ВЕЧЕРНЯ «В НЕДЕЛЮ ВЕЧЕРА» С ЧИНОМ ПАССИИ




Перед великой вечерней на середине храма поставляется большое Распятие.

Чин пассии священнослужители со-вершают в облачении фиолетового цвета.

Священник: Благословен Бог наш...

Чтец: Аминь и обычное начало вечерни.

Диакон: Миром Господу помолимся…

Хор Господи помилуй (на каждое прошение).

Хор: Господи, воззвах...

Священник и диакон вход с кадилом.

Хор: Свете тихий...

Диакон: великий прокимен со стихами.

Хор: прокимен.

Чтец: Сподоби, Господи...

Диакон: Исполним вечернюю молитву…

Чтец: стихиры на стиховне.

Хор на Слава, и ныне или на И ныне: стихиру Великого пятка Тебе, одеющагося..

Во время пения этой стихиры отвер-заются Царские врата. Предстоятель выносит из алтаря святое Евангелие. Ему предшествует свещеносец. Евангелие полагается на аналое перед Распятием.

Диакон совершает полное каждение храма

Хор поет 1-й кондак акафиста Страстям Христовым.

Священник читает акафист.

Во время чтения акафиста диакон непрерывно кадит Распятие.

Диакон: Вонмем. Премудрость. Вонмем и произносит прокимен Разделиша ризы Моя себе и о одежди Моей меташа жребий... со стихом: Боже, Боже Мой, вонми Ми, вскую оставил Мя еси?

Хор перед чтением Евангелия поет: Слава страстем Твоим, Господи!

Священник чтет Евангелие [33].

Хор: Слава долготерпению Твоему, Господи!

Диакон: Помилуй нас, Боже...

Священник возглашает: Яко милостив... и коленопреклоненно читает молитву из акафиста [34].

Хор поет 15-й антифон службы Великого пятка Днесь висит на древе...

Священнослужители, сделав 3 земных поклона, прикладываются к Распятию и уходят в алтарь. Настоятель с амвона благословляет молящихся святым Еван-гелием и уносит его в алтарь. Царские врата закрываются. Молящиеся прикла-дываются после духовенства к Распятию. Если изволит настоятель, совершается помазание освященным елеем.

Хор на целование Распятия: Разбойника благоразумнаго...

Чтец: Ныне отпущаеши... Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш...

Священник: Яко Твое есть царство...

Хор: Богородице Дево, радуйся... (земной поклон) Слава... Крестителю Христов... (земной поклон) И ныне: Молите о нас, святии вси.. (земной поклон) Под Твое благоутробие... (без поклона).

Чтец: Господи, помилуй (40). Слава, и ныне... Честнейшую херувим... Именем Господним...

Священник: Сый благословен...

Чтец: Аминь. Небесный Царю...

Священник на амвоне молитву св. Ефрема Сирина с 3 поклонами и затем возглашает: Слава Тебе, Христе Боже...

Чтец: Слава, и ныне. Господи, помилуй (3). Благослови.

Священник: отпуст.

Хор: многолетие.

Священник «Слово о страданиях Спасителя» [35] или проповедь.

На исхождение молящихся из храма хор поет: Приидите, ублажим...

 

 


[1] Утреня предваряется полунощницей.

[2] Чтец произносит «Аминь» после каждого возгласа священника.

[3] Если в каноне рядовому святому нет кондака, то мученичен тропарь читается не после второго седальна, а после 6-й песни канона вместо кондака.

[4] В первые три дня Страстной седмицы на 3-, 6- и 9-м часе священник после Богородична часа (на 6-м часе — после паремий) произносит: И о сподобитися нам... Хор: Господи, помилуй (трижды). Священник: От (имя евангелиста) святаго Евангелия чтение. Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе. Священник читает святое Евангелие. За три дня Евангелие должно быть прочитано полностью.

[5] Третий раз хор поет окончание прокимна.

[6] В первые три дня Страстной седмицы после прокимна священник читает святое Евангелие.

[7] Во все пятницы святой Четыредесятницы, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы кафизма на девятом часе не читается.

[8] В первые три дня Страстной седмицы после Богородична священник читает святое Евангелие.

[9] Блаженны не поются, а читаются в среду и пятницу Сырной седмицы, в праздники Благовещения Пресвятой Богородицы, храмовый и великих святых, а также в четверг и субботу Страстной седмицы.

[10] Указание о чтении кондака Преображения содержится в Часослове, однако отсутствует в Типиконе.

[11] Если храм освящен в честь Спасителя, первым читается кондак храма, затем — дня и рядового святого.

[12] Если храм освящен в честь Божией Матери, читается кондак храмового праздника.

[13] Кроме 5-й седмицы Великого поста (см.: Типикон, 17-я глава).

[14] В первые четыре дня на первой седмице Великого поста священник после возгласа «Яко Твое есть царство...» в епитрахили выходит на середину храма и по псалме 69 читает канон преподобного Андрея Критского.

[15] Литургия Преждеосвященных Даров совершается 24 февраля, 9 марта и в храмовые праздники в том случае, если в эти дни не положено совершать по уставу полной литургии.

[16] Святые Дары находятся на святом престоле на дискосе или в специально предназначенном для этого ковчеге.

[17] Входные молитвы читаются те же, что и перед совершением полной литургии, кроме молитвы «Господи, низпосли руку Твою...»

[18] 18-я кафизма не читается на 5-й седмице Великого поста (см.: Типикон, 17-я глава).

[19] Если нет диакона, то священник совершает каждение без свечи.

[20] Для этого можно повесить в алтаре маленький колокол, и по первому его удару молящиеся будут падать ниц, а по второму удару — вставать.

[21] При всех этих священнодействиях священник тихо произносит: «Господу помолимся. Господи, помилуй».

[22] Во время чтения 1-й паремии диакон зажигает свечу.

[23] Если священник служит один, без диакона, этот возглас не произносится.

[24] Если священник сам поет «Да исправится молитва моя...», то снимает камилавку на время пения.

[25] Если священник сам поет «Да исправится...», то он только становится на колени.

[26] 24 февраля, 9 марта, в день храмового праздника сразу после поклонов произносится прокимен, читается Апостол и Евангелие, а в первые три дня Страстной седмицы — Евангелие

[27] Начиная со среды Крестопоклонной (четвертой) седмицы, после возгласа «Да и тии с нами славят...» полагается особая ектения и тайная молитва о готовящихся ко святому просвещению (крещению).

[28] Если служит один священник, то он совершает каждение только алтаря, тайно читая 50-й псалом.

[29] Если литургия совершается соборно, то все священнослужители вместе целуют святой престол и отходят к жертвеннику. На великом входе предстоятель берет дискос, а второй священник — чашу.

[30] Если священник служит один, то он полагает воздух себе на плечо.

[31] На литургии Преждеосвященных Даров младенцев не причащают.

[32] В пятницу 1-й седмицы Великого поста после заамвонной молитвы поется молебный канон св. вмч. Феодору Тирону следующим образом. Священник с диаконом выходят из алтаря. На амвоне поставляется столец и блюдо с коливом на нем. Священник: Благословен…

Чтец: «Приидите, поклонимся...» (трижды) и псалом 142-й «Господи, услыши молитву мою...» Диакон: «Бог Господь и явися нам...» Хор: «Бог Господь...» и тропарь св. Феодору Тирону «Велия веры исправления...», «Слава», тот же тропарь. «И ныне», «Вся паче смысла...» Чтец: пс. 50. Священник во время чтения псалма кадит стол, на котором стоит коливо, свя-щеннослужителей, певцов, предстоящих. По 50-м пс. — канон на 4, без ирмосов. Хор: запевы «Св. вмч. Феодоре, моли Бога о нас». Священник: тропари канона. По 6-й песни – кондак «Веру Христову...» По 9-й песни, вместо «Достойно есть...» – ирмос 9-й песни «Тя, Неискусобрачную...» 8-го гласа на распев: «Воду про-шед...» Чтец: Трисвятое. Пресвятая... «Отче наш». Хор: тропарь святого «Велия веры исправления...», «Слава», «Веру Христову...», «И ны-не», «Якоже предстательство...» Диакон: «Гос-поду помолимся». Хор: «Господи, помилуй».

Священник читает молитву на освящение колива: «Вся совершивый словом Твоим, Господи...» Хор: «Аминь». Далее — окончание литургии.

[33] Пассии совершаются обычно во 2-ю, 3-ю, 4-ю и 5-ю недели Великого поста.

Во вторую неделю Великого поста читается Евангелие от Матфея, гл. 26 и 27, зачала 107-114 (в некоторых храмах читается только гл. 27, зачала 110-114).

В третью неделю читается Евангелие от Марка, гл. 14 и 15, зачала 63-69 (или только гл. 15, зачала 66-69).

В четвертую неделю читается Евангелие от Луки, гл. 22 и 23, зачала 108-111 (или только гл. 23, зачала 110-111).

В пятую неделю читается Евангелие от Иоанна, гл. 18 и 19, зачала 58-62.

[34] В чинопоследовании пассии после акафиста помещены две молитвы (с. 114-121). Они читаются на четырех пассиях попеременно.

[35] См.: Пассия, или чинопоследование с акафистом Божественным Страстям Христовым. Изд. Моск. Патриархии, 1999. С. 127-144.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: