Реформация в Европе. Ментальный сдвиг XVI – XVII вв.
План
Общая характеристика
Версии появления Реформации. Объяснения ее содержания.
Лютер и начальный этап Реформации.
Кальвин. Реформация и формирование буржуазной ментальности.
1.1.Определения.
Реформация (в узком смысле) – общественное движение, охватившее все слои населения в странах Центральной и Северной в Европы XVI в. и направленное на преобразования в христианском сознании, религиозной практике и социальной жизни.
Реформация (в широком смысле) – смена парадигмы сознания (ментальный сдвиг), позволившая отказаться от архетипов Средневековья и сформировать ценности буржуазного общества Нового времени.
Хронологические рамки 1517 – 1598 гг.
Страны: Германия, Австрия, Венгрия, Чехия, Швейцария, Дания, Швеция, Норвегия, Голландия, Англия, Франция.
1.3. Лидеры Реформации:
Германия – Мартин Лютер (1483 – 1546); официальная поддержка – король Фридрих Саксонский.
Швейцария (Цюрих) – Ульрих Цвингли (1484—1531).
Швейцария (Женева) – Жан Кальвин (1509—1564).
Франция – провозвестник: Лефевр д'Этапль (1450-1536).
Франция – лидеры «гугенотов» (союзников) принц Луи Конде, адмирал Колиниьи, Жанна д’Альбре, королева Наварры, ее сын Генрих Наваррский (впоследствии – король Франции Генрих IV).
Англия: формальный лидер – король Генрих VIII, идеологи: архиепископ Томас Кранмер (1489 — 1556) и государственный деятель Томас Кромвель (1485-1540).
Шотландия – Патрик Гамильтон (ок. 1503–1528), Георг Висхарт (ок. 1513– 1546)
Дания – идеологи Ханс Таузен (ок. 1494–1561); официальные лица: короли Кристиан II и Кристиан III.
Исландия – Жиссур Айнарсен.
Швеция – Олав Петри (1493–1552), при поддержке короля Густава Вазы.
|
Венгрия – Матфей Девай (1500–1543).
Версии появления Реформации.
2.1. Генетическая:
Причина появления: Реформация – ответ на кризисные явления в католической церкви, вызванные развитием городской культуры и становлением индивидуализма.
Содержание: борьба за сохранение христианской идентичности в новых экономических и социальных условиях.
Результат: формирование новых форм христианской культуры, отвечающих запросам индивидуализма и тенденции общества к размыванию социальных и корпоративных границ.
2.2.Марксистская:
Причина появления: Реформация – идеология нарождающейся буржуазии.
Содержание: борьба сельской и городской буржуазии за права и собственность по «знаменами» реформации; революционный процесс, в котором проявились черты и средневековья и буржуазности.
Результат: выход буржуазии из «тени» духовенства и рыцарства, что открыло путь к становлению буржуазной экономики.
2.3.Социологическая (М. Вебер): Реформация – смена рациональности.
Причина появления: в XIII – XV вв. средневековая «экономика насилия» (военный передел собственности и получение ренты) себя исчерпала. Становление «экономики рынка», требовала массового перехода к новому сознанию, основанного на принципах свободы, индивидуализма и рациональности.
Содержание: формирование и закрепление в рамках христианского сознания новой – буржуазной – парадигмы сознания.
Результат: раскол народов Европы на два типа сознания: нового (буржуазного) и старого (средневекового).
|
2.4. Культурологическая:
Причина появления: Реформация – ответ христианского сознания на появление и распространения идей Гуманизма.
Содержание: попытка выработать такие формы религии (а, соответственно, и новые культурные формы), которые бы сохранили влияние христианства на жизнь народов Европы.
Результат: конвергенция старинных и новейших культурных форм.
2.5. Отправная точка – 1505 г., начало строительства нового собора Святого Петра в Риме. Инициатор строительства – папа Юлий II. Для продолжения строительства было принято решение собирать средства, за счет продажи индульгенций. Для этого в Германию был направлен монах Иоганн Тецель. Неприятие индульгенций – первая форма открытого протеста против действий руководства католической церкви.
3.1. Мартин Лютер. Вехи биографии:
1483 – родился в Саксонии, в семье бюргера, выходца из крестьян..
1502 – бакалавр.
1505 – магистр «свободных искусств»; I чудо.
1507 монах августинец, II чудо.
1509 бакалавр богословия.
1512 – доктор богословия «обеденный проповедник» в августинском монастыре.
31 октября 1517 – «Девяносто пять тезисов против индульгенций» прибиты Лютером на ворота Замковой церкви в городе Виттенберге.
3.2. Лютер: главные идеи:
Solo fide – «оправдание» (спасение души) не добрыми делами, а «только верой».
Спасение души происходит через «благодать», сходящей к человеку от Бога.
Путь к благодати: «отчаяние, раскаяние, прощение».
Всё необходимое знание о Боге и вере содержится в «слове Божием» - Библии.
Верующие не нуждаются в посредниках между ними и Богом. Они нуждаются в наставлении.
|
Богатство католической церкви, владение землями, украшение храмов иконами и статуями – богохульство.
Аскетизм, нищенство, целибат – грех гордыни.
3.3. Борьба Лютера
12 – 14 X 1518 – диспут в Аугсбурге (кардинал Каэтан)
15 VII 1520 – папа Лев X предает анафеме Лютера
10 XII 1520 – Лютер сжигает папскую буллу
17 IV 1521 – диспут в Вормсе.
21 V 1521 – «Вормский эдикт»: «Не давать Лютеру ни постоя, ни приюта, ни еды, ни питья, ни лекарства».
1522 – перевод Лютером Библии на немецкий язык.
3.4. Создание лютеранской церкви:
Порядок «общей кассы»: община верующий содержит молельное здание и приглашает проповедника на собранные деньги.
Вместо священника – проповедник.
Вместо обрядов – проповедь и совместное пение.
Таинства – крещение и причастие.
3.5. Реформация приобретает политический смысл. Война в Германии:
VIII 1522 – нападение рыцарей на земли Трирского епископа.
VI 1524 крестьяне с Томасом Мюнцером во главе начинают захват церковных земель.
V поражение крестьянского войска в борьбе с соединенной армией германских князей.
II 1531 – Шмалькальденский союз: 11 протестантских городов, Саксония, Гессен, Мансфельд, Брауншвейг, Готтау.
1535 – «Конституция сопротивления».
1546 – разгром протестантов в Южной Германии. Раскол германии по географическо-религиозному принципу: «Каков государь, такова и вера».
4.1. Кальвин. Вехи биографии:
10 VII 1509 г. – родился в семье юриста и секретаря кардинала.
1532 – евангелический пастор в Париже.
XII 1534 – «карикатурный скандал» в Париже.
1536 – I приезд в Женеву. «Наставление в христианской вере».
1539 – 1541 – Страсбург.
IX 1541 – 27 V 1564 – Женева.
4.2. Кальвин – главные идеи:
Трансцендентность Бога миру: Бог, в момент создания мира определил всю его историю и в каждый конкретный момент в нее не вмешивается.
Божественное предопределение – каждый человек от рождения предопределен либо к спасению, либо к гибели.
Познать «истину избрания» нельзя.
Правильная жизнь «тождественна» божественным законам.
Кальвин – учение о предопределении:
Богатство, заработанное честным трудом – свидетельство божественного предопределения.
Предопределение тождественно «делу» - передаваемому из поколения в поколение в виде трудовых навыков и богатства.
Богатство, нажитое нечестными способами – свидетельство предопределения к погибели.
Богатство, растраченное на развлечение - свидетельство предопределения к погибели.
4.3. Реформы Кальвина:
Кальвинистская церковь:
Проповедники: руководители приходов и наставники верующих.
Учителя: осуществляют церковное воспитание, ведут занятия по основам веры для юношества в «воскресных» школах.
Старейшины: выборные представители религиозной общины, помогающие проповедникам в делах веры и управления.
Дьяконы: служители общины, помогающие больным, старым и одиноким, маргиналам.
Кальвинистская община:
Конгрегация – коллегия проповедников, решающих вопросы веры и общинной жизни.
Консистория – 6 проповедников и 12 мирян, решающих вопросы управления.
Быт
Запрет на «безбожные развлечения»: театр, цирк, свадьбы.
Телесные наказания за «богохульство» и «разврат».
Насаждение «скромности» в одежде и поведении.
Строгое воспитание детей.
Всеобщий контроль и доносительство.
4.4. Результаты реформ Кальвина;
Краткосрочные: – формирование общества тоталитарного типа, с полным подчинением личности принципам новой религиозности, а общества – «Женевскому папе» - Кальвину.
Долгосрочные:
формирование сознание нового типа, ориентированного на индивидуализм и рыночные отношения;
появление нового целеполагания в жизни – богатства, как меры успеха;
разрушение сословных и корпоративных социальных барьеров, присущих средневековому обществу.