Принципы организации и деятельности органов прокуратуры




Место прокуратуры в государственном механизме России

Ст. 129 Конституции РФ в самом общем виде регламентирует систему органов прокуратуры, а также порядок назначения на должность Генерального прокурора РФ и иных прокуроров. Исходя из положений ст.11 Конституции РФ, прокуратура не относится ни к одной из ветвей государственной власти, но при этом Конституция оставила открытым вопрос о месте прокуратуры в государственном механизме России. По этому поводу существует несколько точек зрения:

1. Прокуратура – это контрольный орган законодательной власти, так как Генеральный прокурор назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации, а также должен ежегодно представлять палатам Федерального Собрания доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ, однако это не свидетельствует о подчиненности прокуратуры органам законодательной власти, более того, прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов органами законодательной (представительной) власти, может опротестовывать незаконные правовые акты этих органов, а также прокуроры участвуют в заседаниях органов законодательной власти субъектов РФ, а Генеральный прокурор РФ или его заместители в праве участвовать в заседаниях палат Федерального Собрания в различных комиссиях и комитетах этих палат и своевременно реагировать на возможные нарушения закона. Таким образом, органы прокуратуры взаимодействуют с законодательной властью, но не подчиняются ей.

2. Прокуратура – это особый орган исполнительной власти, так как ряд полномочий прокурора имеет административно-властный характер. Однако особенности властных полномочий не делают прокуратуру органом исполнительной власти, а наоборот прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов различными органами исполнительной власти, а включение прокуратуры в исполнительную власть может повлечь за собой нарушение принципа разделения властей и усилит опасность нарушения законов со стороны органов исполнительной власти

3. Прокуратура относится к судебной власти, так как ст.129 Конституции РФ находится в главе «Судебная власть». Однако содержания главы седьмой Конституции РФ не дает никаких оснований считать прокуратуру органом судебной власти, хотя прокуратура и суд тесно взаимодействуют между собой, например, прокурор при рассмотрении в суде уголовного дела выступает в качестве государственного обвинителя.

4. Прокуратура входит в состав президентской власти, а в законодательство нужно внести изменения о непосредственном подчинении прокуратуры президенту. Но такие изменения нарушат принцип независимости органов прокуратуры от других органов государственной власти или должностных лиц и еще больше усилит президентскую власть в стране.

5. Прокуратура является органом так называемой «правоохранительной власти». Однако такая терминологий некорректна, так как состав правоохранительных органов входят различные структуры, в том числе относящиеся к органам исполнительной власти, суды, как органы судебной власти, а также структуры, вообще не относящиеся к органам государственной власти (адвокатура, нотариат).

6. Прокуратура – это самостоятельный государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей государственной власти и являющийся специфическим государственно-правовым институтом, который взаимодействует со всеми органами государства и призван быть важным элементом в системе сдержек и противовесов других ветвей государственной власти. Этот особый статус российской прокуратуры обусловлен историческими традициями нашего государства, а также юридическими, национальными, экономическими, социальными и другими особенностями.

 

Принципы организации и деятельности органов прокуратуры

Это общее руководящее положение, характеризующее наиболее существенные стороны организации органов прокуратуры и ее деятельности. Они закреплены в Конституции РФ (ст. 15, ст. 129), в ФЗ «о прокуратуре», и в других ФЗ.

Все принципы могут быть классифицированы на 3 группы:

1. Общеправовые принципы свойственные прокуратуре как части государственного аппарата – принципы законности и гласности.

2. Специфические прокурорские принципы. Они отражают специфику организации и деятельности органов прокуратуры – централизация, единство, единоначалие и независимость.

3. Отраслевые принципы характерные для отдельных направлений деятельности органов прокуратуры.

Принцип законности имеет двойную направленность: внешнюю и внутреннюю.

Внешняя касается взаимоотношений органов прокуратуры с поднадзорными субъектами, деятельность которых оценивается прокурорами с точки зрения только её соответствия или несоответствия с законом.

Внутренняя направленность касается деятельности самих прокуроров, которые при осуществлении своих полномочий обязаны соблюдать законодательство.

Принцип гласности

Органы прокуратуры обязаны информировать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности и правопорядка и о своей деятельности. При этому органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также государственной или иной, специально охраняемой законом, тайной.

Информированность о работе органов прокуратуры обеспечивается разными способами, в том числе через деятельность специальных подразделений. Например, в генеральной прокуратуре РФ создано управлений взаимодействия со СМИ, а в прокуратурах субъектов РФ и приравненных к ним специализированных прокуратурах учреждены должности старших помощников прокурора по связям со СМИ.

Указанные структуры должны систематически представлять в СМИ сведения о работе органов прокуратуры, а также о направлении в суд уголовных дел, вызвавших повышенный общественный резонанс, о вынесении по этим делам судебных решений и о проведенных прокурорских проверках, в ходе которых были выявлены многочисленные нарушения законности.

Прокуроры субъектов РФ обязаны не реже 1 раза в квартал организовывать выступления прокурорских работников в СМИ, а также ежегодно проводить личные встречи с редакторами ведущих периодических изданий, журналистами и организовывать пресс-конференции по наиболее актуальным вопросам прокурорской деятельности.

Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет палатам Федерального Собрания и Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ и о проделанной работе по их укреплению, которые размещается на сайте генеральной прокуратуры.

В целях совершенствования взаимодействия органов прокуратуры со СМИ на основании приказа генерального прокурора ежегодно с 2009 года проводится всероссийский конкурс на лучшие материалы в СМИ о работе органов прокуратуры.

Граждане могут направлять в органы прокуратуры свои обращения по фактам правонарушений, в том числе по электронной почте.

Через СМИ органы прокуратуры ведут работу по разъяснению законодательства, правовому просвещению и воспитанию населения.

Принцип единства и централизации отражает внешние отношения, которые складываются в системе органов прокуратуры в процессе их деятельности.

Принцип единства проявляется в том, что прокуратура является единой системой, которую объединяют одинаковые цели, задачи, формы и методы осуществления надзора за исполнением закона и других функций, единые средства реагирования на выявленные нарушения и в прокуратуре нет уровней аналогичных судебным инстанциям.

Принцип единства проявляется также в том, что создание и деятельность органов прокуратуры, не входящий в единую систему прокуратуры, запрещено.

Вышестоящий прокурор может поручить нижестоящему прокурору выполнение своих некоторых обязанностей, а также принять на себя исполнение обязанностей нижестоящего прокурора.

Централизация органов прокуратуры означает подчиненность нижестоящих прокуроров вышестоящим и подчинение всех прокуроров генеральному прокурору РФ.

Вышестоящие прокуроры руководят деятельностью нижестоящих прокуроров, в том числе осуществляют контроль над их работой и имеют право давать указания по совершенствованию деятельности нижестоящих прокуроров.

Выполнение любых указаний вышестоящих прокуроров является обязательным для нижестоящих прокуроров, а указания и иные распоряжения генерального прокурора РФ обязательно для исполнения всеми остальными прокурорами.

Принцип единоначалия связан со способом, которым управляется соответствующий орган прокуратуры.

Каждую прокуратуру возглавляет прокурор (например, прокурор района, города, прокурор субъекта РФ и т.д.), который является единоличным руководителем соответствующей прокуратуры. Он обязан должным образом организовывать работу возглавляемой им прокуратуры и в первую очередь несет ответственность за качество этой работы, а его указании обязательны для исполнения всеми подчиненными работниками.

Принцип независимости

Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также различных общественных объединений, подчиняясь в своей деятельности закону, а также вышестоящему прокурору и генеральному прокурору РФ.

Законодательством предусмотрены определенные гарантии независимости прокуроров. Например:

А) воздействие на прокуроров с целью повлиять на принимаемые ими решения либо воспрепятствовать их деятельности влечет за собой уголовную ответственность.

Б) прокуроры не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, а также принимать участие в деятельности этих объединений.

В) прокуроры не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности и т.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: