Драматургия М. Метерлинка




Теоретические разделы курса

(развернутая аннотация лекций)

Лекция № 1. Введение. Общая характеристика эпохи.

План:

1. Западноевропейская культура рубежа XIX – XX вв.

2. Философские идеи века.

3. Ключевые стили, направления и методы эпохи.

 

1. Социально-политические процессы в Западной Европе рубежа XIX – XX вв. Империализм.Смена культурной парадигмы. Развитие феминистического движения. Духовный кризис эпохи.

2. Эпохальное возвращение к философии пессимизма А. Шопенгауэра. Позитивизм О. Конта. Марксизм. Ницшеанство. Концепция психоанализа З. Фрейда.

3. Общее понятие о модерне. Модерн в литературе, живописи и архитектуре. Натурализм, импрессионизм, неоромантизм, символизм и декаданс в искусстве рубежа XIX – XX вв. Эволюция реалистического метода. Диалог культур, традиций, методов и стилей.

 

Литература

1. Николюкин, А.Н. Литературная энциклопедия терминов и понятий [Текст] / А. Н. Николюкин. – М.: НПК Интелвак, 2001. – 1594 с.

2. Теория литературных жанров [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / М. Н. Дарвин [и др.]; ред. Н. Д. Тамарченко. – М.: Академия, 2011. – 256 с.

3. Теория литературы [Текст]: в 2 т. / ред. Н. Д. Тамарченко. – М.: AcademiA, 2008.

Лекции № 2-3. Французская литература рубежа XIX – XX вв.

План:

1. Общее понятие о натурализме. Эстетика и художественная практика натурализма в творчестве Э. Золя.

2. Эстетическое и художественное своеобразие творчества Ги де Мопассана.

3. Общая характеристика французской символистской поэзии (П. Верлен и А. Рембо).

 

1. Возникновение и развитие натурализма во французской литературе. Наследственность, среда, раса и момент в понимании натуралистов. Жанровый репертуар натуралистической литературы во Франции. Роман Э. Золя «Тереза Ракен» как эстетический манифест натурализма. Темперамент в восприятии Э. Золя. Романный цикл Э. Золя «Ругон-Маккары». Социалистические идеи в поздних романных циклах Э. Золя.

2. Основные характеристики миросозерцания Ги де Мопассана. Пессимизм в творчестве французского писателя. Ги де Мопассан и русская культура. Жанр новеллы в творчестве Мопассана. Новеллы и повести о франко-прусской войне. Особенности пейзажа и композиции в новеллах Мопассана. Человек, общество и мироздание в цикле новелл Мопассана «Орля». Концепция человеческого бытия в романе Мопассана «Жизнь». Сатирическая направленность романа «Милый друг».

3. Поэтика пейзажной лирики П. Верлена. Мотив странствия в лирике французского символиста. Проблема социального и метафизического зла в лирике Верлена. Ключевые символы в творчестве французского поэта. Личностное и духовное становление А. Рембо. Созвучие ассоциаций в сонете «Гласные». Ключевые мотивы и символы в творчестве французского поэта. Поэтика стихотворения Рембо «Пьяный корабль». Рембо как «поэт молчания»

Литература

1. Гиленсон, Б.А. История зарубежной литературы конца XIX – начала XX века [Текст] / Б. А. Гиленсон. – М.: Academia, 2008. – 477 с.

2. Зарубежная литература конца ХIХ – начала ХХ века: В 2 т. [Текст] / под ред. В.М. Толмачева. – М.: Academia, 2008.

3. Луков, В.А. История литературы от истоков до наших дней [Текст] / В. А. Луков. – М.: Academia, 2009. – 511 с.

4. Нефедова, Л.К. Онтология поэтического слова Артюра Рембо [Текст] / Л. К. Нефедова. – М., 2011.

 

Лекция № 4. Бельгийская литература рубежа ХIХ – ХХ веков.

Драматургия М. Метерлинка

План:

1. Своеобразие бельгийской культуры.

2. Эстетика и поэтика раннего «театра молчания» М. Метерлинка.

3. Идейный замысел и художественное своеобразие феерии М. Метерлинка «Синяя птица».

 

1. Языковое и этнокультурное своеобразие бельгийской литературы. Межкультурный диалог в бельгийской литературе

2. Статический театр молчания М. Метерлинка. Драматургия Метерлинка и мистические традиции католицизма. Особенности диалогов в ранних пьесах Метерлинка. Символика ремарок.

3. Идейный замысел феерии Метерлинка «Синяя птица». «Синяя птица» и традиции западноевропейского романтизма. Ключевые символы феерии «Синяя птица». Особенности финала. «Синяя птица» в русской культуре.

 

Литература

1. Гиленсон, Б.А. История зарубежной литературы конца XIX – начала XX века [Текст] / Б. А. Гиленсон. – М.: Academia, 2008. – 477 с.

2. Зарубежная литература конца ХIХ – начала ХХ века: В 2 т. [Текст] / под ред. В.М. Толмачева. – М.: Academia, 2008.

3. Луков, В.А. История литературы от истоков до наших дней [Текст] / В. А. Луков. – М.: Academia, 2009. – 511 с.

Лекция № 5. Скандинавская литература рубежа ХIХ – ХХ веков. Драматургия Г. Ибсена и А. Стриндберга

План:

1. Общая характеристика скандинавской культуры рубежа ХIХ – ХХ веков.

2. Жизненный и творческий путь Г. Ибсена.

3. Драматургия А. Стриндберга.

 

1. Культурная ситуация в Скандинавии на пороге ХХ века. Развитие национального романтизма в скандинавской литературе.

2. Жизненный и творческий путь Г. Ибсена: от романтизма к модернизму. Эстетическое и мировоззренческое своеобразие драматических поэм «Бранд», «Пер Гюнт». Особенности образной системы и психологизма драмы «Кукольный дом». Тема женщины в поздней драматургии Ибсена.

3. Противостояние мужчины и женщины в драматургии А. Стриндберга. Драма Стриндберга «Отец».

 

Литература

1. Гиленсон, Б.А. История зарубежной литературы конца XIX – начала XX века [Текст] / Б. А. Гиленсон. – М.: Academia, 2008. – 477 с.

2. Зарубежная литература конца ХIХ – начала ХХ века: В 2 т. [Текст] / под ред. В.М. Толмачева. – М.: Academia, 2008.

3. Луков, В.А. История литературы от истоков до наших дней [Текст] / В. А. Луков. – М.: Academia, 2009. – 511 с.

Лекция № 6-7. Английская литература рубежа XIX – XX вв.

План:

1. Культура викторианской Англии.

2. Неоромантизм в английской литературе рубежа XIX – XX вв.

3. Эстетика и художественное творчество О. Уайльда.

4. Б. Шоу как реформатор английского театра.

 

1. Общая характеристика культуры викторианской Англии. Общественный идеал эпохи. Диалог культур в английской литературе.

2. Традиции западноевропейского романтизма в творчестве Р. Л. Стивенсона. Жанры баллады, морского и исторического романов в творчестве английского писателя. Человек и природа в «Книгах джунглей» Р. Киплинга. Тема солдата и мужчины в творчестве английского писателя. Художественное своеобразие лирики Р. Киплинга.

3. Прерафаэлиты и английская литература. Дендизм и символизм в творчестве О. Уайльда. Проблематика эссе английского символиста. Полемика О. Уайльда и Б. Шоу. Ключевые символы поэзии Уайльда. Нравы современников в комедиях Уайльда. Символика трагедии «Саломея». Система образов романа-притчи «Портрет Дориана Грея». Роман Уайльда в эстетическом контексте эпохи. Жанровое и поэтическое своеобразие сказок Уайльда. Сказки Уайльда и традиции кельтской волшебной сказки, литературных сказок эпохи романтизма. Эстетический и этический идеал в сказках английского писателя.

4. Б. Шоу и фабианцы. Шоу и Шекспир. Б. Шоу и ницшеанство. Английский драматург о творчестве Г. Ибсена и его школе. Аналитическая драматургия Б. Шоу. Роль сценической детали и эпизация действия в драматургии Б. Шоу. Английский драматург и традиции фарса. Социальная проблематика пьес английского драматурга. Комедия Б. Шоу «Пигмалион» в мировой культуре. Диалог Шоу и русской культуры в драме «Дом, где разбиваются сердца».

 

Литература

1. Гиленсон, Б.А. История зарубежной литературы конца XIX – начала XX века [Текст] / Б. А. Гиленсон. – М.: Academia, 2008. – 477 с.

2. Зарубежная литература конца ХIХ – начала ХХ века: В 2 т. [Текст] / под ред. В.М. Толмачева. – М.: Academia, 2008.

Лекция № 8. Немецкая литература рубежа XIX – XX вв.

План:

1. Философия, эстетика и литературное творчество Ф. Ницше.

2. Немецкая проза рубежа XIX – XX вв. (Т. Манн, Г. Манн).

3. Драматургия Г. Гауптмана.

 

1. Культурная ситуация в Германии на пороге ХХ века. Учение о сверхчеловеке в философии Ф. Ницше. Ницше и христианство. Ницше об аполлоническом и дионисийском началах в трактате «Так говорил Заратустра». Немецкий мыслитель о развитии древнегреческого искусства и жанре трагедии. Эстетическое и мировоззренческое своеобразие книги Ницше «Так говорил Заратустра». Жанровые традиции притчи и проповеди в книге. Основные мотивы лирики Ницше. Философский сарказм в лирике немецкого мыслителя. Ницше и Гете.

2. Проявление поэтики декаданса в новелле Т. Манна «Смерть в Венеции». Роман «Будденброки» Т. Манна как эпос бюргерского рода. Т. Манн и русская литература. Сатирическое изображение кайзеровской Германии в прозе Г. Манна. Противопоставление милитаризма и гуманизма в романе «Верноподданный».

3. Г. Гауптман как реформатор немецкого театра. Особенности сценографии пьес немецкого драматурга. Путь Г. Гауптмана от натурализма к символизму и синтетическому методу. Система образов драм «Ткачи», «Перед восходом солнца», «Перед заходом солнца». Тема античности в поздней драматургии Гауптмана.

 

Литература

1. Гиленсон, Б.А. История зарубежной литературы конца XIX – начала XX века [Текст] / Б. А. Гиленсон. – М.: Academia, 2008. – 477 с.

2. Зарубежная литература конца ХIХ – начала ХХ века: В 2 т. [Текст] / под ред. В.М. Толмачева. – М.: Academia, 2008.

3. Луков, В.А. История литературы от истоков до наших дней [Текст] / В. А. Луков. – М.: Academia, 2009. – 511 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: