Мировоззрение – система наиболее общих взглядов и представлений о мире и человеке, определяющая цели, жизненные ориентиры и поведение индивида.
Сферы в структуре М.:
1)Сфера мироощущения(органы чувств) – при непосредственном контакте с миром, система наглядных образов и представлений об окружающей действительности.
2)Сфера миропонимания – рациональное (разумное) осмысление.
Элементы М.:
1)Знания – систематизированные сведения.
2)Оценки – выражение отношения человека к себе и к окружающей действительности.
3)Идеалы и нормы – это то, что выражает представления человека о перспективах своей жизни.
4)Убеждения выражают степень приверженности к тем или иным идеям.
В истории человечества сформировались следующие типы М.:
1)Мифологическое
2)Религиозное
3)Философское
4)Научное
Миф – образное повествование о мире.
Мифология – форма общественного сознания, характерная для ранних стадий общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития.
Особенности:
1)Приобладание мироощущения.
2)Синкретичность – смешение материального и духовного.
3)Разделение мира на небесный (богов) и земной (ч-ка), взаимосвязаны и взаимопроникают. Боги в мифологии антропоморфны; анимизм – все предметы одушевлены; фетишизм – предметы наделяются сверхест.св-ми.
4)ч-к – обычное рядовое природное существо: подчинен всем явлениям природы, он не выше ее, ни хозяин – тотемизм. Тотем – животный или растительный предок.
Религия - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации.
|
Религиозное мировоззрение в своей основе имеет представление о возможности взаимосвязи ч-ка и бога.
Осн.особенности:
1)преобладает ур-нь миропонимания; вера преобладает над чувствами.
2)Деление и набесный и земной миры: они различны, разделение этих миров – греховная природа ч-ка и поэтому осн.темой является искупление.
3)ч-к – существо особого рода, наделен надприродной сущностью: ч-к сотворен по образу бога в отличии от всего остального, сам бог поставил его выше, бог может иметь общение с ч-ом.
Философия относится к рефлексивному типу мировоззрения. Т.е. такому, в котором содержатся размышления над собственными представлениями о мире и месте человека в этом мире. Взгляд на свое мышление, свое сознание со стороны — одна из черт философского сознания.
Возникла в 7 в.до н.э.. Называют несколько очагов возникновения: Др.Греция, Др.Индия, Др.Китай.
Причины возникновения Ф.:
1)Кризис мифологического мышления.
2)Возникновение очередного (3-ого) разделения труда на физический и умственный.
Философия как тип мировоззрения отличается от всех других типов своей рациональностью. Полное господство сферы миропонимания, максимально теоретическая наука, построение на логике.
Предмет Ф. выражен в основном вопросе философии, который включает 2 части.
Основной вопрос философии:
1) Онтологическая. Онтология – философское учение о бытие (то, что существует). Ставит перед собой вопросы о том, что первично: бытие или сознание.
Материализм – учение, если первично бытие.
Идеализм – учение, если первично сознание.
|
Дуализм – учение, если первичны оба, равны.
2)Гносеологическая. Гносеология – философское учение о познании. Осн.вопрос: познаваем ли мир или нет? Если познаваем, то каковы источники?
Учения (школы):
- агностики – мир не познаваем.
- гностики – мир познаваем.
- скептики – сомневающиеся.
Если мир познаваем, возникает вопрос: что является источником познания?
Школы:
- гностики-импирики (опыт)
- гностики-сенсуалистики (чувства)
- гностики-рационалисты (разум)
Функции:
1)Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.
2)Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.
3)Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.
4)Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).
Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.
5)Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.).
|
6)Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.
7)Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
8)Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.