ПРОЕКТ
Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена (ОГЭ)
Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для
проведения в 2022 году основного государственного экзамена по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
подготовлен федеральным государственным бюджетным научным учреждением
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
Демонстрационный вариант ОГЭ 2022 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 9 класс. 2 / 24
Основной государственный экзамен по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Пояснения к демонстрационному варианту КИМ
При ознакомлении с демонстрационным вариантом 2022 г. следует иметь в виду, что задания, включённые в демонстрационный вариант, не отражают всех элементов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2022 г. Полный перечень элементов содержания, которые могут контролироваться на экзамене 2022 г., приведён в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по обществознанию, размещённом на сайте: www.fipi.ru.
Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы дать возможность любому участнику экзамена и широкой общественности составить представление о структуре будущей экзаменационной работы, количестве и форме заданий, а также об их уровне сложности. Приведённые критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом, включённые в этот вариант, позволят составить представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа.
Эти сведения дают выпускникам возможность выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по обществознанию в 2022 г.
|
© 2022 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Демонстрационный вариант ОГЭ 2022 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 9 класс. 3 / 24 Демонстрационный вариант ОГЭ 2022 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 9 класс. 4 / 24
Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов основного
государственного экзамена 2022 года по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа включает в себя 24 задания: 16 заданий с кратким ответом и 8 заданий с развёрнутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа (180 минут).
Ответы к заданиям 2–4, 7–11, 13, 14, 16–18 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Ответом к заданиям 15, 19 является последовательность цифр. Ответом к заданию 20 является слово (словосочетание). Ответы запишите в поле ответа в тексте работы без запятых, пробелов и прочих символов, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Задания 1, 5, 6, 12, 21–24 выполняются на бланке ответов № 2. Для выполнения заданий 21–24 необходимо: выбрать нужную информацию из текста, раскрыть (в том числе на примерах) его отдельные положения; соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса; применить имеющиеся знания для анализа социальных ситуаций; высказать и обосновать собственное мнение.
Все бланки заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.
|
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
После завершения работы проверьте, чтобы ответ на каждое задание в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером.
Желаем успеха!
Страта; доход; власть; демократия; собственность.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
1) семейное законодательство
2) урок
3) школьники
4) семейная пара Ответ:
© 2022 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © 2022 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Демонстрационный вариант ОГЭ 2022 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 9 класс. 5 / 24
1) начальном общем
2) основном общем
3) среднем общем
4) среднем профессиональном Ответ:
|
А. Наука помогает человеку систематизировать знания об окружающем мире. Б. Наука стремится к достоверности получаемых результатов.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны Ответ:
Демонстрационный вариант ОГЭ 2022 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 9 класс. 6 / 24
В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Романа Р.? Как ему правильно поступить в данной ситуации?
Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
1) труд
2) прибыль
3) налоги
4) заработная плата Ответ:
1) Государство устанавливает размер заработной платы работникам.
2) Министерство финансов решает вопрос о том, как использовать полученную прибыль.
3) Несовершеннолетним работникам предоставлены льготные условия труда.
4) Производитель самостоятельно определяет, что и сколько производить.
Ответ:
Какой вид экономической деятельности осуществляют члены семьи? Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два правила рационального осуществления этой деятельности и кратко поясните каждое из правил.
Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
© 2022 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
© 2022 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Демонстрационный вариант ОГЭ 2022 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 9 класс. 7 / 24
А. Проблема ограниченности ресурсов может быть полностью решена современной наукой.
Б. Ограниченность ресурсов связана с ростом потребностей общества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны Ответ:
Демонстрационный вариант ОГЭ 2022 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 9 класс. 8 / 24
Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены на гистограмме.
1) потребитель
2) избиратель
3) ученик средней школы
4) водитель Ответ:
А. Социальный конфликт всегда приводит к негативным последствиям. Б. Социальные конфликты различаются по форме и характеру развития.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны Ответ:
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве; б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняются указанные Вами: а) сходство; б) различие.
Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
1) демократическое
2) монархическое
3) федеративное
4) тоталитарное Ответ:
© 2022 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © 2022 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Демонстрационный вариант ОГЭ 2022 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 9 класс. 9 / 24
А. Референдум предполагает всенародное голосование по важному для всего общества и каждого гражданина вопросу.
Б. Решения, принятые на референдуме, обладают высшей юридической силой и не нуждаются в утверждении органами государственной власти.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны Ответ:
Демонстрационный вариант ОГЭ 2022 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 9 класс. 10 / 24
1) владеть
2) наследовать
3) пользоваться
4) распоряжаться Ответ:
Противодействие коррупции в Российской Федерации осуществляется на основе такого принципа, как
А. признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина.
ПРАВА И СВОБОДЫЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
А) право на жизнь
Б) право на участие в управлении делами государства
В) свобода предпринимательской деятельности
Г) свобода совести и вероисповедания Д) право избирать и быть избранным
ГРУППЫПРАВ
1) гражданские (личные)
2) политические
3) социально-экономические
Б. сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
|
1) поддерживаются силой государства
2) регулируют поведение людей
3) опираются на силу общественного мнения
4) содержат образцы поведения Ответ:
© 2022 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Учитель, раскрывая сущность человека, охарактеризовал черты, которые являются схожими у человека и других живых существ, и черты, которые отличают человека от других живых существ.
1) приспособление к условиям окружающей среды
2) способность к выдвижению целей и задач деятельности
3) инстинкты и рефлексы
4)
|
© 2022 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Демонстрационный вариант ОГЭ 2022 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 9 класс. 11 / 24 Демонстрационный вариант ОГЭ 2022 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 9 класс. 12 / 24
Да нет же. Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни…
Учитесь любить учиться!
|
Ответ:.
Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача – быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.
Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.
Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.
И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?
© 2022 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
© 2022 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Демонстрационный вариант ОГЭ 2022 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 9 класс. 13 / 24 Демонстрационный вариант ОГЭ 2022 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 9 класс. 14 / 24
Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию
За правильный ответ на каждое задание с кратким ответом, кроме задания 15, ставится 1 балл. Задание 15 оценивается по следующему принципу: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущено две и более ошибки.
Номер задания | Правильный ответ | Номер задания | Правильный ответ |
1324 <или> 3142 <или> 1342 <или> 3124 | |||
Правительство |
© 2022 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом
Страта; доход; власть; демократия; собственность.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе должны быть следующие элементы: 1) понятия: власть, демократия; 2) смысл понятия, например: власть – возможность навязать свою волю, управлять или воздействовать на других людей / демократия – политический режим, при котором источником власти является сам народ. (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.) | |
Правильно выписаны два верных понятия, раскрыт смысл любого одного из них | |
Наряду с верными понятиями выписано одно или несколько лишних понятий, раскрыт смысл верного понятия. ИЛИ Правильно выписаны только два верных понятия. ИЛИ Правильно выписано только одно верное понятие, раскрыт его смысл | |
Наряду с верными понятиями выписано одно или несколько лишних понятий, раскрыт только смысл лишнего понятия. ИЛИ Наряду с верными понятиями выписано одно или несколько лишних понятий, смысл верного понятия не раскрыт или раскрыт неверно. ИЛИ Выписано только одно верное понятие. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
© 2022 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Демонстрационный вариант ОГЭ 2022 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 9 класс. 15 / 24
Какой вид экономической деятельности осуществляют члены семьи? Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два правила рационального осуществления этой деятельности и кратко поясните каждое из правил.
Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе должны быть следующие элементы: 1) ответ на вопрос: покупку продуктов питания / хозяйственно- бытовую / деятельность потребителя и т.п.; (Может быть дан другой ответ на вопрос, не искажающий сущности изображённого на фотографии.) 2) два правила с пояснениями, допустим: – заранее спланировать и записать всё, что хотите купить, – составить список (иначе вероятность купить что-нибудь лишнее сильно возрастает. Кроме того, в суматохе можно забыть купить что-то действительно необходимое); – брать товар не на уровне глаз, а на полках выше или ниже (нередко все товары, размещённые на уровне глаз покупателя, дороже, чем аналогичные товары, лежащие на нижних или верхних полках. Прежде чем сделать выбор, целесообразно внимательно рассмотреть все полки с нужным продуктом и сравнить цены). (Могут быть сформулированы другие правила, приведены другие пояснения.) |
© 2022 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Демонстрационный вариант ОГЭ 2022 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 9 класс. 16 / 24
Дан правильный ответ на вопрос, сформулированы и пояснены два правила (всего пять элементов) | |
Дан правильный ответ на вопрос, приведены только два-три других элемента | |
Дан правильный ответ на вопрос, приведён только один другой элемент | |
Дан только правильный ответ на вопрос. ИЛИ Дан неправильный ответ на вопрос (ответ на вопрос отсутствует) независимо от наличия других элементов. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 3 |
В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Романа Р.? Как ему правильно поступить в данной ситуации?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ может содержать следующие элементы: 1) ответ на первый вопрос, например: скорее всего это мошенники, которые планировали получить конфиденциальную информацию и снять со счёта все деньги; 2) ответ на второй вопрос, например: ни в коем случае не сообщать номер своего банковского счёта/карты и PIN-код; обратиться на «горячую линию» для клиентов и/или в службу безопасности банка. Ответы на вопросы могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках | |
Даны правильные ответы на два вопроса | |
Дан правильный ответ только на один любой вопрос | |
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
© 2022 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Демонстрационный вариант ОГЭ 2022 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 9 класс. 17 / 24
Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены на гистограмме.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве; б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняются указанные Вами: а) сходство; б) различие.
Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
© 2022 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Демонстрационный вариант ОГЭ 2022 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 9 класс. 18 / 24
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе должны быть сформулированы выводы и высказаны предположения: а) о сходстве, например: граждане обеих возрастных групп в равной мере считают, что человеку нужно знать конституционное право (так как каждый гражданин должен знать свои права и обязанности, основы конституционного строя); б) о различии, например: граждане в возрасте 46–60 лет в большей мере, чем граждане 31–45 лет, считают, что человеку нужно знание гражданского права (так как гражданское право регулирует имущественные отношения, вопросы собственности, заключения договоров и т.п.; как правило, к этому возрасту многие владеют различной собственностью, потому вопросы владения, пользования и распоряжения волнуют их несколько больше, чем граждан более молодого возраста). Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения | |
Сформулировано по одному выводу о сходстве и различии, по каждому из них высказано уместное предположение | |
Сформулированы один-два вывода, только по одному любому из них высказано уместное предположение | |
Сформулированы только два вывода | |
Сформулирован только один вывод | |
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 4 |
© 2022 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.
Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.
Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.
И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?
Да нет же. Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни…
Учитесь любить учиться!
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
|
© 2022 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © 2022 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Демонстрационный вариант ОГЭ 2022 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 9 класс. 21 / 24 Демонстрационный вариант ОГЭ 2022 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 9 класс. 22 / 24
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе должны быть следующие элементы: 1) ответ на первый вопрос, например: человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина; 2) ответ на второй вопрос, например: – общая интеллигентность человека; – способность создавать новое; – нравственная ответственность; (Ответ на второй вопрос засчитывается только в случае указания двух или более качеств из упомянутых в тексте.) 3) ответ на третий вопрос, например: – знания всё растут и усложняются; – именно в молодости ум человека наиболее восприимчив. (Ответ на третий вопрос засчитывается только в случае указания двух причин.) Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста | |
Правильно даны ответы на три вопроса | |
Правильно даны ответы только на любые два вопроса | |
Правильно дан ответ только на один любой вопрос. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
© 2022 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Какие формы отдыха и развлечений автор рекомендует молодёжи? Приведите два примера таких форм; в каждом случае укажите, какие качества развивает данная форма.