Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 34 «Золотая рыбка»
«Рассмотрено» «Утверждено» «Согласовано»
на педагогическом совете № 1 МБДОУ «Центр» главным специалистом
протокол № 1 развития ребенка - Управления Образования
от «___»____________2013г. Детский сад № 34 Исполнительного Комитета
«Золотая рыбка» _______________ по г. Набережные Челны
(Карамова Л.И.) ________________________
от «____»_______2012 ()
от «___» _____________2013г.
ПРОГРАММА
Дополнительного образования
По синхронному плаванию для детей от 3 до 7 лет
«Фламинго»
Инструктор по плаванию
МБДОУ «Центр развития ребенка-
Детский сад № 34 «Золотая рыбка»
г. Набережные Челны
Республики Татарстан
Некипелова Анастасия Николаевна
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Дошкольный возраст в развитии ребенка является периодом, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития, а также культуры движений. Большое значение для развития физических качеств ребенка занимает плавание. Однако плавательная подготовленность подрастающего поколения в настоящее время остается неудовлетворительной. Все еще более 20 % несчастных случаев на воде приходится на долю детей в возрасте до 14 лет, среди детей в возрасте 10-12 лет не умеют плавать более 40-45%, а среди дошкольников-до 90%
Именно в данном возрасте от 3-7 лет является актуальной задача выявления нового пути в обучении детей плаванию. Именно в данном возрасте на начальном этапе обучения является перспективным введение элементов синхронного плавания.
Высокая эмоциональность, музыкальное сопровождение, большое разнообразие интересных упражнений и элементов будет способствовать развитию плавательной подготовленности, развитию физических качеств, творческих и психических способностей детей.
|
Объект исследования - плавательная подготовка детей дошкольного возраста в условиях малогабаритного бассейна детского образовательного учреждения.
Цель занятий - повышение уровня технической плавательной и физической подготовленности детей дошкольного возраста на основе включения в методику обучения элементов синхронного плавания.
Новизна дополнительного образования по внедрению элементов синхронного плавания в занятия в бассейне:
- включение элементов синхронного плавания в условиях малогабаритных бассейнов, положительно влияют на общую физическую и плавательную подготовленность детей 3-7 лет;
- методика обучения элементам синхронного плавания содержит комплекс дыхательных упражнений на суше.
- такие упражнения как «группировка», «фламинго», «вращение вперед», «вращение назад», «винт-вращение», «прогнувшись», «согнув колено», «круг».
· введение элементов синхронного плавания в занятиях плаванием помогает решать проблему водобоязни, что способствует повышению уровня плавательной подготовленности;
· позволяет использовать эти элементы в качестве средства педагогического контроля за обучением навыку плавания и физическими качествами юных пловцов;
· степенью освоения элементов синхронного плавания 3-7 летними детьми в условиях малогабаритного бассейна в детском образовательном учреждении является критерием, позволяющим проводить в дальнейшем отбор в специализированные секции.
|
В процессе обучения синхронному плаванию успешно решаются следующие задачи:
- формирование здорового образа жизни через интерес к физической культуре, спорту и любимым видам физической деятельности;
- укрепление здоровья;
- закаливание организма предупреждение простудных заболеваний;
- развитие, укрепление опорно-двигательного аппарата;
- исправление осанки;
- реабилитация после травм;
- воспитание гигиенических навыков;
- укрепление сердечно-сосудистой системы;
- общее физическое развитие;
- сведение до минимума гибель населения из-за неумения плавать;
- обучение различным способам плавания;
- обучение базовым элементам синхронного плавания, постановки произвольных композиций и участие в показательных выступлениях;
- обучение спасению утопающих, оказанию первой медицинской помощи при несчастных случаях на воде;
- общая культура поведения на спортивных объектах;
- популяризация синхронного плавания;
- умение работать в коллективе.
Условия проведения занятий по дополнительному образованию.
Непосредственно образовательная деятельность проводится в рамках дополнительного образования детей в детском саду;
- Возраст включения детей в секцию 3-7 лет.
- Периодичность проведения занятий 1 раз в неделю.
- Численность группы 10-12 детей.
Учебно-тематический план
Наименование разделов и тем | Форма занятия | Количество часов | ||
теория | практика | |||
Теоретическая подготовка | ||||
Техника безопасности. История синхронного плавания. | Учебное занятие | + | ||
Физическая культура и спорт в России. Личная и общественная гигиена. | Учебное занятие | + | ||
Закаливание организма юного спортсмена. | Учебное занятие | + | ||
Общая характеристика спортивной тренировки. | Учебное занятие | + | ||
Общая физическая и плавательная подготовка | ||||
Общеразвивающие упражнения без предметов. | Учебно-тренировочное занятие | + | + | |
Общеразвивающие упражнения с предметами (скалка, отягощения, набивные мячи). | Учебно-тренировочное занятие | + | + | |
Дыхательные упражнения. | Учебно-тренировочное занятие | + | + | |
Упражнения для сгибателей и разгибателей предплечья, для мышц плеча. | Учебно-тренировочное занятие | + | + | |
Упражнения для развития быстроты и ловкости. | Учебно-тренировочное занятие | + | + | |
Упражнения для развития выносливости. | Учебно-тренировочное занятие | + | + | |
Специальная физическая и плавательная подготовка | ||||
Упражнения для развития гибкости и подвижности в суставах. | Учебно-тренировочное занятие | + | + | |
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. | Учебно-тренировочное занятие | + | + | |
Упражнения для развития специальной выносливости. | Учебно-тренировочное занятие | + | + | |
Упражнения для развития координации. | Учебно-тренировочное | + | + | |
Имитационные упражнения. | Учебно-тренировочное занятие | + | + | |
Техническая подготовка | ||||
Обучение дыханию. | Учебно-тренировочное занятие | + | + | |
Техника гребковых движений руками (скольжение). | Учебно-тренировочное занятие | + | + | |
Техника гребковых движений ногами (на месте). | Учебно-тренировочное занятие | + | + | |
Обучение кролем на груди и на спине. | Учебно-тренировочное занятие | + | + | |
Обучение способом брасс, ноги дельфин. | Учебно-тренировочное занятие | + | + | |
Постановка произвольных программ | ||||
Прослушивание и расчет музыкального сопровождения. | Учебно-тренировочное занятие | + | + | |
Изучение композиции движений. | Учебно-тренировочное занятие | + | + | |
Иммитационные движения. | Учебно-тренировочное занятие | + | + | |
Изучение перестроений и равнений. | Учебно-тренировочное занятие | + | + | |
Совершенствование перестроений и равнений. | Учебно-тренировочное занятие | + | + | |
Согласование движений и музыкального сопровождения. | Учебно-тренировочное занятие | + | + |
|
Содержание программы
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы по синхронному плаванию включает в себя следующие разделы:
- теоретическая подготовка;
- общая физическая и плавательная подготовка;
- специальная физическая и плавательная подготовка;
- техническая подготовка;
- произвольная программа;
- судейская практика.
1. Теоретическая подготовка включает в себя следующие темы:
Техника безопасности: проведение вводного, планового инструктажа по технике безопасности; беседа о правилах поведения в бассейне; правила использования спортивного инвентаря, беседа о предотвращении травматизма на занятиях; особенности поведения в бассейне; оборудование бассейна; дорожки; плавательные доски, колобашки, зажим для носа, очки, ласты, обувь для бассейна, шапки для плавания, купальник; состояние здоровья, травма, бортик бассейна, раздевалки и т.д.
История синхронного плавания: водный балет в Канаде 1920гг., показательные выступления, Олимпийские игры 1948г.; полноправный вид спорта, Олимпийские игры 1984г, Олимпийские награды; история СССР на Олимпиаде, Россия на Олимпийских играх.
Общая характеристика спортивной тренировки: тренировка как, единый процесс воспитания и обучения. Принципы наглядности, систематичности, непрерывности, доступности. Принципы физического воспитания, принцип оздоровительной направленности, всестороннего гармонического развития личности. Условия проведения тренировки.
Строение и функции организма человека: физиологические особенности детского организма. Анатомия. Оценка уровня физического развития у детей и подростков. Состояние здоровья занимающихся.
Гигиена, закаливание. Общее понятие о гигиене. Личная гигиена. Гигиенические знания водных процедур. Режим дня. Закаливание. Роль закаливания в занятиях спортом. Гигиенические основы, средства закаливания и методика их применения. Использование естественных природных сил (солнца, воздуха и воды) для закаливания организма. Значение питания.
Врачебный контроль: врачебный контроль при занятиях синхронным плаванием. Объективные данные: вес, рост, динамометрия, кровяное давление, сон, самочувствие, работоспособность, настроение.
Техника спортивного плавания, стартов, поворотов: движения ногами, руками, движения всеми способами плавания, скольжения, комплексное плавания, поводящие упражнения для разучивания нового материала, фазы движения руками и ногами во время плавания. Индивидуальные особенности. -
Техника гребков в синхронном плавании: характеристика гребковых движений веерного типа, различное положении кисти, продвигающий гребок, удерживающий или неподвижный, опорный, гребки выталкивания, гребки вращения тела, прямые и обратные гребки. Основные ошибки. Исправление ошибок. Гребковые движения ногами в продвижении и на месте.
Взаимосвязь технической, физической и хореографической подготовки: особенности физической подготовки в синхронном плавании. Гармоничное развитие всего организма. Основные принципы терминологии.
Правила, организации и проведение соревнований: значение спортивных соревнований и показательных выступлений.