ВахрушевНикита Владимирович, группа АРХк-211
Научный руководитель: Бирюкова Е.Е. к.ф.н. доцент каф. «Архитектура».
Ключевые слова: эстетика, могильные памятники, гробницы, памятники, места захоронений, кладбища, эстетика могильных памятников, надгробия, память.
Что представляется читателю под эстетикой могильных памятников? В этой статье рассматривается развитие могильных памятников, захоронений в плане эстетики.
That seems to the reader under the aesthetics of the gravestones? In this article reviews the development of gravestones, tombs in terms of aesthetics.
Верование в существование в загробную жизнь существует и до сих пор. Кладбища, как места захоронений, во все времена человеческой истории отмечались особо. На местах захоронений всегда существовала особая атмосфера, характерная той или иной эпохе. Со временем изменялось отношение человека к смерти, к иному миру. Менялись приоритеты. Само слово «памятник» в словаре русского языка XI—XVII веков трактуется только в значении «памятная запись» или «свидетельство». Практически до XVIII века «памятник» — это, прежде всего, письменный документ, свидетельствующий о каком-то событии. Но к концу XVIII века «памятник» практически утрачивает такое значение. В словаре Российской академии «памятник» определяется как скульптурный или архитектурный монумент ушедшему человеку, месту или эпохе. Важно, что общим для двух этих значений остается механизм памяти: памятники призваны свидетельствовать о прошлом, увековечивать его в памяти потомков.
«ПАМЯТНИКЪ, м. Памятная запись, свидетельство. » [СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА XI~XVII вв.: 1988, с 138]
Всем должно быть известно о подлинном могуществе Древнего Египта, пик могущества которого был в XVI–XI вв. до н. э. Желая увековечить, продолжить за порогом смерти своё могущество, у Египтян родилось вероучение, согласно которому умершего ждёт воскрешение. Смерть считалось вполне нормальным явлением, нежели её боязнь. Могила – временное жилище, она служила как бы телепортом в другую, уже вечную жизнь в ином мире. Следовательно, нужно сохранить тело и все вещи покойного, которые были у него при жизни и которые понадобятся в ином мире, чтобы дух мог вернуться в тело подобно тому, как Нил возвращается ежегодно на орошаемую им землю. Происходило мумифицирование. Возводились гробницы, пирамиды, служившие как и «домом Ка», так и могильным памятником. Поражает величие и красота гробниц, построенных 4 тысячи лет назад, подчёркивающие могущественность их владельцев.
|
К примеру, даю отрывок из «Странствия Синухета», подчёркивающий контраст отношений к захоронениям за пределами Египта: «…Не умрёшь ты в чужой стране! Не похоронят тебя азиаты, не завернут тебя в баранью шкуру, устраивая убогую могилу. Хватит скитаться по земле! Подумай о своём теле и возвращайся!». [История Древнего Востока: Тексты и документы / Под редакцией В.И. Кузищина.— М., 2002. С. 29.]
Интересны древние кладбища зороастрийцев и иранцев в средние века. Зороастрийцы (поклонники огня) оставляли труп в пустынном месте на скалах, где его объедали до костей хищники. Согласно религиозному учению, умерших нельзя было ни закапывать, ни сжигать, ни соприкосать с землёй, чтоб не осквернить землю или воздух. А у иранцев трупы выкладывали в огромных круглых башнях (дахмах), на самой крыше, где их склевывали птицы. Снаружи дахма имела прямую цилиндрическую форму; внутри она была ступенчатой, с колодцом посредине. Три концентрических круга углублений внутри башни предназначались для раздельного положения умерших: первый круг углублений для мужчин, второй - для женщин, последний - для детей. Умерших, раздетых догола, клали в углубления, и спустя некоторое время, когда стервятники делали свое дело, обглоданные ими кости сбрасывали на дно колодца. Есть версии дахм попроще, с одним концентрическим кругом. Позже эти башни назывались «Башнями Молчания»(«Башнями Тишины»). Лучами света душа уносилась на небеса.
У чеченов и ингушей старые могильники состояли из каменных склепов, сложенных таким образом, что тела умерших практически изолировались от земли и воздуха.
Сарматы, меоты и другие народы, населявшие в античный период Причерноморье, протоиндоиранцы, южные славяне - предпочитали ингумацию. Западные и восточные славяне – кремацию, а древние народы Ирана, калифорнийские индейцы, племена Латинской Америки (ацтеки и другие), германцы (свевы) после сжигания закапывали остатки. Мальгаши (Мадагаскар) с древних времен и до наших дней устраивают могилы в пещерах. Торайя (Индонезия) строят усыпальницы на высоких сваях, а изогнутые вверх крыши складывают из расщепленных стволов бамбука. Коренные племена острова Тасмания (ныне вымершие) использовали все три типа захоронения, отличающимся является шалаш, воздвигающиеся над сгоревшими остатками.
|
Древний погребальный обычай некоторых национальных меньшинств Китая, особенно народа Бо (кит. 僰人) – захоронение в висячих гробах. Так же «воздушное» захоронение практиковалась в Филиппинах, Тибете, Индонезии.
|
Никто не хочет уходить беспамятно. С развитием общества появляются новые возможности увековечить себя. В наше время можно практически всё, от отправки праха в космос, до добавления его в грифель карандаша или в драгоценный камень.
Люди африканской народности «га», проживающей в Гане хоронят своих родственников в замысловатых гробах. Эта народность составляет примерно восемь процентов населения республики. В самой Гане хоронят в обычных гробах, но не «Га». Отличимая черта этой народности в изготовлении гробов разных форм, например для пчеловода в форме пчелы, улья, для моряка в форме корабля, лодки…Форм существует много, перечень их нескончаем. Делаются гробы на заказ. Картина получается нестандартная, когда под музыкальное сопровождение люди африканской народности несут «снеговика» (см. примечание). Трудно представить реакцию любопытных туристов, не знающих здешних погребальных ритуалов, захотевших посмотреть, что в «снеговике». Так же расположение покойника в этом гробу ничуть не важно, главное чтобы гроб носил отпечаток индивидуальности.
Есть народы, у которых не повеселиться на похоронах своего близкого – является кощунством.
Начиная с 90-ых, украинцы ввели моду изображать покойников в полный рост (см.приложение).
В наше время роспись на надгробных плитах может быть даже с юмором. (см. приложение).
Важно, что все эти погребальные ритуалы имеют схожий сюжет – переход из одного мира в другой, либо в более лучший (либо достойный самого покойника), что тело – это лишь бремя жизни. В большинстве своём имели категорию эстетики трагического.
Примечание
Старые могильные памятники чеченов.
Гробы африканской народности «Га».
Гробы африканской народности «Га» (2)
Гроб африканской народности «Га» (3)
Дахма.
Дахма в разрезе.
Египетская гробница.
Пример росписи на могильных плитах с юмором.
Пример росписи на могильных плитах с цитатой из фильма «Звёздные войны» и «Я говорил вам, я был болен» B.P. Roberts.
Список используемой литературы:
1. История Древнего Востока. Тексты и документы: учебное пособие / Под редакцией В.И. Кузищина.— М.: «Высшая школа», 2002. —719с.
ISBN 5-06-003756-8
2. Иностранцев К. A., «О древне-иранских погребальных обычаях и постройках», "ЖМНП. Новая серия" -1909 г. -ч. 20 -No 3
3. Лисов Г.П. «Мадагаскар – остров весёлых похорон»//Журнал "Тайны ХХ века" -2009 г. -№ 9 –С.26
4. Шмелёв Д.Н., Богатова Г.А. «СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА XI~XVII вв.», Вып. 14 - Москва.: Наука, 1988. – С.314
5. Места и типы захоронений [Электронный ресурс]. - https://www.abc-people.com/phenomenons/death/txt-7.htm. - (дата обращения: 4.01.2014)
6. Не повод для печали? [Электронный ресурс].- https://sipkin2009.mirtesen.ru/blog/43107633749/Ne-povod-dlya-pechali. -(дата обращения: 4.01.2014)
2014 г.