Вопрос 8: Западная социологи 20 века




В течение ХХ в. западная социология претерпела значительную эволюцию и в настоящее время представляет собой сложную систему идей, концепций, теорий и методов. Наиболее значимыми социологическими концепциями ХХ в. могут быть названы эмпирическая социология, структурно-функциональный анализ, теория социального конфликта, социометрия (микросоциология), концепция социального обмена, теория символического интеракционизма, феноменологическая социология. Названные варианты социологических теорий, выступая как парадигмальные альтернативы, одновременно представляют собой продукт оперативного взаимодействия как друг с другом, так и с различными пограничными обществоведческими и гуманитарными дисциплинами. Социология рассматривалась в качестве инструмента познания общества и выработки рекомендаций по его реформированию. Методической же основой реформизма, с их точки зрения является «позитивный метод».

С 1920 по 1950 г. эмпирические исследования становятся приоритетным направлением в американской социологии. Начало этому процессу положили представители чикагской школы Роберт Э. Парк (1864-1944), Эрнст Берджесс (1886-1966), Уильям А. Томас (1863-1947), Албион В. Смолл (1854-1926). Чикагская школа была первой институциональной академической школой в североамериканской социологии. По сути дела, в течение первой трети XX века Чикагская школа и была в основном социологией США.

Индустриальная социология -(industrial sociology) - изучение труда как оплачиваемой занятости, а также промышленности. Главные интересы этой поддисциплины: разделение труда - социальное и техническое, Однако многое сконцентрировано на исследовании рабочего места путем кросс-культурного анализа североамериканских авторов (например, Блоунера, 1964), а также на сравнительном анализе экономической социологии или сравнительной социологии.

Социологические школы после второй мировой войны.

Структурный функционализм Т. Парсонса и Р. Мертона. Важным этапом его истории стал американский структурный функционализм (Т.Парсонс, Р.Мертон и др.), который развил и распространил функционалистскую методологию на все разделы социологии. При этом общенаучное содержание структурно-функционального анализа как разновидности системных методологических концепций постепенно срасталось с различными социологическими теориями иного происхождения (например, с теорией социального действия) и начало отождествляться с ними. Т.Парсонс – создатель теории действия и школы системно-функционального анализа общества. Р. Мертон – теория среднего уровня. Именно в связи с этим обстоятельством американский социолог Р. МЕРТОН (г.р. 1910) выступил с инициативой создания так называемой теории среднего уровня (ее также называют теорией среднего ранга), призванной связать эмпирические исследования с общей социологической теорией, которую предстоит создать в будущем. Основные положения своего учения Мертон изложил в так называемой «Парадигме структурно-функционального анализа». Главными моментами этой парадигмы являются: понятия «функция», формулирование постулатов существования общества как особой системы.

 

Вопрос 9: Социология в дореволюционной России

Изучая вопросы развития российской и советской социологии, в т.ч. и социологии в Беларуси, следует обратить внимание на особенности формирования науки об обществе в дореволюционной России. С одной стороны, российские социологи испытывали влияние западноевропейской социологической мысли; с другой – воспроизводили особые культурные традиции, сложившиеся в российской общественно-политической, философской среде, в которой своеобразно сочетались западнические и славянофильские ориентации.

Первые русские социологи (П.Лавров, С.Южаков, Н.Михайловский) явились идейными наследниками первого поколения русских народников. Это сказалось на восприятии ими позитивистских идей О. Конта, которым они придали своеобразную этическую окраску, свойственную идеологии народничества. Учение о духовных силах истории, роли интеллигенции («этически развитого меньшинства»), общественной солидарности как цели социального прогресса – эти народнические идеи органично вошли в теоретические построения первых русских социологов.

Своеобразные взгляды русских позитивистов на природу социальной реальности нашли отражение в разрабатываемом ими особом субъективном методе познания явлений и процессов общественной жизни. Историко-социологический анализ свидетельствует о том, что русская социология в ХIХ веке не только испытывала влияние западной социологии, но и сама в силу своего своеобразия оказывала влияние на европейскую социологическую мысль. Работы М.Ковалевского, Н.Михайловского, П.Лаврова, Е. де-Роберти и других российских социологов были знакомы европейским социологам.

Кроме позитивистского течения в русской социологии ХIХ века значительное место занимал зарождающийся марксизм (Н.Зибер, Г.Плеханов), который к началу ХХ века приобрел радикальные общественно-политические формы (В.И.Ленин). Особое место в российской мысли занимали течения русского идеализма начала ХХ века (В.Соловьев, Н.Бердяев и др.). Характерно, что в дореволюционной России социологические воззрения развивались в большей части на базе уже сложившихся к тому времени общественных и гуманитарных наук. Это породило множество направлений, имеющих социологическую ориентацию: демографическую социологию (М.Ковалевский), юридическую социологию (Н.Коркунов), психологическую социологию (Л.Петражицкий), социологию управления (тектологию А.Богданова) и др.

К 1917 году социология в России только стала приобретать институциональные формы. В 1916 году было создано Русское социологическое общество им. М.Ковалевского, председателем которого стал Н.Лаппо-Данилевский, а секретарем – П.Сорокин. На теоретические взгляды П.Сорокина следует обратить особое внимание, проследив особенности создания концепции социокультурной динамики, а также сложную судьбу ее автора. В первые годы советской власти социология получила поддержку со стороны государства, что способствовало развитию системы социологического образования и активизации социологических исследований в разных теоретических и прикладных направлениях.

 

 

Вопрос 10: Развитие социологии на Беларуси. Современная белорусская социология.
Первые институционализированные формы социологии возникли в Беларуси при создании Белорусского государственного университета (1921г.), когда была открыта кафедра социологии и первобытной культуры. Уже в 1923 г. был опубликован первый в республике курс по социологии3.

В январе 1922 г. был создан Институт белорусской культуры, впоследствии преобразованный в Белорусскую академию наук (1929 г.). Проводились исследования социально-экономических и социокультурных проблем развития белорусской науки, динамики социальной структуры Беларуси, социологии села, семьи, религии, образования и воспитания, молодежи.

В конце 30-х годов социология, как никакая другая научная дисциплина общественного цикла, разделила судьбу страны, в которой было и героическое, и трагическое. На белорусскую интеллигенцию обрушились репрессии, затем последовал разрушительный вал Великой Отечественной войны, что надолго вывело эту отрасль научного знания из реальной жизни. Возрождение социологических исследований началось в начале 60-х

С 60-х годов стали создаваться первые социологические учреждения: сектор новых форм труда и быта, преобразованный в дальнейшем в отдел социологических исследований в Институте философии АН СССР (зав. Г.В.Осипов), и лаборатория социологических исследований при Ленинградском государственном университете (рук. В.А.Ядов

С середины 60-х годов начинается второй этап развития социологической науки в Беларуси. В соответствии с постановлением ЦК КПБ от 9 ноября 1965 г. «Об организации конкретно-социологических исследований в республике» в Беларуси был создан общественный институт социальных исследований Один из первых учебников «Прикладная социология» был подготовлен Г.П.Давидюком, в котором были сформулированы представления о современных функциях социологии, ее основных категориях

В 1984 г. вышел в свет «Словарь прикладной социологии». Это был по существу первый советский социологический словарь, вышедший после официального признания социологии.

Третий этап развития социологии в Беларуси начался в середине 80-х годов. В июне 1988 г. было принято постановление ЦК КПСС «О повышении роли марксистской социологии в решении узловых проблем советского общества». Главный смысл постановления заключался в том, что в номенклатуре научных специальностей «социология» была отделена от «философии», открывались отделения социологии в ведущих университетах страны. Все это позволило

1 февраля 1990 г. был создан Институт социологии АН БССР.

В Беларуси были созданы два специализированных Совета по защите кандидатских и докторских диссертаций по социологическим специальностям. С 1997 г. стал выходить первый в республике профессиональный научно-теоретический журнал «Социология».

В последнее десятилетие социология бурно развивалась вширь, используя при этом, часто некритически, западный опыт.

Общемировой системный кризис, развившийся с конца 80-х годов XX столетия, предъявляет совершенно новые требования к социологии. Из науки, объясняющей явления, она должна превратиться в науку, активно содействующую созиданию новой социальной реальности.

Современная белорусская социологическая школа развивает целый ряд обеспеченных специалистами высокого профессионального уровня направлений: проблемы социальных изменений, трансформации личности, разработки теории катастроф, социологии конфликтов; социологии трансформационных процессов, социологии власти; социологии семьи; проблемы западной социологической мысли; история и методология социологии; экономическая социология и социология труда; социальная теория и методология социологических исследований; социология образования; политическая социология; социология науки социология коммуникаций; Социологическая наука получила развитие в регионах Беларуси (Н.Е.Лихачев, Ю.М.Бубнов, В.В.Коклюхин, А.Г.Злотников, А.П.Касьяненко, В.В.Кириенко, А.А.Скикевич, Н.И.Глушонок и др.). В настоящее время она преподается во всех вузах страны.
В 90-е годы в Беларуси были созданы негосударственные институты и центры социологического профиля: Белорусская социологическая служба «Общественное мнение», Независимый институт социально-экономических и политических исследований, Частное исследовательское предприятие «НОВАК», Гомельский социологический центр «Оракул» и др. В 1996 г. создан Институт социально-политических исследований при Администрации Президента Республики Беларусь. Развивается международное сотрудничество в области социологической науки: совместные публикации, научные конференции, обмен студентами, аспирантами и преподавателями.

Становление и развитие социологической науки на Беларуси в общих чертах воспроизводят историю советской социологии. Анализируя опыт активной исследовательской работы белорусских социологов в первые послереволюционные годы, а затем в период «оттепели», следует обратить внимание на тематику социологических исследований: это проблемы социальной структуры общества, коллективизации деревни, вопросы культуры и быта, религиозности населения, проблемы социологии труда, социалистического соревнования, идейно-воспитательной работы среди разных категорий населения, проблемы молодежи, в т.ч. и студенческой.

Развитие социологии в Беларуси с середины 60-х годов так же как и советской социологии в целом, носило, в основном, прикладную ориентацию. В Национальной академии наук Республики Беларусь функционирует Институт социологии, сотрудники которого проводят научно-исследовательскую работу по разным социологическим направлениям.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: