THE REALIZATION OF THE NATIONAL PROGRAM “DIGITAL ECOMONY” AT THE PRESENT STAGE




В.В. Стромилов

 

РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ«ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА» НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

Северо-Кавказский филиал ордена Трудового Красного Знамени федерального

государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«Московский технический университет связи и информатики», Ростов-на-Дону, Россия

 

Ключевые слова: национальные программы, цифровая экономика, цифровизация экономики, информационные технологии, новые технологии.

 

В статье представлены задачи и принципы реализации национальной программы «Цифровая экономика» и её структура, рассмотрены результаты по её выполнению и перспективы её выполнения в будущем.

 

 

V.V. Stromilov

 

THE REALIZATION OF THE NATIONAL PROGRAM “DIGITAL ECOMONY” AT THE PRESENT STAGE

 

North Caucasus branch of Moscow Technical University of Communications and

Informatics, Rostov-on-Don, Russia

 

 

Keywords: national program, digital economy, digitalization of the economy, information technology, new technologies.

 

The article considers tasks and principles of the implementation of the national program "Digital Economy" and its structure, the results of its implementation and the prospects for its implementation in the future are considered.


 

1. Введение

Активное внедрение цифровых технологий в разнообразные сферы жизни началось ещё в конце XX века в связи с их активным развитием. Экономика не стала исключением. Цифровизация общественной жизни и государства в целом и экономики в частности на данный момент играет существенную роль не в последнюю очередь из-за пандемии COVID-19, вынудившей множество предприятий перевестись на удалённый режим работы. Цифровые сервисы смогли смягчить последствия пандемии[1]. Меры по цифровизации экономики проводятся в большинстве развитых стран мира, и в том числе и России. Национальная программа (сокращённо – нацпрограмма) «Цифровая экономика» (она же национальный проект (сокращённо – нацпроект) «Цифровая экономика») была утверждена 24 декабря 2018 года на заседании президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и национальным проектам в рамках выполнения указа президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Данная программа входит в состав направления по нацпроектам «Экономический рост». Срок действия данной программы начался 1 октября 2018 года. Данная статья ставит целью рассмотрение национальной программы и результатов её реализации на практике.

 

Рис. 1 Логотип национальной программы «Цифровая экономика»

 

Система управления программы была утверждена постановлением Правительства РФ от 2 марта 2019 г. №234 «О системе управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

a. Президиум Совета при Президенте Российской Федерации Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам – рассматривает и утверждает паспорт национальной программы, также рассматривая запросы на его изменения (за исключением запросов на изменение паспорта нацпрограммы, утвержденных Президиумом комиссии) и документы мониторинга по реализации как и самой нацпрограммы, так и федеральных проектов данной программы.

b. Правительственная комиссия по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности – рассматривает и утверждает предложения по новым федеральным проектам нацпрограммы;

c. Президиум Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности – рассматривает и одобряет проект паспорта национальной программы «Цифровая экономика», а также запросы на его изменение и итоговый отчет о реализации нацпрограммы

d. Куратор нацпрограммы и входящих в её состав федеральных проектов – Д. М. Чернышенко, заместитель Председателя Правительства РФ

e. Подкомиссия по развитию искусственного интеллекта Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности

f. Автономная некоммерческая организация (сокращённо – АНО) «Цифровая экономика» – обеспечивает продуктивное взаимоотношение бизнеса и государства в рамках реализации нацпрограммы

g. Центры компетенции – определяются вышеупомянутой некоммерческой организации, обеспечивают сбор предложений в проекты паспортов федеральных проектов нацпрограммы и готовят проекты паспортов в целом

h. Рабочие группы – готовят предложения и проекты и заключения на проектов паспортов федеральных проектов нацпрограммы, рассматривают итоговые отчёты о реализации нацпрограммы и выполняют её мероприятия.

i. Руководитель нацпрограммы – М. И. Шадаев, министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ

j. Администратор нацпрограммы – Н. С. Яцеленко, заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ

 

2. Федеральные проекты в составе национальной программы «Цифровая экономика»

Нацпрограмма включает следующие федеральные проекты:

· «Нормативное регулирование цифровой среды»

· «Кадры для цифровой экономики»

· «Информационная инфраструктура»

· «Информационная безопасность»

· «Цифровые технологии»

· «Цифровое государственное управление»

· «Искусственный интеллект»

Федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды» предусматривает поэтапную разработку и дальнейшую законодательных инициатив по правовому регулированию цифровой экономики и преодолению первоочередных барьеров, препятствующих её развитию, таким образом, благоприятствуя развитию современных технологий и ведения бизнеса с их помощью. Также проект предлагает урегулировать идентификацию субъектов правоотношения, электронного документооборота, сбора, хранения и обработки данных.

Проект «Кадры для цифровой экономики» призван содействовать увеличению уровня цифровой грамотности населения, освоению ключевых компетенций цифровой экономики. Предполагается, что к 2024 году будет выстроена преемственная на всех уровнях система образования, включающая поддержку талантов в области информатики и математики, подготовку высококвалифицированных кадров в тех же областях, отвечающих современным требованиям; реализацию образовательных проектов и программ переподготовки по востребованным профессиям в условиях цифровой экономики. В рамках данного федерального проекта реализуются такие проекты, как «Цифровые профессии» (получение дополнительного ИТ-образования в виде 24 направлений образовательных программ от популярных ИТ-организаций и образовательных учреждений), «Готов к цифре» (сайт-агрегатор по тестированию владения цифровой грамотностью и обучению эффективной работе с цифровыми технологиями), «CDO» (образовательная программа по получению новых цифровых компетенций у представителей региональных и федеральных властей по выполнению нацпрограммы «Цифровая экономика» и заинтересованных в цифровом развитии руководителей и менеджеров крупных предприятий и представителей промышленных и научных организаций). Руководителем данного проекта является заместитель Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Н. С. Яцеленко.

Федеральный проект «Информационная инфраструктура» ставит своей целью создание безопасной и конкурентноспособной инфраструктуры высокоскоростной передачи данных по стране, обеспечение широкополосным доступом к Интернету (в т.ч. сетей 5G) социально значимых объектов (сокращённо – СЗО), в малонаселённых и труднодоступных населённых пунктов (реализация будет осуществляться путём установки точек доступа беспроводного интернета (Wi-Fi) и сотовой связи) и эффективное и безопасное пользование онлайн-сервисами. Руководителем данного проекта является заместитель Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Д. М. Ким.

Проект «Информационная безопасность», как уже ясно из названия, ставит своей целью обеспечение устойчивой инфраструктуры по обеспечению информационной безопасности на территории России, сокращения уровня киберпреступности, предотвращение отставания России на рынке ПО по обеспечению информационной безопасности и дальнейшее развитие конкурентоспособности отечественных разработок и технологий в мировом масштабе, обеспечение высококвалифицированными кадрами в сфере информационной безопасности. Руководителем данного проекта является заместитель Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Д. В. Реуцкий.

Ключевой целью федерального проекта «Цифровые технологии» является обеспечение технологической независимости государства, ускорение технологического развития отечественных компаний, обеспечение конкурентоспособности отечественных разработок в области цифровых технологий на мировом рынке. Проект ставит своими задачами создание благоприятных условий для развития стартапов в области цифровых технологий, развитие перспективных высоких технологий вроде квантовых технологий и сетей 5G и поддержка отечественных компаний-лидеров в области ИТ. Руководителем проекта является заместитель Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций М. В. Паршин.

Проект «Цифровое государственное управление» ставит своей целью увеличение доли массовых услуг (как государственных услуг (сокращённо – госуслуг), так и муниципальных), доступных в электронном виде до 95% к 2030 году. Мероприятия по реализации данной цели осуществляется по трём направлениям: обеспечением граждан удовлетворённостью пользования массовых услуг в электронном виде, цифровизацией процессов предоставления массовых услуг и стимулированием граждан к пользованию массовыми услугами в электронном виде. Руководителем данной программы является заместитель Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций О. Б. Пак.

Проект «Искусственный интеллект» является одним из новейших, реализуемых в данной нацпрограмме. Его задача состоит в созданий условий для пользования гражданами сервисов и услуг, основанных на искусственном интеллекте. Проект предусматривает поддержку научных исследований в данной области, разработку и развития ПО (в т.ч. поддержкой стартапов и пилотных внедрений технологий ИИ), создание комплексной системы правового регулирования в данной области и повышение уровня обеспечения российского рынка технологий ИИ квалифицированными специалистами. Руководителем данного проекта является заместитель Министра экономического развития РФ В. В. Федулов.

 

3. Реализация национальной программы «Цифровая экономика» и её федеральных проектов

 

В связи с массовым распространением сетей 5G в мире распространение их в России также является целью нацпрограммы «Цифровая экономика». Впрочем, внедрение 5G отложено на потом ввиду сложностей, таких как занятость частот силовыми структурами (занимаемыми ими диапазон составляет 3,4-3,8 ГГц и по заявлению операторов связи является наиболее удобным, из-за этого предполагается, что в РФ 5G будет доступен на частотах 4,7-4,9 ГГц) и отсутствия своего оборудования. Но Правительство РФ уже заключило соглашение с Ростехом и Ростелекомом о разработке и создании отечественных базовых станций и абонентского оборудования, которое и будет использоваться на территории России. Ожидается, что к 2022 году начнётся покрытие сетями 5G десяти крупнейших российских городов-миллиоников (несколько экспериментальных зон на 2020 год уже развёрнуто на территории Москвы и Санкт-Петербурга), к 2023 начнётся масштабное развёртывание сетей 5G, а доступна 5G будет в городах-миллиониках уже к 2024 году. Также, к 2024 году планируется установить порядка 10 000 базовых станций 5G в десяти городах-миллиониках, сообщает информагенство ТАСС. Уровень локализаций базовых станций для сетей 5G к тому времени должен будет составить 40% в стоимостном соотношении[2]. Помимо базовых станций, план мероприятий по продвижению к итоговой цели проекта по производству оборудования для обеспечения 5G предусматривает опорную сеть (что наряду с базовыми станциями 5G обеспечит комплексное решение по распространению 5G), для чего будет создана технологическая кооперация отечественных компаний, обладающих соответствующими наработками и компетенцией. Причины переноса сроков пока неизвестны. Вполне возможно, что решение отложить запуск 5G на территории России может быть связано в связи урезанием трат на нацпрограмму из-за кризиса, вызванного эпидемией COVID-19[3].

Тем не менее, подключение к высокоскоростному и широкопотоковому Интернету осуществляется. К примеру, в Ростовской области с 2019 года осуществляется подключение к сетям передачи данных (в т. ч. Интернет) более двух тысяч социально значимых объектов, в том числе районных и поселковых администраций, школ, пожарных частей, фельдшерско-акушерских пунктов и т.д. Завершение проекта планируется уже к концу этого года. По состоянию на июль этого года, предполагается обеспечить доступ к Интернету для 964 социально значимых объектов: в т. ч. 335 культурно-досуговых учреждений, 325 образовательных учреждений и 266 фельдшерско-акушерских пунктов[4]. А, например, Татарстан, согласно сообщению министерства цифрового развития республики, успешно прошёл основной этап создания необходимой для цифровизации инфраструктуры – уровень покрытия сотовой связью к октябрю этого года составил 99,8%, к Интернету подключены более девяти тысяч социально значимых организаций, а все социально значимые услуги будут переведены в электронный вид[5]. В Приморском крае в рамках выполнения данной нацпрограммы до СЗО проложены волоконно-оптические линии связи (сокращённо – ВОЛС) протяжённостью 636,67 км, Интернет в данных СЗО доступен с 10 октября 2020. Из них доля подключённых к Интеренту, составила 100 % для медицинских учреждений, 58% для гос. органов власти и органов местного самоуправления (из плановых 68%), 87% для фельдшерско-акушерских пунктов (из плановых 78% (sic!)) и 38% для образовательных учреждений (из плановых 37%). В Бурятии в рамках федерального и регионального проектов «Информационная инфраструктура» с 2019 года подключено 630 СЗО: 212 фельдшерско-акушерских и акушерских пунктов, 234 образовательных учреждений, 126 гос. органов власти и органов местного самоуправления, 42 объекта МЧС и 6 объектов МВД. К 2021 году планировалось подключение к ещё 414 СЗО, из них: 115 фельдшерско-акушерских и акушерских пунктов, 170 образовательных учреждений, 108 гос. органов власти и органов местного управления, 20 объектов МЧС и 33 объекта МВД. В Хабаровском крае в 2020 году в рамках нацпрограммы подготовлено 4633 выпускника образовательных учреждений с ключевой компетенцией цифровой экономики (по плану – 3048 чел. (sic!))[6]. В Карачаево-Черкесии по состоянию на 2019 год предлагалось к 2024 году обеспечить более 97% жителей республики высокоскоростным Интернетом[7]. Кроме того, по состоянию на тот же год предполагалось к 2021 году подключить к Интернету более 304 СЗО[8]. Правительство Саратовской области в рамках осуществления нацпрограммы ставит своей целью увеличить долю домохозяйств, пользующихся Интернетом до 97%, подключить к широкополосному доступу к Интернету 100% СЗО инфраструктуры, снизить долю иностранного закупаемого и арендуемого ПО до 10% и увеличить количество выпускников по ИТ-специальностям[9]. В Смоленской области с 2019 года в рамках нацпрограммы к Интернету были подключены 710 СЗО, среди которых образовательные и медицинские организации и учреждения; а также 391 населённый пункт области, в том числе труднодоступные[10]. В Новосибирской области, по словам министра цифрового развития и связи Новосибирской области Сергея Цукаря, на 2019-2021 годы предполагалось обеспечить широкополосный доступ к Интернету в 1651 СЗО, расположенных в том числе и в малонаселённых и труднодоступных населённых пунктах, а также, в рамках выполнения нового этапа программы по ликвидации т.н. «цифрового неравенства» в 2021 году 37 населённых пункта области будет обеспечено сотовой связью формата 3G и 4G[11]. В Краснодарском крае, по сообщениям информагенства ТАСС, в рамках реализации нацпрограммы с 2019 года было подключено к Интернету более двух тысяч СЗО (в том числе 811 за этот год): среди них 937 школ, 407 фельдшерско-акушерских пунктов и 350 культурных учреждений[12]. В Ставропольском крае, по сообщениям информагенства ТАСС, к 2021 году планируется подключить высокоскоростной и широкополосный Интернет более к чем 400 СЗО, всего будет проложено примерно 300 км волоконно-оптических кабелей. По состоянию на 1 июня 2021 года работы по подключению Интернета завершены на 58%[13].

Нельзя не отметить в свете вышеописанного ухода работы множества предприятий в онлайн ввиду последствий пандемии и цифровизацию госуслуг. По сравнению с 2019 годом пользование госуслугами в онлайн режиме вырос в разы: к примеру, количество записей на приём к врачу выросло практически вдвое (с 47,9 млн до 74, 9 млн), а число обращений о состоянии индивидуальных лицевых счетов выросло с 20,7 млн до 24,8 млн. Соответственно, выросло количество человек, пользующихся госулсугами в онлайн-режиме: так, до пандемии ими пользовались лишь 28 % россиян, а уже во время пандемии госуслугами воспользовались 51%. 82% россиян считают, что онлайн-сервисы по госуслугам существенно облегчают взаимоотношение с государственными органами. Предполагается, что данный процесс будет завершён к 2023 году: к 1 января того года все наиболее значимые услуги будут доступны в онлайн-режиме. К 2024 году в новом формате (в т.ч. и в электронном виде) будет представлено около 300 госуслуг, из них 120 – федеральные и 180 – региональные и муниципальные. К примеру, централизация и завершение перевода в онлайн-режим информационных ресурсов МВД, Пенсионного фонда России, Федеральной службы госрегистрации и кадастра для оказания госуслуг должна завершиться к декабрю 2022 года. Заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко считает, что к 2024 году 85% россиян будут иметь учётную запись на сайте госуслуг gosuslugi.ru (он же «Госуслуги»)[14]. Он же подчеркнул, что на данный момент (сентябрь 2021 года) «Госуслуги» занимают четвёртое место в мире по посещаемости среди сайтов в сфере государственного управления[15], а мобильное приложение «Госуслуги.Авто» занимает первое место среди бесплатных приложений в магазине мобильных приложений AppStore в связи с началом тестирования цифровой копии свидетельства о регистрации транспортного средства в России[16]. Цифровизация госуслуг влечёт к тому, что пользователь может подать полностью подать документы дистанционно, в онлайн-режиме, и таким же образом получить результат. Предполагается, что госуслуги будут осуществляться в полностью автоматизированном режиме без участия сотрудников госорганов или вовсе в проактивном режиме – т.е. без обращения пользователя-заявителя и с использованием данных пользователя от других ведомств[17]. К примеру, в Смоленской области, по состоянию на 19 октября 2021 года будет проведён переход в электронную версию 94 государственных и муниципальных услуг, 66 из которых уже доступны на едином портале госуслуг. Сейчас по количеству предоставляемых в электронном виде услуг Смоленская область занимает третье место среди всех регионов России[18]. По итогам сентября этого года лидерами в сфере цифровой трансформации Липецкая, Тульская области, Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО) и Нижегородская область, говорит Чернышенко по итогам совещания с руководителями цифровой трансформации регионов. Он же назвал регионы, сильно отстающие по темпам цифровизации – это Северная Осетия (Алания), Забайкальский край, Тамбовская и Магаданская области[19]. Проводящаяся осенью этого года перепись населения, опять же, в рамках реализации данной нацпрограммы, впервые истории также проводится и в электронном виде, онлайн. Интерактивная форма для переписи представлена на сайте «Госуслуги», время её заполнения, по словам заместителя главы Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Олега Качанова, составляет около 15-25 минут. Что характерно, черновик переписного листа сохраняется при каждом поле ввода, что позволяет сделать перерыв и продолжить заполнение формы позднее[20].[21]. Чернышенко на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам в режиме видеоконференции также заявил, что планируется к 2024 году предоставлять все справки и выписки в электронном виде[22]. Кроме того, он заявил, что к 2023 году процедура взыскания алиментов будет осуществляться преимущественно онлайн и удалённо, что позволит государству исполнять свои обязанности по защите интересов и прав ребёнка[23].

Одной из немаловажных целей данной госпрограммы и федерального проекта «Цифровое государственное управление» в частности является массовое внедрение цифровых паспортов вместо бумажных[24]. В цифровых паспортах будут использоваться смарт-карты, а также цифровые копии паспортов в смартфонах граждан РФ[25]. Уже в декабре этого года в пилотном режиме в Москве будет запущен проект введения цифрового паспорта[26]. Помимо Москвы, отметил глава Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций М. Шадаев, введение цифровых паспортах планируется по крайней мере в трёх регионах РФ (каких – не уточняется). Также он отметил, что цифровая копия паспорта будет представлять из себя приложение для мобильных устройств, которое будет считывать данные, записанные на чип смарт-карты, а в отдельных случаях показывать не саму карту, а QR-код, который будет подтверждать право обладателя цифрового паспорта совершение определённых действий[27].

С 9 августа 2019 на сайте «Госуслуги» доступны прототипы так называемых суперсервисов. Это новый вид государственных услуг, позволяющий оформлять документы и осуществлять тому подобные действия в электронном режиме[28]. Существует суперсервис в том числе и для оформления документов для поступления в ВУЗ – «Цифровые документы об образовании онлайн». В рамках реализации данного суперсервиса Министерство образования РФ разработает ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», который будет регулировать условия выдачи документов и квалификации в электронной форме.

В рамках выполнения данной нацпрограммы было введено дистанционное электронное голосование (ДЭГ), впервые осуществлённое на выборах в Городскую Думу Москвы (сокращённо – Мосгордума) 2019 года[29], а во время выборов в Госдуму, прошедших в сентябре этого года, вышедшее на федеральный уровень. Перед этим, с 12 по 14 мая проходило тестирование ДЭГ, оно было доступно гражданам, ранее подавшее заявку на участие через портал «Госуслуги»[30]. ДЭГ применялось на выборах в Госдуму в том числе и в Ростове-на-Дону и Ростовской области.

В целях повышения цифровой грамотности населения нацпрограмма способствует открытию и развитию образовательных проектов, интенсивов, специализированных образовательных учреждений, вебинаров и онлайн-курсов. К примеру таких образовательных проектов можно отнести «Цифровые профессии», «Урок цифры» (осуществляется при поддержке Сбербанка)[31] и «Готов к цифре». Подобные образовательные проекты действуют не только на федеральном, но и на региональном и муниципальном уровне. Так, в Тюмени с 30 августа 2020 года действует образовательный проект «Школа цифровой трансформации», курируемый местным департаментом информатизации, организующая лекции, онлайн-курсы, семинары и вебинары, посвящённые работе за компьютером и гаджетами (планшеты, смартфоны и т.п.), и приобретения новых практических навыков в ИТ-сфере[32] [33] [34]. В Ростовской области при Ростовском колледже связи и информатики (сокращённо – РКСИ), а также при поддержке правительства Ростовской области, Министерстве образования Ростовской области, Министерстве информационных технологий и связи Ростовской области, Ростелекома, МТС, банка «Центр-Инвест» и других организаций действует профориентационный летний лагерь «IT-Фабрика компьютерных гениев»[35] [36].

В конце 2019 года был запущен проект по созданию национального киберполигона для противодействия государства и организаций ключевых отраслей экономики России кибератакам и укрепления безопасности государства в цифровом пространстве. На нём проводятся тренировки и киберучения с симуляцией компьютерных атак по различным сценариям. Также симулируются цели кибератак, такие, как отрасли экономики, предприятия и даже города. Впоследствии цели киберполигона были расширены, и теперь он занимается комплексным подходом: помимо ключевых отраслей российской экономики (нефтегазовой, металлургической, транспортной, телекоммуникационной и т.д.) к нему будут подключаться коммерческие организации, разумеется, с соответствующей инфраструктурой[37] [38].

В рамках выполнения федерального проекта «Искусственный интеллект» нацпрограммы Министерство просвещения РФ организовало Всероссийскую олимпиаду по искусственному интеллекту, участие в которой принимают школьники 8-11 классов. Участники олимпиады демонстрируют свои умения и навыки в подборке и настройке алгоритмов машинного обучения[39] [40]. Чернышенко сообщил ТАСС, что около 100 тысяч школьников пройдут курсы в сфере искусственного интеллекта[41]. Также Чернышенко на первом заседание правительственной комиссии по научно-технологическому развитию (созданной по указу Президента РФ) заявил, что искусственный интеллект необходимо использовать для прогноза научно-технического прогресса. Основным вопросом данного заседания явилась подготовка государственной программы научно-технического развития РФ, реализуемой в том числе и с помощью искусственного интеллекта[42]. 22 июля этого года был запущен конкурс среди малых предприятий на получение грантов в размере от 4 до 20 млн. ₽ на стартапы в области развития искусственного интеллекта. Начиная с августа 2021 года в рамках реализации данного федерального проекта разрабатывается Национальный кодекс этики ИИ[43] [44]. Внедрение искусственного интеллекта является приоритетным в том числе и для Вооружённых сил РФ, 9 февраля этого года министр обороны РФ генерал армии С. Шойгу заявил на оперативно-мобилизационном сборе с руководящим составом ВС РФ, что «необходимо внедрение технологий искусственного интеллекта в вооружение, определяющее перспективный облик Вооруженных cил»[45].. Глава Росстата П. Малков в интервью информагенству «РИА Новости» отметил, что перепись населения этого года проводится с применением искусственного интеллекта, а также с использованием технологии «big data» (англ. «большие данные»), с которым и будет работать ИИ. «Искусственный интеллект будет применяться при анализе тех данных, которые агрегируют операторы мобильной связи. В этот раз мы впервые будем экспериментировать с большими данными» – уточнил Малков. Данные во владении мобильных операторов о перемещении своих абонентов пойдёт в основу сведений о количестве населения муниципальных районов и городских округов. Это в том числе позволит уточнить данные переписи [46] [47].[48].

В рамках выполнения федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» нацпрограммы Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ запустило программы по повышению квалификации кадров строительной отрасли и ЖКХ, для чего теперь необходимо получить персональный цифровой сертификат (ПЦС) и пройти бесплатное обучение по программам повышения квалификации по 22 направлениям цифровой экономики, например, по направлению BIM-технологий (информационное моделирование в строительстве). По завершению обучения будет выдано удостоверение о повышении квалификации[49]

Одна из целей, которая ставит собой нацпрограмма – борьба с телефонным мошенничеством, которая в последние годы набирает обороты. В июле этого года, сообщает издание «РБК», представители нескольких ведомств (Ростех, Ростелеком, Росатом), а также частных компаний (среди которых Сбербанк, ВТБ, Яндекс, МТС, РЖД, Mail.ru Group и т. д.), вошедших в состав рабочей группы при АНО «Цифровая экономика», предложили включить в число целей нацпрограммы сокращение к 2024 году телефонного мошенничества в 10 раз. Список мероприятий по противодействию с телефонным мошенничеством, по предложению рабочей группы, должен был быть предоставлен сроком до 10 октября. Он включает себя регулирование IP-телефонии, ограничение на транзит трафика, признанного мошенническим и др. Для борьбы с телефонным мошенничеством также предлагается разработать единую методику сбора и подсчёта правонарушений. От себя добавлю, что уже сейчас развёрнута полномасштабная агитация по борьбе с телефонными мошенниками. Помимо этого, данная рабочая группа предложила создание единого центра кибербезопасности (англ. security operation center – SOC) для обеспечения безопасности государственных информационных систем (ГИС) в облачной инфраструктуре. Данное решение обусловлено тем, что государственная облачная инфраструктура — это единая экосистема, и соответственно, её защиту должна обеспечивать единая же экосистема кибербезопасности, а не разрозненные частные компании. Хотя представитель от МТС также отметил, что компания также поддерживает привлечение к SOC различных участников рынка, что по его словам, сократит расходы государства на обеспечение работы SOC, повысит конкуренцию и стимул к развитию данного направления, а также обеспечит наиболее безопасную и устойчивую к угрозам извне систему создания распределённого SOC. Идея по созданию SOC принадлежит Сбербанку[50]. Кроме того, глава МВД РФ В. Колокольцев в декабре прошлого года сообщил, что в МВД будет создано отделение по борьбе с киберпреступностью, грубо говоря, киберполиция. Это решение Колокольцев аргументировал тем, что за период пандемии COVID-19 сильно вырос уровень киберпреступности. Уже в начале 2020 года сообщалось, что в следственном департаменте МВД создано отделение по борьбе с киберпреступностью ввиду возросшего уровня киберпреступлений[51].

13 октября 2021 года Правительство Российской Федерации (с её стороны выступал Чернышенко) и Всемирный экономический форум (сокращённо – ВЭФ, с его стороны выступал президент форума, норвежский политик и бывший министр иностранных дел Бёрге Бренде (норв. Børge Brende)) подписали соглашение о создании в России так называемого Центра четвёртой промышленной революции, который будет оказывать помощь в реализации проектов ВЭФ в России и адаптации лучших мировых практик. Данный центр для этих целей вберёт вокруг себя как и компании-мировые лидеры в сфере ИТ, промышленности, науки и бизнеса, так и ведущие отечественные компании и российские государственные органы. Также центр позволит вести активный диалог между российскими IT-компаниями, государственными и международными структурами, а также экспертными сообществами из разных стран мира. Центр начал свою работу с 15 октября. Чернышенко отметил: «Сегодня Россия находится в активной фазе формирования цифровой экономики, которая затрагивает все отрасли промышленности, социальной сферы и госуправления. Мы сейчас являемся свидетелями прорывного развития, не имеющего ранее подобных аналогов. Основная цель создания российского Центра четвёртой промышленной революции – повышение узнаваемости России в мировом экспертном сообществе и возможность обмена с ВЭФ и его партнёрами по всему миру накопленным опытом и экспертизой. В следующем году совместно с ВЭФ планируется развернуть проекты в области применения экспериментальных правовых режимов, искусственного интеллекта и интернета вещей. Первые из них будут запущены до конца этого года в сфере беспилотного транспорта, медицины и обработки данных. Россия, кстати, последние несколько лет активно внедряет технологии искусственного интеллекта. На сегодняшний день таких решений в стране более 800, и часть из них уже заметна на международных рынках. В целом сотрудничество с ВЭФ будет осуществляться по различным направлениям: политика в области данных, городская мобильность, поддержка экспорта и продвижение российских IT-технологий на зарубежных рынках». Глобальная сеть четвёртой промышленной революции запущена в 2018 году Всемирным экономическим форумом и является международной платформой для сотрудничества, сфокусированной на вопросах управления новыми технологиями и цифровой трансформацией (https://government.ru/news/43532/).

Однако, стоит упомянуть и недостатки по реализации данной нацпрограммы. К 1 марта 2021 года показатели по исполнению расходов на реализацию нацпрограммы «Цифровая экономика» составили 3,4 %. К сожалению, эти показатели являются одними из самых худших, поскольку лучшие показатели нацпрограмм и нацпроектов составили около 20-25 % (среди них «Жильё и городская среда», «Здравоохранение» и «Демография»)[52]. В 2019 году (кратко – Минкомсвязь) не смогла потратить четверть из выделенных ей на развитие цифровой экономики 74,8 млрд. ₽ (основная часть была выделена как раз на реализацию нацпрограммы «Цифровая экономика», на которую всего в 2019 году планировалось выделить 100,2 млрд. ₽). В числе причин данного явления представители Счётной палаты РФ, выявившей его по результатам проверки исполнения министерством закона «О федеральном бюджете за 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов», а также член рабочей группы АНО «Цифровая экономика» Владислав Онищенко и в едущий аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян указывают постоянные переписывание и доработка документов нацпрограммы (в т.ч. паспорта нацпрограммы) в силу быстрого развития технологий ввиду неготовности госаппарата, а также излишняя бюрократизация и перераспределение бюджета между задачами, заложенными в федеральных проектах. По словам Казаряна, низкое кассовое исполнение нацпрограммы может быть объяснено страхом сотрудников Минкомсвязи оказаться под следствием из-за обвинений в растрате бюджетных средств. Он же добавляет, что мероприятия нацпрограммы всё-таки реализуются на практике, хоть и с гораздо большими сроками[53]. Помимо этого, различные проекты реализуются с различной степенью успешности: так, по состоянию на июль 2020 года в составе федерального проекта «Нормативное регулирование цифровой среды» не выполнено 9 проектов, в составе «Информационной инфраструктуры» – 11, а в составе «Цифрового государственного управления» – и вовсе из 74 проектов не выполнено 20. Эксперты Аналитического центра при Правительстве РФ ради улучшения темпов реализации нацпрограммы считают, что необходимо упростить сложную структуру управления нацпрограммой, в состав которой входят органы власти, госкорпорации, АНО и институты развития[54].

Подводя итоги, можно сказать, что несмотря на все трудности, данная нацпрограмма успешно выполняется, таким образом проводя масштабную цифровизацию российской экономики, хоть и с некоторым отставанием от стран Запада и Дальнего Востока (таких, как Китай, Япония и Южная Корея). Оценивая результаты, достигнутые при выполнении данной нацпрограммы на данный момент, можно заключить, что российская экономика в целом готова к восприятию новейших цифровых технологий в ближайшем будущем.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. «Цифровая экономика РФ»:: Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации: официальный сайт. – Москва. – URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (дата обращения: 23.10.2021). – Текст: электронный.

2. Цифровая экономика 2024: официальный сайт. – Москва. – URL: https://data-economy.ru/2024 (дата обращения: 23.10.2021). – Текст: электронный.

3. Национальная программа «Цифровая экономика 2024»: федеральные проекты, отрасли, структура, мероприятия, проекты и совет по цифровой экономике: официальный сайт. – Москва. – URL: https://digital.ac.gov.ru/about/ (дата обращения: 23.10.2021). – Текст: электронный

4. «Нормативное регулирование цифровой среды»:: Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации: официальный сайт. – Москва. – URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/862/ (дата обращения: 24.10.2021). – Текст: электронн<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: