Авария. Столкновение автомобилей




Как показывает анализ причин происшествий, столкновения транспортных средств чаще всего происходят в результате неправильного расчета свободного участка пути и оценки скорости движущегося навстречу автомобиля при обгоне, объезде стоящего автомобиля или препятствия, при движении транспортного средства в крайнем левом ряду, причем последняя причина присутствует в каждом третьем происшествии. Столкновение является наиболее тяжелым происшествием, приводящим к гибели и ранению людей, выводу из строя автомобилей. Значительный удельный вес в нашей стране составляют ДТП, совершаемые водителями в нетрезвом состоянии. В крупных городах по этой причине совершается около 12 % всех ДТП. Нетрезвое состояние водителя является одной из наиболее опасных причин, ведущих к происшествиям с человеческими жертвами. Независимо от условий возникновения ДТП почти все они происходят, вследствие недостаточного профессионального мастерства водителей. Понятие мастерства достаточно сложно и неоднозначно. Под профессиональным мастерством условно следует понимать совокупность «дорожного интеллекта», технических навыков управления автомобилем и социально-психологических характеристик личности. Под профессиональным мастерством условно следует понимать совокупность «дорожного интеллекта», технических навыков управления автомобилем и социально-психологических характеристик личности. Первая составляющая определяет оценку и прогнозирование сложившейся ДТС, уровень ее потенциальной опасности, выбор и принятие решений по устранению нежелательных условий, вторая позволяет реализовать наиболее рациональные режимы движения, а в уже возникших критических ситуациях действовать так, чтобы предотвратить ДТП или уменьшить тяжесть его последствий. Третья составляющая характеризует водителя как человека, определяя при этом и его склонность к повышенному или пониженному риску, т. е. все особенности поведения индивидуума в жизни. Доля каждой составляющей в различных ситуациях различна. Так, предположить, например, что из-за стоящего на остановке автобуса может появиться пешеход, нетрудно. По целому ряду сопутствующих признаков можно даже прогнозировать вероятность его появления перед автомобилем. Здесь главную роль играет первый уровень профессионального мастерства Другие ситуации возникают относительно неожиданно, и прогноз их чрезвычайно затруднен. Например, внезапное изменение сцепления шины с дорогой, закругление дороги с резко уменьшенным радиусом и т. п. На высокой скорости автомобиль может потерять управляемость, и от водителя потребуется как можно быстрее выполнить необходимые технические приемы, чтобы предотвратить занос, опрокидывание и т. п., т. е. применить комплекс приобретенных технических навыков управления автомобилем. В подобных случаях роль второй составляющей мастерства является явно преобладающей.

Как избежать ДТП

Практика показала, что основой для избегания ДТП является знание и соблюдение Правил дорожного движения — закона дороги. Любое отклонение от Правил создает сложную, а порой и аварийную ситуацию.

В то же время водитель может попасть в аварийную ситуацию не по своей вине, а из-за ошибки другого участника движения или в результате непредвиденных стечений обстоятельств. В любом случае опыт и мастерство водителя будут играть определяющую роль в благополучном исходе этой сложной критической дорожной ситуации. Наиболее частое нарушение, приводящее к ДТП, — превышение скорости, в частности не сама высокая скорость, а несоответствие выбранной скорости конкретным условиям движения. Правила дорожного движения не регламентируют скорость для всех случаев жизни, они представляют водителю право самому сделать оптимальный расчет и выбрать необходимую скорость в зависимости от конкретной ситуации. Но необходимо помнить, что неправильно выбранная скорость создает Угрозу для возникновения происшествия. Часто к аварийной ситуации приводит неправильное поведение Других участников движения. Здесь очень важно руководствоваться бедующим правилом — следует не надеяться на то, что другой водитель предпримет необходимые меры безопасности, а прежде всего сделать это самому. Конечно, нельзя видеть в каждом водителе нарушителя, но, если действия другого водителя нерешительны или, наоборот, чрезмерно агрессивны, нужно быть готовым к любым неожиданностям и лучше предотвратить аварийную ситуацию, чем из нее выходить. Надежный водитель с точки зрения безопасности движения — это водитель, реально сопоставляющий свои возможности и возможности управляемого автомобиля во взаимосвязи со складывающейся ситуацией, обусловленной действиями других участников движения, дорожными и погодными условиями. На основе статистических данных, вероятность совершения ДТП, в значительной степени зависит от возраста и стажа водителя. Наибольший показатель опасности характерен для водителей в возрасте от 18 до 25 лет. Это можно объяснить малым опытом управления автомобилем и переоценкой своих профессиональных возможностей. Заметное увеличение показателя опасности для ДТП наблюдается у водителей старше 50 лет, большинство которых имеет значительный стаж управления автомобилем, но отличается ухудшением ряда функций, важных с точки зрения безопасного управления автомобилем: остроты зрения, особенно в сумерках; при ослеплении фарами встречного транспорта.

Средняя острота зрения в возрасте 20 лет принята за 100 %, к 40 годам она снижается до 90 %, к 60 — до 74%, к 80-до 47%. Исследования сенсомоторной работоспособности водителей различного возраста свидетельствуют о снижении работоспособности водителей в возрасте 45 лет по таким аспектам функционирования, как зрительная ориентация, быстрота реакции, способность концентрации внимания и обзора в ситуациях с ограниченным полем зрения. Однако независимо от возраста и ДТС правильность и безопасность действий водителя обусловлена такими факторами: всю ли необходимую информацию о ДТС он получил, правильно ли оценил ее, верные ли принял решения и правильно ли выполнил действия по управлению автомобилем.

Перечислим четыре основные функции, выполняемые водителем в процессе управления автомобилем:

1. восприятие ДТС (дорожно-транспортной ситуации) — правильное и своевременное обнаружение значимых с точки зрения безопасности движения всех участников ДТС, объектов и событий дорожно-транспортной обстановки;

2. оценка ДТС — оценка значимых с точки зрения безопасности движения всех участников ДТС параметров дорожно-транспортной

3. обстановки и прогнозирование возможных направлений опасного развития ДТС;

4. принятие решения — выявление возможных в данной ДТС действий по управлению транспортным средством и выбор из наилучшего сочетания с точки зрения обеспечения безопасности всех участников ДТС;

5. выполнение действий — реализация выбранных действий по управлению транспортным средством.

При безошибочном выполнении названных функций всеми участниками ДТС дорожно-транспортное происшествие не возникает. Если один или несколько участников ДТС допускают ошибки, то возникает опасность развития ДТП, и произойдет оно или нет — зависит от успешности действий, предпринятых участниками ДТС. Рассмотрим типичные ДТС, возникающие в условиях обычной эксплуатации легковых автомобилей, и рекомендуемые при этом действия водителя. Когда сзади в попутном направлении за вами движется автомобиль, старайтесь поддерживать постоянную скорость и чаще смотреть в зеркало заднего вида. Особенно следите за обгоняющими транспортными средствами, сигнализирующими о смене полосы для подготовки к обгону. Не забывайте подать следующей сзади машине сигнал о своем намерении изменить полосу движения, снизить скорость или остановиться. Помните, что преждевременная подача сигнала может ввести в заблуждение водителя, движущегося сзади, подача же сигнала с опозданием оставляет ему слишком мало времени для реакции на ваш маневр.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: