Антропология, как научная дисциплина (13.02.2013)




Антропология – от антропос – человек. Наука о человеке. Антропологию как целостную область знаний можно разделить на две части – физическая антропология, которая изучает телесные параметры человека, эволюцию человека, второй частью является культурная, или социальная антропология. Сама по себе антропология – это область научного знания, в которой рассматриваются фундаментальные проблемы существования человека в природной и искусственной среде. Человек рассматривается как родовое существо, прошедшее историко–культурную эволюцию.

Антропология – это наука о человечестве в единстве его физических, культурных и социальных аспектов, наряду с социологией, психологией и политологией. Антропология относится к т.н. поведенческим наукам. Все они имеют общий предмет – изучают либо индивидуальное поведение, либо поведение в группах. Кроме того, они имеют похожие методы исследования – такие как анкетирование, интервьюирование, наблюдение, анализ документальных источников, эксперимент. Особую близость обнаруживают социальная антропология и социология. Одни авторы называют социологию разделом социальной антропологии, другие напротив, считают социальную антропологию частью социологии, но между с тем обе из разветвляются на множество направлений, школ, и большинство из них направлены на изучение особенностей исторического, культурного, социального становления человека и человеческого рода.

У культурной антропологии много общего с гуманитарными науками, философией, историей. От других социальных наук культурную антропологию отличает интерес к культурам бесписьменных народов, т.е. народов, которые находятся на доиндустриальной стадии – архаические народы. Особенностью является метод «полевых исследований» - экспедиций, в процессе которых происходит сбор информации. Исследования бывают естественные и лабораторные.

В современной социальной культурной антропологии исследования совсем необязательно.

В узком понимании культурная антропология занимается изучением поведения человека, его деятельностью.

Дисциплина первоначально называлась этнологией – наукой об этносах, народах. Но к концу 19 века распространяется термин «социальная антропология» и, как раз, вводит название науки всемирно известный антрополог Джейсен Фрезер.

В России более распространена физическая антропология, а культурно – антропологические исследования разных культур, субкультур, входили в комплексную дисциплину этнографии.

Затем, в начала 90ых термин был заменён на этнологию, в западной науке усиливается тенденция сближения социальной и культурной антропологии. Российская наука, включаясь в мировое сообщество так же принимает это название – «социальная и культурная антропология».

Культурная антропология является собирательной дисциплиной, которая в общем подходе использует данные таких наук как: археология, этнография, этнология (сравнительное изучение народов прошлого и настоящего), фольклористику (в которой коллекционируются и исследуются образцы народного творчества), лингвистику (изучение живых и мёртвых языков), культуры и личности (например, изучение, формирования личности в отдельной культуре).

Основная цель культурной антропологии – всестороннее изучить процессы формирования, развития человеческой культуры, общие проблемы развития человечества, её познавательную направленность (задач культурной антропологии) – изучение созданных объектов, артефактов, идей, образов, технологий, нормативных образований, оценочных критериев и складывающихся вокруг них отношений.

Второй задачей является построение теоретических моделей для организации, интерпретации, объяснения фактов, характеризующих активностью людей в природном и искусственном окружениях.

Третьей задачей социальной и культурной антропологии является построение теоретических моделей макро и микродинамики культурных процессов.

Объектом культурной антропологии является человек, взятый в его социальном и природном окружении, рассматривается он через призму культуры общества, однако, не менее важным здесь является и географическая среда формирования, развития культуры. Это значит что на формирование человека влияет климат, ландшафт. Они повлияли на становления физического облика, роста, формы глаз и т.д.

В истории социокультурной антропологии можно выделить несколько периодов:

1) Первая половина 19 века. С 1800 – 1860е годы. Обычно этот период называют этнографическим и на этом этапе, конечно, проходило зарождение антропологии, как области научных знаний. По существу этот период обозначен сбором данных о различных народах мира, их культурах. Объектом исследования становятся бесписьменные народы (которые существовали на тот момент). Этнографы изучали различные этнические общности, в т.ч. которые не обладают письменностью, познакомились с их нравами, бытом. Так же информация поступала от торговцев, географов, археологов.

2) Второй период 1860-нач 20 в. – эволюционистский период. Здесь применяется теоретическая модель эволюции, которая вначале появилась в естественных науках, а теперь применяется к возникновению и развитию человека, его социальных институтов (учение Чарльза Дарвина).

3) Исторический этап. 1890е – сер 1920ых годов. Связан он с деятельностью американского антрополога (!)Франца Боаса.

4) Психологический этап. Эти исследования берут начало в конце 1920ых и имеют актуальность до 1950ых годов. В изучении культуры применяется психологический метод. Мариас Лацарус и Хельман Штейнталь – являются основоположниками психологического подхода. Они занимались изучением психологии народов, размышляли о психологической стороне народного духа, выявляли законы деятельности народа, т.е. здесь берут начало ещё исследования национального характера. Психологический подход очень выразился в направлении и культуре личности – Род Бенедикт и Маргарет Мид. Здесь представляются основы социализации и инкультурации человека.

5) Эволюционисткий. Структурно – функционалстский, состоящий из национально упорядоченных элементов и знаковых систем. Например язык, наука, искусство, мода, реклама и т.д.

6) Неоэволюционистский 1950-1960е. Связано с американским культурологом Лесли Уайдом.

7) 1980-по сей день. Постмодернизм – это теоретическая концепция, применяемая для осмысления новаций в культуре. Для него характерен плюрализм, т.е. множественность в объяснении реальности. Подобная логика развития усматривается прежде всего в западных теориях.

В СССР антропология развивается на основе достижений российских этнографов, работы которых относятся к последней трети 19 – начала 20 века. Российские, а затем и советские этнографы, они так же изучали аборигенов. Такие этнографы как Николай Миклухо-Маклай, Лев Богораз, Довнар-Запольский, Лев Штейнберг. В советской науке на рубеже 60ых-80ых годов формируется оригинальная концепция этноса, которые опирались на достижения видного русского учёного эмигранта Сергея Широкогорова. Наибольшую известность приобретают работы Юлиана Брамлея. Он попытался соединить теорию этноса с марксистским учением об общественно – экономических формациях. Даже в советской науке были оригинальные, которые не согласовывались с марксистской теорией, например, теория Льва Гумилёва.

Современная антропология выполняет функцию культурную. Она способна освободиться от знания этноцентризма, а сегодня эта установка этноцентрическая приводит к очень печальным результатам – это и национализм, и ксенофобия. Она приучает к взгляду со стороны на чужую культуру, избавляет от желания взглянуть на чужую культуру с системы. Сравнительный подход, который хорошо используется в антропологии, помогает глубже понять собственную культуру.

В методологии антропологических исследований можно выделить несколько видов. Во-первых, это сравнительное исследование.

Сравнительный подход выделяет общее и особенное в социальных и культурных явлениях, единые фазы развития, уникальность тенденций в динамике примитивных обществ. В зависимости от предмета исследования выделяют разновидности сравнительных исследований, а такой разновидностью являются сравнительно-исторические исследования. Когда сравниваются существующие совместно, либо последовательно возникающие культуры. Сравнивается главная, повторяющаяся, а всё второстепенное отбрасывается. Так, к примеру, сравнительно – сопоставительный метод раскрывает природу разнородных объектов.

Историко-типологическое сравнение в сравнительно историческом методе. Объясняет сходство различных по своему происхождению явлений одинаковыми условиями генезиса – например, магия, на островах Тихого океана современного общества, и магия в древних цивилизациях (улавливаются одинаковые условия зарождения).

Историко-генетическое сравнение. Объясняется сходство явлений, как результат их родства по происхождению. Например – родственные народы.

Второй метод – типологический. Тип – это идеальная модель, отражающая существенные признаки определённого множества явлений. Именно общие признаки, отличия при этом игнорируются, они считаются здесь несущественными.

Третий – метод пережитков. Это реконструкция исчезнувших явлений по их пережиткам современного общества.

Метод сравнительного языкознания. Сравнение словарей разных народов, исследование исчезнувших слов, причины и т.д.

Хуй (27.02.2013)

Эволюционизм

По Дарвину – человек произошёл от обезьяны. В 19 веке закон эволюции становится объяснительным механизмом существования общества и культуры. Эволюционистская парадигма проникла почти во все отрасли научного знания и вытеснила богословский взгляд. Основными чертами культурной антропологии эволюционизма стали во-первых признания единства единства человеческого рода и единообразия культур.

Во-вторых признание однолинейности процессов развития. От простого – к сложному. Выделяли стадия развития.

Третьей общей чертой развития человечества является оптимизм, рационалистический идеал культуры.

Психологическое обоснование явления культуры. Выведение развития поведения общества из психических свойств индивида. Все эволюционисты опираются на материал естественных наук.

Один из основателей эволюционизма, Адольф Бастиан – изначально по профессии врач. Он наблюдал за ирокезами. Он не только наблюдал психические качества этих людей, но и накапливал материал для теоретического обобщения, а так же подружился с этими людьми и стал защищать их права. Он создал орден защиты примитивных племён и его исследования, его собранные материалы легли в основу созданного им Берлинского музея народоведения. Центральный труд – «Человек в истории» 1860 год. Эта книга имеет подзаголовок «К обоснованию психологического мировоззрения», где он развивает мысль о единстве человеческой культуры, которая развивается на основе общей психики. В ней заложена элементарная мысль – стихийная мысль. Различная в разной среде. В связи с этим было выработано понятие географической провинции. Каждый народ рождает свой круг идей, который не изменяется, пока народ живёт изолированно. Естественно, научный подход Бастиана опирается на клеточную теорию в психологическом плане. Клетками здесь являются первичные элементарные идеи, которые сходны у всех народов. Отсюда и формируется единство человеческой культуры. Источником развития является умственная предрасположенность каждого человека. Развитие же происходит в результате активного взаимодействия с окружающей средой, и даже саму мыслительную способность Бастиан рассматривал в качестве биологической функции человека. Духовную жизнь, таким образом, он подчинил биологическим законам. Возникновение элементарных идей, мыслей, изобретений. Бастиан усматривал в переходе человека от телесной жизни к действию в органо-проекции человеческого тела (т.е. в этом процессе деятельности стало изменяться его тело). Этот переход Бастиан назвал психологической необходимостью, которые отражают законы мышления. Следующая ступень эволюции – это возникновение народных идей из элементарных, в ходе объединения людей в большие группы. Эти идеи – принадлежность коллектива, группы людей.

Таким образом мировоззрения людей можно назвать народной мыслью, развитие которой Бастиан рассматривал генетически. Когда сталкиваются две народные мысли, они неизбежно реагируют друг на друга и возникает новая сумма народной мысли.

Первобытная культура обусловлена лишь природными факторами, но народные представления изменяются благодаря контактам с идеями распространивмся в соседних географических провинциях. Подобное взаимодействие Бастиан считал причиной начала истории, когда народы начинают освобождаться от природной среды обитания.

Герберт Спенсор - мыслитель второй половины 19 века. Философ – биолог – социолог, идеи эволюции он высказал за несколько лет до Чарльза Дарвина. Спенсор не изменял идею одномоментной эволюции, и социальные типы он уподоблял организмам. Эти организмы не образуют одного ряда, но расходятся, разветвляются на различные группы. Которые осуществляют над - органическое развитие (пути сообщений – сосудистая система, а деньги – её кровеносные сосуды). Культура развивается под влиянием двух групп факторов. Во-первых это внешние факторы, т.е. в среде графической среды и соседних культур и внутренних факторов, а именно: физическая природа человека, диффирензация рас, разнообразие психических качеств. Спенсер один из первых высказал ошибочную мысль об отсталости некоторых рас.

Исходя из различных видов эволюции Спенсор выделяет различные формы над – органического развития уже в животном царстве, например у высших позвоночных животных, которые живут стадами. Первобытные общества он называет стадом людей.

Распределительная…

Всякое развитое общество имеет две системы органов. Первая из них – это поддерживающая система, обеспечивает производство необходимых продуктов, которые распределяются с помощью второй, распределительной системы.

И наконец третья, регулитивная система осуществляет подчинение частей целому.

Кроме того, он выделяет специфические системы общества, такие как домашние, обрядовые, политические, церковные, профессиональные, промышленные. Законом эволюции являются процессы дифференциации и интеграции. Дифференциация – это выделения нового образования, нового института. Таким образом развитие начинается с количественного роста, с увеличением числа, объёма, элементов культуры. Этот количественный рост ведёт к системной дифференциации целого сверх – организма культуры, что требует согласованности различных культурных установлений. А эволюция, по мнению Спенсера, движется в направлении интеграции. Т.е. определение в целостность.

Потребности человеческие удовлетворяются в ходе деятельности. Возникают разные занятие в ходе эволюции. Они также эволюционировали, они так же выделяли занятия, без которых человек не может выжить – это труд, ремесло, потому что они обеспечивают первичные потребности человека (в пище, в укрытии)

Вторая группа – это творческие занятия. Они реализуются на базе первичных занятий (основных). Примером таким занятий является художественное творчество и эстетическая культура. Эти занятия способствуют счастью. Но принимать это счастье за основную потребность – нельзя. В определённых ситуациях эстетическая культура должна уступать место основным потребностям, обыденным обязанностям. Так и с обществом. Сначала обеспечивается потребность в пропитании и защите от врагов. Обеспечиваются условия для успешной охоты, земледелия. И лишь затем, постепенно, появляется политическое устройство государства, а впоследствии увеличивается спрос на пищу, жилище, и поэтому возникает разделение труда. Наконец, когда обеспечены все животные потребности – возникает литература, искусство, которые таким образом делаются показателем движения прогресса.

Спенсер так же объясняет появление интегративной формы культуры. Язык – наука – искусство – музыка. Например, математика появляется из наблюдений за астрономическими и физическими явлениями, а затем способствует появлению физики, астрономии. Химия появилась из металлургического опыта древних людей, и сама в свою очередь, развиваясь, способствовала промышленному прогрессу. Музыка появилась из естественных реакций человека на окружающий мир. Человек подражал звукам природы. Так появился язык, который развивался одновременно с неким подобием пения, когда некие звуки (особенно гласные) растягивались.

В то же время музыка способствовала дальнейшему эмоциональному развитию человека, и в целом здесь проявился этот просветительский взгляд на прогресс, как движение к одухотворению человека. Человек движется навстречу альтруизма. Сначала человечество объединялось в военное общество, потом в меркантильное общество, и затем нас ждёт общество склонного к альтруизму. Общество, с исключительной способностью сострадания. Эти утопические идеи проявились в надежде, что правящий класс будет заботиться о благосостянии людей, их духовном воспитании, об умственном прогрессе масс. Хотя Спенсер считал, что нравственная красота выше умственной силы, и смысл этого прогресса в подавлении эгоистических элементов. Частные удовольствия должны замениться желанием счастья другим.

Ещё одна модель дана мыслителем Льюисом Морганом. В 1851 году вышла книга «Орден Ирокезов» и некоторые считают выход этой книги рождением американской этнографии.

Одним из первых Морган попытался внести систему в предысторию человечества. Он приходит к выводу, что первобытная организация – родовая организация. Род – клетка. В первобытные времена общество было основано на экзогамии (т.е. запрет на браки в своём роде). До этого царила эндогамия.

Дикость и варварство.

Дикость – в каждой из первобытных ступеней Морган выделил 3 стадии.

Самая низшая дикость. В это время люди ещё находились в местах своего первоначального пребывания, т.е. в тропических и субтропических лесах. Нужно сказать, что эта ступень является гипотетической, поскольку, как признаёт и сам Морган – она не доказана, не найдена. Это до сих пор слабое звено в эволюции видов. В это время человек жил на деревьях. Главное – возникновение членораздельной речи.

Ни один из народов существующих ныне не находится на этой стадии.

Средняя стадия дикости. Начинается с использования рыбы в пищу и с разведением огня. Рыба годиться в пищу только в результате термической обработки. Человек начинает передвигаться по морским берегам. Он уже меньше зависим от места. Человечество расселяется по земной поверхности. Доказательством таких переселений служит повсеместно находимые орудия труда из неотшлифованного камня.

Заселение новых мест и добывание огня (трение) совершенствовали и источники питания. Корни, клубни, пеклись в земляных печах. Постепенно добавочной пищей становится дичь, однако на этой стадии никаких исключительно охотничьих народов не существовала. Пока ещё охота не надёжна. Здесь она происходит при помощи дубины и копья. В это время появляется людоедство из-за постоянной нехватки пищи. Именно на этой стадии находятся австралийцы и полинезийцы (во второй половине 19 века).

Высшая стадия дикости. Началась с изобретения лука и стрелы. Дичь становится постоянной пищей, а охота – основным родом занятий. Лук, стрелы, тетива – достаточно сложный механизм. На этой стадии умственные возможности человека развились очень высоко. На этой стадии люди живут в деревнях. Появляются деревянные сосуды и утварь, ручное ткачество, плетение (из камыша, например), шлифованные каменные орудия, огонь и каменный топор. Научились делать брёвна и доски для постройки жилища. На этом дикость заканчивается.

Варварство.

Первая ступень – низшая. Начинается с ведением гончарного искусства. Вероятно, его развитие связано с потребностью разводить огнеупорные сосуды, поэтому плетёное обмазывали глиной. С этого времени значимыми становятся природные особенности двух великих материков (Америки и Евразии). В старом свете были все, впоследствие одомашненные животные, все пригодные для разведения злаки, а вот в Америке была только лама, а из злаков – манис. С этого времени культурные различия двух материков различался.

Вторая ступен ь. На востоке началась с приручения домашних животных, на западе – с возделывания съедобных растений при помощи орошения, и с употреблением адобов (высушенный на солнце кирпич – сырец). Дальше этой ступени в Америке не пошли до прибытия европейцев. На востоке – с приручения животных, дающих молоко и мясо, но долгое время съедобные культуры оставались неизвестные. Образование крупных стад животноводства привело к появлению двух европейских племён – семитов и арийцев. Семиты расселились в долине рек Тигр и Евфрат на травяных полях, а арийцы в индии, в долине рек Оксус, Яксарт, а так же Днепра и Дона. Обильное мясное и молочное питание благоприятно влияло на развитие детей, поэтому обе разы развивались успешно. Например у индейцев пуэбло мозг меньше, потому что они кормились исключительно растительной пищей, чем у индейцев, которые находились ещё на низшей ступени варварства, но питались мясом и рыбой. На этой стадии почти исчез каннибализм, сохранившись лишь в качестве колдовского обряда.

Высшая ступень. Начинается с плавки железной руды. Эта ступень самостоятельно пройдена только в восточном полушарии, и пока более успешна, чем все другие. Это греки героического периода. Это италийские племена до основания Рима, это германцы, норманны, времён викингов. Впервые здесь встречается плуг с железным лемехом. Домашний скот употребляется уже в качестве тягловой силы. Становится возможным земледелие в крупных размерах. Выросли припасы, выросло общество. Полный расцвет варварства показан у Гомера в Илиаде. Появляются города, эпос.

Цивилизация. Наступает с развитием государства и письменности. Бесписьменная стадия кончилась, кончилась доистория. История начинается с истории письменных памятников. Нужно отметить, что Морган, как и Спенсор придерживался оптимистического взгляда на прогресс.

Диффузионизм (13.03.2013)

Диффузия в области развития антропологии. Оформляется на рубеже 19-20 веков и является реакцией на ограниченность эволюционистской теории.

Диффузионисты доказывают, что культурные явления развиваются в результате контактов между народами. Т.е концепции эволюционистов об автономном развитии разнокультурных явлений в сходных условиях диффузионисты противопоставляют:

Во-первых, принцип географической определённости возникновения конкретных явлений, предметов культуры, иногда они принимают форму тезиса об однократном возникновении культурного явления и его последующего распространения из центра зарождения.

Во-вторых, принцип пространственного перемещения отдельных элементов культуры и их комплексов, именно поэтому, главное, на что обращают внимание диффузионисты – процесс общения народов. Они стараются постичь законы освоения представителями одной культуры достижений других народов. Основным средством коммуникации являются войны и заболевания, это может быть колонизация, торговля, миграция, добровольное подражание и взаимное признание.

В качестве аргументов своих теорий диффузионисты приводят также примеры других наук, например литературоведение. Речь идёт об изучении т.н. бродячих сюжетов, например, сказки 1000 и 1 ночи присутствуют сказки, которые присутствуют у различных народов.

Культурная диффузия не имеет аналогов в биологии – это ещё одна отличительная черта эволюционизма и диффузионизма, поскольку эволюционисты прослеживали эволюцию человека как эволюцию природного вида. Идея диффузионизма противоречит идее борьбы за существование, представленной эволюционистами, поскольку диффузионизм предполагает, что культуры – конкуренты могут учиться друг у друга.

Рассмотрим варианты диффузионистов:

Основателем диффузионизма принято считать Фридриха Ратцеля (ум. 1904), профессора этнологии Мюнхенского Университета, хотя сам Ратцель никогда себя диффузионистам не называл. Его отнесли к этой школе поздние исследователи. Среди его работ можно назвать: «Антропогеография», «Народоведение», «Земля и жизнь». Во многом Ратцель ещё придерживается точек зрения эволюционизма, но так же здесь сильна антиэволюционистская тенденция. Культура, говорит Ратцель, никогда не бывает однородно-целостной. Она - смесь разнообразных элементов, как унаследованных, так и чужих: общность языка, верований, обычаев, взглядов, и прежде всего общность народного сознания – всё это лишь одежды, набросанные на самое разное содержания, прикрывая его и уравнивая.

Основным предметом исследования, на которое обращает внимание Ратцель – географическое распространение материальной культуры, или распространение этнографических предметов. Изучение их приводит к пониманию того, как распространялись носители этих предметов. Это не отдельные конкретные предметы, а определённый ряд, вид мечей (например), такого то типа, горшков такого то типа. Его интересует категория этнографических предметов. Этнографический предмет – это форма, в которую заключена идея, поэтому в разных местах идея предмета отлита в разные формы, однако самые большие изменения происходят при распространении духовной культуры.

Это есть концепция культурных кругов (зон).

Культурный круг – это совокупность одинаково распространённых предметов, покрывающих одну и ту же территорию. Именно это будет говорить о распространении одного народа, или, по крайней мере его связях.

Эти связи, отмеченные сходством этнографических предметов, и они, возможно, между импортом и миграцией преимущество придаётся миграции.

Разные предметы передвигаются по-разному. Например: украшения, одежда, наркотики легко заимствуются и поэтому вовсе не свидетельствуют о миграции. А вот упряжь, металлы – двигаются только вместе с их носителями. В первом случае мы имеем дело с трансмиссией, когда заимствуются только отдельные элементы культуры, а во втором случае имеет место пересадка целого, взаимосвязанного культурного достояния народа. Трансмиссия определяет этнографическое родство – родство культур без родства носителей культур.

В конце 19 века по поводу происхождения этнографического родства существовало два мнения:

Первого из них придерживались эволюционисты, такие как Адольф Бастиан. Этнографическое родство возникает из-за сходства человеческой природы. У Бастиани явление получило название «конвенгенции».

Рацель придёрживался второго мнения, которое его сближало с последующими диффузиционистскими школами. Распространение шло из одного центра, по географическому направлению, оно как бы растекалось из него.

Рацель пытается нарисовать общую картину расселения народов на земле. Развитие культуры в связи с географическими условиями. Он показывает, как взаимодействует духовный мир с внешними, природными условиями. Именно климатические условия обусловили различия между культурами разных народов, однако постепенно эти различия сглаживаются по причине того что в процессе культурных контактов происходит пространственное перемещение этнографических предметов. Всё это объясняет процессы изменчивости и стабильности в культуре.

Поэтому, по Ратцелю, сегодня все расы смешаны, постоянно изменяются языки. Не только изменяются, но и вытесняются новыми языками. Меняются названия разных народов, и единственное, что он считает стабильным – это этнографические предметы, сохраняющие свою форму и ареал.

Таким образом Фридрих Ратцель выделил два способа перемещения элементов культуры:

1) Полный и быстрый перенос всего культурного комплекса. Для обозначения он использовал термин американских антропологов «аккультурация».

2) Перемещение только отдельных этнографических предметов от одного народа к другому.

Распространение предметов за пределами культурного круга предполагалось вместе с народом. Сходные элементы в разных культурах он, кроме этого, объяснял и тем, что в глубокой древности все они могли иметь общее происхождение. Основной источник изменений – контакты.

Инвазионизм (от. Инвазия – вторжения). Т.е изменения в культуре вызванные вторжением в неё переселенцев, которые принадлежат к более высокому уровню культуры. Вторжения, вызываемые переселением армии в другую страну. Таким образом, Джеймс Фергюсон в 1870е годы пытался объяснить становление британской культуры. Он изображает карту, на которой показывает, каким образом народы с континента переселялись в Британию. Народов было много – это и бритты, пикты, скотты (шотландия), англы, саксы, норманны.

Строители иголитов жили на островах. Отсюда Фёргюсон рисует стрелочки перемещения.

Дольмены обнаружены почти во всех европейских странах, поэтому стрелки тянутся отовсюду. Инвазия здесь напрашивается, как объяснение возникновения культуры.

Теория культурных областей (кругов) – она сформировалась в республиканской и английской антропологии. Примером тому может служить Кларк Уислер (ум. 1947). Примером его исследований является книга «Американский индеец». Идея роднящая его с антропологией конца 19 века является то, что культура – это результат адаптации к психологической среде.

Культура распространяется посредством диффузии. Антропологические черты имеют свойство диффунировать во всех направлениях и центрах своего происхождения. Это распространение происходит концентрическим образом. Т.е опларпо занимает окраинное положение. Заебалоооо, тогда как центральные позиции принадлежат более сложным. Чем большее расположение имеет ряд, мотив, сюжет верование – тем более древнее происхождение она имеет. Ограниченное существование культурного явления свидетельствует о его недавнем происхождении. Культурной областью считается зона влияния культурного центра.

Подобные идеи высказывал Р. Диксон в книге «Построение культуры», который выделил виды культурной диффузии. Это, во-первых, первичная диффузия, т.е. распространение нововведения в рамках одной культуры. И во вторых – это вторичная чотобля распространения диффузии за границей ареала.

Уильям Риверс посредством диффузии объяснял развитие меланезийских народов. Это развитие он объяснял как взаимодействие волн – переселенецев.

В процессе взаимодействия могут возникать новые явления культуры, непохожие ни на одно из взаимодействующих культур, и даже малое число переселенцев, обладающих более высокой технологией может распространить свои обычаи в среде местного населения.

Теория культурного центра – представляет собой попытку найти такой центр, из которого в древности исходили миссионерские элиты, которые и распространяли ту более высокую культуру. Как правило такими центрами цивилизации называют древнего шумера и древнего Египта. Это ещё называют гипердиффузионизмом. А если за центр брать Египет – то панегипизм. Представителем панегиптизма был граф Эллиот Смит. Он чрезвычайно интересовался египетской культурой и пришёл к выводу, что культуры сходны с египетской, пришёл в выводу об их сходстве. Он пришёл к выводу, что культура распространялась из Египта. Сначала это было восточное направление, через Персию в Индию, Цейлон, в Индонезию и дальше на Восток, в Океанию. Далее эти черты культуры попали, через Тихий Океан, в Америку. В первичный комплекс культуры вошли ряд элементов, среди них обычай сооружать меглиты (памятники), мумификации, путь солнца и земли, ткачество, обычай деформации черепа, обрезание, прокол и растягивание ушей.

Перри придал панегипетской теории законченный вид. В Египте зародилась высокая архаичная культура и затем распространилась по всему виду. В её состав он включил всё те же элементы, которые называл Элиот Смит, среди которых от отметил регационные изменения, гончарство, металлургия, добыча жемчуга, культ великой богини – матери и человеческие жертвоприношения связанные с культом земледелия.

Носители высокой культуры искали благородные металлы и камни и поэтому они, как правило, оседали в районах месторождений этих драгоценностей, смешиваясь постепенно с аборигенами. Так и возникло разнообразие культур.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: