Христианское учение о происхождении мира




По Помазанскому. Бог — Творец мира.

Сказание о творении — основные истины о Боге, о мире и о человеке. Главная истина — о Боге как Едином Духовном Личном Разумном Существе, независимом от мира.

Выводы из истории о творении книги Бытия:

1) о том, как возник мир:

а) мир не существует вечно, а появился во времени;

б) не сам собой образовался, а обязан воле Божией;

в) явился не в один миг, а создавался в последовательности от простого к более сложному;

г) он сотворен не по необходимости, а по свободному хотению Божию;

д) сотворен Словом Божиим с участием животворящего Духа;

 

2) о том, какова природа мира:

а) мир по существу отличен от Бога: он не есть ни часть Его существа; ни Его эманация (схождение), ни Его тело;

б) сотворен не из какого-нибудь вечно существовавшего материала, а приведен в бытие из полноты небытия;

в) все, что есть на земле, создано из земных стихий, “изведено” водой и землей, по велению Божию, кроме души человека, носящей в себе образ и подобие Божие;

 

3) о том, каковы следствия творения:

а) Бог остается по своей природе отличным от мира, и мир от Бога;

б) Бог не потерпел никакой убыли и не приобрел для Себя никакого восполнения от создания мира;

в) в мире нет ничего несотворенного, кроме Самого Бога;

г) все сотворено “хорошо весьма,” значит, зло не явилось вместе с творением мира.

 

Образ творения мира.

Мир сотворен из ничего, приведен в бытие из небытия, “все сотворил Бог из ничего” (2 Маккав. 7:28).

Само время получило свое начало от сотворения мира. Бог сотворил мир мыслью Своей, хотением, словом или повелением, имел от вечности мысль о мире (Августин, “Против ересей”), но не из мысли сотворил.

Преп. Дамаскин пишет: “Как только благий и всеблагий Бог не удовольствовался созерцанием Себя Самого, но по избытку благости восхотел, чтобы произошло нечто, что в будущем пользовалось бы Его благодеяниями и было причастно Его благости, Он приводит из не-сущего в бытие и творит все без изъятия, как невидимое, так и видимое, также и человека, составленного из видимого и невидимого. Творит же Он мысля, и мысль эта, дополняемая Словом и завершаемое Духом, становится делом” (Точное изл. Прав. Веры, кн.2, гл. 2)

Ириней Лионский пишет: “Сын и Дух Святой, как бы руки Отца” (Против ересей, кн. 5, гл.6). Та же мысль и у Иоанна Кронштадтского (Моя жизнь во Христе).

 

Побуждение к творению.

“Православное Исповедание” и “Про-странный, Православный Катехизис” выражаются так: мiр сотворен Богом, “дабы и дру-гие существа, прославляя Его, участвовали в Его благости.” Блаж. Феодорит пишет: “Господь не имеет надобности в восхваляющих, но по еди-ной своей благости даровал бытие ангелам, архангелам и всякому созданию”. Преп. Иоанн Дамаскин: “Благий и всеблагий Бог не удовольствовался со-зерцанием Самого Себя, но по преизбытку Своей благости благоволил, чтобы произошли существа, пользующиеся Его благодеяниями и причастные Его благости.”

 

О совершенстве творения.

Все созданное Богом — добро. Земной мир, в лице своих высших представителей — человечества, предназначен к новой, высшей форме жизни. У Бога все пред очами: и что будет, и что было, и что есть теперь” (Григ. Богослов, слово 4, О мире).

 

По Давыденкову. Глава 1. Бог как Творец мира

Бог является Первопричиной бытия мира. Мир не возник сам собой, самопроизвольно или случайно. Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах (Пс.134:6).

Нехристианские концепции происхождения мира

Дуализм

dualis (двойственный). Существование двух совечных иноприродных начал. Наиболее детально подобный взгляд представлен у Платона (428–348 гг. до P. X.) и Аристотеля (384–322 гг. до P. X.).

По Платону: Демиург творит мир, но не является всемогущим, ему приходится преодолевать сопротивление косной материи – бесформенной, вечно находящейся в хаотичном движении. Материя, по Платону, есть «не сущее» (τὸ μὴ ὄν), она называется таковой только по сравнению с истинно существующим, т. е. с миром идей. Вещи — несовершенные копии этих идей, или эйдосов (εἶδος).

По Аристотелю: Бог — форма форм, перводвигатель, первопричина вселенной, но безличен.

Т. о. у греков совечные начала мира неравные по своему достоинству: одно высшее, активное, а другое – как низшее и пассивное.

В дуалистических восточных учениях доброе и злое начала, мыслятся как равносильные и противоборствующие. Материальное бытие принадлежит злому началу, и религиозная цель — избавление от уз материи (Зороастризм, гностицизм).

Дуализм предполагает несовершенство Творца, отказывает Ему в обладании всей полнотой бытия и совершенства.

 

Пантеизм

Сущность пантеизма (греч. πᾶν – все и θεός – Бог) состоит в отождествлении мира и Бога. Пантеизм либо растворяет Бога в природе, либо, наоборот, мир в Боге.

Неоплатонизм: Единое порождает Ум (с присущими ему идеями) и Мировую Душу. Мировая Душа. Душа порождает вещи тварного мира по образцам тех идей, которые содержатся в Уме538.

Индуизм и даосизм: безличное духовное начало, обладает двумя модусами существования: невоплощенным и воплощенным. Мир и человек – проявления этого духовного начала в его воплощенном состоянии.

Другие пантеисты: Спиноза, Шеллинг, Гегель.

Пантеизм утверждает изменчивость Божественной сущности, не позволяет разрешить проблему происхождения зла и обосновать реальность человеческой свободы, обесценивает значение Божественного творческого акта.

Христианское учение о происхождении мира

Бог создал этот мир из ничего (греч. οὐκ ἐξ ὄντων, лат. ex nihilo). «Вне» Его при творении ничего не было, и Он не нуждался для сотворения мира ни в каком материале.

Посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего... (2Мак.7:28). Бог называет несуществующее как существующее (τὰ μὴ ὄντα, ὡς ὄντα) (Рим.4:17).

Бытие: два слова: āśāh, которое означает «создавать из подручного материала», и bārāʼ (этот глагол употребляется в Бытии), которое может означать также и создание чего-то совершенно нового.

Иоанн Дамаскин пишет: «Рождение (в Боге) безначально и вечно, так как оно есть действие Его естества и происходит из Его существа, иначе Рождающий потерпел бы изменение... Творение же у Бога, как действие хотения, не совечно Богу. Ибо приводимое из небытия в бытие не может быть совечно Безначальному и всегда Сущему».

«Если Бог творит мир из абсолютного ничто, то что было вне Бога до сотворения?» Только с сотворением мира возникают время и пространство как формы существования мира, понятия «до» и «вне» определяются категориями времени и пространства, поэтому вопрос о том, что было вне Бога, до того как Он сотворил мир, абсурден. Преп. Иоанн Дамаскин учит, что «все [сотворенное] отстоит от Бога, но не местом, а природой». Свят. Григорий Нисский говорит: «Велико и непроходимо расстояние, которым Несозданное Естество отделено от созданной сущности».

По словам В. Н. Лосского, тварь «не имеет никакого обоснования ни в самой себе, как созданной из ничего, ни в Божественной сущности, ибо никакая необходимость не побуждала Бога творить. Это отсутствие собственного основания и есть небытие. Так, незыблемое, непреходящее для твари – это ее отношение к Богу; по отношению же к самой себе она сводится к nihil. Сотворение мира не есть необходимость. Бог мог бы и не творить его. Но необязательное для Самого Троичного бытия, оно обязывает творение существовать и существовать навсегда». Т. е. творение преобразится и перейдет на новый уровень своего существования, но ни в коем случае не исчезнет.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: