К рассказу Л.Н. Толстого «Три смерти» (1858)




Российский государственный гуманитарный университет

Институт филологии и истории

Кафедра теоретической и исторической поэтики

Гимназия № 45 г. Москвы

Первый семинар

Школы читателя

ПУТЬ ЧИТАТЕЛЯ К АВТОРУ:

Тайна «Трех смертей» Льва Толстого

Ноября 2018

 

Цель Встречи читателей –

прояснение способов анализа

художественного пространства и времени эпического произведения

 

Авторы и координаторы проекта –

Сергей Петрович Лавлинский,

доцент кафедры теоретической и исторической поэтики

Института филологии и истории РГГУ

Елена Викторовна Устинова, зав. каф. русского языка и литературы

Ирина Андреевна Лавлинская, учитель литературы гимназии №45,

Москва

Гуманитарные семинары Сергея Лавлинского (Школа читателя, Школа словесника) – это:

· интерактивные занятия, нацеленные на развитие продуктивного мышления и расширение кругозора участников в гуманитарных областях;

· совершенствование навыков понимания культурных текстов (литературных, живописных, фотографических, театральных, кинематографических, научных, публицистических и т. п.);

· пространство диалогического общения, сотрудничества и сотворчества;

· самые разнообразные творческие форматы коммуникации (дискуссионный клуб, мини-лекции, исследовательские семинары, читки, мини-спектакли, творческие проекты, арт-студии, круглые столы, киноклуб и т.п.);

· освоение секретов понимания («обнимания смыслом») того, что казалось «невозможным для понимания»;

· приключение в мирах традиционных и современных культурных текстов.

 

Вопросы и задания

к рассказу Л.Н. Толстого «Три смерти» (1858)

 

1. Как вы считаете, почему рассказ называется «Три смерти»? Обоснуйте свои гипотезы текстом произведения.

2. Что в рассказе Л.Н. Толстого кажется вам наиболее непонятным, таинственным?

3. Какие художественные особенности рассказа в наибольшей степени влияют на ваши представления о смысле произведения?

4. По всей видимости, наибольшее влияние на читательское понимание оказывает композиционное построение всего рассказа, с которым связано и его название. С какой целью автор выделяет в рассказе 4 части? О каких событиях в них повествуется? Почему рассказ называет «Три смерти»?

5. Почему автор посвящает барыне две части?

6. Есть ли какая-то логика в изображении смертей? Попробуйте схематично ее представить.

7. Почему рассказ завершается изображением смерти дерева?

8. Теперь присмотримся к соотношению изображенных точек зрения, представленных в рассказе. Для начала внимательно проанализируйте, как под взглядом барыни меняется каждый из героев? Опишите мотив проникновения взгляда смерти в мир человеческой жизни. Как именно изображает Толстой «захват» смертью территории жизни? Обратите внимание во 2-й и 3-й главках на то, как все остальные персонажи реагируют на смерть барыни. Опишите каждую из точек зрения, ссылаясь на текст. С какой целью в конце 3 главы автор цитирует Псалтырь (см. текст)?

9. Как связаны позиция умирающего мужика и позиции окружающих его людей во 2 главке?

10. Как меняется во 2 главке соотношение мира жизни и мира смерти по сравнению с первой частью?

11. Зачем автор подробно изображает в 4 главке смерть дерева? Как именно изображена эта смерть, с чьей точки зрения?

12. Отвечая на предыдущие вопросы, вы уже заметили, что в основе композиционного построения рассказа лежат два основных признака сравнения – контраст (антитеза) и взаимодополнительность. В каком случае каждый из них проявляется?

13. Как соотносятся друг с другом участки пространства, в которых находятся все умирающие?

14. С кем и почему сопоставляется каждый из умирающих?

15. Поводя итоги анализа, нужно обязательно разъяснить, как под влиянием композиции рассказа меняется к финалу произведения позиция читателя? В каком случае он смотрит на события с точки зрения героев, а в каком - с точки зрения повествователя?

16. Зачем автор руководит пониманием читателя? Возможно, он хочет, чтобы читатель стал участником спора, борьбы, конфликта жизни и смерти? Если это так, то какую позицию читателя автор считает идеальной (точку зрения одного из героев, точку зрения повествователя или же точку зрения внешнюю по отношению ко всем перечисленным позициям)?

17. Что же такое, по Толстому, жизнь и что такое смерть? Почему рассказ называется «Три смерти»?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: