Билль о правах личности (США, 1989)




Психологический статус пациента

Внутренняя картина болезни - понятие, вве­денное в обиход российской медицины Р.А. Лурия в 1935 г. (см. Лурия Р.А. Внутренняя картина болезни и ятрогенные заболевания (5-е изд.). - М.: Медици­на, 1977. -112 с.). По определению Р.А. Лурия, внут­ренняя картина болезни - все то, что испытывает и переживает больной, вся масса его ощущений, не только местных болезненных, но и общее самочув­ствие, самонаблюдение, его представления о своей болезни,' о ее причинах, все то, что связано для боль­ного с приходом к врачу, весь тот огромный внут­ренний мир больного, который состоит из весьма сложных сочетаний восприятия и ощущения эмоций, аффектов, конфликтов, психических переживаний и травм.

Человек есть тайна. Ее надо разгадать; ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время. Я занимаюсь тайной, ибо хочу быть челове­ком.

Ф.М. Достоевский

Структура личности (К. Юнг)

* Персона (от лат. «persona» - «маска») – визитная карточка Я. Это манера говорить, одеваться, мыс­лить; характер; социальная роль; способ самовы­ражения в обществе.

«Персона» душит индивидуальность («архетип конформности»).

* Эго - центр сознания, ответственный за слияние сознательного и бессознательного.

Согласно концепции A. Fridman, L. Rosenman, основные личностные типы могут быть подразделе­ны на два вида: А и Б. Тип личности А болезненно тороплив, энергичен, постоянно вовлечен в борьбу, стремясь сделать и получить как можно больше и в короткие сроки. Эти люди быстро ходят, говорят, по­стоянно поглядывают на часы. Они раздражитель­ны, в них живет дух соперничества. Испытывают острую потребность в накоплении материальных благ. Мерят жизнь по числу выполненных работ, за­работанных денег.

Личности типа А наиболее подвержены психо­соматическим болезням.

Программа перестройки личности типа A (A. Frid­man, L. Rosenman):

• Пересмотрите Ваши достижения и поймите, что самые важные из них произошли не от того, что работа была выполнена быстро, а от того, что она была выполнена качественно.

• Определите, чего Вы на самом деле хотите от жизни.

• Оставьте только те виды деятельности, кото­рые служат поставленной цели.

• Найдите время, чтобы расслабиться и поспать даже днем, если закончили дело раньше, чем ожидали.

• Найдите время поразмышлять в одиночестве.

• Меньше говорите, больше слушайте.

• Чувство юмора используйте для снятия раз­дражения.

• Соберитесь, чтобы уменьшить факторы рис­ка во время больших перемен - болезни, ухода на пенсию, увольнения с работы.

Личность и болезнь (Х.Ю. Айзенк)

* «Раковая личность» - крайне низкое внешнее оформление эмоций, «вытеснение» их.

Неумение овладеть стрессом - чувство подавленности, угне­тенности, беспомощности, безнадежности.

Затяж­ные депрессии.

*«ИБС - личность» - типичной реакцией на стресс являются враждебность, озлобленность, агрессив­ность.

Билль о правах личности (США, 1989)

Каждый человек имеет право:

• иногда ставить себя на первое место;

• просить о помощи и эмоциональной поддержке;

 

• протестовать против несправедливого обращения или критики;

• на свое собственное мнение и убеждение;

• совершать ошибки, пока не найдет правильный путь;

 

• предоставлять людям возможность самостоятель­но решать свои проблемы;

• говорить «спасибо, нет», «извините, нет»;

• не обращать внимания на советы окружающих и следовать своим убеждениям;

• побыть одному, даже если другим хочется вашего общества;

• на свои собственные чувства независимо от того, понимают ли их окружающие;

• менять свои решения или избрать иной образ дей­ствий;

•добиваться перемены договоренности, которая вас не устраивает.

Каждый человек совершенно не обязан:

• добиваться перемены договоренности, которая вас не устраивает;

• быть безупречным на 100 %;

• следовать за толпой;

• любить людей, приносящих ему вред;

• делать приятное неприятным людям;

• извиняться за то, что он был самим собой;

• выбиваться из сил ради других;

• чувствовать себя виноватым за свои желания;

• мириться с неприятной ситуацией;

• жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было;

 

• сохранять отношения, ставшие оскорбительными;

• делать больше, чем ему позволяет время;

 

• делать что-то, что на самом деле не может делать;

• выполнять неразумные требования;

• отдавать что-то, что он на самом деле не хочет отдавать;

 

• нести на себе тяжесть чьего-то неправильного по­ведения;

• отказываться от своего «я» ради кого бы или чего бы то ни было.

(

Как быть уверенным в себе (R. Kelly) -основные правила для человека:

* Право быть одному.

• Право быть независимым. 4 Право на успех.

• Право быть выслушанным и принятым всерьез.

• Право получать то, за что платишь.

• Право иметь права, вести себя в манере уверенного в себе человека.

* Право отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя беспричинно иноватым и эгоистичным.

* Право просить то, что хочешь.

* Право делать ошибки и быть ответственным за них.

* Право быть напористым.

По правилам биоэтики, пациент независим от врача и свободен принимать собственное решение о своем здоровье. Он имеет право:

• получать информацию о своем здоровье;

• согласиться на лечение или отказаться от него;

• требовать и получать материальное возме­
щение за ущерб здоровью [E.J. Esmanuel, L.L. Esmanuel, 1992].

Биоэтика подразумевает информированное согла­сие пациента на обследование и лечение.

Пациент имеет право не располагать избыточ­ной для него информацией.

 

Модели общения с пациентом (Л.Г. Дуков, 1998):

• информационная (бесстрастный врач, полно­стью автономный пациент);

• интерпретационная (убеждающий врач);

• совещательная (доверие и взаимное согласие);

• патерналистская (врач-опекун).
Типология пациента определяет выбор модели

общения. Для малообразованных людей больше подходит интерпретационная модель, для образо­ванных людей, вникающих в суть проблем со здо­ровьем, - совещательная модель. Патерналистская модель, распространенная ранее в социалистичес­кой России, подразумевает нарушения прав паци­ента и в наши дни не применяется, за исключением ситуаций, представляющих непосредственную уг­розу жизни больного^ когда речь идет об экстрен­ной операции и т.п.

Типология отношения пациента к своему забо­леванию систематизирована психиатрами и психо­логами Санкт-Петербургской школы [А.Е. Личко, Н.Я. Иванов (1980,1983); Л.И. Вассерман, В.В. Иов-лев, А.Я. Вукс (1987)]1. В соответствии с разрабо­танной простой методикой для психологической ди­агностики типов отношения к болезни выделены сле­дующие варианты:

Гармоничный (Г). Трезвая оценка своего со­стояния без склонности преувеличивать его
опасность и видеть все в мрачном свете, но и без недооценки тяжести болезни. Стремление активно содействовать успеху лечения. Неже­лание обременять других тяготами ухода за со­бой. В случае неблагоприятного прогноза (в смысле инвалидизации) - переключение ин­тересов на области жизни, доступные боль­ному. При благоприятном прогнозе - сосредо точение внимания, забот, интересов на судьбе близких, своего дела.

Эргопатический (Эр). «Уход от болезни в ра­боту», т.е. стремление, несмотря на тяжесть
болезни, продолжать работу. «Одержимость» работой выражена подчас больше, чем до бо­лезни. Избирательное отношение к обследо­ванию и лечению, обусловленное стремлени­ем во что бы то ни стало сохранить професси­ональный статус и возможность продолжения активной трудовой деятельности.

Анозогнозический (Ан ). Отрицание очевид­ности болезни. Отказ от обследования и лечения. Легкомысленное отношение к болез­ни и лечению - «все само собой обойдется».
Желание получать от жизни все, несмотря на болезнь.

Тревожный (Т). Беспокойство, мнительность в отношении неблагоприятного течения болез­ни, осложнений, неэффективности и даже опасности лечения. Поиск новых методов ле­чения, новой информации, «авторитетов».
Настроение тревожное. Предпочитает слу­шать мнения других, а не непрерывно выска­зывать жалобы. Опасения возможных ослож­нений болезни, неудач лечения, других неудач
(в работе, семье и т.д.). Защита от тревоги -приметы и ритуалы.

Ипохондрический (И). Сосредоточение на субъективных болезненных и других непри­ятных ощущениях, стремление постоянно рас­сказывать о них окружающим. Преувеличение действительных и выискивание несуществу­ющих болезней и страданий. Сочетание же­лания лечиться и неверия в успех, требования
тщательного обследования и боязни вреда и болезненности процедур.

Неврастенический (Н ). Вспышки раздраже­ния, особенно при болях, неприятных ощущениях. Раздражение изливается на первого по­павшегося и завершается раскаянием и слеза­
ми. Непереносимость болевых ощущений. Не­терпеливость, неспособность ждать облегчения. Поведение по типу «раздражительной слабости».

Меланхолический (М). Неверие в выздоров­ление, в успех лечения даже при явном улуч­шении объективных показателей. Депрессия, пессимистический взгляд на все окружающее.

Апатический (An). Безразличие к исходу бо­лезни, результатам лечения. Утрата интереса
к жизни. Пассивное подчинение рекоменда­циям врача при настойчивом побуждении.

Сенситивный (С). Озабоченность возможным неприятным впечатлением, которое может
произвести известие о болезни на окружаю­щих. Опасение, что окружающие станут от­носиться пренебрежительно, будут считатьнеполноценным человеком. Боязнь стать обу­зой для близких.

Эгоцентрический (Эг ). Болезнь напоказ. Стра­дания и переживания пациента должны пол­ностью завладеть вниманием окружающих. Другие люди, требующие внимания, - «кон­куренты», отношение к ним неприязненное.

Паранойяльный (П ). Болезнь - результат чьего-то злого умысла, «сглаза» и «порчи». Проце­дуры, лекарства вызывают подозрения. Врач зачастую обвиняется в халатности, злом умыс­ле, а потому заслуживает наказания.

Дисфорический (Д). Настроение мрачное, оз­лобленное. Вид угрюмый. Ненависть к здоровым. Вспышки злобы с обвинением в болез­ни других. Близкие должны во всем угождать
больному (подчас «мнимому»).

Психологический статус необходим для опре­деления стиля общения врача с пациентом и раз­работки адекватных программ лечения и профи­лактики.

• Наиболее просто строить отношения с паци­ентом, отношение которого к своей болезни
гармоничное. У такого пациента, как прави­ло, нет трудностей в общении с семьей и ме­дицинскими работниками. Врач рекомендует пациенту с Г-типом отношения к болезни полную программу лечения и реабилитации, имея все основания надеяться, что сотрудничество
будет плодотворным.

• Типы Эр и ан объединяет «отрицание болез­ни» через «уход в работу»: «стремление как
можно быстрее вернуться к труду» - у эргопатов и «неузнавание очевидной болезни» - у анозогностов. Врач дает рациональную информа­цию о болезни пациентам того и другого типов и членам их семей.

• Однако при Эр и ан типах отношения к болезни пациенты сотрудничают
с врачом неохотно, почувствовав улучшение, самостоятельно прекращают лечение до следу­ющего обострения. Поэтому при работе с па­циентами указанных типов и их семьями сле­дует уделять особое внимание программам ока­зания экстренной и неотложной помощи, ме­тодам лечения при обострении.

• Тревожный пациент требует «материнского» подхода. В работе с таким пациентом врач дол­жен проявить терпение, предоставить паци­енту и его семье информацию о болезни, пред­ложить полноценную программу лечения и ре­абилитации. Пациенты Т-типа отзывчивы к комплексным программам лечения и реабили­тации. Их надо периодически подбадривать, поощрять. Однако врач должен быть готов к тому, что тревога будет тлеть у пациента, и он найдет из-за чего тревожиться. Тревога как конституциональная черта обычно сопутству­ет человеку, как тень, всю жизнь.

• И-тип отношения к болезни доставляет мно­го неприятностей врачу. В гамме ощущений следует отделять ощущения, связанные с по­ражением органов, от сенестоалгий и сенестопатий. Пациент и его семья должны полу­чить рациональную информацию о заболева­нии и адекватные рекомендации. Врачи зна­ют, что ипохондрик надоедает семье своими непрерывными жалобами, и многие семьи стремятся «спихнуть» его медикам: «раз бо­леешь, так и лечись...». Пациент И-типа и врач «обречены» на взаимное многолетнее сотрудничество. «Хорошо» такому пациенту не бывает никогда, на благодарность врачу рассчитывать не приходится. Программы ле­чения, реабилитации больные И-типа выпол­няют, нередко придавая им причудливый об­лик («...это я прочитал...», «это мне подска­зали...»). Желательно назначать пациентам с ипохондрическими чертами контрольные сроки явок («...придите через месяц, сделай­те контрольный анализ крови...ЭКГ...»). Если этого не делать, пациент может «прописать­ся в поликлинике».

• Пациент с неврастеническим типом отноше­ния к болезни имеет «раздражительную сла­бость». Его тяготит даже небольшая очередь в регистратуру и к врачу, раздражает и сам факт болезни, и необходимость обследования. При визите к врачу и медицинской сестре раз­дражение легко выплескивается в их адрес. Профессионал-медик не должен вступать с па­циентом Н-типа в длительные «оправдатель­ные дискуссии». Вину (явную, а чаще мни­мую) следует взять на себя, согласиться, что «не все безупречно в нашем медицинском
цехе». Это сразу же успокаивает пациента. А затем отношения с ним строятся на уровне ра­циональной информации, по типу «взрослый-взрослый».

• Меланхолический (депрессивный) тип требу­ет «материнской» методики общения. В ходе
обследования и лечения пациента М-типа надо подбадривать, хвалить за отдельные достиже­ния, успехи. Рассматриваемый тип пациента отзывчив к комплексным программам лечения и профилактики.

• Пациент Ап-типа исповедует принцип: мое дело болеть, Ваше дело - лечить, если такое желание у Вас есть. Работая с пациентами апа­тического типа, врач и медицинская сестра
всю инициативу должны взять на себя. Жела­тельна поддержка семьи.

• Пациент С-типа требует участия врача и медицинской сестры, «материнской» методики психотерапии. Его следует все время разубеж­дать в явных и мнимых опасениях, вселять
уверенность в положительные результаты ле­чения.

• Пациенты Эг-типа обычно име­ют истерические черты характера, в болезни
эти характерологические особенности обо­стряются. Главное в работе с такими пациен­тами - избежать «порабощения», не выполнять все прихоти, не допускать командования со­бой. Следует четко определить «кто кого ле­чит - Я Вас или Вы меня». Пациент будет все время стремиться снизить Вас до себя, «опус­тить». Отношения надо строить официально, по типу «взрослый-взрослый».

• П-тип отношения к болезни не столь уж ред­кий феномен в современной России. В рос­сийской ментальности, особенно провинци­альной, «сглаз» и «порча» как причина бо­лезней - более частые феномены, чем дума­ется большинству врачей. Надо ли разубеж­дать пациента в ошибочности его (ее) трак­товки генеза болезни? Этот вопрос решается индивидуально. Если пациент убежден в «сглазе» и «порче», «наведенной болезни» и
хочет прибегнуть к услугам экстрасенсов и колдунов, специализирующихся на «очище­нии жилища», не всегда требуется отговари­вать его. Напротив, после успешных ритуа­лов «снятия порчи» пациенты рассматривае­мого типа успокаиваются, делаются более до­ступными для вмешательства официальной
медицины.

• Д-тип отношения к болезни характерен для пациентов, имевших черты пси­хопата эпилептоидного круга или психопата возбудимого типа. Работать с такими больны­ми трудно, к поддержке семьи многие паци­енты относятся амбивалентно. Отношения надо строить по принципу «взрослый-взрос­лый», рисунок отношений - официальный. Врач и медицинская сестра выполняют свой
профессиональный долг, не надеясь на благо­дарность пациента. Пациента принимают та­ким, какой он есть, не пытаясь изменить его патохарактерологические особенности.

Пусть будут твоими врачами: веселый характер, по­кой и умеренность в пище.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: