Введение
Много чудесных памятников архитектуры создал белорусский народ. В их числе – уникальный ансамбль древнего Несвижа. Памятники архитектуры этого города дают возможность проследить, как появилось и развивалось в Белоруссии барокко.
До XIII века на этих землях жили кривичи. Несвижское княжество с центром в Несвиже впервые упоминается в летописях под 1223 годом, когда князь Юрий Несвижский (по другим источникам, Федор) со своей дружиной участвовал в битве русских князей с монголо-татарами на реке Калке. В XIII веке княжеский стол Несвижа попеременно принадлежал киевскому, галицкому, волынскому княжествам, а с первой четверти XIV века оказался в составе Великого княжества Литовского. С XIII по XV век несвижские князья владели уделом на условиях несения вассальной военной службы.
С получением Несвижа род Радзивиллов быстро набрал вес в политической и экономической жизни государства. Позднее современники называли Радзивиллов «некоронованными королями Литвы и Беларуси». Радзивиллы в эпоху своего наивысшего расцвета владели третью территории Беларуси — городами, местечками, деревнями, а также имениями в Литве, Польше и Украине.
I.Архитектура
I.1 Несвижский замок
Несвижский дворец Радзивиллов — памятник архитектуры XVI—XVIII веков — оригинальный и единственный, полностью сохранившийся на территории Европы, пример резиденции магнатов. На протяжении всей своей истории замок достраивался и обновлялся. В результате архитектурный комплекс вобрал в себя черты ренессанса, раннего и позднего барокко, рококо, классицизма, неоготики и модерна.
Первое упоминание о строительстве замка датируется 1551 годом и приписывается Николаю Радзивиллу Чёрному. В 1580-х годах при Николае Радзивилле Сиротке замок был перестроен и представлял собой прямоугольник примерно 170 на 120 метров с несколькими тайными входами-выходами, получивший регулярную систему планировки и оборонительные сооружения. Согласно размещенной над входом во дворец закладной плите, начата перестройка была 7 мая 1583 года.
|
Во время русско-польской войны замок выдержал осады русских войск, бравших штурмом сам Несвиж, в 1654 и 1659 годах.
В 1706 году во время Северной войны замок был захвачен шведскими войсками и превращён в военный бастион, многое в замке было разрушено. Только в конце 1720-х гг. началась реконструкция, а в 1740 году построена дворцовая часовня.
В 1792 году во время войны против польских конфедератов замок сдался русским отрядам под командованием И. Е. Ферзена и Л. Л. Беннигсена.
В 1812 году владелец замка Доминик Иероним Радзивилл выступил на стороне французской армии, после чего вынужден был бежать. Только в 1860-х гг. замок вернулся к Радзивиллам, после чего началось его расширение и строительство собственно комплекса: Замковый парк, Старый парк, Японский сад, Новый парк, Английский парк. Общая площадь всего комплекса к 1939 году составляла около 90 гектаров.
28 июня 1941 г. в замке располагался штаб немецкой 2-й танковой группы генерала Гудериана. Во времена СССР в комплексе располагался санаторий КГБ.
Новый каменный замок выделялся обширными укрепительными сооружениями.
Первоначально замок был со всех сторон окружён водой озёр и каналов. Попасть на его территорию можно было только по разборному деревянному мосту, который в случае нападения врага, убирали, - и замок тогда оказался на островном положении, становился труднодоступной крепостью.
|
Несвижская крепость имела важное военное значение на протяжении нескольких столетий, была местом сосредоточения отрядов частной армии князей Радзивиллов.
Башня с аркой, ведущей во внутренний главный двор, и центральный корпус дворцово - замкового ансамбля расположены на одной оси, что свидетельствует о стремлении к симметрии. Если войти через арку и следующей за ней длинный тоннель во двор и остановиться напротив главного здания ансамбля, можно увидеть своеобразное кольцо, образуемое каменными строениями. Кроме главного, или паркового двора существуют ещё два маленьких: хозяйственный и интимный. В главный двор входит парадный подъезд центрального корпуса. В XVIII веке он был надстроен до четырёх этажей, отделан пилястрами, скульптурными вставками, рельефными декорациями. Главный фронтон украсили гербы Радзивиллов, военные эмблемы и пышный орнамент, выполненные в стиле барокко. Центральный корпус занимали сами Радзивиллы. Слева от него находилось трёхэтажное казарменное здание с высокой дозорной башней, а справа – двухэтажное хозяйственное сооружение. Разобщенные первоначального корпуса позже перестраивались, дополнялись архитектурными вставками и наконец образовали замкнутый парадный двор. А с задней стороны главного здания появилась двухэтажная пристройка с террасой и двумя угловыми башенками.
На главном дворе привлекает внимание причудливый колодец – прекрасный образец мастерства простых белорусских умельцев.
|
Второй двор – конный, или хозяйственный располагался в южной части ансамбля. Здесь, в валах, размещались подземные конюшни. Поблизости была яма – бункер для медведей.
В 1891 году для того, чтобы удобнее было выводить лошадей из замка, через крепостной вал была проложена дорога к дамбе, ведущая к ипподрому и парку.
Третий двор совсем маленький. В своё время он сообщался с внешним миром секретными переходами. Они начинались под земляным валом и вели в разных направлениях, местные легенды свидетельствуют, что подземные ходы вели к фарному костёлу, Альбе и даже Мирскому замку.
В течение XVIII века в восстановлении и расширении замка участвовали и другие придворные архитекторы Радзивиллов: М. Педетти (1748 – 1779), М. Флорианович (1775 – 1779), К. Спалепани (1778 – 1779), А. Лоцци (1783, проект галереи), Л. Лутницкий (1783, проект королевского зала). Тогда же был перестроен главный корпус дворца. В центре его повысили до четырёх с половиной этажей. Таким он, в основных очертаниях, сохранился до наших дней. Обрёл барочные черты: стройные пилястры, пышное лепное убранство карнизов и фронтов. Парадный вход — через арочную браму (башня с воротами), под сводами проезда через вал.
Согласно инвентаризации 1685 года, в замке было 12 залов: Золотой, Мраморный, Гетманский, Рыцарский, Охотничий и другие, а также много других помещений, богато украшенных резьбой по дереву, лепкой, росписью, нарядными каминами. Убранство замка составляли живописные полотна старых мастеров,маршальские жезлы,гетманские булавы, полные комплекты рыцарских доспехов, восковые фигуры исторических личностей, редкие манускрипты, старинный фарфор, фамильное серебро, золото, запасы которого у Радзивиллов были несметными.
I.2 Фарный (приходской) костел Наисвятейшего Божиего Тела.
Построен в 1587—1593 годах как костел иезуитского монастыря по проекту Дж. Бернардони (1541—1605). Первый памятник архитектуры барокко на территории Восточной Европы. В 1750—1770 годах расписан внутри придворными живописцами Радзивиллов Ксаверием и Юзефом Хесскими. Живопись реставрирована в начале XX века.
Храм — родовая усыпальница рода Радзивиллов, единственный в Европе некрополь княжеского рода. В одном из 78 саркофагов похоронен князь Радзивилл Сиротка. Последнее захоронение датируется 2000 годом.
Фарный костел существует 400 лет и за это время ни разу не закрывался и не перестраивался.
I.3 Слуцкие ворота
На центральной площади города привлекает внимание старинное здание ратуши. Внушительные размеры, толстые могущественные стены придают ей монументальный вид. В прошлом, после получения Несвижем магдебургского права, здесь находилось городское самоуправление. С тех сторон ратушу окружают старинные торговые ряды. Вместе они образуют единое архитектурное целое.
Своеобразным и единственным в своём роде памятником архитектуры белорусского барокко являются Слуцкие ворота, находящиеся восточнее ратуши.
Это единственные ворота, сохранившиеся до нашего времени из четырёх ворот, через которые можно было проехать в город, окружённый тогда валами и широким рвом.
Нынешние Слуцкие ворота были возведены в 1700 году на месте сгоревшей во время Северной войны деревянной брамы, которая перекрывала дорогу – дамбу, ведущую вдоль озера в Несвиж со стороны Слуцка. Попасть в город минуя ворота, было практически невозможно. На первом их этаже сохранилась каморка для стражи и чиновника. В первом этаже была кордегардия, во втором — каплица Божьей Матери, которой по обычаю заходили поклониться въезжающие в Несвиж. Каждый въезжающий или идущий в Несвиж основательно проверялся, должен был платить пошлину.
I.4«Дом на рынке»
Большой интерес представляет собой сохранившееся до наших дней здание, которое обычно называют «домом на рынке». Оно построено в 1721 году, расположено западнее ратуши и могло принадлежать ремесленнику или купцу. Наиболее интересна главная фасадная стена. Её высокий фигурный контур скрывает двухэтажную крышу. В целом здание отвечает стилю барокко, характерному для архитектуры первой половины XVIII века. На фасаде заметна асимметрия в разбивке оконных и дверных проемов, но она сглаживается симметричной конфигурацией стены, одинаковым расположением продухов в углах щипца.
Несвижский «дом на рынке» - единственный сохранившийся в Беларуси образец городского жилья первой половины XVIII века с барочным фасадом.
I.5 Монастырь и костёл бенедиктинок
Построен монастырь в 1596 году в южной части города на небольшой возвышенности в готико-ренессансном стиле, корпуса монастыря неоднократно перестраивались и не все сохранились. В монастыре внутренний дворик, в который выходят монастырские постройки. Внутрь можно попасть через входную элегантную трехярусную башню-браму, построенную во второй половине XVIII века — архитектурную достопримечательность Несвижа.
Южнее дома расположен комплекс бывшего монастыря бенедиктинок. Как бернардинский и иезуитский монастыри, он входил в систему обороны города. Фундатором несвижских бенедектинок была жена Радзивилла Сиротки Евфимия. В их же храме она похоронена вместе с двумя дочерьми.
Хорошо сохранился и костел Святой Евфимии, который также имел высокую башню постройки начала XVIII века. В начале XVII века монастырь окружали земляные валы высотой 6 метров и шириной более 15 метров. Перед валом шел ров, заполненный водой.
Костёл и монастырь банедиктинок строились одновеменно. В 1590 – 1595 годах, и представляют собой единый архитектурный комплекс. Монастырь имел в плане П - образную форму, а по оси симметрии в него «встроен» костёл. В архитектуре бенедиктинского костёла – традиционная композиция, имеющая черты романской архитектуры и сочетающаяся с барочной пластикой и красочностью форм.
Вход в костёл был сделан не в главном фасаде, а сбоку – он проходил через помещение монастыря. В храме было семь алтарей, из которых главный украшен колоннами коринфского ордена и скульптурами святых.
Ансамбль дополняется трёхъярусной надвратной башней, построенной в XVIII веке в формах позднего барокко. Расположена она отдельно от монастыря. Внутри башня четырёхъярусная, углы её оформлены пилястрами, а проёмы – фигурными обрамлениями. Вместе с надкостёльной надворотная башня создаёт выразительную силуэтную композицию.
I.6 Замковая башня
Построена в конце XVI века рядом с Фарным костелом у входа на мост, ведущий к замку, с задачей защищать въезд в Несвижский замок. Сложена из большого кирпича в технике готической кладки. Сама башня квадратная и имеет три яруса разной величины. До XVIII века к башне примыкали Замковые ворота — вход в замковый комплекс.
В Несвиже сохранились также: Плебания — жилой дом для ксендза, заезжий двор конца XIX века, корчма конца XIX века.
II. Парки
II.1 Парк «Альба»
Несвижские дворцово – парковые ансамбли представляют большую ценность. Изумительные по красоте, уникальные по составу, композиционным решениям, романтическому стилю они – своеобразный автограф, оставленный прошедшими поколениями. В Беларуси таких парков мало.
Усадьба являлась загородной резиденцией Радзивиллов с конца XVI в. Ее площадь около 400 га. Здесь зарождалось, набирало силу, эволюционировало садовое искусство от эпохи Ренессанса до времен эклектики (схема парка).
Своим рождением Альба обязана Николаю Христофору Радзивиллу Сиротке, который после путешествия по Западной Европе решил у себя в Несвиже соорудить нечто похожее на забавы европейских феодалов. Освоение Альбы как загородной резиденции Радзивиллы начали в конце XVI в.,согласно «Альбому Бернардони». Время заложения парка относится к концу XVIв. Николаем Радзивиллом Сироткой с модной тогда идеей - иметь виллу для утехи в пригороде города. Сиротка не боялся заимствовать идеи где-то на стороне и поэтому смело взялся за строительство парка-утехи.
Альбянский парк имел два пика своего расцвета. И оба они приходятся на время жизни двух самых легендарных несвижских князей – Сиротка и Пане Коханку. Они уделяли парку много внимания, хотя каждый преследовал свои цели.
Парк Альба при жизни Сиротки. В выборе места парка, как впрочем, и самого города Несвижа, сыграло роль наличие такого природного элемента, как река Уша. Увиденное Сироткой в Италии можно было осуществить у себя дома только при существовании природного источника воды. Сиротка сооружает пруды: Альбянский и Свитязь, - и закладывает парк между прудами и аллеей, ведущей из города. Аллея необыкновенно широкая и прямая. Дина около двух километров. Из деревьев преобладает липа.
Что касается парка, который называется Старым, здесь все подчинялось принципу регулярности: партер, симметричность посадок и расположение строений. Из строений парка этого периода отметим Эрмиториум, который Сиротка построил для духовных упражнений. Аллеи правой части Старого парка в основном состоят из липы и ели.
Основой парка является правый берег реки Уша. Маленькую мелководную речушку перегородили серией широких, на всю ширину поймы дамб. С левой стороны пруды были обсажены обходными аллеями. А правая сторона прудов была открыта, что позволяло наблюдать их гладь с любой точки парка. С одной стороны аллеи находились небольшие рощицы, с другой – пруды.
Северо-западная часть парка связана уже с именем Пане Коханку. И остальные преобразования парка сделаны непосредственно им. В северо-западной части парка находится система каналов, так называемый «круг». Существует еще одно название – «Зверинец». Эту систему можно сравнивать с системой в Версале. Время строительства относится к середине XVIII в.
Существует легенда о функциональном назначении данной системы: стадо косуль, или стадо диких кабанов загоняли на территорию одного из секторов и гнали к острову, на котором стояли охотники. Оттуда они спокойно расстреливали дичь. С течение времени строений в Альбе прибавлялось. Пане Коханку строит новый каменный двухэтажный дворец «Альтана» с черепичной крышей и высотными башнями. Автор проекта – Антон Лутницкий. Ни одна постройка до наших дней не сохранилась. Они были разрушены Карлом XII во времена Северной войны.
В северо-восточной части парка есть сведения только связанные с реконструкцией в 30-х годах прошлого века. Здесь создавался пейзажный парк. Сосну обыкновенную использовали при создании массивов, ограничивающих парк с южной и северной сторон. Основные перспективы открывались при движении по старой аллее. С нее открывались перспективы на водоемы и на отдельные группы деревьев. Десятью годами позже значительная часть открытых пространств, расположенных ближе к аллее, была засажена культурами ясеня обыкновенного, который закрыл перспективу и превратил парковый массив в лесной.
Кроме дворцов на территории парка за два столетия было возведено и несколько других строений: здания училищ – мореходного и артиллеристского, каменная оранжерея, где выращивались цитрусовые, итальянский орех и розмарин; круглая ротонда в шпалерном саду, голландская ферма с пятью комнатами и залом. Кроме того, в Альбе была водяная мельница и больница с аптекой, а также деревянный костел Святой Троицы. Он стоял на набережной Большого канала и имел три позолоченных медных купола. Непосредственно как «парк» Альба» содержит в себе ценнейшие приемы восприятия природной среды. Например – «теория контрастов». Такое явление можно наблюдать, прогуливаясь по аллее в системе мелких прудов. Тень зарослей мгновенно сменяется открытым пространством прудов и наоборот.
II.2 Пейзажный парк
Несвижский водно-парковый комплекс, расположенный возле замка, своим появлением обязан супруге ХIV ордината Несвижского Антония Вильгельма Радзивилла, княжне Марии де Кастелян де Талейран Радзивилл Эта женщина сделала для рода, членом которого она стала, для города, куда она приехала и где жила, очень и очень многое.
Начало закладки парка датируется 1878 годом. К этому времени в Европе возникли свободно распланированные «английские парки». Именно в Англии «французские» сады с их геометрической планировкой и подстриженными деревьями стали заменять садами, подражающими естественной природе и получившими название «Английских». Свободная, живописная планировка, разнообразие мотивов и точек зрения, извилистые дорожки и берега озёр, искусное чередование холмов, лужаек, одиночных и рассаженных группами деревьев - всё это отвечало тяге к природе и культу естественных чувств.
Одним из художественных принципов таких парков был принцип «трёх волнистых движений». Под первым движением подразумевался рисунок извивающихся дорожек, аллей, проездов; под вторым - сложная и как бы естественная водная система, составленная из разнообразных прудов, ручьёв, протоков; третье было связано с вертикальной планировкой благоустраиваемых территорий. Считалось, что местность должна быть проникнута волнообразным движением, лёгкими повышениями и понижениями рельефа. Эти же принципы были положены в основу закладки Несвижского паркового ансамбля, самого величественного в Беларуси. Сооружения древнего княжеского дворца послужили благоприятным фоном для создания романтического окружения.
Парковый ансамбль находится в северо-восточной части города Несвижа, рядом с дворцово-замковым комплексом Радзивиллов. Является уникальным образцом садово-парковой архитектуры ландшафтного стиля конца XIX в. Начало закладки парка 1878 год. Закладной камень несвижских парков на Выставочной поляне парка Озерина происходило под руководством Марии Дороты Радзивилл де Костелян.
По времени закладки, планировке и архитектуре, подбору посадок Несвижский парковый ансамбль делится условно на 5 частей:Замковый парк; Старый парк, или Озерина; Японский парк, или Плинтовка; Новый парк, или Марысин; Английский парк.Ландшафтные участки объединены Диким, Замковым и Бернардинским прудами.
Замковый парк
Основной вход на территорию комплекса проходит по дамбе шириной до 20 метров, ведущей со стороны города к замку и служащей плотиной Замковому пруду. Дорога к ней оформлена в виде ясеневой аллеи. Вход на территорию паркового ансамбля начинается у старинных ворот, украшенных гербами рода Радзивиллов и монограммой. Характер ландшафтной композиции Замкового парка определяется рисунком и объемом крепостных валов, обеспечивавших многоярусную систему видовых точек симметрично решенным оформлением парадного двора и замкнутыми композициями внутренних двориков. В озеленении парадного замкового двора, вытянутого в виде эллипса по оси здания, использовалось большое количество цветочных растений, кустарников, хвойные экзоты (заводь).
В Замковый парк входят аллеи, окружающие замок по берегу оборонного рва, а также поляны. Театральная поляна, имеющая вид полукруга, получила своё название, потому что в былые времена придворный театр основанный княжной Франтишкой Урсулой, давал на ней театрализованные представления. Расположена она на юг от замка.
С двух сторон к поляне примыкают аллеи Замкового парка, обсаженные клёном остролистым, ясенем обыкновенным, берёзой бородавчатой и липой. Вторая поляна расположена на восток от замка и украшена тремя декоративными бронзовыми вазами на гранитных постаментах. Автором этих ваз с барельефами на темы исторических событий, является скульптор Валерий Янушкевич. Рядом с восточной аллеей из остролистого клёна, на берегу озера Замкового, массив из смешанных древесных пород.
Старый парк или Озерина
Старый парк или Озерина был заложен в 1978г., это наиболее старая часть паркового ансамбля. Местность, где он создан, ранее представляла собой холмистую равнину с протекавшей тут рекой Ушой, притоком Немана. Пойма Уши была заболочена. Гидрологические условия местности способствовали созданию прудов на месте реки. Работы по созданию парка начались с постройки дамб-плотин для прудов. В результате образовались пруды «Дикий», «Замковый» и «Бернардинский», что способствовало улучшению экологических условий для растений. Также в определённые части местности завозили грунт.
Вход на территорию Старого парка начинается у старинных ворот на северо-востоке от замка. Ранее, согласно данным раскопок, проведённых в 1997 г. в Старом парке с обеих сторон к воротам примыкала кирпичная ограда. Следуя от ворот по дорожке, справа мы видим гранитный камень с надписью «Аллеи парка посажены Марией Кастелян, княгиней Радзивилл, саженцами, выращенными из семян, привезённых из питомника Берлинского дворца Радзивиллов».
Слева по ходу после небольшого скопления елей обширная грабовая роща с живописным прудом Ундины. Когда-то по сохранившемуся каналу прудик подпитывался водой из студни или колодца Ундины. Он находится справа от дорожки в массиве из смешанных пород деревьев. Источник, который был там, среди скопления валунов давно иссяк, канал пересох и пруд получает воду только в виде осадков.
Основу ландшафтной организации романтического по своей идее Старого парка, примыкающего к замку с северо-восточной стороны, составляла система трех последовательно расположенных полян (Спортивной, Центральной, Выставочной). В композиции первой поляны основная роль отводилась красивой группе из двух мощных елей в юго-восточной части первой поляны, хорошо видимой с трех видовых точек. Около их в виде солитеров произрастали клен, явор и дуб решетчатый. На опушке поляны был установлен памятный камень.Первая и вторая поляна были разделены группами ели обыкновенной и сосны веймутовой, создающими подобие пропилей. На второй поляне верхний парковый маршрут раздваивался на почти параллельные аллеи, около которых было сосредоточено большинство экзотов. Разрыв в прибрежном массиве, заросший ольхой, был оформлен группой ели, которая эффектно выделялась при наблюдении с юго-западного угла поляны. Через второй разрыв просматривались пруд и обелиск в Новом парке. У верхней дорожки особенно эффектна была группа из 6 сосен веймутовых, высаженных в круг диаметром 3,5 м. сохранились 4 сосны, которые хорошо видны при входе на поляну с нижнего маршрута. Кленовая аллея заканчивается у ворот парковой ограды ведущих в деревню Заозерье. Центральная поляна отделена от Спортивной группами ели, берёзы и клёна. В самом начале липовой аллеи находится массивный постамент из валунов с датой «1896», который венчает прекрасный памятник борзой собаке, спасшей князя от раненого медведя.
В этой же части поляны можно видеть скульптурную композицию маленького мальчика прижимающего к груди дудочку. Позади него, как бы охраняя, стоит ангел. Эта композиция была создана в начале 90-х годов XX столетия по мотивам поэмы «Сымон-Музыка» Якуба Коласа, который в 1898 - 1902 гг. учился в Несвижской учительской семинарии.
Третья поляна, на которой до 1927 года проводились выставки цветов, садоводства и огородничества, отделялась от второй сплошным массивом из ели обыкновенной и клена остролистного. Она представляла собой луг, на котором доминирует мощный тополь черный (осокорь), рядом с которым установлен закладной камень. По краям боковых массивов располагались группы елей, прогулочные маршруты завершались причалом на берегу пруда, где сохранились остатки каменной пристани.
Японский парк
Японский парк, в ландшафтном решении которого были использованы некоторые мотивы экзотических восточных садов и выразительное ровное пространство газона, располагался за Старым парком и был ограничен с запада древесным массивом c отдельными экземплярами каштана конского в опушке. Своеобразная композиция создавалась до 1914г. под влиянием новых идей садовых зодчих Англии - Люйтенса, Митчела и Петто.
При планировке Японского парка в Несвиже предполагались мощёные извилистые узкие дорожки, карликовые деревья, композиции из камней. К сожалению модная идея не получила полного воплощения. В настоящее время это ровный, подтопленный водами пруда газон, ограниченный с запада древесным массивом, на опушке которого имеется несколько каштанов. Карликовые породы, которые были по проекту высажены здесь, не принялись. В своей планировке Японский сад не имеет логического завершения. В парке имелись аллеи из каштана, липы и других лиственных пород. Парк соединялся аллей с Поповой горкой, которая представляла собой господствующий над окружающей местностью холм у северо-восточной окраины парка с часовней на вершине, откуда открывалась перспектива на Охотничий домик Каролины, пруд Дикий, Новый парк и окружающие равнины.
От Поповой горки к охотничьему домику – небольшому одноэтажному строению со светелкой – вела дамба, а от Нового парка – березовая аллея. От домика хорошо просматривались Замок, пруд Дикий и парковые массивы на обоих берегах.
Марысин Парк
Марысин парк был заложен несколькими годами позднее Озерины по мере осушения левобережной территории. Парк в плане имеет форму прямоугольника, ограниченного со стороны поля однородной посадкой тополя канадского. Его композиции явились наиболее полным выражением особенностей романтических парков с их повышенной эмоциональностью, уединённостью, тишиной.
Создание парка связано с легендами о трагической судьбе княгини Марии, что нашло выражение в определённых парковых символах. В этом парке создана аллея «белого орла», объединенная канавами и обсаженная внутри соснами, «Круглый пруд» с островом. Здесь же находится колодец-родник с надписью на камне «Студня Ундины». В 1898 г. на придамбовом участке этого парка были проведены реконструктивные мероприятия и, в честь окончания строительства парка, поставлен Астрономический обелиск - Радзивилловский меридиан, пробиты аллеи к нему и построен родник Марии, который изображал скульптурную группу из бронзы Георгия Победоносца, копьем разящего змея. Из раны змея бежала вода, образуя ручей. В годы Великой Отечественной войны фигура была вывезена немцами.
За Лебяжим лугом, который в половодье затапливался водой, в наиболее пониженной, глухой части парка формируется круглый пруд с Островом любви с композицией из белого камня. Стилизованная беседка и две грубо обработанные скульптуры - Яна и Марии. По берегам пруда высажены ивы шарообразные. Постепенно увеличиваются размеры древесных групп, парк становится отражением естественных ландшафтов. Основные композиционные элементы Нового (Марысиного парка) связаны между собой кольцевой дорогой. Вдоль его окраины проходит дубовая, затем ясеневая аллеи; от Круглого пруда - в пониженной части парка - ивовая и липовая аллеи.
В 1898 году на возвышении устанавливается обелиск с надписью у основания «Марысин 1898». К нему в радиальном направлении прокладываются три аллеи - одна кленовая и две липовые. Рядом расположена скульптура из мрамора. Считается, что скульптура изображает Марию.
Восточный вход-въезд в Марысин парк сохранился почти в первозданном виде. Он оформлен массивными колоннами с железными воротами и калитками. У входа сохранилась сторожка, построенная в готическом стиле.
Английский парк
Продолжением Марысиного парка вдоль Замкового пруда является ипподром (позднее Английский парк). В 1891 году ипподром с замковыми конюшнями связала дорога, проходящая по откосу вала через дамбу. Характерная черта этой части паркового массива - одиночные или тройные экземпляры ширококонусных елей, редко разбросанных по ровному газону в шахматном порядке. Береговая часть полностью открыта, три другие закрыты сплошными посадками тополя канадского, сейчас сильно разреженными.
Из Английского парка открывается чудесный вид. На юго-западе выделяется костёл, видна дамба, разделяющая пруды «Замковый» и «Девичий» и Слуцкая брама. На северо-востоке видна гладь пруда «Дикий», Попова горка, окраины Старого парка и Японского сада. А прямо перед нами на высоком валу виднеется восточный фасад замка Радзивиллов с террасой и часовой башней.
Приложение
Гравюра Т. Маковского (около 1604 г.) даёт представление о виде замка на первоначальный период его существования.
.
План Несвижа
1 — дворцово-замковый ансамбль; 2 — Замковая башня; 3 — фарный костел;4 — ратуша и торговые ряды;5 — дом ремесленника;6 — Слуцкая брама;7 — бенедиктинский монастырь; 8 — Плебания; 9 — бернардинский монастырь.
Картина Наполеона Орды, замок Радзивиллов.
Замок Радзивиллов
Замок Радзивиллов. Главный фасад
Дом ремесленника
Слуцкие ворота
Монастырь и костёл бенедиктинок
Башня ворот бывшего монастыря бенедиктинок
костел Святой Евфимии
— бернардинский монастырь.
Плебания — жилой дом для ксендза, заезжий двор конца XIX века, корчма конца XIX века. страницы
Парк Несвижа
Вид на Пруд Ундины
Камень-валун, установленный Радзивиллами в конце каштановой аллеи к 25-летию основания парка. Камень увековечил имя создательницы парка Марии Кастелян княгини Радзивилл, а в наши дни стал называться камнем "исполнения желаний".
Японский пар
Заключение
Главную архитектурно-планировочную доминанту Несвижского парка представляет замок, тектонические формы которого удачно вписываются во многие интересные пейзажи ближнего и дальнего плана. В ландшафтах Несвижского парка редкое сочетание в практике паркостроения единство растительности и территории. Разнообразные ландшафты парка построены на устойчивых сочетаниях лесной, луговой и прибрежной растительности Белоруссии, оживленной красивыми экзотами. Ландшафтные композиции парка созданы по принципу контраста открытых и закрытых пространств. Природу первых составляют пруды, луга и газоны, а вторых – древесно-кустарниковые насаждения. В 1953 году Несвижский замок объявлен памятником архитектуры, а парковая часть ансамбля – памятником природы республиканского значения.
Немало произведений искусства и драгоценностей попало из Несвижского замка в различные хранилища Советского Союза, в некоторые зарубежные музеи. А часть уникальных вещей навсегда утеряны для Беларуси. Во время военных событий 1812 года и Великой Отечественной войны из замка многое исчезло бесследно.
Наряду с громадной библиотекой и картинной галереей в тысячи картин кисти известных художников, в замке была великолепная коллекция европейского и восточного оружия, огромная коллекция монет и медалей, знаменитые слуцкие пояса и несвижские шпалеры.
В замке были собраны уникальные произведения искусства, громадные богатства. Знаменитый архив Радзивиллов, фактически государственный, хранил древние акты и документы, письма французских королей Людовика XIV и Людовика XV, Богдана Хмельницкого, Петра I, Карла XII. Петр I лично несколько раз бывал в Несвиже. В 1939 году за архив Радзивиллов шла настоящая война — его части хранятся в десяти местах — в Польше, Литве, Беларуси, России, Германии.
Список литературы
1. Гарбусь Т. Музы Несвижа. – Мн.: Беларусь. – 1998г.
2. Деленковский Н.Н. Несвиж. – Мн.: Беларусь. – 1979г.
3. Кулагин А.Н. – Арх-ра д.-у. Ансамблей Б. – Мн.: Наука и техника. – 1981г.
4. Масленицина И.М. Бгоодяж Н.А. Радзивиллы – Несвижские короли. – Мн.: Изд-во. – Триоль. – 1997г.
5. Шавыркина М. – Несвижский театр и Франтишка Уршуля
6. Якимович Ю.А. – Зодчество Белоруссии. – Мн.: наука и техника. – 1991г.
7. Ткачёв М.А. – Замки Беларуси – Мн.: Беларус ь, 2002.–200 с.:ил