Программа исследования
Проблема исследования: недостаток стимулов, мотивации у волонтеров, работающих в Кризисном центре города Апатиты.
Актуальность исследования: В настоящее время в городе Апатиты существует несколько организаций, центров, которые предоставляют социальную помощь населению. По причине того, что каждая взятая в отдельности такая организация не имеет возможности предоставления всех видов социальных услуг, по необходимости, создаются подобные социальные организации. Вследствие этого, в каждой из таких организаций (центров) все больше возрастает потребность в добровольческой помощи, волонтерской инициативе. В Кризисном центре г. Апатиты такая помощь тем более актуальна потому, что данный центр предоставляет очень широкий диапазон услуг населению, поэтому добровольческая помощь в Центре особенно востребована. По данным статистики, проводимой специалистами Кризисного центра, волонтерская помощь в данной организации постоянно востребована. Всего в Кризисном центре города Апатиты работают 25 волонтеров. Они занимаются оказанием психологической помощи клиентам Центра («телефон доверия», тренинги), консультированием, связью с общественностью (например, с другими общественными организациями). Однако, основная их работа заключается в проведении психологических, тематических тренингов, занятий с детьми и взрослыми. Также не так давно в Кризисном центре произошли некоторые нововведения, касающиеся работы с добровольцами. Сейчас каждый волонтер Центра работает по интересующему его направлению. Волонтеры по своему желанию теперь выбирают направление своей деятельности.
Цель исследования: Выявление мнений волонтеров и специалистов о мотивации волонтеров Кризисного центра города Апатиты.
|
Задачи исследования: 1). Выявление мнений волонтеров и специалистов Кризисного центра города Апатиты о причинах прихода людей в Центр для работы на добровольной основе;
2) Выявление мнений волонтеров об использовании ими способов, стимулов, с помощью которых они мотивируют себя к добровольческому труду;
3) Выявление мнения специалистов, а также волонтеров Кризисного центра об использовании специалистами каких-либо способов, методов, приемов стимулирования волонтеров, работающих в данной организации;
4) Выявление мнений волонтеров и специалистов Кризисного центра о наличии или отсутствии каких-либо обучающих занятий/тренингов для волонтеров Кризисного центра;
5) Выявление мнений волонтеров и специалистов Кризисного центра о заинтересованности в дальнейшей работе на добровольческой основе в данной организации;
6) Выявление мнения специалистов Кризисного центра об использовании ими опыта по работе с добровольцами (а также их мотивации) других организаций (в городе, стране), в которых работают волонтеры.
Объект исследования: волонтеры Кризисного Центра г. Апатиты, а также специалисты Центра, проводящие отбор на места добровольцев
Предмет исследования: Мотивация волонтеров Кризисного центра города Апатиты
Интерпретация понятий: Мотивация - это процесс стимулирования кого-либо (отдельного человека или группы людей) к деятельности, направленной на достижение целей. Мотивация необходима для продуктивного выполнения принятых решений и намеченных работ.
|
Самомотивация - процесс внутреннего самостимулирования человека к действию.
Волонтеры (от англ. volunteer - доброволец) - это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Они могут действовать либо неформально, работать бесплатно как в государственных, так и частных организациях медицинской, образовательной сферы или социального обеспечения, либо являться членами добровольческих организаций.
Альтруизм - "от французского "другой" - бескорыстная забота о благе других и готовность жертвовать для других своими личными интересами (противоположность эгоизму).
Субкультура - система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. Субкультурные атрибуты, ритуалы как устойчивые образцы поведения, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны.
Обоснованность выборки: В качестве метода отбора респондентов был выбран неслучайный направленный (целевой) тип выборки (интервью). В качестве критериев отбора респондентов были выбраны следующие качества: опыт волонтерской работы в области социальной помощи, а также опыт проведения собеседования при приеме на работу волонтеров. В соответствии с данными критериями, в качестве респондентов были выбраны волонтеры Кризисного центра города Апатиты, а также специалисты Кризисного центра, проводящие собеседование и опросы с будущими (потенциальными) волонтерами данного Центра.
|
Обоснование методов исследования:
Методом исследования явилось полуструктурированное интервью. Инструментом для данного метода явились два опросных листа (вопросы для интервью волонтерам, а также вопросы для интервью специалистам Кризисного центра). Данный метод исследования был выбран по причинам того, что: 1) интервьюирование предполагает получение наиболее развернутых ответов на вопросы от респондента (в отличие от анкетирования); 2) интервьюирование позволяет получить целостное систематическое описание представлений или взглядов респондента по изучаемому вопросу; 3) Так как основу интервью составляет беседа, оно дает возможность исследовать глубинные мотивы и мнения респондентов. К описанным выше особенностям интервью можно добавить тот факт, что при интервьюировании неопределенные вопросы или противоречивые ответы могут быть уточнены. Вопросы, оставленные без ответов при интервьюировании практически исключаются. При этом при методе исследования в форме интервью, возможна перепроверка, а также уточнение («детализация») информации [59]. 4) Еще одним преимуществом интервьюирования заключается в более тесном контакте с исследуемой аудиторией, что позволяет получить максимально полную информацию об изучаемом объекте, позволяет более полно представить проблему, и исследуемый вопрос.
Ход исследования
В соответствие в целями и задачами данной работы была составлена программа исследования. в соответствии с требованиями выборки были найдены несколько респондентов - три специалиста Кризисного центра, работающие с волонтерами, а также девять волонтеров Кризисного центра. С данными респондентами было проведено исследование. Методом исследования явилось полуструктурированное интервью. Всего было проведено двенадцать интервью с респондентами в количестве двенадцати человек. В процессе интервью предполагалось прояснить следующие тематические блоки: а) выявление причин прихода людей в Кризисный центр города Апатиты для работы на добровольной основе; б) выявление способов, стимулов, с помощью которых волонтеры Центра мотивируют себя к волонтерскому труду; в) выявление степени заинтересованности волонтеров Кризисного центра в дельнейшей работе на добровольческой основе в данной организации; г) выявление наличия или отсутствия каких-либо обучающих занятий/тренингов для волонтеров Кризисного центра; д) выявление наличия или отсутствия стимулов, которые предлагают волонтерам специалисты Кризисного центра города Апатиты; е) выявление мнений специалистов Кризисного центра о том, какие мотивы толкают человека на работу добровольцем; ж) выявление наличия использования специалистами Кризисного центр опыта по работе с добровольцами (а также их мотивации) других организаций, в которых работают волонтеры. Для прояснения данных тематических блоков, было проведено двенадцать интервью с таким же количеством респондентов. Интервью проводились в период с 08.05.07 по 29.05.07. Средняя продолжительность одного интервью составила 20 минут. Для проведения исследования (интервью) были составлены опросные листы – вопросы для волонтеров и специалистов Кризисного центра. Образцы данных опросных листов см. в Приложениях 2, 3. Образцы интервью с респондентами (в данном случае – образец интервью с волонтером, а также образец интервью со специалистом Кризисного центра г. Апатиты) см. в Приложениях 4, 5.
Анализ исследования
Выявление мнений волонтеров и специалистов Кризисного центра города Апатиты о причинах прихода людей в Центр для работы на добровольной основе
В ходе исследования было выявлено следующее. В Кризисный центр города Апатиты опрашиваемые респонденты (которыми являлись волонтеры Центра) пришли по следующим причинам: желание помогать другим, желание делиться своими знаниями и умениями с другими. Из интервью со специалистом Кризисного центра: "Если говорить об основных причинах прихода людей на работу волонтером, можно, я думаю, выделить, самое главное, это желание кому-то помочь... желание оказать помощь человеку, решить его проблему. Ведь, очень много волонтеров приходит работать для того, чтобы помочь решить ту проблему, с которой они когда-то справились... Желание быть кому-то опорой, поддержкой, желание безвозмездно помогать" (ин-вью №3, с. 3, 15 стр.). Также можно привести цитату из интервью с одним из волонтеров: "Мне кажется, это желание помочь другим в чем-то, в какой-то проблеме... Если говорить обо мне, наверно, это было естественное желание помогать людям, делиться с ними своим опытом решения каких-то проблем различного характера, помогать" (ин-вью № 9, с. 2, 9 стр.). Как видно из данных цитат, волонтеры, а также специалисты сходятся во мнениях о причинах, побуждающих людей к работе на добровольной основе. Так же, одними из основных причин, по которым волонтеры Кризисного центра пришли работать добровольцами является получение дополнительных знаний, умений и навыков, а также "расширение круга знакомых": "Ну, моя причина... это желание получить дополнительные полезные знания. В Центре нам давали знания по психологии, которые очень полезны, даже не столько в работе волонтером, сколько в повседневной жизни... Это и практические занятия, и просто какие-то лекции, семинары, уроки. Это и тренинги, вообще, все то, что дает какие-то дополнительные знания, навыки и умения" (ин-вью № 1, см. Приложение 4, с.1, 10-16 стр.). Также можно привести следующую цитату: "В Центре при группе работы с волонтерами, существуют различные семинары, лекции, которые ведут специалисты... Данные лекции, а также обучающие занятия дают очень много ценнейших знаний по психологии, которые могут пригодиться и в жизни. Одной из главных причин моего прихода в Кризисный центр являлось желание получения знаний по психологии" (Из интервью с волонтером Кризисного центра, работающего на телефоне доверия, интервью № 4, с. 2, 21-24 стр.). "Одной из причин, толкающих человека пойти работать волонтером, это - самообразование. У нас очень много учащихся, так скажем, и поэтому каждому их них весьма полезно получить дополнительные знания, которые мы даем специально для волонтеров... В основном, это, конечно, знания в области психологии... Эти знания, они полезны также тем, что могут пригодиться не только при работе с клиентами, но и вообще, в каких-то жизненных ситуациях" (ин-вью №2, с. 2, 17-24стр.) Как видно из данных цитат интервью, немало волонтеров работают в Кризисном центре вследствие желания получения дополнительных знаний в области психологии. Это объясняется, в первую очередь тем, что большое количество волонтеров получают, параллельно работе в Центре, образование в различных ВУЗах. Среди причин, названных респондентами, также оказались достаток свободного времени, желание общения в коллективе. Из интервью с одним из волонтеров-респондентов: "Моим мотивом прийти сюда явилась возможность общения, совместная деятельность с кем-то... Я знала, что еще кроме меня в Центре уже давно работают другие волонтеры, поэтому с удовольствием пришла на работу" (ин-вью №7, с. 2, 15-17стр.). "Мотивом также может являться достаток свободного времени у человека, который желает работать добровольцем... Конечно, в большинстве случаев, речь идет о вечернем времени, то есть, в основном, все наши волонтеры имеют дневные работы, а вечером они, как раз, имеют возможность заниматься волонтерством... Днем у нас никто не работает. Время волонтеров, как правило, "занято" на вечер, чтобы у всех было свободное время" (из ин-вью с респондентом-специалистом, ин-вью № 3, с.2, 5-8 стр.). Также, с помощью интервью, у опрошенных респондентов-волонтеров были выявлены мотивы справиться со своими проблемами, а также поделиться с другими опытом удачно преодоленной в прошлом проблемы. У большинства волонтеров-респондентов главной причиной вступления в добровольческие ряды явилось стремление завести новых знакомых, новые связи, как среди работающих в Центре специалистов, так и среди самих волонтеров. Из интервью № 6 с респондентом-волонтером: "Хотелось, конечно, завести себе новых знакомых, я вообще считаю, что данные мероприятия полезны для тебя самого... Да. наверно, первопричиной было именно стремление получить новые знакомства" (ин-вью №6, с. 2, 13-14стр). Также можно привести слова опрашиваемого специалиста: "У многих из наших волонтеров преобладают мотивы завести себе новых знакомых, связей для дальнейшей деятельности, жизни. Очень многие идут работать в ту или иную организацию для того, чтобы познакомиться с новыми людьми, обрести новый круг друзей" (ин-вью № 4, с. 3, стр. 20-23). "Я бы отметила такой фактор, как новые знакомства. Это тоже может являться одним из основных мотивов вступления в волонтеры... Человек начинает работать на добровольной основе, и одной из причин того, что он вступает в волонтерские ряды, является его желание завести как можно больше полезных знакомств. Это вполне нормально, очень многие люди поступают именно так, самое главное, чтобы они полноценно помогали клиентам" (см. Приложение 5, ин-вью № 2, с. 3, стр. 15-21). Также можно привести цитату из интервью с волонтером-консультантом Кризисного центра (ин-вью № 10): "Это также было желание узнать новых людей, может быть, завести новых друзей, знакомых. Ведь, здесь, в любом случае работаешь в коллективе, и поэтому знакомишься со многими людьми" (ин-вью № 10, с. 3, 12-15 стр.). Таким образом, можно увидеть, что одной из распространенных причин вступления в добровольчество, является также желание завести новых знакомых.
Выявление мнений волонтеров об использовании ими способов, стимулов, с помощью которых они мотивируют себя к добровольческому труду.
В ходе интервью с респондентами было выявлено следующее. Как видно из интервью с волонтерами Центра, на занятие добровольческой помощью, их стимулирует, в первую очередь, «осознание собственной нужности, полезности». «Вы знаете, наверно, это, все-таки, чувство того, что ты сам кому-то нужен… Когда ты видишь, что человек, которому ты оказываешь помощь, действительно в тебе нуждается, и ты можешь ему помочь, это, конечно, как-то, как вы говорите, стимулирует. Ты видишь, что реально можешь оказать помощь тому или иному клиенту, и поэтому, я думаю, просто работаешь дальше» (ин-вью № 8, с. 3, 13-18 стр.). Также можно привести следующее мнение одного из опрашиваемых: «Наверное то, что ты сознаешь себя как человека, того, кто в силах помогать другим, делиться с другими опытом, знаниями, способами, путями решения различных проблем и так далее. Это и мотивирует… То есть, ты осознаешь, что люди действительно нуждаются в помощи, у тебя есть возможность, время, а главное, какие-то умения и навыки в оказании той или иной помощи, то, почему бы и нет?» (ин-вью № 6, с. 3, 23-28стр.). «Также можно выделить постоянное желание, стремление помогать другим. Желание помогать своим клиентам, тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию… Постоянно помогать, в этом и заключается работа добровольца в любой организации… К тому же ты просто привыкаешь к тому, что тебе звонят, к тебе обращаются» (ин-вью № 11, с. 3, 10-15стр.). Таким образом, можно заметить, что одной из основных причин, по которой волонтеры Кризисного центра не прекращают заниматься добровольческой деятельностью, является желание быть «нужным» своим клиентам, стремление постоянно помогать, поддерживать тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации, кто столкнулся с теми, или иными проблемами. Также можно привести цитату одного из интервью с волонтером-консультантом Кризисного центра: «Наверно, это входит в привычку, да, и поэтому, есть желание работать дальше… Постепенно начинаешь относиться к этому как к должному. Основной работе это не мешает, а это, наверно, самое главное» (ин-вью № 10, с. 3, 21-24стр.). Также несколько респондентов выделяют в качестве стимула для работы волонтером, «видимость результата от оказания помощи». «Конечно, можно отметить то, что человек, наверно, видит результаты своих трудов… он видит, что помощь, оказанная им, реально кому-то помогла, помогла кому-то разобраться в проблеме, человек, как правило, хочешь помогать еще и еще. То есть, я думаю, когда ты видишь, когда человек благодарен тебе за оказанную помощь и поддержку, хотя, так скажем, и не всегда удается узнать о том, помогла ли клиенту твоя помощь, или не помогла» (ин-вью № 5, с. 3, 12-16стр.). Также можно привести следующую цитату одного из интервью: «Если я вижу, что человеку я действительно помогла, это чувство эффективно оказанной помощи, наверно, и будет являться неким стимулом к дальнейшему оказанию помощи на волонтерской основе. Я думаю, что это является одним из основных факторов того, что люди работают добровольцами в таких службах» (ин-вью № 7, с. 3, 12-15стр.). Также, одним из основных стимулов, побуждающих к волонтеров Кризисного центра к добровольческой работе, является получение новых знаний, умений и навыком. Таким образом, можно заметить, что данный мотив (получение знаний, полезной и интересной информации) являлся также в предыдущем тематическом блоке, касающемся причин прихода волонтеров в Центр. «Что толкает… наверно, это все-таки желание получить новые знания. Тем, кто работает в Кризисном центре в качестве волонтером, предоставляются различные, очень полезные знания по психологии. Наверно, все-таки из-за этого. Я сама учусь на психолога, в этом году защита диплома. Дополнительные знания никогда не помешают, я считаю» (ин-вью № 5, с. 4, 23-28стр.). «Вы знаете, меня подталкивает то, о чем я вам, в принципе, уже говорила. Это – практические знания. В Кризисном центре прекрасно их преподносят… Знания по психологии очень полезны… Наверно, именно из-за этого я постоянно работала в качестве волонтера в Центре» (см. Приложение 4, ин-вью №1, с. 3, 9-12стр.). Необходимо отметить тот факт, что, как видно из нескольких интервью с респондентами-волонтерами, мотивы, связанные с получением знаний, какой-то информации в Кризисном центре, у многих добровольцев являются самыми различными. Это и получение практических навыков, и получение каких-то конкретных знаний (например, как видно из некоторых вышеприведенных цитат, это знания по психологии), и развитие каких-то личностных качеств, умений. «Наверно, это желание постоянно получать различную информацию, касающуюся как твоей работы в качестве волонтера, так и просто… какая-то полезная информация для себя… В Центре проводятся различные семинары, тренинги, лекции, причем, это… все очень интересно преподается. Интересно, даже просто для себя, какие-то моменты, которые тебе пригодятся в жизни» (ин-вью № 9, с. 3, 12-16стр.). «Здесь проводятся различные тренинги, обучающие программы, семинары, посвященные различным проблемам, психологические какие-то занятия. Я думаю, всегда полезно получить максимум информации, которая дается тебе так доступно. В Центре постоянно проводятся лекции, к тому же очень часто мы сами проводим лекции для своих же коллег – волонтеров. Это, на мой взгляд, довольно весомый стимул для работы… Мне, например, всегда интересно посещать различные тематические тренинги по психологии… И, конечно, для себя, просто получение знаний, которые в дальнейшем могут пригодиться» (ин-вью № 6, с. 3, 18-27стр.). Таким образом, из цитат интервью с респондентами-волонтерами видно, что одним из главенствующих мотивов к работе на добровольной основе в Кризисном центре, является получение знаний, умений, навыков. Далее также называются «осознание нужности, полезности», а также «видимость результатов оказанной помощи».
Выявление мнения специалистов, а также волонтеров Кризисного центра об использовании специалистами каких-либо способов, методов, приемов стимулирования волонтеров, работающих в данной организации.
Была выявлена следующая информация. Одним из способов мотивирования респонденты-волонтеры и респонденты-специалисты называют «благодарность». «Конечно, первое, что необходимо сделать, это поблагодарить человека за работу. Ведь, порой, сказать, выразить благодарность человеку, очень важно в том плане, что, если даже этот человек сам согласился работать безвозмездно, ему в любом случае требуется какое-то, даже такое вербальное, устное вознаграждение. Поэтому, мы всегда, в первую очередь, благодарим наших волонтеров» (ин-вью № 3, с. 3, 14-17стр.). «… Также, как мне кажется, играет большую роль устное поощрение волонтеров. Просто сказать волонтеру «спасибо» за работу, это уже может явиться мотивирующим фактором для добровольцев» (см. Приложение 5, ин-вью № 2, с. 4, 13-15 стр.). Как видно из данных цитат интервью со специалистами, устная благодарность за проделанную волонтерами работу, играет не последнюю роль в поощрении и мотивировании добровольцев в Кризисном центре. Специалисты считают, что данный способ мотивирования является неотъемлемой частью работы с волонтерами. Можно привести также следующую цитату из интервью со специалистом: «Да, самое главное, я думаю, что необходимо поблагодарить волонтера за работу. И, также, нельзя забывать, что благодарить нужно постоянно, чем чаще, тем лучше. Доброволец должен почувствовать, что он нужен организации, в которой он работает. Я думаю, это в любой подобной организации, человек за работу должен получать какое-то вознаграждение, в нашем случае, волонтерам говорят слова благодарности. Это естественно» (ин-вью № 3, с. 4, 16-24стр.). Респонденты-волонтеры также назвали одним из стимулов, используемых специалистами, выражение благодарности. «Да, наверно, еще благодарность от самих работников учреждения, это, я считаю, довольно важный фактор. Потому что, все мы здесь работаем, в принципе, «за спасибо», и, когда слышим слова благодарности, это очень, по моему мнению, поощряет» (ин-вью № 9, с. 4, 15-18стр.). Одним из основных способов поощрения волонтеры и специалисты выделяют лекции, тренинги и семинары, проводящиеся в Кризисном центре специально для добровольцев. «Мне кажется, стимулируют наших волонтеров именно эти тренинги, и наши лекции по психологии личности. Ведь, когда волонтер обучается, параллельно своей работе, это помогает ему в оказании помощи своим клиентам, он постепенно учится, совершенствуется. Есть и другая причина. Она состоит в том, что, когда волонтер посещает различные лекции, семинары, касающихся психологических проблем, работы с клиентами, у него, как бы, укрепляется интерес к той работе, которую он выполняет. На этих семинарах, особенно на тренингах, люди знакомятся с разными людьми, общаются, это все, как правило очень интересно, и поэтому, они продолжают посещать данные мероприятия. Это все. Я считаю, очень мотивирует к работе» (ин-вью № 3, с. 4-5, 23-4 стр.). Также, можно привести следующую цитату из интервью с одним из специалистов: «Я считаю, что главный стимул это проводимые нами самими мероприятия, тренинги, семинары, занятия, все те мероприятия, которые способствуют обучению волонтеров, прививают им какие-то навык, умения. Это более чем полезно для наших волонтеров» (см. Приложение 5, с. 5, 9-12 стр.). Также, о тренингах, семинарах и лекциях, как об одном из способов стимулирования добровольцев, говорят респонденты-волонтеры. «Вы знаете, наверно, все таки, все эти семинары, занятия, тренинги, различные обучающие лекции, это, как мне кажется, уже какой-то мотивирующий фактор. То есть… у меня была причина работать в Кризисном центре, так как здесь можно получить знания. Это я думаю, и для многих является одним из стимулов к работе… Да, данные мероприятия очень помогали» (см. Приложение № 4, ин-вью № 1, с. 4, 15-22 стр.). «Я считаю, те занятия, которые у нас проводились в течении года. И являлись основным стимулом, который использовали специалисты Кризисного центра при работе с волонтерами. Эти занятия очень привлекали своим разнообразием, они были очень интересны, познавательны. Даже, в принципе. Вне зависимости от того, чем ты занимался в Кризисном центре, на эти мероприятия просто было интересно приходить. Это были лекции, тренинги, различные занятия… Да, я думаю, что основным стимулирующим фактором являлись именно эти занятия. Это было очень интересно» (ин-вью № 3, с. 4, 15-21стр.). В Кризисном центре недавно начала распространяться такая практика, когда волонтерам предоставляется право выбора того вида помощи, которое больше всего интересно добровольцу. Специалистами активно поощряются различные идеи волонтеров, касающиеся оказания помощи клиентам Кризисного центра, разработки различных методик оказания помощи клиентам, поддерживается любая инициатива того или иного волонтера. Специалисты Центра расценивают такую практику как некий эксперимент, который, по их словам, уже пользуется успехом. Стоит отметить, что данный эксперимент расценивается волонтерами и специалистами как еще один стимулирующий фактор. «Такая практика существовала, когда я работала. Конечно, я думаю, смысл в этом есть, потому что «разделение», как вы говорите, «по интересам», дает очень мощный стимул волонтерам. Ведь человеку намного легче, и интереснее работать именно таким образом. Я думаю, это является одним из важнейших мотивационных фактов для добровольцев» (см. Приложение 4, ин-вью № 2, с. 4, 16-20 стр.). «Данный подход действительно есть в учреждении. Когда человек, в данном случае волонтер, в прошлом справился с какой-то проблемой, или, например, в какой-то период времени, у него возникали определенные трудности, соответственно, он может помогать людям, клиентам именно по этой проблеме. Да, я считаю, такая практика очень продуктивно может повлиять на работника… Да, это может являться своеобразным стимулом» (ин-вью № 7, с. 4, 15-21 стр.). Опрошенные специалисты также выделяют данный эксперимент как один из стимулов, с помощью которых волонтеры могут быть мотивированы к дальнейшей работе. «Да, действительно, у нас есть такой проект, суть которого заключается в том, чтобы дать каждому волонтеру возможность заниматься тем, чем он более всего желает заниматься. То есть, у каждого волонтера есть свои интересы, свои какие-то идеи, задумки, которые он сейчас может свободно осуществить. Идеи, конечно же, касающиеся предоставления того, или иного вида помощи клиентам Центра. Если у волонтера есть какая-то идея относительно оказания помощи, мы рассматриваем эту идею, а затем пытаемся вместе ее осуществить» (см. Приложение 5, с. 6, 1-7 стр.). Также специалист добавляет, что данный эксперимент, безусловно, способствует поднятию эффективности деятельности волонтеров. «Тем самым, мы предоставили волонтерам оказывать помощь так, как они этого хотят, а это, мне кажется, в любом случае повышает эффективность деятельности» (см. Приложение 5, с. 6, 10-12 стр.). Остальные респонденты-специалисты также говорят о том, что данный проект может служить добровольцам стимулом к работе: «Да, у нас есть такой принцип. Мы, конечно, можем помочь тому или иному волонтеру осуществить те или иные идеи, замыслы, касающиеся оказания помощи клиентам, с которыми они работают. Если у волонтера есть те или иные идеи относительно оказания помощи людям, мы рассматриваем эти идеи, и уже смотрим, как их можно осуществить на практике… Если брать какие-то примеры, у нас, например, есть такой проект, он называется «Друг по телефону». Правда, сама идея принадлежала одному из специалистов Центра, в нее очень активно включились несколько волонтеров. Тем самым, они работали и на телефоне доверия, и в данном мероприятии» (ин-вью № 3, с. 6, 15-21 стр.). Тем самым, можно сделать некоторые выводы. Специалисты Центра стимулируют волонтеров несколькими способами, которые включают в себя устное поощрение (благодарность), тренинги, семинары, лекции, которые проводятся специально для добровольцев. Также как способ можно считать эксперимент, при котором волонтеру предоставляется свобода воплощения своих идей, замыслов, относительно оказания помощи клиентам.
Выявление мнений волонтеров и специалистов Кризисного центра о наличии или отсутствии каких-либо обучающих занятий/тренингов для волонтеров Кризисного центра.
По данному тематическому блоку была выявлена следующая информация. В Кризисном центре проводятся различные тренинги, обучающие занятия, лекции, семинары специально для работающих в данной организации волонтеров. Из интервью с опрошенным волонтером: «Да, такие занятия проводились в Центре достаточно часто… Это и тренинги, и лекции и семинары, и какие-то обучающие тренинги, тематические занятия. Лекции, в основном посвященные различным психологическим вопросам, касающихся нашей работы. Лекции иногда даже ведут сами волонтеры. И это очень интересно, когда сами волонтеры делятся со своими коллегами опытом» (ин-вью № 7, с. 6, 12-16 стр.). «У нас проводились различные мероприятия разного характера. Это… тренинги, семинары… Практически, каждую неделю, каждые выходные специалисты проводили различные лекции, тренинги. Тренинги, например, касающиеся развития речи. Учили манере говорить, общаться с клиентами, да и вообще, в жизни, с обычными людьми. Это и манера говорить, взгляд. Все это отрабатывалось на тренингах. Специалисты центра все проводили очень интересно и познавательно. Самые различные занятия» (см. Приложение 4, с. 4, 26-28 стр.). «Лекции, посвященные общению с клиентами, людьми. Я знаю, многие у нас заинтересованы в получении знаний, вместе с тем, эти знания очень полезно получить и как волонтеру и просто как обычному человеку. Вот эти вот лекции позволяли это сделать… Также проводились тематические занятия, семинары. Я считаю, главное в том, что на этих семинарах и лекциях, волонтерам также можно свободно выступать, высказывать какие-то идеи и тому подобное. Такая практика, я считаю, очень эффективна сама по себе. То есть, один волонтер может поделиться примером из своего собственного опыта с другими волонтерами» (ин-вью № 6, с. 6, 16-23 стр.). Как видно из вышеприведенных цитат, в Кризисном центре действительно проводятся различные мероприятия, направленные на развитие личностных качеств самих волонтеров, на решение каких-то вопросов и задач. По поводу мероприятий для волонтеров специалисты говорят следующее: «Конечно, мы постоянно проводим различные тренинги, «группы», лекции, различные обучающие семинары. Психологические занятия. Конечно, это очень помогает волонтерам, кроме как их мотивирует. Например, тренинги способствуют развитию каких-то личностных качеств добровольца, способствуют развитию его умений, навыков, например, навыков общения с клиентом» (см. Приложение 5, с. 6, 18-24 стр.). Можно привести также следующую цитату: «Мы постоянно проводим занятия для наших волонтеров. Эти занятия включают в себя тренинги, лекции, семинары. Даже празднование каких-то праздников, наверно, тоже будет считаться одним из видов мероприятий, проводимых для волонтеров. Добровольцы у нас общаются друг с другом, делятся опытом. Это, конечно, влияет на их развитие, рост» (ин-вью № 3, с. 6, 12-16 стр.). По словам волонтеров, данные мероприятия очень помогают им в дальнейшей работе. «Да, конечно, занятия в группах, лекции, семинары, все это в дальнейшем оказывает помощь нам в нашей работе. Мне кажется, эти мероприятия довольно эффективны. Например, на тренингах, человек учится общаться с другими людьми, с клиентами, которым каждый день оказываешь помощь. И на этих мероприятиях разыгрываются различные ситуации, которые могут произойти при работе. Или рассматриваем какую-то проблему. Рассматриваем, как этой проблемы можно избежать, пути решения возникших трудностей, проблем. Это важно как для волонтера, так и для, скажем, клиента. Поэтому, волонтер, даже если он никогда не сталкивался с данной проблемой в своем опыте, должен иметь понятие о самых различных проблемах, это очень важно» (ин-вью № 9, с. 5, 10-17 стр.). «Да, данные мероприятия очень помогали, и помогают. Ведь это жизненный багаж, знания, выработка каких-то умений, навыков, наработка опыта... Особенно ценным я считаю тренинги, проводимые специалистами. Именно в них очень хорошо представлена наша работа, наши отношения… В этих тренингах отрабатывались, скажем так, различные ситуации, проблемы. Они полезны еще и тем, что при тренинге ты видишь все свои недостатки очень четко, так как ты работаешь в группе с другими, и поэтому при взаимодействии с остальными участниками тренингов, ты видишь все свои недостатки» (ин-вью № 11, с. 5, 12-18 стр.). Рассмотрим мнения специалистов. «Безусловно, мероприятия, проводимые нами, очень помогают нашим добровольцам. Более того, например, при проведении лекций и семинаров мы предоставляем волонтерам активно участвовать в данных мероприятиях. Они могут предлагать какие-то свои идеи, замыслы, предложения» (ин-вью № 3, с. 6, 21-25 стр.). «Да, тренинги и семинары оказывают неоценимую помощь волонтерам, я считаю. У нас также проводятся лекции, которые ведут сами волонтеры. Они делятся своим опытом оказания помощи клиентам, делятся своими взглядами на те или иные проблемы, идеями насчет организации тех или иных мероприятий. Я считаю, что подобные лекции очень эффективны. Именно вот такие лекции и дают очень и очень много нашим добровольцам… Проводится также много семинаров по различным темам, которые также, насколько я знаю, интересны нашим волонтерам. Во всех мероприятиях волонтеры проявляют высокую активность и интерес» (ин-вью № 4, с. 6. 15-19 стр.). Таким образом, мы можем сделать следующие выводы по данному тематическому блоку. В Кризисном центре проводятся различные тематические тренинги, лекции и семинары, касающиеся развития волонтеров, помогающие им в работе, а также в каких-то жизненных ситуациях. Респонденты также особо выделяют лекции, которые проводят сами волонтеры.
Выявление мнений волонтеров и специалистов Кризисного центра о заинтересованности в дальнейшей работе на добровольческой основе в данной организации.