Версии появления Реформации.




Реформация в Европе. Ментальный сдвиг XVI – XVII вв.

План

Общая характеристика

Версии появления Реформации. Объяснения ее содержания.

Лютер и начальный этап Реформации.

Кальвин. Реформация и формирование буржуазной ментальности.

 

1.1.Определения.

Реформация (в узком смысле) – общественное движение, охватившее все слои населения в странах Центральной и Северной в Европы XVI в. и направленное на преобразования в христианском сознании, религиозной практике и социальной жизни.

 

Реформация (в широком смысле) – смена парадигмы сознания (ментальный сдвиг), позволившая отказаться от архетипов Средневековья и сформировать ценности буржуазного общества Нового времени.

Хронологические рамки 1517 – 1598 гг.

Страны: Германия, Австрия, Венгрия, Чехия, Швейцария, Дания, Швеция, Норвегия, Голландия, Англия, Франция.

 

1.3. Лидеры Реформации:

 

Германия – Мартин Лютер (1483 – 1546); официальная поддержка – король Фридрих Саксонский.

Швейцария (Цюрих) – Ульрих Цвингли (1484—1531).

Швейцария (Женева) – Жан Кальвин (1509—1564).

Франция – провозвестник: Лефевр д'Этапль (1450-1536).

Франция – лидеры «гугенотов» (союзников) принц Луи Конде, адмирал Колиниьи, Жанна д’Альбре, королева Наварры, ее сын Генрих Наваррский (впоследствии – король Франции Генрих IV).

Англия: формальный лидер – король Генрих VIII, идеологи: архиепископ Томас Кранмер (1489 — 1556) и государственный деятель Томас Кромвель (1485-1540).

Шотландия – Патрик Гамильтон (ок. 1503–1528), Георг Висхарт (ок. 1513– 1546)

Дания – идеологи Ханс Таузен (ок. 1494–1561); официальные лица: короли Кристиан II и Кристиан III.

Исландия – Жиссур Айнарсен.

Швеция – Олав Петри (1493–1552), при поддержке короля Густава Вазы.

Венгрия – Матфей Девай (1500–1543).

 

Версии появления Реформации.

 

2.1. Генетическая:

 

Причина появления: Реформация – ответ на кризисные явления в католической церкви, вызванные развитием городской культуры и становлением индивидуализма.

 

Содержание: борьба за сохранение христианской идентичности в новых экономических и социальных условиях.

 

Результат: формирование новых форм христианской культуры, отвечающих запросам индивидуализма и тенденции общества к размыванию социальных и корпоративных границ.

 

2.2.Марксистская:

 

Причина появления: Реформация – идеология нарождающейся буржуазии.

 

Содержание: борьба сельской и городской буржуазии за права и собственность по «знаменами» реформации; революционный процесс, в котором проявились черты и средневековья и буржуазности.

 

Результат: выход буржуазии из «тени» духовенства и рыцарства, что открыло путь к становлению буржуазной экономики.

 

2.3.Социологическая (М. Вебер): Реформация – смена рациональности.

 

Причина появления: в XIII – XV вв. средневековая «экономика насилия» (военный передел собственности и получение ренты) себя исчерпала. Становление «экономики рынка», требовала массового перехода к новому сознанию, основанного на принципах свободы, индивидуализма и рациональности.

 

Содержание: формирование и закрепление в рамках христианского сознания новой – буржуазной – парадигмы сознания.

 

Результат: раскол народов Европы на два типа сознания: нового (буржуазного) и старого (средневекового).

2.4. Культурологическая:

Причина появления: Реформация – ответ христианского сознания на появление и распространения идей Гуманизма.

Содержание: попытка выработать такие формы религии (а, соответственно, и новые культурные формы), которые бы сохранили влияние христианства на жизнь народов Европы.

Результат: конвергенция старинных и новейших культурных форм.

2.5. Отправная точка – 1505 г., начало строительства нового собора Святого Петра в Риме. Инициатор строительства – папа Юлий II. Для продолжения строительства было принято решение собирать средства, за счет продажи индульгенций. Для этого в Германию был направлен монах Иоганн Тецель. Неприятие индульгенций – первая форма открытого протеста против действий руководства католической церкви.

 

3.1. Мартин Лютер. Вехи биографии:

 

1483 – родился в Саксонии, в семье бюргера, выходца из крестьян..

1502 – бакалавр.

1505 – магистр «свободных искусств»; I чудо.

1507 монах августинец, II чудо.

1509 бакалавр богословия.

1512 – доктор богословия «обеденный проповедник» в августинском монастыре.

31 октября 1517 – «Девяносто пять тезисов против индульгенций» прибиты Лютером на ворота Замковой церкви в городе Виттенберге.

 

 

3.2. Лютер: главные идеи:

 

Solo fide – «оправдание» (спасение души) не добрыми делами, а «только верой».

Спасение души происходит через «благодать», сходящей к человеку от Бога.

Путь к благодати: «отчаяние, раскаяние, прощение».

Всё необходимое знание о Боге и вере содержится в «слове Божием» - Библии.

Верующие не нуждаются в посредниках между ними и Богом. Они нуждаются в наставлении.

Богатство католической церкви, владение землями, украшение храмов иконами и статуями – богохульство.

Аскетизм, нищенство, целибат – грех гордыни.

 

 

3.3. Борьба Лютера

 

12 – 14 X 1518 – диспут в Аугсбурге (кардинал Каэтан)

15 VII 1520 – папа Лев X предает анафеме Лютера

10 XII 1520 – Лютер сжигает папскую буллу

17 IV 1521 – диспут в Вормсе.

21 V 1521 – «Вормский эдикт»: «Не давать Лютеру ни постоя, ни приюта, ни еды, ни питья, ни лекарства».

1522 – перевод Лютером Библии на немецкий язык.

3.4. Создание лютеранской церкви:

 

Порядок «общей кассы»: община верующий содержит молельное здание и приглашает проповедника на собранные деньги.

Вместо священника – проповедник.

Вместо обрядов – проповедь и совместное пение.

Таинства – крещение и причастие.

 

3.5. Реформация приобретает политический смысл. Война в Германии:

 

VIII 1522 – нападение рыцарей на земли Трирского епископа.

VI 1524 крестьяне с Томасом Мюнцером во главе начинают захват церковных земель.

V поражение крестьянского войска в борьбе с соединенной армией германских князей.

II 1531 – Шмалькальденский союз: 11 протестантских городов, Саксония, Гессен, Мансфельд, Брауншвейг, Готтау.

1535 – «Конституция сопротивления».

1546 – разгром протестантов в Южной Германии. Раскол германии по географическо-религиозному принципу: «Каков государь, такова и вера».

 

4.1. Кальвин. Вехи биографии:

 

10 VII 1509 г. – родился в семье юриста и секретаря кардинала.

1532 – евангелический пастор в Париже.

XII 1534 – «карикатурный скандал» в Париже.

1536 – I приезд в Женеву. «Наставление в христианской вере».

1539 – 1541 – Страсбург.

IX 1541 – 27 V 1564 – Женева.

 

 

4.2. Кальвин – главные идеи:

 

Трансцендентность Бога миру: Бог, в момент создания мира определил всю его историю и в каждый конкретный момент в нее не вмешивается.

Божественное предопределение – каждый человек от рождения предопределен либо к спасению, либо к гибели.

Познать «истину избрания» нельзя.

Правильная жизнь «тождественна» божественным законам.

Кальвин – учение о предопределении:

Богатство, заработанное честным трудом – свидетельство божественного предопределения.

Предопределение тождественно «делу» - передаваемому из поколения в поколение в виде трудовых навыков и богатства.

Богатство, нажитое нечестными способами – свидетельство предопределения к погибели.

Богатство, растраченное на развлечение - свидетельство предопределения к погибели.

 

4.3. Реформы Кальвина:

 

Кальвинистская церковь:

 

Проповедники: руководители приходов и наставники верующих.

Учителя: осуществляют церковное воспитание, ведут занятия по основам веры для юношества в «воскресных» школах.

Старейшины: выборные представители религиозной общины, помогающие проповедникам в делах веры и управления.

Дьяконы: служители общины, помогающие больным, старым и одиноким, маргиналам.

Кальвинистская община:

Конгрегация – коллегия проповедников, решающих вопросы веры и общинной жизни.

Консистория – 6 проповедников и 12 мирян, решающих вопросы управления.

Быт

Запрет на «безбожные развлечения»: театр, цирк, свадьбы.

Телесные наказания за «богохульство» и «разврат».

Насаждение «скромности» в одежде и поведении.

Строгое воспитание детей.

Всеобщий контроль и доносительство.

4.4. Результаты реформ Кальвина;

 

Краткосрочные: – формирование общества тоталитарного типа, с полным подчинением личности принципам новой религиозности, а общества – «Женевскому папе» - Кальвину.

 

Долгосрочные:

 

формирование сознание нового типа, ориентированного на индивидуализм и рыночные отношения;

появление нового целеполагания в жизни – богатства, как меры успеха;

разрушение сословных и корпоративных социальных барьеров, присущих средневековому обществу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: