Вступительное слово учителя.




Тема «Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве».

Цели урока:

Обучающая: сформировать представления о колокольном звоне как явлении музыкального искусства;

Развивающая: развить эмоциональную отзывчивость на колокольный звон;

Мотивационная: пробудить интерес к изображению колоколов в изобразительном искусстве.

Задачи:

-Личностные: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; любовь к Родине; учебно-познавательный интерес к новому материалу.

-Метапредметные:

регулятивные: дети учатся слушать вопросы и отвечать на них; понимать смысл исполнительских и творческих заданий, вносить в них свои коррективы; развитие умения осмысливать полученную информацию; формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность

коммуникативные: формирование умения излагать свою точку зрения; выражать свое мнение о музыке, понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке; участие в коллективном пении.

познавательные: дети учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства; обобщать. Учатся моделировать ритмическое сопровождение из предложенных ритмов; развивать ассоциативно-художественное восприятие

-Предметные: пробуждать интерес к православной культуре, духовному наследию русского народа, изучать новые музыкальные понятия, учить различать основные виды колокольного звона; расширять представление детей о назначении колоколов; эмоционально и осознанно воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека; соотносить исполнение музыки с жизненными впечатлениями.

Форма урока: урок-беседа, основанный на индивидуальных исследованиях учащихся и проектной деятельности.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Новые музыкальные понятия: кампанелла, звонница, звонарь, колокольня, перезвон, благовест, трезвон.

Оборудование:

• мультимедиа аппаратура;

• компьютер;

· рояль.

Музыкальный материал:

• звоны – благовест, трезвон, перезвон;

• М. П. Мусоргский – «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов»;

С.В. Рахманинов «Сюита для двух фортепиано» Сюита №1, 4 часть “Светлый праздник”

• Е. Крылатов, Ю. Энтин – «Колокола»;

• А. Морозов – «Малиновый звон».

Предварительная работа:

Учащиеся распределены по группам (опережающие задания):

1. познакомить с историей Царь-колокола;

2. найти информацию о колоколе – инструменте симфонического оркестра;

3. сообщения о колокольном звоне.

Ход урока:

Со звонком учащиеся занимают свои места.

Вступительное слово учителя.

1 слайд (на фоне звучания колоколов – фото колоколов).

Учитель (читает стихотворение):

Музыка над городом плывёт
Радостно, торжественно, красиво…
Колокольный звон…. Какая сила!
Чистый звук, что за душу берёт.

Звон плывёт, взмывая в облака,
Он, как свет: прозрачный и хрустальный.
И парит над миром чудо, тайна,
Возродившись к жизни на века.

Учитель: Как хорошо в этих стихах поэтесса Татьяна Лаврова передала ощущение радости и торжественности!

Наш сегодняшний урок будет посвящён замечательному явлению в русской культуре – колокольному звону.

Скажите, можно ли назвать колокола музыкальным инструментом?

Ответы учащихся.

Учитель:

Когда звонят колокола, то в их звоне можно услышать мелодию.

Как вы считаете, колокольный звон появился давно или совсем недавно?

Ответы учащихся.

Учитель:

Сегодня на уроке мы выясним, когда появился колокольный звон, где он звучал, какое место он занимал и занимает в жизни нашего соотечественника.

Тема нашего урока – «Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве».

Учитель:

Колокола появились на Руси ещё в древние времена. По преданию, в IV веке один монах, живший в Италии, заболел и пошёл в лес за лечебными травами. Устав он прилёг на траву и задремал. Сквозь сон монах услышал удивительную музыку. Даже скорее не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то уходит, и он начинает выздоравливать.

Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается колокольчик. И монах решил, что именно голос цветка помог ему.

Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив её из металла.

По-итальянски цветок - «кампана». От этого слова происходит название предмета, созданного монахом, - кампанелла, по-русски – колокольчик.

На Руси отлив колоколов поначалу заказывали иностранцам – мастерам из Европы. Однако в конце XV века русские мастера сами овладели секретом изготовления кампанелл, да так быстро продвинулись в своём мастерстве, что превзошли своих западных коллег и по красоте, и по качеству звона колоколов.

Учитель:

Как вы думаете, для чего первоначально служили колокола?

Всвязи с чем люди Древней Руси звонили в колокол?

Звоном указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам.

Звоном оповещали о какой–либо опасности: приближении неприятеля, пожаре (набатный колокол).

Звоном собирали народ на народное собрание-вече.

В трагические для Родины дни звоном созывали народ на защиту Отечества.

Учитель:

Как вы думаете, где размещают колокола?

Ответы учащихся.

Учитель:

Для колоколов строят специальные сооружения, их называют колокольни, или звонницы.

 

Почему колокольня – понятно, а почему звонница?

Ответы учащихся.

Учитель:

Потому что оттуда льётся звон.

Как называют человека, который звонит в колокол?

Ответы учащихся.

Учитель:

Звонарь.

Колокольни строили высокими, и поэтому звон колоколов был хорошо слышен на большом расстоянии. Самая известная колокольня в России находится на территории Московского Кремля, это колокольня Ивана Великого.

(изображение колокольни Ивана Великого).

 

 

Учитель:

Строительство колокольни - очень трудное дело.

Звонницы – это деревянные щиты под навесом, куда прикреплялись наборы колоколов разного размера, каждый из которых звенел своим собственным голосом.

На колокольне Ивана Великого в 4-х ярусах находятся 37 колоколов!

Существует легенда, что когда Наполеон вступил в Москву, то решил он взорвать колокольню Ивана Великого. По его приказанию под неё подложили большое количество пороха и подожгли. Раздался взрыв, колокольня взлетела вверх, а затем опустилась на прежнее место, целая и невредимая.

Учитель:

А знаете ли вы, как изготавливают колокола? Из какого металла?

Ответы учащихся.

(изображение – плавка колоколов)

 

Учитель:

В огромной яме сооружали кирпичный «болван» и глиняную форму. Рядом в печи плавили медь. Только за 10-15 минут до окончания отливки к меди добавляли олово. Некоторые мастера бросали в растопленную печь серебряные монеты. Несколько работников, раскачав рычаг, пробивали в плавильной печи отверстие, из которого вырывался раскалённый металл. Стекая по желобам, он заполнял форму. Если часть меди проливалась и её не хватало на всю форму, вся работа пропадала даром.

Чтобы отливке колокола не повредили козни нечистой силы, перед литьём распускали самые невероятные слухи. Считалось: чем нелепее слух, тем звонче будет колокол.

Учитель:

А знаете ли вы, какой колокол самый большой?

Ответы учащихся.

Учитель:

Пусть о Царь-колоколе расскажет 1 исследовательская группа.

(изображение, фото XIX века).

 

Сообщения учащихся.

Учитель:

К колоколам на Руси относились как к живым существам.

Учитель:

Колоколам давали имена и прозвища: Гавриил, Ревун, Широкий, Медведь, Сысой, Лебедь, Глухой.

Как вы думаете, с чем связаны имена колоколов?

Ответы учащихся.

Учитель:

С характером звука – у каждого колокола свой неповторимый голос, тембр.

От чего зависит тембр колокола?

Ответы учащихся.

Учитель:

От размера. Действительно, размер определяет высоту и силу звучания колокола. Большие колокола имеют густой и мощный звук, маленькие, изящные звенят нежно и звонко.

И звоны колоколов бывают разные. От чего они зависят?

Ответы учащихся.

Учитель:

От церковного события.

Различают, главным образом, два рода звонов: благовест и собственно звон.

Благовест – одиночные удары в большой колокол. Возвещает о начале богослужения. Благовест – это название звона, а не колокола. Колокол, в который производят благовест, называется благовестником. Сейчас вы услышите собственно звон.

звучание благовеста.

Учитель:

А это – трезвон, перезвон, перебор.

Трезвон – несколько одновременно звонящих колоколов.

звучание трезвона.

Перезвон – поочерёдные удары (от одного до семи в каждый колокол) от большого колокола к малым.

звучание перезвона.

Учитель:

Перед воскресными службами, а также в праздничные дни за благовестом следует трезвон в несколько колоколов. Перед освящением воды в престольные праздники звучит перезвон, начиная с большого и кончая самым маленьким колоколом.

Как вы думаете, могут ли композиторы использовать звучание колоколов при создании музыкальных произведений?

Ответы учащихся.

Учитель:

Для этого был придуман специальный инструмент, в состав которого входит набор колоколов, разных по своему звучанию – от звонкого, лёгкого до басовитого, гудящего. Этот музыкальный инструмент так и назвали: колокол. Он входит в состав симфонического оркестра.

(изображение инструмента).

Учитель:

Колокольный звон имел очень большое значение для русской музыки.

Звоны можно услышать в операх М. П. Мусоргского «Борис Годунов», А. П. Бородина «Князь Игорь», в кантате С. С. Прокофьева «Александр Невский», в опере М. И. Глинки «Иван Сусанин».

Сегодня мы с вами послушаем «Великий колокольный звон» из оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов».

портрет композитора,

 

звучание фрагмента«Великий колокольный звон» из оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов».

Учитель:

К колоколам в давние времена относились, как к людям, они тоже имели свою судьбу.

Учитель:

Есть в колокольном звоне что-то раздольное, богатырское, созвучное душе русского человека. Он возвещал о рождении и смерти, о начале дня и его завершении, о всех значительных событиях в жизни человека.

В странах Западной Европы колокольный звон часто использовался для организации быта людей. Об этом говорят факты:

В Италии имелся так называемый «Хлебный колокол». С его ударом хозяйки ставили тесто.

Под «Колокол чистоты» в Германии начинали свой день дворники.

Во Франции колокол «Торговка рыбой» давал сигнал к открытию рыбных лавок.

«Процентный колокол» в Германии указывал на срок уплаты долгов.

«Колокол позора» извещал о банкротстве купцов.

«Колокол бедного грешника» созывал народ на казнь преступника.

Теперь, ответьте мне на вопрос: чем же были и стали колокола для нашего соотечественника?

Ответы учащихся.

Учитель:

Послушаем сюиту для двух фортепиано С.В. Рахманинова

звучание фрагмента

 

 

Учитель: Два фортепиано прекрасно имитируют звучание колоколов. Колокола, как голос с неба. Колокольный звон стал мерилом праведности и добра. Встречать колокольным звоном кого-либо считалось величайшей честью. Колокола – это символ России.

(картина Левитана «Вечерний звон»)

 

звучание фрагмента русской народной песни «Вечерний звон»

Учитель:

Могла бы эта песня для художника стать импульсом к написанию картины?

Ученики соглашаются, мотивируя это тем, что настроение песни и картины располагает к раздумью, воспоминаниям, светлой грусти. Ученики выбирают созвучные смыслу картины строки: «Как много дум наводит он…», «И многих нет теперь в живых…», «О юных днях в краю родном, где я любил, где отчий дом…»

Учитель:

Что сближает старинную русскую песню «Вечерний звон» и картину Левитана «Вечерний звон»?

Учащиеся: Образ Родины, раздумья, о родной земле, любовь и печаль.

В результате анализа картины «Вечерний звон» Левитана и песни «Вечерний звон» ученики должны быть подведены главному: изумиться простоте и ясности выразительных средств, которые выражают сложное душевное состояние.

Исполнение песни «Бьют часы на старо башне».

Бьют часы на старой башне,

Провожая день вчерашний,

И звонят колокола.

Провожая день вчерашний,

Бьют часы на старой башне:

Будет, будет даль светла!

 

Бой часов, как ключик золотой,

Двери утра весело открой!

Окна утра настежь распахни,

Сумрак ночи с улиц прогони.

 

Бьют часы на старой башне,

То, что ночью было страшным,

Светом залито дневным.

То, что ночью было страшным,

Стало теплым и домашним,

Стало милым и смешным.

 

Бой часов, как ключик золотой,

Двери утра весело открой!

Окна утра настежь распахни,

Сумрак ночи с улиц прогони.

 

Бьют часы на старой башне,

В этом мире должен каждый

Не спешить, не отставать.

В этом мире должен каждый

Слушать время и отважно

В ногу с временем шагать!

 

Бой часов, как ключик золотой,

Двери утра весело открой!

Окна утра настежь распахни,

Сумрак ночи с улиц прогони.

 

Бьют часы на старой башне,

Провожая день вчерашний,

И звонят колокола.

 

Учитель:

В наше время любовь к колокольным звонам не угасла. По народным поверьям, влиянию ночного церковного колокола не могут противостоять нечистые силы, теряет силу всякое злое волшебство и гадание.

Учёные установили, что в волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы. Звоном встречают и провожают прибывших в храм на венчание молодых, считается, что звон отгоняет от них нечистую силу и дарит долгую, счастливую жизнь.

Говорят: «Когда звонишь в колокол, душа становится светлее».

Сейчас специально устраивают концерты и праздники колокольной музыки, на которые приезжают любители этого прекрасного искусства.

Чаще всего такие праздники устраивают в городах, которые принято называть «Золотым кольцом России»: Суздаль, Владимир, Ростов Великий и т.д.

Целый день в городе звучат колокола, и над родной землёй плывут волшебные колокольные переливы.

Мне хочется, чтобы и у нас в классе зазвучал красивый Малиновый звон.

Песня «Малиновый звон».

Итог урока: С каким жанром русской музыки вы познакомились? (колокольные звоны)

Что вы нового узнали из урока? (ответы учащихся).

С какими видами искусств музыка вступает в союз,чтобы обрести большую наглядность, большую доходчивость?

 

Д/З. Найти интересную информацию о колоколах. Выучить песню Е. Крылатова, Ю. Энтина «КОЛОКОЛА»(«Бьют часы на старой башне»)

 

 

Под песню «Русь Святая зовет» в исполнении Ж. Бичевской мы заканчиваем урок.

До свидания, до новых встреч!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: