Конспект занятия по пластилинографии в старшей группе «Весенние цветы»
Цель: учить детей создавать коллективную лепную композицию под руководством воспитателя.
Задачи:
- познакомить с возможностью получения более выразительного цвета путем смешивания трех исходных цветов в технике пластилинография;
- упражнять детей в лепке весенних цветов конструктивным способом из нескольких частей;
- развивать чувствоформы, цвета, творческое воображение, мелкую моторику.
- воспитывать эстетический вкус.
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Предварительная работа:
Рассматривание цветов на прогулке на клумбах, узнать у родителей, откуда получили свое название цветы анютины глазки.
Материалы, инструменты, оборудование:
- проектор
- лепестки разных цветов из бумаги
- пластилин разных цветов
- стеки, дощечки для лепки
- тонированная бумага для имитации поляны
- влажные салфетки.
Содержание занятия.
1. Организационный момент
Воспитатель: «Ребята, сегодня я приглашаю вас на волшебную поляну, а почему волшебную мы с вами узнаем в конце нашего занятия».
Основная часть
Воспитатель: «На прошлом занятии мы с вами говорили о приходе весны. Какие изменения происходят в природе. А сегодня остановимся на самом прекрасном изменении в живой природе – появлении первых весенних цветов. Когда вы ходили на прогулку, то видели, сколько красивых цветов появилось на наших прекрасных клумбах. Какие весенние цветы вы увидели, а какие растут возле вашего дома, можете назвать?»
|
Дети: (подснежники, тюльпаны, одуванчики, мимоза, крокусы, нарциссы)
Воспитатель: «Вот и мы сейчас с вами переместимся на прекрасную поляну, на которой растут цветы небывалой красоты.
Теплым и солнечным, радостным летом
Синим и белым, и смешанным цветом,
Шепчут весёлые, яркие сказки
Эти цветочки АНЮТИНЫГЛАЗКИ.
Бабочек, синих и жёлтых, и белых
Много на клумбу цветочную село.
Сами узнаете их без подсказки
Это цветочки - АНЮТИНЫГЛАЗКИ»
Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, на что похож этот цветок?
Дети: (на крыло бабочки, на глаза)
Воспитатель: «Почему эти цветы называют «анютины глазки?»
Дети: (Есть легенда, что верная девушка Анюта проводила жениха на защиту родной стороны. А когда он не вернулся, то там, где она пролила слёзы и выросли эти трёхцветные цветы.И сейчас, как много лет назад, стоят анютины глазки около дороги, и с надеждой "всматриваются" вдаль.)
Дополнительная информация: (Немцы называют это растение "мачехой" и сочинили трогательную историю об этих цветах.
Нижний лепесток цветка - самый крупный и красивый - это мачеха. Два боковых - поменьше, но также красивые - ее родные дочери. А два верхних - самые маленькие, скромно окрашенные - бедно одетые падчерицы. Согласно легенде, раньше мачеха была наверху и сильно обижала бедных падчериц.
Добрый волшебник наказал ее и повернул цветок так, что падчерицы оказались наверху, а мачеха - внизу. В наказание за злой нрав волшебник дал мачехе ненавистный ей шпорец, а дочерям - усы (темные черточки на лепестках)
Загадки
Воспитатель: «Ребята, посмотрите какие они все разные.
|
Не сосчитать все цвета на глазок!
Может быть, ты мне подскажешь, дружок».
Вот какой красивый цвет,
Ярче и теплее нет.
Но может быть он и опасен,
Догадались? Это ….
Дети (красный)
Этим цветом мы рисуем солнца лучик,
Расцветет такого цвета одуванчик!
Так что это за цвет?
Догадались, девочки и мальчики? Это …
Дети (желтый)
Словно глазки васильков,
Этот цвет красивый очень.
Но морозный словно иней,
И зовем его мы …
Дети (синий)
Он как чистая вода,
Как на реке кусочки льда,
Он как небо, он такой
Нежно, нежно ….
Дети (голубой)
Будто спелый апельсин,
Этот цвет такой один.
Очень-очень важный он
Зовут его ….
Дети (оранжевый)
Воспитатель: « Ребята посмотрите на эту поляну цветов. Какие еще цвета, кроме тех, которые мы уже назвали, мы можем с вами увидеть?»
Дети: (Бордовый, сиреневый, фиолетовый, розовый, лиловый, коричневый…)
Пальчиковая гимнастика
Воспитатель: «А теперь, представьте, что ваши пальчики и есть эти прекрасные цветы.
Наши нежные цветки (Кончики пальцев двух ладоней соединяют.)
Распускают лепестки. (Плавное раскрывание пальцев.)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. (Покачивание раскрытыми ладонями.)
Наши алые цветки
Закрывают лепестки. (Плавное соединение пальцев.)
Тихо засыпают,
Головой качают. (Сложенные ладони прислоняются к одному уху, голова склоняется.)
Воспитатель: «Посмотрите на цветок и скажите, из каких частей он состоит?»
Дети: (серединка, лепесточки, стебелек, листики).
Воспитатель: «А теперь давайте пройдем за столы и попробуем слепить такую же прекрасную поляну цветов, как та, на которой мы с вами побывали».
|
оказ приемов лепки.
Воспитатель: «Сегодня, я познакомлю вас, с новым приёмом обработки пластилина в технике пластилинография– это резание. Чтобы сделать такую заготовку, нужно раскатать толстую «колбаску»(размером 3 - 4 см) и немного сплющить ее, затем раскатать вторую "колбаску" другого цвета, сжать ее немного больше, чем первую и уложить сверху. Точно так же проделать с третьей, самой тонкой «колбаской». Аккуратно складываем ленту пополам и стягиваем внизу - получается капелька с серединкой разных цветов. Разрезаем её на много одинаковых кусочков - это лепестки.Разминаем их пальчиками, делая тоньше, предавая форму лепестков. Из них мы собираем цветок».
Продуктивная деятельность
Дети подбирают цвета пластилина, лепят цветы. Воспитатель подсказывает, что у цветов соцветия могут быть разной цветовой гаммы. Напоминает, что цвета могут сочетаться между собой или контрастировать. Серединки цветов тоже могут быть разными. Помочь детям правильно разместить лепестки в цветке. Дети совместно с воспитателем размещают готовые цветына поляне, сделанной из тонированной бумаги. Детям предлагается дополнить композицию по их желанию листьям, травой, кустиками.
III. Подведение итогов
Воспитатель: «А теперь, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?»
Дети: (лепили цветочную поляну)
Воспитатель: «Каким способом мы лепили цветы?»
Дети: (смешивали цвета разрезая пластилин).
Воспитатель: «Вы все большие молодцы, у нас получилась замечательная полянка. Вам понравилось наше занятие? Какое у вас сейчас настроение?»
Воспитатель: «С этим хорошим настроением мы с вами сейчас и поиграем. У вас на столах лежат разноцветные лепесточки, у каждого свой. Берем их и идем на коврик».
Игра.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг
1,2,3 – пару ты себе найди!
Воспитатель: «Посмотрите, ребята, пока мы с вами играли, наши лепесточки собрались вместе, и получился волшебный цветок. На нем все цвета, которые мы с вами сегодня брали для лепки наших цветов, а теперь давайте перевернем лепесточки. Кто изображен на них?»
Дети: (пчела, стрекоза, муравей, божья коровка, жук олень, бабочка)
Воспитатель: «Как одним словом мы можем их назвать?»
Дети: (насекомые)
Воспитатель: «На следующем занятии мы с вами попробуем слепить этих маленьких букашечек, чтобы наша полянка стала совсем, как настоящая, тогда произойдет волшебство, и она наполнится жизнью. А вам задание, дома поспрашивайте пап и мам, какие насекомые бывают, чем они отличаются друг от друга, чем питаются. Найдите какую-то интересную информацию о них и расскажете нам всем».