Подлинная роль большевизма




Необходимо проанализировать, что же произошло в России и каковабыла подлинная роль большевизма. Было бы серьезной ошибкой видеть в российских революционных кружках плод "соединения" рабочего движения с социализмом. Революционеры, объединенные в социал-демократические группы, не внесли в пролетариат никакой "сознательности". Объяснения или теоретические статьи по марксизму были полезны для рабочих, но они не внушали сознательность или идею классовой борьбы, а просто проясняли некоторые вещи и стимулировали дальнейшие размышления. Ленин так и не понял этой реальности. Он стремился не только внушить рабочему классу сознание необходимости социализма в целом, он хотел давать ему руководящие установки, объясняя, что и когда ему следует делать. Это считалось нормальным, поскольку утверждалось, что только одна партия Ленина (как носитель классового сознания) способна понять и отстаивать общие интересы рабочего класса в целом, невзирая на его разделение на различные слои и группы, способна всегда правильно проанализировать ситуацию и сформулировать правильную установку. Однако уже революция 1905 г. показала практическую неспособность большевистской партии руководить рабочим классом; "авангардная" партия оказалась в хвосте. Все историки, даже те, кто симпатизурует большевикам, признают, что в 1905 г. большевистская партия ничего не поняла в Советах. Появление новой формы организации вызвало недовольство большевиков; Ленин заявил, что Советы - это ни рабочий парламент, ни орган самоуправления. Характерно, что российские рабочие не знали, что им предстоит сформировать Советы. Лишь небольшое меньшинство среди них знало об опыте Парижской Коммуны. Теперь же они создавали зародыш пролетарской власти, и учить их было некому. Каутскианско-ленинистский тезис по существу отрицал за рабочим классом любую способность к самостоятельному творчеству, если им не руководила партия - воплощение "соединения" рабочего движения с социализмом. В 1905 г. можно было увидеть, как подтвердилась фраза из "Тезисов о Фейербахе": "воспитатель сам должен быть воспитан".

"Воспитатель сам должен быть воспитан"!

Ленин действовал как революционер (его позиция во время Первой мировой войны) в противовес Каутскому и... только тогда, когда шел против собственной теории классового сознания... На протяжении более чем 15 лет он работал над созданием авангардной организации, которая должна была соединить "социализм" с "рабочим движением". Он стремился объединить "политических руководителей". "представителей авангарда, способных организовать и руководить движением". И вот в 1917 г., как и в 1905 г., это политическое руководство, представленное ЦК большевистской партии, оказалось позади задач момента, позади революционной активности пролетариата... Как революционные активисты, они (большевики) играли видную роль, но как "руководство классом" или "сознательный авангард" они плелись позади пролетариата. Революция произошла вопреки идеям, выраженным в "Что делать?", а в той мере, в какой они осуществились (создание органа, руководящего рабочим классом, но отделенного от него), они проявили себя как преграда и препятствие на пути революции...

Подход Каутского и Ленина отличался от подхода Маркса... Каутскианство-ленинизм было характерно для определенного периода развития рабочего движения, оно с самого начала преобладало во Втором Интернационале. Развиваясь и организуясь по мере своих сил, пролетарии оказались в конце 19 века в противоречивой ситуации. У них были различные организации, ставившие перед собой задачу сделать революцию, но они не могли контролировать их, поскольку условия для этого еще не созрели. Каутскианство-ленинизм служило выражением и разрешением этого противоречия. Провозглашая, что пролетариат должен обрести научное сознание, чтобы стать революционным, оно оправдывало существование организаций, которые должны были руководить пролетариатом и контролировать его.

...Ситуация в России была совершенно иной, чем в Германии. В Германии существовали видимость буржуазно-демократического режима и развитое рабочее движение, интегрированное в существующую систему. Совершенно иначе обстояло дело в России: всего этого еще не было, и вопрос об участии в работе буржуазного парламента и реформистских профсоюзов не стоял, поскольку таковых не существовало. В этих условиях Ленин мог занимать революционную позицию, несмотря на собственные каутскианские идеи. Но вплоть до Первой мировой войны он продолжал считать германскую социал-демократию образцом.

В своих пересмотренных и исправленных историях ленинизма сталинисты и троцкисты являют нам образ зоркого Ленина, который уже до 1914 г. понял и критиковал "предательство" социал-демократии и Интернационала. Это чистейший миф. Достаточно посмотреть на подлинную историю Интернационала, чтобы убедиться: Ленин не только не критиковал все это, он так никогда и не понял сущности перерождения социал-демократии. До 1914 г. он даже расхваливал СДПГ за способность соединить "рабочее движение" и "социализм" (см. "Что делать?"). То же самое можно обнаружить в статье-некрологе "Август Бебель" (содержащей, к слову, многочисленные ошибки в деталях и по существу в том, что касается теории "лидера рабочего класса" и истории Второго Интернационала): "...Основы парламентской тактики германской (и международной) социал-демократии, не уступающей ни пяди врагам, не упускающей ни малейшей возможности добиться хоть небольшого улучшения для рабочих и в то же время принципиально-непримиримой и всегда направленной к осуществлению конечной цели, - основы этой тактики вырабатывались Бебелем..."

Ленин адресует эти слова похвалы "парламентской тактике германской (и международной) социал-демократии" и ее "принципиальной непримиримости" (!) в августе 1913 года! Год спустя он решил было, что номер газеты "Форвертс" (органа СДПГ), в котором сообщалось, что социал-демократические депутаты голосовали за военные кредиты, был фальшивкой, изготовленной германским Верховным командованием. Все это демонстрирует глубину его долгих иллюзий... в отношении Второго Интернационала вообще и германской социал-демократии в особенности...

...Большевики оказались у власти с задачей "Россией управлять" (Ленин), выполняя дело буржуазной революции..., то есть обеспечения развития экономики России. Это развитие не могло быть иным, нежели капиталистическое. Задавить рабочий класс и любую оппозицию против партии стало важнейшей задачей... Ленин немедленно вернулся к своим "ленинистским" концепциям, которые должны были позволить ему подчинить рабочий класс. Децисты, "рабочая оппозиция" и "рабочая группа" были разгромлены за отрицание "руководящей роли партии". Ленинистская теория партии была навязана "Интернационалу". После смерти Ленина Зиновьев, Сталин и другие развили ее, ужесточив еще больше "железную дисциплину" и "единство мысли и дела". Принципы, на которых покоился сталинистский Интернационал, оставались теми же самыми, на которых строились реформистские социалистические партии: партия отделена от рабочих и "вносит" в него сознание. Но те, кто отвергал ленинско-сталинскую теорию, объявлялись впавшими в "болото оппортунизма, социал-демократии и меньшевизма".

"Что делать?"

Со своей стороны, троцкисты продолжают ссылаться на ленинские идеи и цитировать "Что делать?". Кризис человечества, заявил Троцкий, - это кризис революционного руководства; такое руководство следует создать любой ценой. Это уже крайний идеализм: история мира объясняется как кризис сознания.

В конечном счете, сталинизм торжествует только в тех странах, где развитие капитализма не смогло быть обеспечено буржуазией... В Восточной Европе, Китае, на Кубе возникли новые правящие группы, состоявшие из высокопоставленных функционеров бюрократизировавшегося рабочего движения, бывших буржуазных специалистов и техников, части военных кадров или бывших студентов, примкнувших к новому порядку, как это произошло в Китае. В конечном счете, такой процесс стал возможным только из-за слабости рабочего движения. В Китае, например, движущим социальным слоем революции стало крестьянство: неспособное само руководить собой, оно могло только руководиться "партией". Прежде чем захватить власть, группа, организованная в "партию" руководила массами и "освобожденными зонами"... Затем она захватила в свои руки всю социальную жизнь страны. Повсюду идеи Ленина служили мощным бюрократическим фактором. Для Ленина функция руководства рабочим движением была специфической задачей "руководителей", организованных отдельно от движения... Санкционируя создание органов, отделенных от революции и профессионально управляющих массами, ленинизм послужил идеологическим оправданием для создания руководства, отделенного от рабочих. В этом смысле ленинизм, вырванный из своего первоначального контекста, есть всего лишь средство подчинения масс, идеология, узаконивающая бюрократию и сохраняющая капитализм: его осуществление было исторически необходимым для развития новых социальных структур, которые, в свою очередь, исторически необходимы для развития капитала. Когда капитализм распространился на всю планету и установил над ней свое господство, условия для революции созрели. Дни ленинистской идеологии были сочтены.

Невозможно исследовать проблему партии вне контекста исторических условий этих дебатов: в любом случае развитие ленинистской идеологии в различных формах было следствием невозможности пролетарской революции. Если история принесла успех каутскианству-ленинизму, если его противники не смогли ни должным образом организоваться, ни даже развить связную критику его, то это не случайно. Успех каутскианства-ленинизма был продуктом его эры, и первые серьезные атаки против него - практические атаки - обозначили конец целого периода истории. Для этого капиталистическому способу производства понадобилось распространиться на весь мир. Венгерская революция 1956 года стала первым звонком, напоминающим о предстоящей гибели всего периода - периода контрреволюции и одновременно революционного расцвета. Никто не знает, когда этот период окончательно уйдет в прошлое. Но ясно одно: с этого времени критика идей Каутского и Ленина, продукта уходящей эпохи, стала возможной и настоятельно необходимой...

Условия, которые обеспечили развитие и успех организаций типа социал-демократов или большевиков, сегодня уходят в небытие. Что до ленинистской идеологии, то революционные группы, жаждущие соединения социализма с рабочим движением, уже не могут ее использовать. Она может служить либо бюрократам у власти, либо как средство временного цементирования союза проходящих мимо революционных рабочих с посредственными интеллектуалами.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: