отделения 314 группы Зотова А. М.




МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Им. М. В. ЛОМОНОСОВА

_______________________________________________________

ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ

Кафедра социологии

 

 

Реферат на тему:

«Использование интернета традиционными СМИ для общения со своей аудиторией».

 

 

 

Выполнила студентка 3 курса дневного

отделения 314 группы Зотова А. М.

 

 

Москва – 2011

Средства массовой информации играют большую роль в нашей жизни. Они не только информируют нас, побуждают к чему-нибудь, советуют что-то – они также выполняют очень важную коммуникативную функцию (не случайно раньше СМИ именовались СМИК – средства массовой информации и коммуникации). Бывает, что человек читает газеты, слушает радио, смотрит телевизор, чтобы скрасить одиночество, «пообщаться». Мы даже можем попытаться поговорить с каналами передачи информации (как это делает герой популярного скетч шоу «Наша Russia»). Проблема лишь в том, что газета, или радиоприемник, или телевизор - не смогут нам ответить. А вот журналисты, которые там работают – смогут. Но захотят ли?

Если рассматривать эту проблему в историческом контексте, то нетрудно будет заметить, что раньше коммуникация между журналистом и потребителем информации была вертикальной и односторонней. То есть, фактически, никакой нормальной коммуникации не было.

В дальнейшем ситуация (вроде бы) поменялась. Коммуникация стала почти двусторонней (и горизонтальной). Сейчас, например, читатели газет могут общаться с журналистами, отправляя в газету письма, а редакция некоторые письма даже публикует. Здесь недочёт только в том, что читатель отвечает журналисту – отправляет письмо, а журналист на письмо не отвечает – ни в газете, ни, разумеется, лично. Однако возможность отправить письмо, и даже увидеть его опубликованным – это большой шаг вперед. Читатель имеет возможность не согласиться с журналистом, опровергнуть его мнение, исправить ошибку.

Что касается телевидения, то здесь возможностей для коммуникации больше. Во-первых, это те же самые письма, во-вторых, это участие зрителей в интерактивных передачах (к сожалению, сейчас их очень мало на телевидении), а также, если рассматривать музыкальные каналы – это заказ песен по СМС или просто СМС-чаты, которые можно иногда увидеть в нижней части экрана телевизора.

Мне кажется, самые большие возможности коммуникации со слушателями у радио. На радио намного больше интерактивных программ (почти на каждой станции – ежедневное интерактивное утреннее шоу), также есть заказ песен (можно позвонить или прислать СМС), викторины и т.п. Следует обратить внимание на то, что СМС радиослушателя имеет больше шансов «прокоммуницировать» с ведущим, чем СМС на телевидении. Во втором случае сообщение максимум проплывет на экране, в первом же, за неимением экрана, ведущий будет обязан сообщение прочесть и как-нибудь его откомментировать. Таким образом, получается настоящая двусторонняя коммуникация: ведущий сказал, слушатель ответил, ведущий откомментировал его ответ. Кроме того, именно на музыкальных станциях, слушатели очень часто пишут ди-джею сообщения с просьбой ответить, какая песня звучала. Конечно, это не Бог весть какой диалог, однако – и вопрос и ответ присутствуют. Кроме того, некоторые радиостанции часто устраивают концерты, на которых ведущие и слушатели вместе отдыхают, и знакомятся в неформальной обстановке («НАШЕствие», «Europa Plus Live»).

С появлением Интернета, казалось бы, все должно стать очень просто: наконец, появилось средство, которое способно сделать общение между распространителем информации и её потребителем симметричным. Но не тут-то было! Конечно, сейчас почти у каждого СМИ есть свой интернет-сайт, где можно написать комментарий к материалу, или даже зарегистрироваться на форуме. Но – вот беда! – журналист нечасто отвечает на комментарии, оставленные к его материалу, и редко сам пишет на форумах. Тем более, и форумы, и возможность комментирования есть, увы, далеко не на каждом сайте. На многих сайтах можно также найти ссылку на аккаунт СМИ в социальной сети – «ВКонтакте», «Facebook», «Twitter», но в социальных сетях жаждущим общения слушателям /читателям/зрителям тоже редко кто отвечает.

Я решила провести маленькое исследование – открыть сайты нескольких известных русских СМИ (глянцевый журнал для женщин, серьезный журнал, серьезное радио, развлекательное радио, развлекательный телеканал) и поискать там примеры коммуникации журналистов с «поклонниками».

Итак, первым стал сайт журнала «Cosmopoliten» - https://www.cosmo.ru. На этом сайте каждый зарегистрированный (!) пользователь может оставить комментарии к статьям, и к блогам «журналистов». В блогах даже есть примеры, когда «журналисты» отвечают на комментарии, оставленные на их записи. Есть на сайте и форум, но журналисты там бывают очень редко.

Следующим «испытуемым» стал журнал «Огонёк». На его сайте https://www.kommersant.ru/ogoniok не удалось найти форума. Статьи можно комментировать, но журналисты «Огонька» не снисходят до того, чтобы ответить на комментарии.

Сайты радиостанций и телеканалов меня порядком разочаровали. На сайте «Радио России» https://www.radiorus.ru/index.html нет ни форума, ни возможности оставлять комментарии к материалам, ни самых материалов. На сайте радиостанции «Европа плюс» https://www.europaplus.ru/ также нет форума, но у некоторых ведущих есть блоги, а кое-кому можно даже отправить личное сообщение с помощью сайта. Также можно комментировать новости. На сайте развлекательного (!) телеканала ТНТ - глухо: нет ни блогов, ни комментариев, ни форума. Очень странно, что такой современный, молодёжный канал использует вертикальную коммуникацию в общении со зрителями.

Получив столь неутешительные результаты, я решила попытаться выяснить, что же происходит на Западе: перешли ли уже западные СМИ на горизонтальную коммуникацию с потребителями информации? Я выбрала немецкие средства массовой информации, поскольку знаю, что процесс обзаведения сайтами в Германии происходит очень быстро. Более того, зачастую сайт СМИ считается не приложением к этому СМИ, а принципиально другим СМИ. Итак, я также выбрала сайты серьёзной немецкой газеты, серьёзной радиостанции, развлекательной радиостанции, и развлекательного телеканала.

Первым стал сайт газеты «Шпигель» https://www.spiegel.de/: здесь есть форум, на котором можно обсудить статьи. Далее я зашла на сайт радиостанции «Deutschland Radio» https://www.dradio.de/ - и с удивлением обнаружила, что нет ни форума, ни возможности комментировать материалы (материалы здесь есть в изобилии). На сайте развлекательной радиостанции «Antenne» https://www.antenne.de/antenne/home/home/index2.php также нет форума и возможности оставлять комментарии, зато есть какой-то «клуб», куда можно «вступить» - вероятно, наличие клуба предусматривает возможность общения если не слушателя с диджеем, то хотя бы слушателя с другим слушателем. Но особенно порадовал меня сайт немецкого телеканала «VOX» https://www.vox.de/cms/index.html: здесь есть не только форум, но и чат!

Несмотря на то, что результаты исследования сайтов русских и немецких СМИ отличаются, можно увидеть, что западные СМИ ушли недалеко от наших: любые СМИ неохотно контактируют с потребителями информации. Они могут (хотя и не всегда), организовывать форумы, пользоваться информацией, оставленной там, считать комментарии, но не отвечать на них.

Главный вопрос – почему они не используют Интернет как средство полноценного общения со слушателями? Я считаю, просто потому, что им это не надо. Рассмотренные выше издания, телеканалы и радиостанции считаются довольно известными. Для них привлекать слушателей и поддерживать с ними коммуникацию уже не так важно, как давать новую информацию с помощью интернета. Но если зайти на сайт малоизвестного СМИ, или на страницу, допустим, интернет-радиостанции, то можно обнаружить и форум, и комментарии, и чат, где журналисты спокойно меняются мнениями со слушателями/читателями/зрителями. Это происходит потому, что журналисты малоизвестных СМИ понимают всю важность горизонтальной коммуникации: она помогает увеличивать аудиторию.

Вместо послесловия.

Пока я писала реферат, вспомнила одну историю. История абсолютно реальная. Жила-была одна женщина, и ей было очень одиноко. Она слушала музыкальное радио, уже не помню, какое именно. И эта женщина постоянно писала на радио СМС. Она представила, что там, в студии, сидит ди-джей, красивый мужчина, который ставит композиции специально для неё. С помощью СМС она заказывала музыку, хвалила ту или иную песню, даже сообщала, что она идет в магазин за молоком, или нечто подобное.

Нет, эта история не закончилась свадьбой, потому что ди-джея никакого не было: песни подбирала и ставила компьютерная программа.

Но история ещё раз доказывает, насколько важна бывает именно коммуникативная функция журналистики, и как важно развивать её в сторону «неформализации» отношений между производителями информации и её потребителями. Это наверняка приведет к росту аудитории.

Библиография.

1. Фомичёва И. Д. «Социология интернет СМИ». https://www.journ.msu.ru/study/handouts/texts/soc_int.pdf

2. Фомичёва И. Д. «Социология СМИ» https://yanko.lib.ru/books/smi/fomicheva-soc_smi-2007-ann.htm#

3. Сайты СМИ:

· https://www.cosmo.ru – «Космополитен»

· https://www.kommersant.ru/ogoniok - «Огонёк»

· https://www.radiorus.ru/index.html - «Радио России»

· https://www.europaplus.ru/ - «Европа Плюс»

· https://tnt-online.ru/ - «ТНТ»

· https://www.spiegel.de/ - «Шпигель»

· https://www.dradio.de/ - «Немецкое радио»

· https://www.antenne.de/antenne/home/home/index2.php - «Antenne»

· https://www.vox.de/cms/index.html - «VOX»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: