось более чем на 25 лет.

Новый импульс к развитию лапты дало постановление Госкомспорта СССР «О развитии бейсбола, софтбола и русской лапты», принятое в 1987 г. В 60 регионах были созданы Федерации русской лапты, спортивные клубы, детско-юношеские спортивные школы.

В 1990 г. в Ростове состоялся первый официальный чемпионат России по лапте среди мужских команд. В 1994 г. лапта была включена в Единую Всероссийскую спортивную классификацию на получение спортивных званий от массовых разрядов до мастера спорта России. В 1995 г. были разработаны новые правила соревнований. Чемпионаты и Первенства России по лапте проводятся ежегодно, вызывая неизменный интерес к игре со стороны физкультурных организаций областей и регионов России.

В 1996 году была организована межрегиональная Федерация любителей этой игры. В 2003 году она обрела статус общероссийской общественной физкультурно-спортивной организации – Федерация русской лапты России.

В настоящее время лапта культивируется как игровой вид спорта более чем в тридцати областях и регионах. Особой популярностью лапта пользуется в Амурской, Иркутской, Тюменской, Томской, Саратовской, Брянской, Омской, Волгоградской, Тульской, Новгородской, Московской, Белгородской и других областях, в городе Красноярске, в Краснодарском крае, в республике Башкортостан.

Сегодня в России лаптой более или менее регулярно занимаются не менее 10 тысяч спортсменов. Проводятся первенства и турниры среди мужских, женских, юношеских, юниорских и ветеранских команд. В турнирах соревнуются и команды со смешанными составами (юноши и девушки). С 2003 года организовываются международные встречи. Во многих регионах русская лапта введена в школьную программу.

Состязания по русской лапте включены в программу Всероссийских летних сельских спортивных игр. Проводятся чемпионаты 1 и 2 лиги среди мужчин, чемпионаты России среди женщин, ежегодные первенства среди юношей и юниоров. Стали традиционными турниры «Золотая бита» и «Золотая нива» (последняя среди сельских школьников). Проводятся первенства среди команд высших, средних специальных учебных заведений и профессиональных колледжей. Ветераны соревнуются на Всероссийском турнире «Кубок Черного моря».

Развитие лапты в Свердловской области началось в 90-х годах. С 2000 года функционирует областная Федерация по русской лапте. В регионе проводится Первенство области по мини-лапте среди юниоров, соревнования по лапте в рамках Областного летнего сельского фестиваля.

В Свердловской области действует 9 коллективов лапты, в которых занимается 170 спортсменов из Горноуральского, Туринского, Режевского, Тугулымскго, Артемовского, Богдановича, Алапаевска, Нижнего Тагила, Североуральска. Тренерские кадры составляют 10 человек. Спортсмены по лапте – постоянные участники различных всероссийских соревнований, призеры и чемпионы первенств и чемпионатов России.

Русская лапта – игра чрезвычайно динамичная. Эта игра всесезонна, в лапту можно сражаться и зимой: разметочные линии на утоптанном снегу наносятся краской. Играют в лапту и в закрытых помещениях. Она доступна любому желающему, не требует ни особо дорогостоящих принадлежностей, ни фундаментально оборудованных площадок. Для игры необходимы игровая площадка в любом спортивном зале или футбольное поле с травяным или искусственным покрытием, цельнодеревянная бита длиной 70-110 см, весом не более 1.5 кг и теннисный мяч.

Лапта – игра командная. В лапте в отличие от других командных игр не нужно забивать голы, забрасывать мячи в корзину, здесь результат определяется количеством удачно проведенных перебежек, за которые команде начисляются очки.

Игра развивает все качества, необходимые спортсмену: реакцию, скорость, точность, координацию, концентрацию внимания, игровое мышление и навыки командного взаимодействия. Нужно уметь точно бить по мячу, быстро бегать, ловко уворачиваться от бросков соперника, ловить «свечу», мгновенно передавать мяч партнеру по команде или осаливать соперника. Все это происходит в считанные секунды, за которые требуется принять единственно правильное решение.

Основными задачами реализации Программы являются:

- формирование и развитие творческих и спортивных способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом, интеллектуальном и нравственном совершенствовании;

- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;

- формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации;

- выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в спорте;

- овладение технико-тактическим арсеналом игры в лапту, приобретение и накопление соревновательного опыта.

Данная Программа направлена на:

- отбор одаренных детей;

- создание условий для физического образования, воспитания и развития детей;

- формирование знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, в том числе в лапте;

- подготовку к освоению этапов спортивной подготовки, в том числе в дальнейшем по программам спортивной подготовки;

- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные организации, реализующие профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта;

- организацию досуга и формирование потребности в поддержании здорового образа жизни.

Программа учитывает особенности подготовки обучающихся по лапте, в том числе:

- вариативность тренировочного процесса в соответствии со спецификой лапты при возрастании тренировочных нагрузок в относительно короткие временные циклы и в сочетании с моделированием различных игровых соревновательных режимов;

- постепенное увеличение соотношения между общей и специальной физической подготовкой в сторону специальной на этапах (периодах) обучения;

- большой объем соревновательной деятельности.

Программа рассчитана на следующие этапы (периоды) спортивной подготовки:

1. Этап начальной подготовки, периоды – до одного года, свыше одного года;

2. Тренировочный этап (этап спортивной специализации), периоды – начальной специализации, углубленной специализации.

В процессе многолетней спортивной подготовки решаются следующие задачи:

1. на этапе начальной подготовки:

- формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;

- формирование широкого круга двигательных умений и навыков;

- освоение основ техники двигательных действий лапты;

- всестороннее гармоничное развитие физических качеств;

- укрепление здоровья спортсменов;

- отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий лаптой.

2. на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):

- повышение уровня общей и специальной физической, технической, тактической и психологической подготовленности, соответствующих специфике лапты;

- приобретение опыта и достижение стабильности выступления на официальных спортивных соревнований по лапте;

- формирование спортивной мотивации;

- укрепление здоровья спортсменов.

Программа имеет следующую структуру:

- титульный лист;

- пояснительную записку;

- учебный план;

- методическую часть;

- систему контроля и зачетные требования;

- перечень информационного обеспечения.

Продолжительность этапов спортивной подготовки, особенности формирования групп, минимальное количество детей в группах на соответствующих этапах (периодах) подготовки, минимальный возраст для зачисления на обучение представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Особенности формирования групп занимающихся с учетом этапов

(периодов) подготовки

Этапы спортивной подготовки Период Продол-житель-ность этапов (в годах) Мини-мальный возраст для зачис-ления в группы (лет) Мини-мальная напол-няемость группы (человек) Опти-мальный количественный состав группы (человек) Макси-мальный количественный состав группы (человек)
Этап начальной подготовки До одного года         14-16  
Свыше одного года      
Тренировочный этап (этап спортивной специализации) Начальной специализации       10-12  
Углубленной специализации      

 

Зачисление детей производится в соответствии с Положением о порядке приема на обучение в Учреждение.

Перевод обучающихся в группу следующего года обучения утверждается приказом директора Учреждения в соответствии со следующими критериями:

-по итогам прохождения промежуточной аттестации (выполнение контрольно-переводных нормативов по общей физической и специальной физической подготовке);

-участие в спортивных соревнованиях различного уровня;

-наличие допуска врача к занятиям избранным видом спорта.

Обучающиеся, не выполнившие эти требования, на следующий год этапа обучения не переводятся. Данные обучающиеся могут продолжать обучение повторно, но не более одного раза на данном этапе подготовки или переводятся в резервный состав.

Допускается перевод спортсменов из резервного состава в учебно-тренировочные группы при условии выполнения ими критериев спортивного отбора для группы данного уровня обучения.

Перевод в тренировочные группы проводится на конкурсной основе по результатам контрольных испытаний при наличии заключения врачебно-физкультурного диспансера об отсутствии противопоказаний для занятий лаптой и прохождения необходимой подготовки по лапте не менее 1 года.

Максимальный возраст обучающихся в группах – 18 лет.

Перевод и зачисление обучающихся из других образовательных учреждений оформляется приказом директора Учреждения на этап подготовки, соответствующий возрасту и квалификации спортсмена на основании справки из образовательного учреждения о квалификации спортсмена и сроков его обучения в данном ОУ.

Обучающиеся могут быть отчислены:

-по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося на основании личного заявления, в том числе в случае перевода обучающегося в другую образовательную организацию;

-в случае наличия заболеваний, препятствующих освоению образовательных программ Учреждения, при наличии соответствующего документа, выданного организацией здравоохранения;

-в случае освоения обучающимся в полном объеме дополнительных предпрофессиональных программ Учреждения.

Отчисление из Учреждения оформляется приказом директора.

Учебный год в Учреждении начинается 1 сентября.

Учреждение организует работу с детьми в течение всего календарного года, включая каникулярное время. Тренировочные занятия проводятся в соответствии с годовым учебным планом, рассчитанным на 46 недель. Обеспечение круглогодичности спортивной подготовки, подготовки к спортивным соревнованиям и активного отдыха (восстановления) обучающихся осуществляется следующим образом:

- в физкультурно-спортивных или спортивно-оздоровительных лагерях (центрах), а также в спортивно-образовательных центрах, организацией оздоровительной кампании;

- участием обучающихся в тренировочных сборах, проводимых образовательными организациями и иными физкультурно-спортивными организациями, являющиеся составной частью (продолжением) тренировочного процесса в соответствии с перечнем тренировочных сборов;

- самостоятельная работа обучающихся по индивидуальным планам подготовки.

Ежедневное количество, последовательность тренировочных занятий определяются расписанием, утверждаемым директором Учреждения. Расписание занятий составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей администрацией Учреждения по представлению педагогических работников в соответствии с учетом пожеланий родителей (законных представителей), возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм.

Организация тренировочного процесса включает в себя проведение тренировочных мероприятий и других спортивных мероприятий, а также обеспечение спортивной экипировкой, спортивным инвентарем и оборудованием, питанием на спортивных соревнованиях, медицинское обслуживание, проезд на тренировочные мероприятия и другие спортивные соревнования.


 

1. Учебный план



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: